Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Мал да дешев

В России появился новый тренд: нетбуки — бюджетные мобильные ПК диагональю 7–10 дюймов. К концу года нетбуком может стать каждый пятый проданный в России мобильный ПК

Долгое время в товарном предложении «мобильные компьютеры» ниша «до 10 дюймов» оставалась незанятой. Пользователь мог купить или недорогой и небыстрый КПК или дорогой и быстрый субноутбук бизнес-класса. Первое предложение не могло похвастаться удоб­ством работы, а второе — приемлемой ценой. Кредитный бум несколько нивелировал последний недостаток, тем не менее субноутбуки бизнес-класса по прежнему остаются нишевым продуктом.

«Промежуточный» класс — UMPC (ультра­мобильные ПК) также оказался невостребованным. Виной всему неудобная выдвижная клавиатура и неудачные габариты (в карман их положить уже нельзя, а работать все еще неудобно), а малое время автономной работы и кусающиеся цены (за те же деньги можно купить нормальный 12?дюймовый ноутбук) сделали свое дело.

Потребители «требовали» компактный, размером чуть больше листа формата А5, мощный ноутбук, который можно использовать для работы с документами и выхода в Интернет во время поездок. Его можно поставить на столик в кофейне, не рискуя смахнуть на пол сахарницу и взять с собой в командировку или на встречу без боязни надорваться. И такие устройства — нетбуки или бюджетные субноутбуки — не замедлили появиться.

Зверек для голодающей Африки

Название «нетбук» подразумевает наличие в устройстве Ethernet-порта и WiFi-адаптера. По размеру, весу, производительности и цене нетбуки находятся между мобильным телефоном и ноутбуком средних размеров.

Внешне он очень похож на портативный DVD-плеер, но это совершенно разные устройства. Главное отличие — в нем, как правило, нет DVD-привода — не позволяют габариты. Время автономной работы (по крайней мере, в моделях, которые продаются сегодня) — примерно три часа. Естественно, этого мало­ для долгих путешествий вне досягаемости электрической розетки. Зато в командировке нет­бук — незаменимое устройство именно благодаря своим небольшим габаритам.

Нетбуки имеют довольно интересную историю. За короткое время они перемахнули из разряда нишевых решений в полноценный потребительский сегмент. Первоначально подразумевалось, что это компьютеры для бедных развивающихся стран. В 2005 году некоммерческая организация OLPC (One Laptop Per Child) заявила о выпуске бюджетного ноутбука «за 100 долларов», а в ноябре 2007?го началась продажа ноутбуков XO 1, правда, по цене 188 долларов. Корпорация Intel в начале 2008 года выпустила Classmate PC в рамках начавшейся в мае 2006?го образовательной инициативы, которая подразумевала безвозмездную передачу школам современных мобильных ПК. Эта инициатива докатилась и до России — в мае 2008 года 14 школ Новосибирской области получили 400 Classmate PC от Intel (к концу года российские школы получат 2 500 таких лэптопов).

Никто и не мог подумать, что «благотворительные» ноутбуки станут интересны массовому пользователю — слишком сильны были стереотипы, что дешевые компактные решения с урезанными характеристиками будут востребованы только в бедных африканских и латиноамериканских странах. Эти заблуждения полностью опроверг успех бюджетного субноутбука от ASUStek в США и Европе в 2007 году. В первом полугодии по всему миру было продано 1,7 млн экземпляров. Первые поставки 7?дюймовых ноутбуков ASUS EeePC 701 в Россию начались в феврале этого года, а к настоящему моменту ASUS поставил в общей сложности около 200 тыс. ноутбуков в нашу страну. Не все из них пошли в розницу: первая партия в 50 тыс. машин поставлена в российские школы в рамках контракта ASUS и благотворительной организации «Вольное дело», спонсируемой Олегом Дерипаской.

Монополист поневоле

С момента появления ASUS EeePC свет увидела масса аналогов от именитых и не очень производителей. Как правило, их объединяет использование твердотельной флеш-памяти как аналога жесткого диска, компактные размеры и процессор частотой от 400 до 900 МГц. Большинство таких ноутбуков выпускается в ограниченных масштабах и не представлены в России. В итоге сегодня на российском рынке прочные позиции занимает только один игрок — ASUS с моделями EeePC 701 и EeePC 900, с 7— и 9?дюймовым экраном соответственно.

8 июля о появлении в своей сети нового бюджетного субноутбука заявила компания «Эльдорадо», которая выпустила под собственной торговой маркой Cameron 10?дюймовый лэптоп Cameron Maximedia NB-1060 на базе процессора AMD Geode. Компания взяла за основу китайский ноутбук Malata PC-81001. Более компактных версий не будет, возможны лишь изменения в конфигурации. В отличие от EeePC, самой большой проблемой которого был слишком маленький размер флеш-диска, где больше половины занимала предустановленная WinXP, у Cameron Maximedia есть полноценный хард-драйв на 60 Гб. Правда, DVD-привод не предусмотрен, а самый важный недостаток, который напрочь перечеркивает все достоинства, — малое время автономной работы: батарея емкостью 2600 mAh работает чуть больше часа в режиме активного просмотра видео. Для сравнения — у куда более компактного ASUS EeePC 701 емкость батареи 4400 mAh. Тем не менее «Эльдорадо» планирует продать около 50 тыс. таких ноутбуков в ближайшие месяцы.

Свои мини-ноутбуки в середине августа выпустит и российский производитель Rover Computers, по цене от 300 до 400 долларов, а «Техносила» заявляла, что с августа будет продавать нетбуки MSI Wind.

Для корпоратива и студентов

Корпоративный сегмент (если не учитывать образовательные проекты) пока не охвачен бюджетными субноутбуками. Это досадная случайность, считает менеджер по продажам ASUStek в России Андрей Бабенко: «Основной «фишкой» таких ноутбуков является твердотельная флеш-память, поэтому они куда более удароустойчивые по сравнению с устройствами, оснащенными жестким диском. Такой ноутбук можно нечаянно уронить во включенном состоянии, и он сохранит работоспособность. Это идеально для курьеров, коммивояжеров, страховых агентов. Другое дело — некая косность мышления: корпоративный сектор на нововведения реагирует медленно и пока не распробовал субноутбуки. Но емкость этого рынка очень высока».

Идея использовать сверхкомпактные ноутбуки в повседневной работе действительно встречает понимание среди потенциальных корпоративных заказчиков. «Компактные устройства были бы очень полезным нашим субподрядчикам, которые предоставляют РОСНО сюрвейерские услуги аварийных комиссаров: выезжают на место сложных ДТП для оказания помощи. Для налаженной работы по урегулированию убытков мне нужно оперативно по электронной почте получать от них информацию о том, на какие ДТП выезжал аварком, на какие СТО оправлены пострадавшие в авариях автомобили. Перевод сети аваркомов на такую технику сделал бы работу по урегулированию убытков более эффективной. К сожалению, в бюджетах организаций, оказывающих подобные услуги, не предусмотрены затраты на покупку мобильной компьютерной техники», — сетует руководитель группы экспертиз Сибирской дирекции ОАО «РОСНО» Алексей Фаткулин.

Сегодня распространено мнение, что нетбук — не замена обычному ноутбуку, а скорее второй ПК. «Основная целевая аудитория в России — дети и молодежь. Деловые люди, скорее всего, предпочтут полноценный компактный бизнес-ноутбук (возможно, с функцией рукописного ввода) и длительным временем автономной работы», — объясняет менеджер по маркетингу мобильной продукции Fujitsu Siemens Computers (FSC) Вадим Ячевский.

Андрей Бабенко считает, что нетбуки не заменят 14–15?дюймовые ноутбуки. Покупать их будут скорее в качестве второго ПК, который можно брать с собой в поездку, на дачу, в отпуск, в гости к друзьям: «Тем более что в новых моделях на базе процессора Atom время работы будет составлять от 3,5 до 7,5 часа, в зависимости от конфигурации».

«На рынке были ролики (КПК) и автомобили (портативные ПК). Теперь появились велосипеды (бюджетные субноутбуки). Думаю, автомобилям мало что угрожает, как и роликам. Рынок просто увеличится, будут покупать и то, и другое, и третье одновременно. Бюджетный портативный ПК — это скорее второй, или даже третий-четвертый ПК «в семье», — приводит интересный пример руководитель направления «Ноутбуки и ПК» компании «ТехноСити» Алексей Бородин.

 Тем не менее определенное замещение дешевых 14–15?дюймовых ноутбуков продавцы отмечают. Причем оно происходит за счет покупателей, которым необходимо максимально бюджетное решение под задачи «дом-офис».

Сибирская экспансия

Появление в Сибири ASUS EeePC 701 вызвало ажиотаж среди покупателей. В салонах «Эльдорадо» новые ноутбуки появились в середине весны. «Несмотря на то что апрель–май — это дно низкого сезона, продажи выросли на 30 процентов. Это обусловлено тем, что рынок субноутбуков только возник», — рассказывает PR-директор «Эльдорадо» Илья Новохатский. В июне рост продаж в «Эльдорадо» достиг темпов в 40%, даже несмотря на то, что эксклюзива на продажу ASUS EeePC у компании уже не было.

«У нас 701?я модель появилась в июне, первая партия разошлась в течение буквально пяти дней, следующая — теми же темпами», — говорит продакт-менеджер по направлению «Ноутбуки» компании АрсиСИТЕК Дмитрий Жильцов.

В НЭТА доля продаж новых ноутбуков ASUS в штучном исчислении составила 10%, причем в наличии была только модель с 7?дюймовым экраном, в то время как многие специально ждут появления моделей с более удобным экраном диагональю 9 дюймов.

Рост рынка бюджетных субноутбуков сегодня ограничивает монополия ASUS. Ретейлеры ожидают появления Acer On, MSI Wind U100, аналогичных нетбуков от HP. FSC тоже заявили о выпуске своего нет­бука. Но ждать придется до конца августа, когда начнется сезон back-to-school и закончится сезон отпусков. «Рынок подобных устройств имеет большой потенциал для всплеска продаж, сегодня этот рост ограничивает монополия ASUS. Когда появятся подобные устройства от Acer, MSI и HP, можно смело ожидать увеличение объема продаж в три–четыре раза. В итоге доля бюджетных субноутбуков может достичь 20–25 процентов от общего количества проданных мобильных ПК», — отмечает продакт-менеджер НЭТА Игорь Головченко. Компьютеры для детей, таким образом, постепенно завоевывают взрослых.



Игорь Мельник, автор «Эксперт Сибирь»

Эксперт
07.08.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов