Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Считайте прессу

Корень конфликта финансовых интересов издателей и распространителей кроется в несовершенстве рынка дистрибуции. Выходом могла бы стать кооперация участников рынка: она позволит наладить циркуляцию информационных потоков

Основные проблемы российского рынка распространения прессы — несоответствие потребностям издателей, хаотичность развития, непрозрачность, отсутствие внутренних рычагов регулирования. Все это с одной стороны порождает постоянные конфликты с издателями, с другой — не позволяет самим распространителям строить долгосрочные планы развития бизнеса. По мнению генерального директора агентства «Роспечать» Александра Власова, ситуацию может изменить укрупнение игроков рынка и возврат к фактической монополизации дистрибуции прессы.

В постоянном напряжении

–– Александр Витальевич, тираж одного и того же издания может отличаться в регионах в разы. Это связано с уровнем развития рынка розничного распространения прессы?

— Да, связано. Дело в том, что сложившаяся система распространения совершенно не отвечает потребностям издателей. В целом она очень слабо развита, это влияет и на рост тиражей. Приведу пример. Рынок распространения прессы в Калининграде 10 — 15 лет назад был похож, скорее, на курганский, чем на екатеринбургский: мало киосков, невысокие тиражи. Но мы много лет целенаправленно его развивали, увеличивая количество точек продаж везде, где только можно, например, в супермаркетах и на автозаправках. Результат налицо — сегодня на 950 тыс. жителей Калининграда и области приходится более 600 точек продаж прессы. Для сравнения: в почти четырехмиллионной Свердловской области — около тысячи. А тиражи некоторых изданий в Калининграде в два-четыре раза выше, чем в среднем по стране (например, у «Комсомольской правды» — в четыре раза). Вы можете сказать, что это все оттого, что у жителей Калининграда европейское сознание, другой менталитет. Ничего подобного. Еще недавно это был обычный провинциальный российский город.

–– Насколько востребованы традиционные форматы торговли — киоски, лотки?

— Читатель постепенно уходит от покупки прессы в киосках. Потребительские потоки перекочевывают в супермаркеты. Один мой знакомый заметил: он не покупает прессу на улице только потому, что ни у одного из трех киосков, попадающихся ему по дороге из дома на работу, невозможно припарковать машину. Но традиционный формат торговли еще долго будет востребован, и мы все должны сделать, чтобы его сохранить. Во-первых, потому что далеко не все жители даже крупных городов пересели на машины, люди часто спонтанно покупают прессу на улице, выходя из автобуса или по дороге домой. А во-вторых, киоски — это традиционный российский способ распространения прессы, наша национальная особенность. Такие красивые киоски, как в Екатеринбурге, формируют и поддерживают колорит городов.

В то же время смещение потребительских потоков существенно влияет на рынок распространения. Супермаркеты сегодня относятся к прессе, как лиса к медвежатам, сыр которых она делит. Магазины спрашивают распространителей: по какой цене вы будете поставлять нам журнал? Одни отвечают: за 10 рублей, другие — за 8 рублей. Заканчивается тем, что находятся распространители, которые покупают журнал за 5 рублей, в супермаркет поставляют за 4,5 рубля, а разницу требуют с издателя.

–– Издатели и без того постоянно жалуются на необоснованно завышенные наценки…

— Безусловно, такая проблема существует. Приведу пример.

В Италии есть огромный концерн, издательский бизнес которого известен в России такими журналами-коллекциями, как «Гарри Поттер», «Части тела». Оборот концерна в прошлом году составил несколько миллиардов евро, большую часть из которых обеспечил именно издательский бизнес. Перед тем как запустить издания на всю Россию, они их протестировали: выпустили тиражом 10 — 20 тыс. экземпляров в региональных центрах. Потом сели и посчитали, сколько будет стоить один журнал при миллионном тираже: например, себестоимость производства –– 80 рублей, наценка распространителей — 50 рублей, затраты на промоакции — 20 рублей. То есть розничная цена журнала — около 150 рублей. И вот товар приходит в российские киоски, менеджер какого-нибудь регионального предприятия видит, что издание неплохое, и думает: что-то 150 рублей маловато. И ставит цену 299 рублей. Могу понять негодование издателей: в таких условиях планировать бизнес невозможно. 

Я специально привел в пример нейтральный развлекательный продукт, который никак не влияет на формирование общественного мнения. Но ведь фокус с завышением цен порой проделывают и с качественными изданиями. Тираж каждого из еженедельных немецких журналов «Фокус», «Шпигель», «Штерн» под миллион экземпляров. А наших аналогов — «Эксперта», «Профиля», «Коммерсант-Деньги», «Коммерсант-Власть» –– не превышает 100 тысяч. Тиражи российских изданий не растут из-за того, что аудитория часто не готова платить за них цену, которую устанавливают распространители.

Кто за что

–– Еще один вопрос, который волнует издателей: распространители не готовы прогнозировать продажи, что не позволяет планировать тиражи.

— Проблема в том, что точной статистики по рынку распространения нет. Мы пытались собрать данные по всей стране: что и как продается. И выяснилось: не то что с точностью до 10 — 20 киосков, но даже до тысячи никто сказать не может, какие издания, в каком объеме и где реализуются.

–– Почему сложилась такая ситуация?

— Российский рынок распространения сегодня развивается хаотично, он совершенно не упорядочен. Есть города, в которых работают по пять операторов. Представьте, там утром пять «Газелей» едут навстречу друг другу с разных складов и складиков и везут одну и ту же продукцию. Повсеместна ситуация, когда параллельно с отпущенным издателем тиражом продаются старые, списанные экземпляры. Игроков много, действуют они разрозненно, а некоторые и полулегально, поэтому никто не сможет дать вам точную информацию по продажам. Ее можно получать только в условиях, когда рынок делят крупные игроки, такая схема, к слову, дает и максимизацию продаж. Сегодня мы можем наблюдать это на новосибирском рынке, где доминирует одна крупная компания по распространению прессы. И ее руководство всегда может сказать, какой продукции, где и сколько выложено.

–– Вот это и возмущает издателей: 100?процентная доплата за издание распространителям обеспечивает только присутствие продукта в точке продаж. А за дополнительный маркетинг, статистику нужно платить отдельно. И никто не дает гарантии, что издание будет продаваться.

— Задача распространителей — сделать так, чтобы человек товар увидел и купил. А как сделать, чтобы продукт был интересен и человек бы за ним вернулся, — задача издателей. На мой взгляд, проблема не только в качестве работы распространителей (безусловно, многое зависит от того, как киоскер представит товар потенциальному покупателю), но и в качестве самих изданий. Как вы думаете, почему в России газеты менее популярны, чем на Западе? Потому что там они служат площадкой для общения активных аудиторий и обсуждения общественно значимых проблем. Например, прорвало трубу и триста тысяч человек остались без питьевой воды на сутки. Нужно рассказать, как это произошло, кто реально в этом виноват? Но объективную аналитическую статью оперативно ни одно из наших изданий не подготовит. Российская пресса дискуссионной площадкой не стала. Это глянцевая вывеска, в некоторых случаях — компромисс между описанием событий политики и шоу-бизнеса.

–– Но ведь и распространители не всегда готовы быстро отреагировать на повышенный спрос аудитории к информации. Например, трубу прорвало в районе N. Городская газета оперативно подготовила аналитический материал, увеличила тираж. И наверняка в районе N можно было бы обеспечить большую долю продаж: люди обязательно подошли бы к киоску и спросили свежий номер. Но распространители говорят: извините, в киоске в районе N у вас нет приоритетной выкладки…

–– Безусловно, это системная проблема. И если газета действительно готова объективно написать, кто крайний в этой ситуации и что можно сделать, тогда проблема доставки информации до читателей должна решаться в комплексе. Поэтому для увеличения тиражей, во-первых, издание должно обеспечивать своевременную и объективную подачу информации. Во-вторых, необходима оперативная и качественная система логистики: доставка товара на склад, распространение его по точкам продаж и представление на полках. И третье — нужно постоянно отслеживать качество работы киоскеров на местах.

Укрупнение решит проблемы

–– Какова рентабельность дистрибьюторского бизнеса?

–– Относительно низкая. Один издатель рассказывал: его знакомый распространитель из Ростова 10 лет назад имел офис в подвальном помещении и ездил на старенькой машине. Прошло время, но у этого человека в бизнесе ничего не изменилось: тот же подвал, та же машина. При существующих правилах игры так и будет.

–– Как можно сдвинуть ситуацию, сделать бизнес более рентабельным, не залезая в карман издателя?

–– Я уже говорил про пять «Газелей», которые едут навстречу друг другу. В Европе ничего подобного нет: там давно посчитали, что такая система доставки крайне неэкономична. Ее нужно просто доверить профессионалам. А в России сегодня, к сожалению, большинство мелких распространителей — полупрофессионалы, этакие полупроводники печатной продукции. Поэтому, я считаю, нам необходимо сесть за стол переговоров и обсудить правила игры на рынке, которые смогут сделать его более прозрачным.

–– Вы можете предложить какую-то конкретную схему?

— На мой взгляд, нужна региональная монополизация рынка распространения прессы. Речь идет не о слиянии компаний, а о коммерческом объединении, о кооперативе распространителей. Это могут быть региональные дистрибьюторские центры, в учредительстве которых будет предложено участвовать всем представленным на рынке компаниям. И когда объединение произойдет, издатели смогут сказать: уважаемые продавцы прессы в Екатеринбурге и области, отныне журналы «Лиза», «Эксперт» и газету «Ведомости» можно купить только у этого крупного дистрибьютора. Вся остальная продукция — контрафактна. Такая схема упорядочит рынок, позволит контролировать продажи и передавать информацию издателям.

–– Но наверняка будут распространители, которые откажутся участвовать в такого рода объединении…

— Понятно, что такая инициатива не будет учитывать интерес мелких компаний, которые часто работают по-«серому». Но могу вас заверить, эта схема еще на стадии разработки заинтересовала многих крупных игроков рынка, с которыми мне удалось переговорить. Кроме того, она интересна руководителям крупных издательств, в том числе уже имеющим региональные эксклюзивы — местные приложения к федеральным изданиям. 

–– Для чего Роспечати — крупнейшему игроку российского рынка — нужно такое объединение?

— Мы понимаем, что ситуацию на рынке в одиночку не изменить. Нам нужна помощь большинства. Мы готовы предложить некие правила игры, похожие на немецкую систему распространения и при этом адаптированные к российским реалиям. Я как руководитель хочу иметь стабильный бизнес. Но таковым он может быть только при условии существования на длительно функционирующем рынке. Что касается сегодняшнего состояния дел, то можно констатировать: рынок не структурирован, на нем нет равных для всех игроков правил, поэтому стратегически развиваться ему будет очень сложно.


Евгения Еремина, автор «Эксперт Online», «Эксперт Урал»
04.04.2008  Журнал Эксперт
04.04.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов