Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Фаст-кофе уже в России

Пришедшая в Россию глобальная кофейная сеть Costa Coffee, как и Starbucks, продвигает новый для нашего рынка формат — coffee shop. Сеть, несомненно, привлечет молодежь, однако вряд ли составит конкуренцию сложившимся российским кофейным сетям

В России начала работать одна из крупнейших в мире сетей кофеен — британская Costa Coffee. Первая точка открылась в конце марта на Пушкинской площади в Москве и стала тысячной по счету кофейней Costa в мире. Ее владельцы намерены сделать сеть самой большой в России: планируется, что к 2010 году в стране будет уже не менее трехсот кофеен Costa — как в крупных городах, так и в небольших. Сегодня даже у крупнейших отечественных компаний, таких как «Кофе Хауз» или «Шоколадница», не более 100–150 кофеен.

Costa Coffee не первая маститая западная компания на российском рынке кофеен. Прошлой осенью у нас открылась американская Starbucks — сеть кофеен номер один в мире, работающая более чем в сорока странах. Пока у этой компании всего две кофейни в Москве (в ТЦ «Мега-Химки» и на Арбате), но планы экспансии велики — охватить все российские регионы.

Интерес западных кофейных корифеев к России объясним. Сегмент кофеен — один из самых быстрорастущих. Несмотря на то что пока его емкость невелика (300 млн долларов), ежегодно он прирастает на 25%. В то время как ресторанная отрасль увеличивается лишь процентов на пятнадцать. В отличие от общего рынка, который мало структурирован, сегмент кофеен вполне «цивилизован». Большую его часть занимают сетевые проекты — упомянутые «Кофе Хауз», «Шоколадница», а также «Кофемания», «Идеальная чашка», «Кофе Тун», «Монтана Кофе». Эти компании за последние десять лет создали узнаваемые бренды, освоили технологии бизнеса и сервис, а некоторые даже вышли в регионы. Но главное — они сформировали у россиян культуру посещения кофеен и высокую лояльность самому напитку. Резонно было ожидать, что вслед за Starbucks в Россию потянутся и другие глобальные компании.

Costa вошла на новый рынок несколько необычно — создав совместное предприятие с известной российской ресторанной компанией «Росинтер ресторанс холдинг». Ранее компания Costa предпочитала осваивать новые рынки, используя франчайзинг, исключение составляет только Китай, где компании также пришлось объединиться с локальным игроком. («Эта страна столь же сложна для бизнеса, как и Россия», — отметили в Costa.)

Экспертов удивил выбор партнера на российском рынке. Ожидалось, что Costa придет в Россию, купив какую-нибудь местную сеть кофеен, благо все они представляют собой сложившийся бизнес с четким позиционированием. «Росинтер» же — крупнейший отечественный оператор в сегменте семейных ресторанов (так называемый casual dining), где ему принадлежит 18%. Компания предлагает наиболее популярные кухни в России — итальянскую, японскую, американскую и русскую в своих и франчайзинговых сетевых ресторанах: Il Patio, «Планета суши», «1–2–3 кафе», T.G.I. Fridays, «Сибирская корона» и др. Несколько лет назад «Росинтер» пробовал работать в кофейном сегменте, запустив сеть «Мока-Лока», однако развивалась она неважно, и ее владельцы решили свернуть кофейный бизнес.

Так что же стало причиной необычного альянса?

Брак, заключенный на небесах

Costa не скрывает своих амбиций: стать сетью кофеен номер один не только в России, но и на планете. Компания — самый большой и удачный кофейный бизнес в Великобритании, где у нее сегодня 700 кофеен. А в мире Costa входит в четверку крупнейших сетей кофеен наряду со Starbucks, Tchibo и Nero. Costa работает в популярном на Западе формате coffee shop — демократичных кофеен. Этот формат сегодня использует большинство западных операторов кофейного рынка, но преимущество Costa — полный технологический цикл, от обжарки зерен до продажи кофе покупателю, что обеспечивает высокое качество напитка. Такой схеме бизнеса компания обязана своим основателям — братьям Серджо и Бруно Коста (развивать кофейный бизнес в главной чайной стране начали, конечно же, итальянцы). Лет сорок назад братья Коста приехали за лучшей долей в Альбион, где купили трехэтажное здание в районе Ламбет, вблизи парламента, и превратили его в цех по обжарке кофейных зерен. До сих пор эта фабрика, несмотря на «дорогое» расположение, снабжает фасованным кофе всю масштабную сеть Costa, а также оптовых клиентов компании — рестораны и специализированные магазины. К 1980?м годам у Costa появились собственные розничные точки, где кому-то в голову пришла идея предлагать покупателям не только зерна, но и готовые напитки. Спустя десять лет компанию купил холдинг Whitbread PLC — известный в Британии оператор на ресторанном рынке и рынке бюджетных отелей. Whitbread приобрел кофейный актив не случайно: менялся стиль жизни, появлялись новые формы досуга, и начал активно расти спрос на кофе, особенно среди молодежи. В последние годы кофе стал самым популярным на планете напитком: его выпивается 400 млрд чашек, в то время как чая — всего 300 млрд.

Новые акционеры еще больше усовершенствовали качество продукта, в компании появилась экспертная академия по подготовке бариста (специалистов по приготовлению кофе). Все это сделало Costa одной из самых быстрорастущих кофейных сетей: каждую неделю в мире открывается пять новых точек. Однако компания пока далека от глобальных лидеров, прежде всего от Starbucks, у которой 15 тыс. кофеен по всему миру. Сегодня, стремясь догнать конкурентов, Costa делает ставку в первую очередь на динамичные рынки развивающихся стран. «Российский рынок — самый быстрорастущий. Мы несколько лет мечтали о России, но нужен был подходящий партнер», — говорит Энтони Хэбгуд, председатель совета директоров Whitbread PLC.

Но почему британцы выбрали «Росинтер»? Эта компания более других готова к сотрудничеству с западным бизнесом. «Росинтер» — единственная публичная компания (провела IPO год назад) на отечественном ресторанном рынке и самая технологичная. Ее основатель Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко первым в России освоил механизм тиражирования ресторанов и управления ими. До него ресторанный рынок в нашей стране был представлен либо дорогими авторскими проектами, либо дешевыми заведениями, работающими в режиме фаст-фуда. «Росинтер» сформировал средний сегмент рынка. Это самый сложный сегмент, поскольку он требует от компании строго выверенной комбинации технологий и креатива. Технологичность — самое важное качество для западного бизнеса. Недаром Starbucks пришла в Россию, обратившись к стороннему специалисту — арабской компании M. H. Alshaya, имеющей большой опыт во франчайзинге (в России эта компания несколько лет продвигает такие западные марки, как Next, Body Shop).

Кроме того, у владельцев «Росинтера» уже есть опыт взаимодействия с иностранцами. Пару лет назад компания совместно с американской Yum! Restaurants International начала развивать сеть быстрого питания «Ростик`с KFC». Наконец, еще один плюс «Росинтера» (едва ли не самый важный). У российской компании богатейший опыт в покупке недвижимости и управлении ею. А это ключевой фактор в ресторанном бизнесе. «У нас есть специальный отдел, который занят поиском помещений, постоянным мониторингом рынка. Это настоящие профессионалы, — говорит г-н Ордовский-Танаевский Бланко, — я уверенно могу сказать: открыть сегодня единовременно в различных городах России двадцать пять новых точек абсолютно не проблема для нас».

«Росинтеру» тоже нужна Costa. Кофейный бизнес — единственный, в котором ресторатор потерпел неудачу. Теперь же, получив с Запада эффективные технологии, компания сможет успешно переформатировать 12 своих кофеен «Мока-Лока» в Costa.

Компании должны сработаться. Обе работают в индустрии гостеприимства, обе растут на десятки процентов в год, обе бредят экспансией и мировым лидерством. «Росинтер» в последнее время открывает рестораны не только в России и СНГ, но и в Восточной Европе — в Венгрии, Чехии, Прибалтике. Да и психологически стороны поняли друг друга. «К нам в прошлом году обращалась некая американская сеть с деловым предложением. Но они повели себя так вызывающе, сразу стали диктовать условия. (Речь идет о Starbucks. — “Эксперт”). Мы сказали: нет. Хотите работать — вкладывайте деньги, — рассказывает Ростислав Ордовский-Танаевский, — а вот с Costa мы поняли друг друга с полуслова». Энтони Хэбгуд более эмоционален: «Мне кажется, у нас идеальный союз, воистину заключенный на небесах».

Обед и общение

Каковы же перспективы этого альянса? Рынок кофеен в России, несмотря на присутствие в нем сильных игроков, остается малонасыщенным. Так, в США на тысячу жителей приходится 30 кофеен, в Европе — 20, в России же — меньше одной. В нашей стране масса регионов, где вообще нет кофеен. Не стоит забывать и о том, что половину рынка занимают одиночные кафе, которые вряд ли составят конкуренцию технологичным сетевым проектам. А спрос на кофейни устойчиво растет: культура потребления кофе вне дома все больше проникает в Россию.

Однако кофейный бизнес, несмотря на сравнительно небольшие вложения (инвестиции в средний семейный ресторан составляют в среднем 450 тыс. долларов, а в кофейню — 150 тыс. долларов), достаточно сложен, требует очень тонкого понимания местных вкусов. Риски Costa в России касаются прежде всего формата. Не секрет, что в нашей стране успешнее всего развиваются кофейни ресторанного типа — именно такие продвигают практически все наши крупные сети: «Шоколадница», «Кофемания», «Кофе Хауз». Как показывает практика, россияне, как правило, заходят в кофейни не для того, чтобы быстро пропустить чашечку кофе, а чтобы еще и поесть. Поэтому меню российских кофеен весьма обширно: помимо стандартных напитков и выпечки (их ассортимент тоже разнообразен) там подают и каши, и салаты, и даже супы. Нарядные интерьеры, музыка, мягкая мебель, официанты — все делает наши кофейни максимально похожими на ресторанчики.

Costa, как, впрочем, и Starbucks, ставит перед собой более узкую задачу: быстро напоить посетителей кофе или чаем. Отсюда более аскетичные дизайн и интерьер, минимальный сервис (кофе подается в бумажных стаканчиках) и самообслуживание. Меню на две трети состоит из кофе и напитков, остальное — небольшой ассортимент выпечки, той, что хорошо сочетается с кофе (бутерброды «панини», кексы). К слову, такой формат в 90?е годы пробовали развивать и российские сети — например «Кофе Бин» и «Кофе Зен». Однако они не смогли конкурировать с «Кофе Хаузом» и «Шоколадницей». «Сможет ли сегодня “узкий” формат выиграть у “ресторанного” — это вопрос», — комментирует Рамаз Чантурия, генеральный директор ассоциации «Росчайкофе».

У западного формата есть еще один риск. Несмотря на то что стоимость чашки кофе в заведениях обоих типов примерно одинакова, средняя сумма чека, допустим, в «Шоколаднице» существенно больше (ведь посетитель берет несколько блюд), чем в западных кофейнях, где зачастую покупается только кофе. Небольшая сумма чека предполагает быструю оборачиваемость, сменяемость посетителей — за рубежом большинство из них берут кофе на вынос. Получится ли обеспечить необходимую оборачиваемость в России? В нашей стране пока нет традиции покупать напитки и еду на вынос, и неизвестно, сложится ли она. «По чистым европейским улицам приятно пройтись со стаканчиком кофе, — высказался по этому поводу один из завсегдатаев западной сети, — а вот в России, где полгода грязь или слякоть, — едва ли».

Посетить кофейню для наших соотечественников означает провести в ней довольно-таки долгое время, пообщаться с друзьями. Для нас эти заведения прежде всего центр коммуникации. Этим россияне существенно отличаются от тех же англичан, которые в основном ходят в кофейни в одиночку. Таким образом, западная модель бизнеса может оказаться в условиях России недостаточно эффективной. Особенно учитывая, что иностранные сети выбирают центральные улицы и площади, где самая высокая стоимость аренды.

Очевидно, многое будет зависеть от гибкости западных компаний. В Starbucks, например, уже расширили для российского рынка выбор сэндвичей, правда, в целом структура меню осталась прежней. А Costa намерена предложить посетителям кофе с алкоголем. Однако вводить в меню, например, супы, компания категорически не готова. Без адаптации бизнеса к местным реалиям даже основного преимущества Costa — хорошо сваренного специалистами кофе — может оказаться недостаточно. Тем более что компания позиционируется в массовом рынке, где потребитель пока неважно разбирается в тонкостях вкуса.

Возможно, Costa в ближайшее время и обгонит конкурентов по числу новых точек — ресурсы совместного предприятия это позволяют. Но не стоит недооценивать и отечественные сети. Например, если «Кофе Хауз» будет развиваться прежними темпами, открывая по кофейне в месяц, то через полтора-два года в его составе будет не менее 600–700 точек. Менеджмент этой сети имеет прекрасное представление о том, как развивать сеть: президент этой компании Владислав Дудаков в свое время сделал успешную карьеру в McDonalds.

В любом случае Costa сформирует на российском рынке кофеен принципиально новую нишу, привлекательную прежде всего для молодежи, которая более демократична и более открыта влиянию глобальных трендов.







Лилия Москаленко, автор «Эксперт Online», «Эксперт»
01.04.2008  Журнал Эксперт
01.04.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов