Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Консольные гастроли

Видеоигра, как известно, это компьютерная программа с КПД равным нулю, которая приносит отнюдь не нулевой доход. Эта индустрия развивается бешеными темпами, в зависимость от нее уже попали даже всесильные когда-то киношники. Теперь голливудские студии стараются не назначать премьеры в один день с выходом игровых блокбастеров — опасаются, что публика вместо того, чтобы идти в кино, засядет по домам со свежей игрушкой.

Три короля
Надо отметить, что весь мир, в отличие от России, предпочитает играть не за персональным компьютером, а за игровой консолью — когда переносной, а когда — домашней, подключенной к телевизору. Скажем, в США оборот рынка ПК меньше консольного примерно в 20 раз. И в разговоре об игровых устройствах в масштабах планеты неизбежно будет склоняться на все лады тройка главных поставщиков консолей: японские корпорации Sony и Nintendo и американская Microsoft.

Главный козырь первой — консоль Playstation 3, запущенная в ноябре 2006 года (российская премьера состоялась 20 апреля 2007-го). У нее масса плюсов — скажем, процессор Cell, призванный выполнять одновременно несколько очень сложных операций. На него уже обратили внимание не только игроманы, но и серьезные люди из сферы науки. Здесь прежде всего следует упомянуть проект Folding@Home Стэнфордского университета: порядка трех тысяч человек ежедневно подключаются к распределенной вычислительной сети, и процессоры их приставок участвуют в расчетах, связанных с особенностями поведения белков при болезнях Альцгеймера и Паркинсона, а также некоторых формах рака.

Не стоит забывать и о такой уникальной на данный момент особенности PS3, как привод для дисков Blu-ray (BD). Любой BD-проигрыватель стоит сейчас дороже, чем приставка, а значит, каждый, кто приобретает Playstation 3, не только обзаводится высокотехнологичной игрушкой, но и с серьезной скидкой получает плеер для дисков—носителей прогрессивного формата. Из прочих достоинств консоли — связь с онлайновым сервисом Playstation Network (PSN), где можно найти партнеров для игр или совершить виртуальный шопинг, скачав на жесткий диск новую игрушку или полнометражный фильм.

Xbox 360 от Microsoft — главный соперник PS3 на поле приставок нового поколения. Консоль американской фирмы постоянно соревнуется с японской и, по мнению экспертов, по ряду показателей совершенно точно ее обогнала. Надо сказать, что Xbox 360 стартовала на год раньше конкурента (22 ноября 2005 года) и, пока инженеры и дизайнеры Sony придавали своему детищу окончательный лоск, довольно успешно продавалась. То же касается онлайн-сервиса Xbox Live — тот начал работу и вовсе в 2002-м и успел обрести такой массив подписчиков, какой PS3 предстоит формировать еще пару лет. Многие специалисты отмечают, что Xbox 360 выигрывает у соперника по производительности, а заметно это стало благодаря тому, что игры для обеих приставок выпускаются одинаковые и материала для сравнения — хоть отбавляй. Некоторой промашкой выглядит HD-DVD-привод: когда Microsoft делала на него ставку, никто не мог предположить, что уже через три года этот формат почти безнадежно проиграет Blu-ray. Зато владельцы консоли, особенно в США, имеют возможность прикупить к ней массу всевозможных аксессуаров и дополнительных устройств, чем и пользуются. Кстати, подводя итоги последнего квартала прошлого года, руководство игрового отделения Microsoft напирало на то, что американские пользователи потратили на Xbox 360 и дополнительное оборудование к ней в два раза больше, чем на Playstation и аналогичную продукцию для японской консоли.

Последняя по счету, но отнюдь не по значению фигура на рынке консолей — компания Nintendo, создавшая консоль Wii ("Ви" в отечественном варианте). Эта приставка избежала изматывающей гонки в области "железа" с двумя упомянутыми выше монстрами, выбрала свой путь и явно не прогадала. Wii претендует на овладение массами потребителей, до сих пор слабо охваченных игроманией,— обычных граждан, чурающихся долгого сидения за играми с запотевшим контроллером в сведенных руках, не замечающих по ту сторону экрана обширных и многочисленных миров и вообще испытывающих недоверие к виртуальности. Главное оружие приставки — беспроводной джойстик, фиксирующий изменения своего положения в пространстве и сообщающий об этом консоли по bluetooth. В зависимости от игры он может послужить мечом, теннисной ракеткой, шаром для боулинга или электрогитарой. Он не даст рассиживаться перед телевизором на диване, заставит скакать по комнате и, если не принять соответствующих мер, может даже нанести некоторый вред окружающему пространству. Например, приставка совсем не напрасно перед запуском каждой игры напоминает, что ремешок джойстика следует надеть на руку. В пылу теннисного или боксерского сражения увесистый джойстик может выскользнуть из потной ладони и отправиться в полет, подобно камню из пращи. А прямо по курсу у игрока обычно расположен экран телевизора. В Японии такие случаи довольно часты — компания Toshiba даже презентовала линейку широкоформатных телевизоров с ударопрочным экраном. Успех приставки подкреплен управлением, понятным любому, кто сумел совладать с простейшим сотовым телефоном, а также доступными в освоении играми и, конечно, небывалой физической активностью, сопровождающей игровой процесс. Как результат — практически каждый человек, испытавший Wii в действии, вне зависимости от своего отношения к видеоиграм, возраста и предыдущего игрового опыта, становится фанатом этой консоли.

Игровые финансы
Несмотря на то что видеоигры — дело перспективное и прибыльное (один только американский рынок приставок и игр ежегодно проворачивает $20 млрд), игровые отделы Sony и Microsoft сразу после выпуска консолей нового поколения оказались в серьезном минусе. Плюсовых показателей в финансовых отчетах им удалось добиться только к концу 2007 года. По уверениям американской корпорации, второй квартал финансового года (конец квартала — 31 декабря) ее подразделение Entertainment and Devices закончило с 3-процентым ростом продаж, а убытки в $302 млн за тот же период 2006 года сменились операционной прибылью $357 млн. Если же посмотреть результаты за все первое финансовое полугодие (или второе календарное), то картина получается еще более красивая: операционная прибыль составила $524 млн против убытков в $423 млн за предыдущий аналогичный период, а продажи увеличились на 25%. Вероятно, в ближайшее время продажи вырастут еще больше, потому что не далее как 14 марта Microsoft снизила цену на все три модификации своей консоли (особенно существенно — в России).

Sony тоже удалось получить в финансовый табель положительные отметки — впервые после запуска PS3. За второй квартал 2006 года Sony Computer Entertainment потеряла $510,4 млн, за тот же период 2007-го заработала $121,5 млн. В третьем квартале финансового года компания продала на 1,6 млн PS3 больше, чем год назад, и серьезно увеличила реализацию игр для приставки — с жалких 5,3 млн до 26 млн копий. Корпорация сообщила, что намерена за нынешний год отгрузить продавцам 9,5 млн экземпляров своей суперконсоли, но независимые специалисты полагают, что дела со сбытом пока будут идти не так резво, как того желала бы Sony,— получится 8-8,5 млн. Понятно, что терять на ровном месте миллион-полтора проданных консолей в Sony не хотят. Неофициальные источники утверждают, что SCE хочет подогреть интерес к своему товару, и с этой целью готовит к осени релиз новой версии PS3 — более тонкой, легкой и, возможно, с более емким жестким диском. Подтвердить или опровергнуть эту информацию в Sony никак не пожелали.

Самой бойкой компанией в игровой тусовке выглядит Nintendo (заметим, по капитализации она твердо держит второе место в Японии, уступая только Toyota и опережая Sony на две позиции). Продажи приставки Wii по всему миру превысили совокупную реализацию PS3 и Xbox 360 и составили к концу 2007 года 20,13 млн экземпляров. Львиная доля приходится на американский рынок (8,85 млн), следом — европейцы, включая россиян (более 6 млн), и, разумеется, японцы (5 млн), которые, похоже, не представляют себе полноценной жизни без продукции Nintendo. Кстати, есть какая-то неясная закономерность, которую только предстоит сформулировать и обдумать игровым психологам: на Wii особенно сильно налегают представители островных наций — кроме Японии эта консоль поставила рекорд по пользовательской базе еще и в Великобритании.

Рост продаж Nintendo за 9 месяцев финансового года составил 84,7%, операционная прибыль увеличилась на 135,1%, чистая — на 96,3%. Однако акции компании чувствуют себя не лучшим образом. Виной тому, как считают аналитики, желание инвесторов срочно обналичить свою прибыль на фоне общемирового фондового спада, ну и доллар по отношению к иене сильно ослабел; тем не менее долгосрочная перспектива все равно за Nintendo. Хотя бы потому, что она шустрее остальных решает вопрос с новинками. Пока Sony пытается заставить PS3 похудеть, Nintendo выпускает на рынок Wii Fit, очередное новое слово в игровой индустрии, которому в ближайшее время вряд ли кто-то что-то противопоставит. Главная "фишка" новинки — Wii Balance Board, контроллер, которым нужно управлять при помощи всего тела: встаешь на пластиковую подставку, похожую на электронные весы, а она не только фиксирует твой вес, но и определяет положение тела, и отслеживает центр тяжести. Благодаря Wii Fit теперь можно спускаться по горному склону или прыгать с лыжного трамплина, стоя перед телевизором, а также заниматься степ-аэробикой, классической йогой или привычными силовыми упражнениями — приставка проследит, чтобы позы и движения были правильными. Разработка, способная поставить на путь здорового образа жизни самого махрового игромана, уже продана в Японии в количестве более 1,75 млн копий; на очереди Европа, которая получит свою долю виртуального фитнеса уже 25 апреля, Россия (15 мая) и США (19 мая). В Америке, где ожирением страдает, вероятно, самый большой процент населения на планете, Nintendo готовит грандиозную маркетинговую кампанию стоимостью $40 млн, что является рекордом не только для корпорации, но и для игровой индустрии в целом.

Малый ход
Победные реляции и кругленькие суммы, приведенные выше, имеют мало отношения к российской действительности, несмотря на то, что в наших магазинах можно купить и PS3, и Xbox 360, и Wii. Как уже отмечалось, отечественный рынок игровых приставок сильно уступает рынку ПК: и денег оборачивается меньше ($200 млн консольных против $450 млн "писишных" за прошлый год), и растет медленнее (100 против 350%). По продажам игр для ПК Россия держит пятое место в мире, а в консольном сегменте мы находимся ближе к концу рейтинга, примерно на одном уровне с Африкой. По мнению экспертов, винить тут надо экономическую ситуацию, которая по-прежнему препятствует тому, чтобы граждане массово тратили на виртуальные развлечения крупные суммы. Ведь даже бюджетный вариант домашнего игрового центра — консоль Wii с парой игр и дополнительным джойстиком, чтобы можно было играть вдвоем,— потянет на 13-14 тыс. руб. Если же захочется Xbox 360 или PS3, то нужно быть готовым расстаться с суммой $500-1000.

Тем не менее продажи потихоньку увеличиваются, прибыли растут, как и армия погруженных в мир консолей граждан. Лучше всех дела у Sony — они настолько хороши, что многие россияне все игровые приставки называют "плейстейшн". По данным, которые в интервью игровым изданиям привел глава российского представительства Sony Computer Entertainment Александр Харламов, в РФ продано порядка 60 тыс. консолей компании. Microsoft предоставил эксклюзивное право на торговлю своей приставкой фирме "Медиа Лига", та фиксирует продажи на уровне 50 тыс. экземпляров и с учетом снижения цены на Xbox 360 ожидает в ближайшем будущем заметный рост. Тяжелее всего приходится в наших краях Nintendo. Компания, выпускавшая суперпопулярную у нас в начале 90-х приставку Dendy, была вынуждена уйти с российского рынка в связи с кризисом, разразившимся в 1998-м, и обратно вернулась только в сентябре 2006-го. При этом она поручила продвигать свою продукцию на территории РФ известной в игровых кругах компании "Новый диск". Навербовать "неиграющих" игроков среди домохозяек и бухгалтеров так же легко, как это вышло у прочих представительств Nintendo, НД вряд ли сможет. Российская компания, однако, сообщает, что по продажам Wii не уступает Xbox 360, а может, даже немного обгоняет. Точно сказать никто не возьмется, поскольку независимые исследования на тему консольных продаж в России не ведутся, а данные, предоставляемые компаниями-дистрибуторами, зачастую перемешаны с общеевропейскими показателями. Вообще, приставки нового поколения в России расходятся хуже, чем предыдущего, так что хит продаж у нас — Playstation 2 образца 2000 года.

Серьезно тормозит развитие консольного дела пиратство. Скажем, Xbox 360, по мнению экспертов, отдает пиратам порядка 50% рынка (плюс несет ощутимые потери на "сером" импорте; объявленное снижение цен — способ борьбы с ним), Wii — около 30%, а PS2 — все 90%. До PS3 пираты пока не добрались, поскольку испытывают чудовищную нехватку записывающих Blu-ray-приводов.

Однако ни пираты, ни общая непредсказуемость российской экономической ситуации не в состоянии помешать населению России, которое медленно, но верно приобщается к последним достижениям игровой индустрии. В конце концов, изрядную часть игр, сделанных для консолей нового поколения, на компьютере вовсе не встретишь, так что человеку, желающему быть в авангарде игрового опыта, придется задуматься о приобретении приставки. Кстати, думать лучше быстрее: специалисты предрекают, что уже в 2010 году ведущие производители могут вывести на рынок следующее поколение консолей. А мы еще с нынешним не разобрались — придется поторопиться.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ



КоммерсантЪ-Деньги
21.04.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов