Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Билетик возьмете?

Лотерейный бизнес ждет нового закона

После многолетнего падения некогда миллиардных оборотов лотерейного бизнеса перед игроками этого рынка забрезжила надежда. Принятие специального закона «О лотереях» и повсеместное наступление на «одноруких бандитов» дают им шанс вернуть назад золотые деньки. 

Вот только сумеет ли лотерейный бизнес воспользоваться им? 

В 1700 году спешащие по своим делам москвичи были сильно озадачены расклеенными по всей столице афишами, в которых их приглашали принять участие в очередной «иноземной забаве». Нет, речь не шла о театре, экзотическом цирке или фейерверках. На афишах было написано, что «Сим всему миру являет Яков Андреев сын Гасениус, часового дела мастер, что на дворе окольнитчего Ивана Ивановича Головина, возле Андрея Артамонова, у Николы в Столпах будет вскоре установлено счастливое испытание, по иноземчески называется лотерея, в 8 рублей лот с числа. И те лоты или ярлыки зачнут выдавать всем охотникам и охотницам на вышеупомянутом дворе, в нынешнем 7208 году в 12 день ноября. И сколь скоро все будут розданы, тогда день будет присрочен к испытанию счастливца и миру объявлено будет, сколько всякому с частей денежных тем охотникам и охотницам вынется. А при осмотрении для верности присмотра будут верные господа, каких Великий Государь нам укажет к испытанию счастливца; так же два младенца, которые не видовавши все лоты или ярлыки, перед теми свидетелями и народом, кто желает быть, перед всеми будут вынимать, и сколько денег написано, объявится счастливцу или счастливым, столько дано будет». 

Расплата за эйфорию

Розыгрыш лотереи настолько понравился москвичам, что его решили повторить уже через две недели. И за три следующих века интерес к «заморской забаве» в России не то что не упал, а даже значительно усилился. Достаточно сказать, что сеть продаж знаменитого «Спортлото», по данным Европейской ассоциации государственных лотерей, была самой большой в мире. Распад СССР и вовсе спровоцировал колоссальный спрос на лотерейные билеты – ведь они, в полном соответствии с духом времени, позволяли разбогатеть быстро и без особых усилий. «Что и говорить, в 1993 – 1995 годах мы могли себе позволить ввозить отпечатанные в США и Канаде лотерейные билеты самолетами – в каждый, как сейчас помню, влезало по 10 млн штук», – с оттенком грусти вспоминает о тех благословенных временах гендиректор ООО «ЛоттоСтар» Станислав Волков (его компания – крупнейший в России организатор моментальных лотерей). Волкову есть о чем грустить: тогда еженедельные тиражи в 10 млн билетов считались нормой, и при цене каждого в $1 организаторы зарабатывали по $10 млн. «Сегодня на нефти столько не зарабатывают, сколько тогда можно было «срубить» на лотереях», – говорит на условиях анонимности Сергей С., в те времена – активный организатор лотерей, а ныне – заместитель гендиректора крупной продовольственной компании. 
Сегодня у участников лотерейного рынка шансов повторить рекорды 90-х годов не больше, чем у нас с вами выиграть московскую квартиру в лотерею «Золотой ключ». Так, тираж «Русского лото» – одной из самых популярных лотерей страны – от 13 июля 2008 года составил 243 000 билетов, что примерно в 53 (!) раза меньше рекордного тиража этой лотереи в 13 млн билетов. Какой же клубок проблем, словно камень на шее, потащил российский лотерейный рынок на финансовое дно? По мнению большинства опрошенных «Ко» экспертов, этот самый камень с энтузиазмом надевало как государство, так и игроки рынка. «Так как полноценного закона, регулирующего лотереи, не было, на рынке появилось множество недобросовестных игроков, – сетует Станислав Волков. – Кто объявлял нереальные правила игры на реальных билетах и получал с этого навар, кто задерживал на два-три года крупные выигрыши, кто баловался с призовым фондом. В общем, у народа постепенно убили веру в лотереи, и в глазах общественности она стала синонимом лохотрона. По мнению Сергея С., тогда добросовестные игроки рынка не ставили себе целью борьбу с лохотронщиками – считалось, что клиентов на всех хватит. Вот и получили «бумеранг» в виде тотального снижения интереса к лотереям. 

Автоматами по лотереям

Однако не только лохотронщики забивали гвозди в крышку гроба лотерейного бизнеса. Свою роль в этом сыграли и начавшие расти в 2000-х годах как грибы после дождя залы игровых автоматов. Государство, особенно в крупных городах, никак не ограничивало их развитие, и они «перетянули» у лотерейщиков огромный пласт клиентов. «Да что там говорить, прихожу как-то 4 года назад в сельпо, а покупателей там нет – все сгрудились у этого проклятого «столбика» и остервенело играют», – горячится гендиректор ЗАО «Интерлот» (оператор лотереи «Золотой ключ») Александр Зибров. Однако игорный бизнес нанес лотереям не только прямой удар правой, но и обводящий – левой. «После того как в Москве государство выгнало нас из метро и с надземной зоны вокруг него, осталась фактически одна возможность – разместить свои точки в торговых центрах, – говорит Станислав Волков. – А их буквально развратили те же залы игровых автоматов, платя двойную арендную плату только за то, чтобы разместиться в проходных местах. Владельцы же ТЦ не делают разницы между игорным и лотерейным бизнесом, и требуют с нас ту же цену, чего мы себе, естественно, позволить не можем». 
Подлил масла в огонь, разрушающий финансовое благополучие лотерейного бизнеса, и вступивший в силу в 2004 году закон «О лотереях». «Нет, конечно, хорошо, что его вообще приняли, – дипломатично комментирует исполнительный директор ООО «ЛотПром» Андрей Шапошников. – Закон убрал с рынка недобросовестных игроков, лохотронщиков. Однако вместе с тем некоторые пункты закона оказались для нас весьма накладными». В самом деле: закон не только резко поднял расходы лотерейщиков на печать и защиту билетов, но и вынудил их практически полностью поменять систему дистрибьюции. В частности, если раньше билеты можно было продавать практически где угодно, то теперь – только в специализированных ларьках, отделениях ФГУП «Почта России» и Сбербанка. «Это все здорово, вот только поставить ларек у метро или на оживленной улице сегодня никто не даст, – говорит Сергей С. – Чиновнику гораздо выгоднее поставить пивную палатку и затем «кормиться» с нее, чем пустить на «хлебную» территорию лотерейщика». Конечно, теоретически остается тот же Сбербанк, но… Сбербанк – это что-то вроде политического клуба, туда со стороны не попадают», – грустно иронизирует Станислав Волков. Бизнесмен знает это на собственном опыте: его компании было отказано на том основании, что ассортимент уже сформирован и в расширении не нуждается. «Ну еще бы, – грустно усмехается Станислав Волков. – Что руководству Сбербанка фамилия Волков – они ее не знают. Зато они знают фамилии, например, Фетисова и Михалкова, поэтому-то на полках находятся не мои лотереи, а Дирекции спортивных лотерей и Российского фонда культуры».

Квартирный вопрос 

По словам Сергея С., он ушел из отрасли в самое черное для нее время – в конце 2004 года, посчитав, что больше в лотерейном бизнесе в России ловить нечего. «Когда в начале 2005 года я посмотрел на объемы продаж и увидел, что они стали меньше 3 млн рублей, мне подумалось – все, наше дело труба», – с дрожью в голосе вспоминает Станислав Волков. Однако бизнес на лотереях оказался живуч: согласно реестру Федеральной налоговой службы, в настоящее время в России насчитывается около 250 моментальных (результат можно узнать сразу после покупки билета) и 50 – тиражных (победитель определяется в ходе розыгрыша) лотерей. Правда, подавляющее большинство из них существует лишь на бумаге – лицензия на каждую лотерею выдается на 5 лет, а многие из них в силу непрофессионализма организаторов не в состоянии протянуть и года. «Боевых» лотерей сегодня наберется с десяток моментальных и всего три тиражные, – сокрушается Александр Зибров. – И это на всю страну!» Большинство из тех, кто сохранил верность лотереям, предпочитают искать удачу (вернее, квартиры) в билетах «Золотого ключа»: тираж этой лотереи от 12 июля составил 298 000 билетов, в то время как ближайший конкурент – «Русское лото» – продал на 55 000 билетов меньше. Популярность этих двух лотерей легко объяснима – во-первых, годы работы на рынке создали им большой пул лояльных игроков, а во-вторых, розыгрыши призов транслируются по телевидению, что делает процесс игры намного более увлекательным. К слову, любопытный момент – розыгрыш тиража в лотереях проводится по-разному, однако никогда – с помощью компьютера. Причина в том, что ФНС, одна из «нянек», приглядывающих за отраслью, опасается хакеров, из-за чего в большинстве телевизионных лотерей используется лототрон. Именно туда перед началом тиража загружаются шарики в виде резиновых мячиков с цифрами весом 74 г каждый (весь реквизит, как правило, закупается во Франции). 

Лотерейная бухгалтерия

Каков общий объем российского лотерейного рынка сегодня? На этот счет высказываются различные мнения, но, по словам Станислава Волкова, если отталкиваться от реально действующих в стране лотерей, то в 2007 году он составил около $200 млн. Что и говорить, немного, учитывая, что в феврале 2006 года джекпот только одной американской лотереи – Powerball – равнялся $365 млн. К слову, о джекпотах. На фоне Запада, где джекпот любой уважающей себя лотереи начинается с $20 – 30 млн, российский рекорд в виде $2 млн (разыгран 4 года назад в «Русском лото») кажется просто смешным. «Дело в том, что согласно законодательству джекпот необходимо обязательно разыграть за 20 тиражей лотереи, – объясняет Андрей Шапошников. – Контролирующие органы почему-то посчитали, что большой джекпот каким-то образом позволит уйти от налогов». Вот поэтому-то никаких значительных сумм в джекпоте российского разлива и не накапливается. Впрочем, может быть, это и к лучшему? Когда в 2001 году $1 млн выиграла бывшая сушильщица Уфимского машиностроительного объединения Надежда Мухаметзянова, ее жизнь превратилась в сплошной алкогольный праздник. Женщина поила весь дом, покупала и разбивала один за другим автомобили. Когда же в 2006 году миллионерша умерла, выяснилось, что у нее не осталось денег даже на похороны. И это далеко не единственный казус, связанный с отношением россиян к лотерейным выигрышам. Когда в 1940 году руководство Осоавиахима (будущего ДОСААФ) провело рекордный 75-миллионный тираж, выяснилось, что лишь 8% победивших забрали свои выигрыши, в то время как остальные 92% даже не удосужились посмотреть итоги лотереи.
«Глупые люди, – комментирует менеджер по продажам крупного мебельного холдинга Галина. – Я в «Русское лото» играю уже третий год, выигрываю какие-то смехотворные суммы, а трачу по 100 рублей в неделю за два билета. Думаю, карманы организаторов просто распухают от денег игроков». Сами организаторы от обвинений в сверхдоходах решительно открещиваются и контратакуют сетованиями на сверхрасходы. По словам Станислава Волкова, за одну получасовую программу розыгрыша тиражной лотереи далеко не в самый прайм-тайм канал «НТВ» просит $67 000, и это без учета расходов на организацию программы, зарплату приглашенных звезд и реквизит. Но даже если заменить ТВ газетами, где будут публиковаться результаты розыгрышей, запуск тиражной лотереи все равно потребует, как минимум, $3 – 4 млн. Моментальная лотерея обойдется инвестору дешевле – уложиться можно и в $500 000, но и доходность в ней значительно меньше тиражной. «В целом же мы обязаны перечислять в призовой фонд 50% стоимости проданных билетов, еще 10% уходит на благотворительность, а 25% – на вознаграждение распространителям, – раскрывает лотерейную бухгалтерию Александр Зибров. – Добавьте к этому расходы на производство, а также на зарплаты, транспорт, аренду офиса и склада, и получится, что чистая прибыль организаторов лотерей составляет 1 – 2%». Поддерживает коллегу и Станислав Волков. «В нашем бизнесе вышел в ноль – и уже можешь плясать от радости», – усмехается эксперт. 

То, что доктор прописал

Что ж, в самом деле – лотерейный бизнес особенно доходным сегодня назвать нельзя. Впрочем, участники рынка уверены в том, что это – лишь временное явление. «Я на 300% убежден, что у отрасли будут огромные продажи, вопрос только в том, когда это произойдет», – говорит Станислав Волков. А случится это тогда, когда, по мнению большинства опрошенных «Ко» экспертов, на рынок подействует «таблетка», состоящая из двух активных элементов. И первый из них – это закон о государственном регулировании игорного бизнеса, согласно которому все «столбики» и автоматы должны до 1 июля 2009 года либо переехать в одну из четырех игорных зон, либо закрыться. «Это даст колоссальный импульс развитию нашей отрасли – в тех местах, где власти закрыли игровые залы, продажи моих лотерей уже возросли в два-три раза», – не скрывает радости Станислав Волков. 
Вторая составная часть «лекарства», призванного вернуть былой блеск лотерейному бизнесу, – это лоббирование отраслевыми игроками ряда поправок в закон «О лотереях». «Я на рынке уже 10 лет, и до сих пор не встречал ни одного случая подделки билетов, – говорит Александр Зибров. – Поэтому, на мой взгляд, нынешние требования к их защите избыточны». В самом деле – закон «О лотереях» превратил лотерейные билеты в полиграфическую продукцию уровня Б, которая должна иметь номер высокой печати, водяные знаки, вкрапление особых волокон, микрошрифт и фоновую сетку из непрерывных линий. «Такие билеты можно печатать только на Гознаке, а это колоссальные расходы, – рассказывает Станислав Волков. – К примеру, на Западе себестоимость билетов составляет 1 – 2% от их итоговой цены, в то время как в России – 8 – 15%. Поэтому-то я и не могу запустить несколько перспективных лотерей – слишком дорого». Также участники рынка очень хотят снять ограничения на размер джекпотов, ввести инструмент их страхования и ликвидировать госмонополию на проведение онлайн-лотерей. Последние представляют собой такую систему розыгрыша, при которой лотерейные билеты печатают находящиеся в людных местах специальные терминалы, причем информация о каждом купленном билете мгновенно появляется в базе данных центрального компьютера. Это позволяет организаторам сделать лотерею гораздо более массовой, чем сегодня, а также повысить норму собственной прибыли за счет исключения расходов на тираж, транспортировку и распространение. По словам Александра Зиброва, если бы государство изменило правила игры в части онлайн-лотерей, то инвесторы, готовые вложить в соответствующий проект $120 – 150 млн (эти деньги требуются для создания центрального и регионального процессинговых центров, стационарных и мобильных терминалов, оплаты труда сотрудников и т.д.), нашлись бы очень быстро, и отрасль сделала бы колоссальный рывок вперед. 

Светлое будущее? 

Получится ли у лотерейщиков «протолкнуть» все необходимые им поправки? Что ж, время покажет, но успешный опыт отстаивания собственных интересов на самом высоком уровне у них есть. В конце 2005 года Объединение реализаторов лотерей России (ОРЛР) пролоббировало изменения в 21 главе Налогового кодекса, согласно которым деятельность распространителей тиражных лотерей перестала облагаться НДС. «Думаю, на то, чтобы полноценно воспользоваться «изгнанием» игровых автоматов и внести поправки в законодательство, у моих бывших коллег может уйти три-четыре года», – говорит Сергей С. И тогда, к началу второго президентского срока Дмитрия Медведева или третьего – Владимира Путина, в России вполне может наступить новый «золотой век» лотерей. «Я убежден – если из отрасли убрать те искусственные ограничители, которые есть сегодня, то где-то за два года рынок может вырасти в три-четыре раза», – уверен Станислав Волков. Согласен с ним и Сергей С. – по его словам, он не удивится, если к 2014 году рынок лотерей увеличится до $1 млрд. И учитывая, что в среднем 50% дохода от продажи лотерейных билетов затем возвращается поку

Александр Макаренко

Компания
25.08.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов