Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Удаленное руководство

Почему всего один арест поставил на грань краха целую парфюмерно-косметическую сеть

Картины из коллекции Владимира Некрасова по-прежнему украшают стены его магазинов, но, кажется, это единственное, что осталось от былого процветания «АрбатПрестижа». Безлюдье, полное отсутствие рекламной активности, полки, заставленные одинаковыми коробками, унылые и какие-то безынициативные продавцы-консультанты. «Нам ничего не говорят, да если и скажут, то в последнюю очередь», — вздыхает один из них. Пессимизм понятен. В «АрбатПрестиже» возле метро «Алексеевская» щиты отгораживают половину торгового зала: известные бренды один за другим уходят из сети, гигантские торговые площади нечем занять. В магазине в Тверском пассаже ассортимент сократился до неприличия. Из почти сотни магазинов сети за несколько месяцев осталось меньше половины. А облигации «АрбатПрестижа» в последние дни ведут себя так, будто на дворе 1990-е с их гиперинфляцией: в начале месяца они перешагнули рубеж 500% годовых, а на прошлой неделе доходность составила фантастические 2874%. Скорее всего, появилась инсайдерская информация о том, что расчетов по облигациям ждать не стоит, считает замначальника отдела торговых операций ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Игорь Пикаев.

Но ведь арест руководителя и собственника не ведет автоматически к краху всей компании. Гендиректор крупнейшего лекарственного дистрибутора «Протек» Виталий Смердов провел за решеткой почти год, а на самом «Протеке» это почти не сказалось. Даже котировки ЮКОСа в первые месяцы слабо реагировали на арест его владельца. Какой же секрет унес с собой в «Матросскую Тишину» Владимир Некрасов, что без него компания как будто разучилась работать?

ГАРАНТ ПОД АРЕСТОМ

23 января этого года Некрасова вместе с давно находившимся в международном розыске Семеном Могилевичем (он же Семен Шнайдер) арестовали по подозрению в неуплате налогов на 50 млн руб. При чем здесь Могилевич? Официально «АрбатПрестиж» принадлежит Некрасову, но следствие предполагает, что именно Могилевич является истинным владельцем сети.

50 млн — сумма для «АрбатПрестижа» не запредельная: пытаясь добиться освобождения Некрасова под залог, адвокаты предлагали в 2,5 раза больше. Дело не в размере претензий, а в самом факте ареста. Как-то незаметно из сети исчезли известные бренды, посыпались обращения в суд со стороны поставщиков, начали закрываться магазины. В I квартале 2008 г. продажи сократились на 22% — за несколько месяцев от преуспевающей компании остались одни руины. Собравший в своих руках все рычаги управления Некрасов не может повлиять на ход событий. Розничная торговля работает на товарных кредитах, а Некрасов сам занимался вопросами кредитования и перекредитования, причем преимущественно у одних и тех же банков — «Уралсиба» и Сбербанка. По предоплате «АрбатПрестиж» работать не может: нет денег, а отсрочку по платежам предоставляют единицы.





Исполняющий обязанности гендиректора «АрбатПрестижа» Алексей Швецов сейчас всеми силами старается вывести компанию из кризиса. Помимо восстановления нормального режима работы сети перед ним стоит непростая задача: 20 июня компания должна рассчитаться по облигационному займу на 1,5 млрд руб. «Мы выполним свои обязательства, сейчас как раз ведется поиск источника финансирования», — обещает Швецов. Но, судя по реакции рынка, мало кто верит, что «АрбатПрестиж» переживет трудные времена. В середине января облигации торговались с доходностью чуть больше 14%, но уже 25-го, после того как все газеты выстрелили заметками на тему ареста Некрасова, доходность выросла до 28%, а к концу февраля — до 244%. Сейчас уже любая информация о сети воспринимается как сигнал для дальнейшего падения цены облигаций. Рекорд 14 мая, 2874%, мог быть связан с появившейся информацией о том, что «АрбатПрестиж» закрыл свои последние магазины на Урале. Подумаешь, парой магазинов меньше — но для сети, которая и так в центре внимания, достаточно и этого.

«Если у “АрбатПрестижа” не будет возможности исполнить обязательства по погашению, мы можем стать свидетелями применения на практике закона о банкротстве. Поскольку большая часть недвижимости компании находится в залоге, можно предположить, что коэффициент возврата при таком сценарии будет невысоким, — предлагает задуматься Максим Тишин из UFG Asset Management. — Достоверное положение дел в компании нам неизвестно. Долговая нагрузка “АрбатПрестижа” долгое время сохранялась на высоком уровне. Видимо, она была высокой и в момент задержания господина Некрасова». По отчету «Арбат энд Ко» (оператор торговой сети) за IV квартал 2007 г., годовая выручка компании всего в 1,6 раза превышала ее обязательства ($300 млн). Плохое соотношение. Например, у крупнейшей российской сети «Л'Этуаль» выручка превышает долг в 3,6 раза. По большей части кредитов «АрбатПрестижа» время погашения наступает уже в этом году. А тут еще поставщики, пытающиеся взыскать с сети долги. Иски на 41 млн и 13,1 млн руб. подала екатеринбургская «Калина», на 55,2 млн руб. — «Селектив XXI», на 5,7 млн руб. — «Артель Боско». Общая сумма исков превышает 100 млн руб. Так, может, причины нынешнего развала «АрбатПрестижа» зародились еще до ареста его владельца?

ПОЛНЫЙ НАЗАД

Владимир Некрасов привык работать с высокой долговой нагрузкой. Еще в 2005 г. выручка компании в 1,4 раза превышала ее долги, а отношение долга к EBITDA составляло 7,6 (у «Л'Этуаль» — 1,03). Но Некрасов заявлял и осуществлял планы экспансии, и рынок прощал ему рискованную политику. В июне 2006 г. владелец «АрбатПрестижа» сумел разместить облигационный заем на весьма привлекательных условиях — 10,5% годовых. Деньги Владимиру Некрасову требовались для быстрого развития сети, и он действительно взял резкий старт: всего за год сеть выросла с 28 магазинов до 64. Товарооборот «АрбатПрестижа» за 2006 г. достиг $346,2 млн — на 20% выше, чем еще в середине того года планировал сам Некрасов. Окрыленный, он пообещал открыть в 2007 г. еще 40 магазинов, выйти на рынки Украины и Казахстана. Это почти удалось: в прошлом году Некрасов начал развитие на Украине (сейчас у него там 30 магазинов), а количество российских точек к октябрю выросло до 98.

Дальше — больше: не так давно Некрасов пообещал в ближайшие годы довести число торговых точек до 300. Не беда, что по отчету за три квартала 2007 г. чистый убыток «АрбатПрестижа» составил 134,45 млн руб.: если бы сеть продолжала развиваться теми же темпами, рынок простил бы Некрасову и это. Но арест свел на нет планы, а вместе с ними и все предыдущие достижения. По данным сайта «АрбатПрестижа», с января его российская сеть сократилась до 41 магазина, 31 из которых — наиболее старые точки в Москве и Московской области. В Петербурге выжило только два магазина из 29, в Казани — один из четырех. Швецов объясняет закрытия низкой рентабельностью магазинов. Может, отчасти это и так. Взять ставки в районе Невского проспекта, где недавно закрылось три «АрбатПрестижа». По данным агентства Knight Frank St. Petersburg, уже в начале этого года стоимость квадратного метра доходила там до $4000, тогда как «АрбатПрестиж» как якорный арендатор привык платить не больше $500-600 с 1 м2 в год.

Выручка «АрбатПрестижа» тает все быстрее: в январе этого года она упала на 2,3%, в феврале — на 19,7%, в марте — на 35,7%. «Апрельских данных я не раскрою», — уходит от ответа Швецов.

Ничего не смог он сказать и относительно возобновления поставок в сеть выпавших из нее марок — Nivea, L'Oreal, брендов Procter & Gamble. Между тем число основных марок (тех, на которые приходится 2/3 продаж), по данным сайта «АрбатПрестижа», в первые три месяца этого года сократилось со 100 до 37. В апреле-мае поставок в «АрбатПрестиж» не проводилось, сообщила Procter & Gamble. В московском офисе L'Oreal намекнули, что поставки в пошатнувшуюся сеть все-таки ведутся, ведь «АрбатПрестиж» даже сейчас остается крупным продавцом. Вот только эта марка, в декабре прошлого года занимавшая в выручке сети 2-е место, к марту скатилась до 19-го, сократив продажи на 83,4%.

УТЕШИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗ

Пока старожилы прекращают отгрузки и пытаются взыскать старые долги, менее крупные бренды срочно занимают освободившееся место. Продажи Calvin Klein в «АрбатПрестиже» выросли по сравнению с прошлым мартом больше чем в 4 раза, до $779 000. Сильно прибавили до того почти незаметные на общем фоне Davidoff (+66,06%), Burberry (+54,6%), Versace (+34%), Paco Rabanne (+137,2%).

Есть оптимисты и среди инвесторов. Верит в «АрбатПрестиж» портфельный менеджер ПИФа «Максвелл Фонд облигаций» Георгий Ельцов. «У компании не такая плачевная ситуация, как кажется. Да и не было еще в нашей новейшей истории крупных дефолтов по облигациям, — рассуждает он. — Эмитенты стараются погасить публичный долг, поскольку он напрямую влияет на репутацию компании. Другое дело — долги банкам, о невыполнении которых редко известно общественности». 1% своих активов (на 13 мая они составили 216 млн руб.) ПИФ вложил в бумаги «АрбатПрестижа» и избавляться от них не спешит, дожидаясь 20 июня. Находятся и новые инвесторы: если 5 мая по бумагам компании на ММВБ было всего 12 сделок, то 14-го — уже 150, а их общая сумма выросла на порядок.

И все-таки главная проблема «АрбатПрестижа» — в том, что 20 июня, день выплат по облигациям, Некрасов проведет все еще за решеткой: по странному совпадению арест ему продлен до 23 июня. А без главного гаранта по кредитам и вдохновителя косметической экспансии искать источники финансирования Швецову очень нелегко.

Частные же держатели акций «АрбатПрестижа», в свое время получившие их в награду за покупательскую активность (за покупки на $380 давали одну бумагу номиналом 0,5 коп., на $2000 — пять), могут не волноваться. Ничего не получив по итогам 2006 г., когда чистая прибыль сети составила 65 млн руб., они явно не получат и по итогам 2007-го: судя по результатам девяти месяцев, он принесет сети одни убытки.


Елизавета Никитина

SmartMoney
19.05.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов