Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Шоу "за стеклом"

Самая хрупкая отрасль России

Темпы роста на отечественном рынке стекла задают бурно развивающиеся строительная отрасль и автопром. При этом по показателям рентабельности данный бизнес не сильно им уступает: спрос превышает предложение, что позволяет удерживать отпускные цены на высоком уровне. Заметив эти закономерности, западные компании одна за другой начали строить стекольные заводы в России и теснить местных игроков.

Строительные компании покупают 75% стекла, предлагающегося на российском рынке, 20% общероссийского потребления приходится на автомобильную промышленность. В минувшем году в рамках нац-проекта «Доступное жилье» было введено в эксплуатацию 60,4 млн кв. м жилых площадей. По словам премьер-министра Владимира Путина, объемы жилищного строительства к 2012 году должны вырасти до 130 – 140 млн кв. м в год. В связи с ускоренными темпами возведения объектов недвижимости цены на строительные материалы, в том числе на стекло, будут расти не меньшими темпами, чем стоимость квадратных метров. Стоит заметить, что в ближайшие годы в России планируется строить больше зданий нового типа, с более высокой площадью остекления, чем у типовых домов. Это сулит дополнительные выгоды стекольщикам, вернее, тем из них, кто успеет поймать волну спроса на высококачественную продукцию и ввести в строй новые мощности. Неслучайно крупнейшие западные производители стекла уже построили или продолжают строить в России заводы и мысленно делят между собой отечественный стекольный рынок. Реализации их амбициозных замыслов помогают международные автомобильные концерны, которые создают в России свои сборочные предприятия.

Сплошное остекление

Пока потребности промышленных отраслей в поставках стекла превышают возможности производителей. По данным «Стеклосоюза», объем производства флоат-стекла (высококачественное листовое стекло. – Прим. «Ко») в 2006 году составил в натуральном выражении около 165 млн кв. м. Еще порядка 40 – 60 млн кв. м пришлось на импорт. «Исходя из прогноза роста отрасли в 10 – 15% по итогам 2007 года, мы ожидаем емкости рынка не менее 250 млн кв. м (пока прогнозные данные. – Прим. «Ко»), – говорит аналитик ИК «Атон» Илья Ильин. – На сегодняшний день около трети рынка приходится на импорт, в частности, в сегменте высококачественного флоат-стекла».
Импорт мог бы быть еще больше, если бы не рост спроса на зарубежных рынках и немалые издержки на транспортировку тяжелого и хрупкого материала. Производить стекло для российского рынка значительно выгоднее на месте, интерес иностранных инвесторов подогревают низкие внутренние цены на энергоресурсы и компоненты, из которых производится стекло, например, на кальцинированную соду. Постепенно эти преимущества становятся не столь ощутимыми. «Газпром» повышает цены на газ для промышленных предприятий и планирует со временем полностью либерализировать рынок «голубого топлива», то есть повысить цены до уровня европейских за вычетом транспортной составляющей. Другие поставщики сырья для стекольной промышленности, которые также имеют монопольное положение на рынке, как и газовый концерн, стараются извлечь максимальную выгоду из роста спроса на стекло. Правда, пока стекольные компании работают с операционной рентабельностью, достигающей 30%. Это и служит главным объяснением инвестиционной активности иностранцев. «Минимальная стоимость линии для производства флоат-стекла составляет порядка $100 млн. Судя по бизнес-планам компаний отрасли, эти инвестиции окупаются довольно быстро – за 3 – 4 года», – замечает Илья Ильин.
По прогнозам экспертов, со временем конкуренция вынудит стекольные компании переоценить риски вложения в данный сектор экономики. Часть предприятий может быть продана на пике цен на стекло. «Объемы производства флоат-стекла в России к 2010 году могут составить примерно 300 млн кв. м в год (столько же стекла производилось в СССР в 1985 году. – Прим. «Ко»), – говорит аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. – Высокие темпы строительства новых стекольных заводов в России могут привести к перенасыщению рынка, что негативно скажется на средних ценах реализации продукции стекольных заводов». «В силу быстрого роста спроса со стороны строителей последние годы стали этапом высокой доходности и быстрой окупаемости проектов. Вероятно, он прошел, и отрасль может встретиться с перепроизводством», – соглашается директор аналитического департамента
ФК «Открытие» Халил Шехмаметьев. Кроме того, по мнению эксперта, ситуацию могут ухудшить проблемы в строительном секторе, связанные с ограничениями в привлечении финансирования на фоне мирового кризиса ликвидности.

Осколки Союза

Советская стекольная промышленность не пережила процесса приватизации. Большинство действовавших в начале 90-х годов заводов производили листовое стекло устаревшим методом вертикального вытягивания, разработанным бельгийским инженером Эмилем Фурко еще в 1902 году. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что их продукция была далека от мировых стандартов и не пользовалась спросом. Остались на плаву только предприятия, располагавшие более или менее современным на тот момент оборудованием, которое позволяло производить листовое стекло по флоат-технологии. При использовании этого метода стекло выливается на расплавленное олово и приобретает очень ровную поверхность без оптических дефектов. Такая технология применялась лишь на трех предприятиях, которые являлись лидерами отечественной стекольной промышленности – Борском, Салаватском и Саратовском заводах. Первые два предприятия были приватизированы в 1992 году, последнее – в 1993 году. Из этой тройки только один завод – Борский (БСЗ) – перешел под контроль иностранцев. Два других предприятия и по сей день привлекают алчные взоры чужеземцев, но их собственники не спешат с продажей, ожидая более выгодных предложений.
Первой западной компанией, инвестировавшей в российский стекольный рынок, стала бельгийская Glaverbel. В конце 1997 года она приобрела 25% акций Борского стекольного завода. В консорциум инвесторов также вошли Всемирный банк и Международная финансовая корпорация. Вместе они управляли более 75% акций предприятия. Впоследствии Glaverbel выкупила у партнеров большую часть их пакетов и довела свою долю до контрольной (около 64% акций). Свыше $100 млн было вложено в модернизацию производственных мощностей. Первый этап реконструкции завершился в 2000 году. В 2002 году Glaverbel стала дочерней структурой японской Asahi Glass (AGC) – крупнейшего в мире производителя стекла с годовым оборотом свыше 12 млрд евро.
БСЗ привлек иностранных инвесторов не только наличием современных производственных линий, но и своим высоким кадровым и научным потенциалом. «Исторически российские инженеры, работающие в стекольной промышленности, были очень сильны. Мы даже используем такую российскую технологическую разработку, как толщиномер на линиях. Уровень технического образования, получаемого в России, тоже очень высокий, – говорит президент AGC Flat Glass Europe Жан-Франсуа Эрис. – Менеджерами нашей группы в России являются отечественные специалисты. Я очень доволен профессионализмом этих людей».
В 2002 году на БСЗ была реконструирована вторая производственная линия, на заводе началось производство строительного стекла большого размера (3 х 6 м), которое позволяет строителям значительно сокращать издержки. Кроме того, у БСЗ появилась самая современная в Восточной Европе линия по производству автомобильного стекла (триплекс). Мощность производства составляет 1800 ветровых стекол в год. Первой иностранной компанией, решившей использовать продукцию БСЗ в России, стала Ford – она использует стекла производства БСЗ на автомобилях Focus, выпускаемых во Всеволожске.
В феврале 2003 года года AGC начала строить в Клину третью линию по производству флоат-стекла мощностью 180 000 тонн в год и установку для производства зеркал и энергосберегающего стекла с покрытием. Новый завод заработал спустя 2 года. Сумма инвестиций составила 160 млн евро. В настоящее время в Клину ведется строительство второй линии по производству полированного стекла мощностью 1000 тонн в сутки – самой крупной в мире. По словам Жана-Франсуа Эриса, инвестиции в это строительство составят около 135 млн евро. «Исходя из мощности линии, объем производимого AGC в России полированного листового стекла может вырасти более чем в полтора раза, – замечает директор информационно-аналитического департамента ИК «Энергокапитал» Денис Демин. – Борский завод является однозначным лидером рынка автомобильного стекла, а увеличение выпуска листового стекла поможет AGC укрепить позиции и в этом перспективном секторе». Совокупные инвестиции AGC в России в настоящее время превысили 550 млн евро.

Цветные витражи

Главной задачей AGC на отечественном рынке Жан-Франсуа Эрис называет сохранение лидерства. Но, по мнению Дениса Демина, доля Борского завода начнет постепенно снижаться по мере разворачивания многочисленных новых производств в различных регионах страны. Примеров зарубежной экспансии на российский стекольный рынок с каждым годом становится все больше. В феврале 2006 года в Раменском районе Московской области заработал завод бельгийской компании Pilkington Glass мощностью 240 000 тонн стекла в год. Затраты на строительство этого производства превысили 150 млн евро. В середине того же года Pilkington Glass поглотила японская компания Nippon Sheet Glass. В ближайшие месяцы в Рязани состоится запуск стекольного завода американской компании Guardian мощностью 250 000 тонн в год. Участие в проекте также принимает бельгийская компания S.C.R.-Sibelco. Инвестиции в проект составят около $170 млн.
Строительство американского завода началось в 2006 году, когда на российском рынке наблюдался сильнейший дефицит строительного стекла и засилье китайского импорта. «Они (китайцы) импортировали столько, сколько мы производим за год», – вспоминает сотрудник одного из предприятий отрасли. Сегодня китайского стекла на рынке гораздо меньше. «Многие переработчики приобрели определенный опыт работы с китайским стеклом. Мы слышали от них, что они не всегда были довольны качеством, – говорит Жан-Франсуа Эрис. – Они поняли, что значит работать с некачественным стеклом, и вернулись к местным производителям, таким как AGC Flat Glass Europe. Фактически наш конкурент №1 (китайские производители. – Прим. «Ко») покинул российский рынок».
Впрочем, жаловаться на отсутствие конкуренции AGC не приходится. Два ведущих российских предприятия – «Салаватстекло» и «Саратовстройстекло» – по-прежнему входят в тройку лидеров российского стекольного рынка. «Завод «Салаватстекло» произвел значительные инвестиции в развитие. За счет этого растет выручка. У него есть все необходимое для роста и увеличения доли на рынке, – говорит Халил Шехмаметьев. – Но при этом башкирское предприятие имеет достаточно низкую рентабельность и сравнительно высокий долг». По словам эксперта, «Саратовстройстекло» – тоже технически сильное предприятие, но не отличается прозрачностью и предсказуемостью менеджмента. «Российские стекольные заводы произвели реконструкцию своих линий и сегодня уже активно выходят на рынок со стеклом более высокого качества, чем китайское», – признает Жан-Франсуа Эрис. Но, по его словам, международные компании предлагают больший ассортимент продукции: «Мы поставляем не только прозрачное стекло, но и стекла с покрытиями, обеспечивающими энергосбережение, интерьерные стекла, стекла с повышенными защитными характеристиками (строительный триплекс) и весь спектр продукции, которую мы завозим с наших заводов в Европе». По словам Дениса Демина, будущие конкурентные позиции «Салаватстекла» и «Саратовстройстекла» зависят от их способности привлечь стратегического инвестора, который поможет им модернизировать существующие и построить новые производства.
Несмотря на значительные финансовые ресурсы, западным производителям в России мешает развернуться бюрократическая машина. «Если говорить о той поддержке, которую нам хотелось бы в идеале получать как инвестору, то это прямое участие государства в инвестиционных проектах. Также хотелось бы получить налоговые льготы, или, как их принято называть в Европе, налоговые каникулы. С другой стороны, очень важной была бы поддержка властей в сфере получения природных ресурсов», – перечисляет пожелания президент AGC Flat Glass Europe. Можно предположить, что государство вряд ли станет субсидировать иностранцев, помогая им тем самым полностью захватить отечественный стекольный рынок. Скорее, чиновники попытаются взять под контроль высокодоходную отрасль, обороты которой уже сейчас оцениваются в $1 – 2 млрд и наверняка будут расти в будущем. По мнению Дениса Демина, такой вариант развития событий вполне может осуществиться в ближайшие годы. «Помешать этому способно только формирование международной группы на базе российских стекольных заводов», – считает Халил Шехмаметьев.


Леонид Хомерики
09.07.2008  Журнал "Компания"

09.07.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов