Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Россия: Пойдут ли инвесторы в потребительские сет

и

Российские розничные сети сейчас привлекают все большее внимание инвесторов. С одной стороны, из-за перспектив роста потребительского рынка, с другой — из-за высоких шансов на укрепление рубля. Также привлекательности добавляет близость данного бизнеса к непосредственному потребителю, а следовательно, его стабильность в финансах. Рассмотрим торгующиеся розничные сети подробно.

ЛЕКАРСТВО ДЛЯ НЕРАЗУМНОГО ИНВЕСТОРА

Одним из самых ярких примеров судьбы розничной сети является путь «Аптек 36,6». Компания прошла следующие стадии: а) управляемый рост и растущая выручка и прибыль, б) неуправляемый амбициозный рост на заемные деньги и растущая выручка с замедляющейся прибылью, в) выделение из себя здорового бизнеса — «Верофарма» и, последний этап, г) коллапс, вызванный растущей стоимостью обслуживания заемного капитала, полное отсутствие прибыли на фоне роста выручки, смена менеджмента и заявления в духе «все наладится». «Аптеки 36,6» попросту «перегнули палку» в росте. Выручка сети до сих пор увеличивается, но предприятие нерентабельно. Сейчас оно находится уже в новой для себя стадии — д) попытка оздоровления. На данный момент нужно очень пристально следить за финансами, так как в случае восстановления рентабельности акции взлетят моментально.

Через призму истории этой сети и стоит смотреть на остальных — те, кто любит рост и готов расти за счет заемного капитала, представляют собой самые рискованные вложения. «Аптечная сеть 36,6» — хороший урок для инвестора, готового войти в этот сектор.

«МАГНИТ»

 Это, безусловно, лучшее предприятие среди торгующихся на фондовом рынке российских сетей. «Магнит» не замечен в любви к бесконечной экспансии, не занимается покупкой других сетей.

Управляется и контролируется сеть ее создателем, что является отличным инвестиционным признаком. У предприятия высока способность к выживанию, так как весь долг гасится за два с половиной года деятельности. Лучшее соотношение только у «Седьмого континента», но «семерка» не растет в регионах, в отличие от «Магнита». По стратегии роста «Магнит» очень похож на Wal-Mart — компания стремится открывать магазины в регионах, где низкая конкуренция.

Кроме всего прочего «Магнит» придерживается наилучших стандартов в прозрачности для акционера, по этой характеристике он на первом месте. Отличный темп роста выручки и прибыли, постоянство в финансах — все говорит о крепком менеджменте.

«СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ»

 Если и X5, и «Магнит» растут в регионах, то бизнес «Седьмого континента» на 90% сконцентрирован в Москве. «Семерка» лучшая по рентабельности и по устойчивости бизнеса, но оценена рынком довольно высоко. Не в ее пользу говорит отсутствие роста прибыли. Компанию можно использовать как бенчмарк отрасли, так как «Седьмой континент» практически не развивается и по его финансам можно определить, растет ли прибыль в условиях не растущей сети. На основе финансов «Седьмого континента» можно сделать вывод, что рост прибыли без роста сети сейчас невозможен, так как опережающим темпом увеличиваются затраты, а следовательно, общая обстановка в секторе неблагоприятна для инвестиций.

Среди аналогов только акции «Седьмого континента» не снизились в этом году и даже напротив выросли на 2%. Если «Седьмой континент» сейчас ищет заемные деньги, то нас может ждать сюрприз. Легко может оказаться, что «Седьмой континент» решил расти, например в регионах. А в таком случае «Седьмой континент» является фаворитом в этом обзоре, так как обладает самым сильным балансом и способностью привлекать капитал для экспансии. Из предприятиясереднячка с сильным балансом он может превратиться в белого лебедя или в «синюю птицу удачи» для инвестора.

X5

 Стратегия роста X5 очень похожа на особенности одноименного внедорожника и чем-то близка «аптечной эпопее» по своей агрессии. Блестящие результаты достигаются приобретениями за счет заемных средств и могут в перспективе очень болезненно повлиять на акционерный капитал. Именно из-за приобретений X5 обладает высоким темпом роста финансов и именно из-за приобретений соотношение долг / прибыль высоко. Если нас ожидает продолжение роста стоимости денег и инфляция издержек, X5 пострадает значительно серьезней, чем «Магнит» или «Седьмой континент».

Несмотря на прозрачность и точность цифр отчетности, безудержный рост финансов X5 не стоит сейчас принимать на веру и брать за основу для расчетов, потому что в текущий момент происходит консолидация свежеприобретенных предприятий на балансе. Только со временем можно будет действительно понять, сколько они зарабатывают. Изучив историю рынка, можно предположить следующее. Как только кредитнорыночные аномалии остановят агрессивный рост сети, может начаться спад финансовых результатов. А дальше инвестора будет ждать много неприятных минут и очередь в «Аптечной сети 36,6» за валидолом. Вот там акционеры этих двух компаний и встретятся.

«ДИКСИ»

 Очень низкая рентабельность (1,2%) делает компанию чрезвычайно уязвимой к росту стоимости денег, несмотря на хороший темп роста выручки (+49%).

Низкая рентабельность и естественное в таком случае высокое соотношение долг / прибыль помещают компанию в категорию «темных лошадок». Она может и обрадовать, и страшно разочаровать своими будущими финансами.

Если из-за экспансии пострадает рентабельность, то развитие событий пойдет по «аптечной дороге», если не пострадает, акции смогут вырасти. На этом фоне в акциях компании слишком много «но», что не привлекательно для инвестора.

«АПТЕКИ 36,6»

 Ситуация улучшается: рентабельность по чистой прибыли по итогам трех месяцев 2007 года составляет –3%, за шесть месяцев –4,3%, за девять месяцев –7,1%, а по итогам первого полугодия этого года всего лишь –1,5%. Еще немного, и предприятие снова станет рентабельным. По динамике показателей видно, что менеджмент старается, и результаты есть. Но инвестору имеет смысл дождаться перехода рентабельности на положительную территорию, в противном случае сеть ждет банкротство, и тогда за эти акции никто и цента не даст. По показателю EV/S предприятие стоит очень дешево, и если у «аптекарей» все получится, акции взорвутся ростом. Из рыночной практики известно, что сильнее всего вырастают акции именно тех предприятий, у которых вначале была низкая рентабельность.

Вероятность положительного исхода для инвесторов высока, так как выручка продолжает рост очень высоким темпом +43% за I полугодие 2008 года к I полугодию 2007-го, что подтверждает сильный потребительский рынок. Тем не менее будет лучше увидеть, нежели просто услышать.

ИТОГИ

 Инвестору имеет смысл сконцентрировать свое внимание на сетях «Магнит» и «Седьмой континент» как на самых сильных предприятиях отрасли.

В остальных случаях предпочтительнее дождаться очередной финансовой отчетности.

Сергей Фролов

Журнал «Business&FM»
30.09.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов