Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Свобода слова

Как кризис жанра заставил копирайтера основать школу

У российских рекламистов «первого призыва» образование могло быть самым различным, но одинаково далеким от рекламы. Старший копирайтер BBDO Moscow Светлана Май бродская окончила педвуз. Столкнувшись с кризисом, она перекинула мостик между полученным образованием и профессией.

Еще в Московском педагогическом государственном университете преподаватели Светланы Майбродской отмечали странность ее методических представлений. Однако Светлана не сдавалась. «Школа не должна выдавать штампы: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, трава зеленая, Цветаева - великий русский поэт, - говорит она и сегодня. - Такой усредненный набор знаний о мире делает нас всех одинаковыми. Обычная школа блокирует наши творческие возможности, а должна развивать». Колкостей и филиппик в отношении официальной педагогики за время ее существования было сказано немало - как хулиганистыми сверстниками из параллельного класса, так и людьми вполне просвещенными. Чего стоит, к примеру, известное высказывание писателя Габриэля Лауба: «Мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе». Но одно дело критиковать и совсем другое - предлагать альтернативу.

На позициях, занятых пятнадцать лет тому назад, Майбродская твердо стоит и по сей день. С той разницей, что однажды сформулированные принципы теперь приходится отстаивать на практике. Два года старший копирайтер BBDO Moscow, в отличие от коллег, занимается не текущими брифами, а собственной школой рекламного мастерства. Образовательный проект Wordshop BBDO уже произвел четвертый выпуск. Но об окончательной «утряске» формата говорить пока рано.

the factory of ideas

«Процесс передачи знаний - такая же биологически первостепенная функция, как размножение и самосохранение, - считает Майбродская. - У всех гениев были свои школы. И любой человек, добившийся чего-то в жизни, нуждается в учениках». Это о тех креативных директорах, дизайнерах и режиссерах, чьи лекции стоят в плане Wordshop. Значит, отчасти и о себе тоже. Кстати, если перед входом в платоновскую Академию было написано «Не знающий геометрии да не войдет сюда», то в офисе BBDO учеников встречает бегущая строка: «The factory of ideas». И это уже реклама.

Третий Wordshop подошел к финишу 20 ноября прошлого года. В этот день в офисе BBDO выпускники сдавали экзамен, а бегущие красной строкой буквы высвечивали поздравление Светлане Майбродской с днем рождения. Символично. Значимости моменту придавало и то, что студенты впервые участвовали не в виртуальном, а реальном тендере. Победитель получал право на реализацию идеи - съемку вирусных роликов для агентства недвижимости dom.ru.

Но, возможно, голоса скептиков в тот день ожили в голове Светланы с особой силой. Один из них должен был принадлежать владельцу известного продакшен-хауса, который изрек: «Я работаю в индустрии пятнадцать лет и знаю, что это (доверить относительно большой бюджет молодым креаторам) из области фантастики». Тем не менее после долгих споров клиент выбрал идею, которую отправил на доработку. А уже в мае готовые работы появятся в сети. Это - одна из побед, которые Светлана одержала в борьбе за свое детище.

«Очень многие загораются идеями, но не все их реализовыва-ют. А Светка может. И ничего не боится. Даже если чего-то не знает, у нее все равно обязательно получится, - говорит Наталья Базина, несколько лет работавшая с Майбродской в BBDO. - Потом Света умеет влезть в мозг и не вылезет из него, пока не получит нужную вещь. Так и будешь ходить с Майбродской в голове… Это я любя!» Такие качества, как упорство и последовательность, не раз пригодились Светлане в период становления Wordshop. Ведь поначалу противников у проекта было гораздо больше, чем сторонников. Но для самой Майбродской идея школы была не прихотью, а выходом из кризиса. Разочарование в рекламе заставило ее вспомнить педагогическое прошлое.

В МПГУ Светлана поступила без проблем, но и без особых видов на будущее. В школе, наряду с литературой, в число любимых предметов входила математика, и если бы не уход любимой учительницы, высшее образование она могла получить совсем в другом месте. Зато литературы в институте было более чем достаточно: Светлана не успевала ничего, кроме чтения. При этом изящная словесность изучалась в общем культурном контексте каждой эпохи, и выпускники получали возможность преподавать мировую художественную культуру.

Еще один любимый предмет - психология: «У нас была очень сильная кафедра. Мне кажется, копирайтеру очень сложно без знания психологии: не чувствуешь аудитории - не знаешь, с какого бока подойти». По выходе из вуза преподавательница МХК сама с легкостью удерживала внимание юной аудитории. Некоторые родители «ловили» ее после уроков и признавались, что никогда еще не видели свое чадо за книжками. Светлане, однако, этого было мало. «У меня всегда была мечта учить не всех подряд, а только самых талантливых. Но школьная система не приспособлена для этой идеи, методики работы с талантливыми детьми нет, - говорит Майбродская. - Есть куча методик, как научить всех, как нивелировать личность до какого-то среднего уровня. Как научить, что дважды два - четыре. А вот как научить, что дважды два - не четыре, этим никто не занимается».

Уже тогда Майбродская втайне мечтала о «неправильной школе», в которой люди сомневались бы во всем устоявшемся. О школе «звезд». На ее карьерные планы тем временем повлиял младший брат.

Сам Самовна

Вузовские преподаватели, доказывая Светлане несостоятельность ее идей, оперировали абсолютно рыночным примером: если в стране вообще нет шоколада, то странно сосредоточиваться на производстве какого-либо специфического шоколада с необычным вкусом. В общем, «нишевого продукта». Вскоре маркетинговая терминология прочно вошла в жизнь их ученицы.

Младший брат Светланы Михаил (Михаил Губергриц - креативный директор BBDO Branding), начав работать в рекламе дизайнером, посоветовал Светлане пойти тем же путем. Помог составить портфолио, даже поделился некоторыми из своих работ, и вскоре в ответ на разосланные резюме стали приходить приглашения. Одно из первых - от BTL-агентства EMG, которое дало на пробу сценарий праздника для младших школьников под эгидой бренда Nesquik.

>> Светлана Майбродская
Образование:
В 1991 году окончила филологический факультет МПГУ им В.И. Ленина.
Опыт работы:
1995–1998 – преподаватель в лицее;
1998–2001 – копирайтер EMG;
2001–2002 – креативный директор EMG;
2002 – настоящее время – старший копирайтер BBDO Moscow;
2006 – настоящее время – руководитель школы «зубастых рекламистов» Wordshop.

Майбродской было несложно написать два сценария за два вечера, а кроме того, песню, впоследствии ставшую основным треком принятого заказчиком мероприятия. Так кролик Квики ввел Светлану Майбродскую в рекламу.

Проверкой на прочность для девушки стал другой сценарий -фестиваль экстремальных видов спорта «Чистая энергия Nescafe». В конце 1990-х сноубордом в России еще мало кто занимался, Светлана не знала о нем ничего. Поэтому пришлось спешно осваивать новую лексику: «джиббинг», «хаф-пайп», «биг эйр», общаться со сноубордерами, смотреть тематические ТВ-передачи, читать журналы. По конечному результату трудно было догадаться о том, что еще недавно копирайтер совершенно не владел темой. «Совсем не страшно чего-то не знать - страшно бояться, что у тебя это не получится», - извлекла урок Светлана.

Придя в маленькое агентство, Майбродская стала расти вместе с ним. В EMG, где до этого не было творческого отдела, она создала и возглавила группу креаторов, а затем за ней официально была закреплена должность креативного директора. Начали появляться профессиональные награды. Например, «Серебряный Меркурий» за проект всероссийского чемпионата по дворовому футболу «О-ле Coca Cola!».

«Когда ты работаешь в BTL, то пишешь многостраничные сценарии многочасового шоу. В ATL-агентстве сценарий 30-секунд-ного ролика надо уложить в несколько предложений. Но законы удержания внимания людей в принципе одинаковы, - говорит сегодня Майбродская. - Думаю, если судьба забросит меня на кинорынок, я попробую писать для кино». Свои первые ролики Светлана сняла уже в EMG для пельменей «Сам Самыч» - бренда, название для которого придумала несколько лет назад. И поняла, что ее неудержимо тянет в креативное агентство.

немножко беременна

Wordshop. Лекция по неймингу. После теоретической части Майбродская раздает слушателям итальянско-русские словари и задание придумать название для итальянских дверей на итальянском языке. Студенты переглядываются: не ослышались ли? «Главное -понять, что не существует рамок, - поясняет Светлана. - Через час вы поймете, что можете придумать название даже на китайском». Кто-то из тех, кто справится с заданием, окажутся на работе в BBDO. Ее собственный переход в BBDO Group также начался с лекции, которую в Высшей школе графического дизайна читал Андрей Ам-линский. Известный креативный директор, к тому времени уже покидавший группу, передал портфолио Майбродской арт-директору Наталье Базиной. «Когда Света только пришла в BBDO, на первый бриф она принесла 27 вариантов хэдлайнов, - вспоминает Бази-на. - Я первый раз видела такое упорство». Впрочем, первые три месяца образовавшаяся пара работала в Proximity (входит в BBDO Group) и только затем перешла в BBDO Moscow.

«Разжалованная» в копирайтеры, Майбродская ничуть об этом не жалела. Жажда снимать ролики была удовлетворена с лихвой. Уже к концу первого года совместной работы Майбродская и Ба-зина собрали самое большое число брендов среди всех команд агентства. Это чипсы Lay’s и Cheetos, пивные бренды Pilsner Urquell и Redd’s, Gillette и аптечная сеть «36,6».

Чем больше в портфеле Базиной и Майбродской скапливалось брендов, тем легче появлялись новые. «Когда мы случайно выигрывали незапланированный тендер, то называли это словом «залететь», - смеется Светлана. А иногда отправившейся на съемки Базиной приходило SMS: «Наташка, мы залетели». «Свету проще было брать «тепленькой» без меня. Эккаунты этим пользовались, -вспоминает Наталья. - Я старалась держать оборону, а Света не могла устоять перед желанием чего-то нового и интересного».

В 2005 году подруги «залетели» по-крупному. Клиентский отдел попросил принять участие в тендере Gillette, незадолго перед этим купленном корпорацией Procter & Gamble. Не желая обременять себя сверхурочной работой, Базина и Майбродская пообещали совместить брэйнсторм с обедом. Единственная предложенная ими идея была отправлена клиенту «до кучи», но именно она прошла все фокус-группы. «Сняли очень быстро, весело и недорого в Голландии с молодым режиссером. Ванну с героем тянули на веревке, а он «подруливал» встроенными педальками, - вспоминает Базина. - Когда я показываю этот ролик клиентам, они не верят, что это локальный креатив. Все уверены, что это адаптация». В следующем году «Ванная» получила бронзу на ММФР. Никто не мог представить, что вскоре Майбродская все бросит и начнет создавать рекламную школу.

ты - хуже?

Что бы ни было невыносимым - легкость агентского бытия или начавшийся спад в креативе, - но Майбродская в какой-то момент почувствовала себя в тупике. Перед ее глазами была надпись «Ты - лучше!». Слоган МТС с обложки январского номера ИР за 2006 год, по мнению экспертов рынка, стал лучшей копирайтерской работой предыдущего года. И как мрачно шутил в том же номере создавший собственное агентство Андрей Амлинский, «хуже быть уже не могло».

«Зачем заниматься копирайтингом, если для нас ориентир -подобные слоганы? Куда развиваться? Эти вопросы не давали мне покоя», - вспоминает Майбродская. Выиграть Канны, открыть вслед за Амлинским собственное агентство, еще раз дорасти до креативного директора - внутренний голос говорил Майбродской, что из очевидных альтернатив ее ни одна не устраивает. Она задумалась о школе копирайтинга.

«Света - педагог. А это диагноз: от желания преподавать (которое в случае Светы подкрепляется отличными педагогическими способностями) никуда не деться», - считает Кирилл Смирнов, исполнительный директор ADCR. «Света одновременно организатор Wordshop и его главный лектор, - говорит копирайтер BBDO Антон Казаков, учившийся на втором проекте. - Она похожа на тех воспитательниц, что водят своих детей за ручку к умным взрослым людям, которые могут рассказать им о жизни».

Первое же выступление Светланы на круглом столе ADCR, посвященном проблеме рекламного образования, было встречено аплодисментами. Но когда дошло до дела, коллеги по BBDO начали высказывать сомнения и называть ее идеалисткой. Впрочем, директор по организационному развитию BBDO Russia Group Игорь Кирикчи вспоминает это время иначе: «Никакой критики не было. Скорее было сомнение в том, что один человек на добровольных началах поднимет проект подобного масштаба».

Как бы там ни было, школа открылась, а конкурсный отбор прошло тридцать человек. В том числе Кирилл Смирнов из ADCR, чье желание учиться Светлана сначала восприняла как шутку («Ну вот, никто не верит, а этот еще и смеется!»). Потом именно от Кирилла она получила долгожданную поддержку. «Мы устроили со Светой игру, в которой я был «секретным студентом», - рассказывает Смирнов. - Я стимулировал студентов, чтобы они двигались в правильном русле. Ведь когда перед тобой выступают такие «монстры», как Орлов и Фирайнер (Ярослав Орлов и Роман Фи-райнер - креативные директора РА Instinct. - ИР), возникает боязнь задать вопрос, поспорить. Но без этого формат семинара не будет соблюден».

В один из учебных вечеров (занятия проходили два месяца вечером в пятницу) перед студентами друг за другом выступали все недавние оппоненты проекта. Тогда Светлана поняла, что самое страшное уже позади. Когда проект завершился, пришлось расставить приоритеты. Светлане разрешили передать текущие проекты коллегам и сконцентрироваться на Wordshop. Наталья Базина также задумывалась об уходе и потому не стала пытаться удерживать Майбродскую: «Я видела, что ей стало скучно. А без драйва в креативе нельзя». В отличие от своей подруги Базина впоследствии создала агентство Bazina.Sass+.

ученье, Свет!

«Когда возник Wordshop, в жизни появилось больше свободы. Не больше свободного времени, а больше свободы, - говорит Светлана Майбродская. - Потому что когда работаешь с клиента-

ми, зависишь от их тайминга и возникает чувство фабрики». Как бы вторя спикеру, красная бегущая строка в очередной раз появляется на ближнем табло. «Теперь у меня не осталось никаких рамок», - добавляет Светлана.

Последнее, конечно, не значит, что личное расписание Майбродской не зависит от графика занятий или договоренностей с лекторами. Наоборот, начавшийся как школа копирайтинга (символ - карандаш, слоган - «Стань зубастым копирайтером»), Word-shop становится все масштабнее и серьезнее. На втором проекте в программе появились три части: «идея», «образ» и «слово». Третий фактически повторял второй, но в сжатом виде и для региональных участников. А четвертый Wordshop, включив раздел «медиа», охватил уже все грани рекламной профессии. Кроме того, теперь курс охватывает четыре специализации: стратегию, ТВ-продакшен, брендинг и креативные технологии.

Сегодня на Wordshop учится 44 человека. А около сорока его выпускников трудоустроились в рекламных агентствах. Не только в BBDO. «Выпускников больше, чем вакансий в агентстве, - объясняет Игорь Кирикчи. - И потом, превратившись из корпоративного проекта в общеиндустриальный, Wordshop приобрел больший статус и значимость для всего рынка».

Вместе с объемом материала растет и плата за участие: начавшись с символических $150, сейчас стоимость обучения достигла $1 тыс. Возможно, по этой причине конкурс упал с десяти до пяти человек на место. И все же не каждый рекламный факультет может похвастаться таким наплывом абитуриентов.

По уверению Майбродской, цель приносить прибыль пока что перед Wordshop не стоит. Цена поднимается потому, что в планах руководителя - приглашать западных специалистов и сделать проект международным. «Наши выпускники пока еще не готовы самостоятельно делать рекламные кампании или снимать ролики - им необходимо супервизирование профессионалов. Это для меня серьезный показатель того, в каком направлении расти и поднимать планку», - говорит Майбродская. В самых ближайших планах -выход на годовой цикл обучения.

Антон Казаков отмечает, что академическое образование больше влияет на мировоззрение, тогда как Wordshop дает реальное знание. «Однако некоторые лекции прошли мимо меня, - признается он. - Те, в которых теория не была поддержана практикой». Помимо новичков, среди студентов Майбродской оказываются подчас и опытные рекламисты. Например, на «региональном» Wordshop учился руководитель творческого отдела рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Олег Гущин, который порадовался тому, что «большая часть учебного материала оказалась известна, но все было разложено «по полочкам», что позволило выделить главное».

Светлана получила ту «школу звезд», о которой мечтала еще на студенческой скамье. Год назад, вернувшись с новосибирской «Идеи!», она призывала студентов участвовать в фестивале. В этом году выпускники Wordshop Павел Ганин и Денис Ли получили в Новосибирске второе место за серию принтов «Книги». Это первая «взрослая» победа школы. Как и положено настоящему педагогу, Майбродская не может не радоваться успехам своих учеников.


Александр Григорьев
19.08.2008  Журнал "Индустрия рекламы"

19.08.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов