Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Выход из-за прилавка

Переломный момент в развитии банка "Финсервис"

Преобразование банка «Финсервис» в открытое акционерное общество и изменение его структуры собственности ознаменовало новый и далеко не самый простой этап в становлении этой кредитной организации. Если раньше «Финсервис» развивался исключительно благодаря дружественной поддержке своего главного акционера – торговой сети «Седьмой континент», то теперь банк пытается выйти на новую территорию и работать самостоятельно.

В последние несколько лет популярность на российском банковском рынке приобрели узкоспециализированные, нишевые банки, работающие главным образом с физическими лицами. Можно, например, вспомнить специализирующиеся на потребительском кредитовании банки «Русский стандарт» и Сetelem, недавно созданный ипотечный Ипотек банк, «карточные» Экспобанк и «Тинькофф Кредитные системы». Большинство этих проектов вышли на российский рынок в последние два года, и многие эксперты считают, что со временем их будет только больше. «Нишевые банки – то будущее, к которому должна прийти наша банковская система, – считает Алексей Когорев, замначальника управления страховых рисков и рисков финансовых институтов Промсвязьбанка. – Сейчас в России слишком большое количество банков, и не все из них могут себе позволить быть универсальными. Это касается прежде всего банков небольшого размера. Для оказания всего спектра услуг им обычно не хватает ресурсов, профессиональных специалистов, необходимого программного обеспечения. Если у банка с капиталом 200 млн рублей в стратегии написано, что он позиционирует себя как универсальный, это вряд ли соответствует действительности. Для того чтобы выжить и быть конкурентными, у небольших банков есть три пути: это масштабные вложения в капитал, M&A или специализация на каком-то одном направлении».
«Два продукта на российском рынке особенно не развиты: кредитные карты и ипотека, – уверена старший вице-президент Ипотек банка Елена Шилина. – В рамках этих продуктов, не являющихся приоритетом для универсальных банков в России (в чьих портфелях исторически доминировали автокредитование и кредиты в точках продаж) есть значительный потенциал для специализированных банков. Последние направляют все свои ресурсы на эти два продукта и таким образом способны вывести эти рынки на новый уровень. В банках универсальных ресурсы – как человеческие, так и финансовые – на эти продукты выделяются в последнюю очередь».
Среди специализированных проектов подобного рода можно выделить и банк «Финсервис», развивающийся под эгидой своего главного акционера – торговой сети «Седьмой континент». «Финсервис» развивается с «низкого старта», и именно поэтому ему в настоящее время удается показывать уникальные цифры роста. Например, кредитный портфель банка за 2007 год вырос примерно в 50 раз, с 36 млн до 1,8 млрд рублей (около $70 млн). Одновременно активы банка за прошлый год увеличились почти в три раза, до 4,7 млрд рублей (около $190 млн). Находясь в третьей сотне российских банков по объемам активов, «Финсервис» входит в top-50 по объему предоставляемых физическим лицам кредитов.


Облегченный вариант
Начало проекту было положено в 2006 году, когда никому не известный банк был куплен «Седьмым континентом» (51% акций) и Собинбанком (49% акций). Команда для обновленной организации была собрана по различным банкам: например, нынешний председатель правления «Финсервиса» Владимир Корьевкин пришел из Национального банка «Траст», где руководил развитием сети. IT-решения для «Финсервиса» были позаимствованы у Собинбанка. Но самое главное – существующие универсамы «Седьмого континента» представляли собой готовую среду для развития филиальной сети нового банка. Делая ставку на офисы внутри магазинов, он, во-первых, мог экономить на развитии собственной инфраструктуры и, во-вторых, – на рекламе, поскольку, будучи нишевым, «Финсервис» размещал рекламу исключительно в местах продаж (BTL).
Разумеется, развитие через торговые центры несло в себе определенные ограничения: такой банк фактически должен был работать только с физическими лицами. В итоге банкиры сделали ставку на достаточно оригинальную для России модель развития. Предполагается, что большинство банковских услуг клиенты «Финсервиса» могут получать в терминалах быстрого самообслуживания (ТБС). Для пользования ими клиент должен получить банковскую карточку, позволяющую его идентифицировать. Роль сотрудников мини-офисов банка должна сводиться, прежде всего, к выдаче карточек и объяснению, как пользоваться услугой с помощью терминала. Такая модель позволяла создавать мини-офисы, где всего несколько сотрудников, и которые «умещаются» в универсамах «Седьмой континент». Сегодня у «Финсервиса» имеется 136 мини-офисов и только 2, осуществляющие кассовое обслуживание, причем второй из них был открыт лишь в начале марта. «Финсервис» стал, кажется, первым в России банком, принимающим депозиты через терминалы. «Наша сильная сторона – самообслуживание», – говорит советник председателя правления банка Георгий Шабад. Параллельно с этим для вновь пришедших клиентов с сентября 2007 года предоставляются услуги интернет-банкинга. Сегодня 14 000 из 320 000 клиентов управляют своим счетом через Интернет, и 6% всех активных операций банка сегодня осуществляются в нем.


Узкий вход
Хотя банк специализируется на карточках, именно карточные кредиты занимают в его портфеле весьма скромное место. В области активных операций главная специализация «Финсервиса» – беззалоговые кредиты физическим лицам. И если такие известные операторы рынка потребкредитования, как Дельта банк и «Русский стандарт», долгое время делали ставку на экспресс-кредиты, предполагающие, что согласие на такой получается в течение 15 минут, «Финсервис» придерживался более осторожной политики, согласие здесь можно было получить в течение суток.
Другим примером банка, базирующегося на «легких» офисах, мог бы служить «КИТ Финанс», который предпочитает арендовать небольшие помещения для нескольких сотрудников в офисных центрах – таким образом банку удалось создать сеть более чем из 70 точек и стать одним из крупнейших операторов ипотечного рынка в России. Кроме того, эксперты указывают на Кредит Европа банк (бывший Финансбанк), с 2006 года активно сотрудничающий с торговой сетью «Ашан» и выпускающий с ней кобрендинговые карты. Но у «Финсервиса» было то исходное преимущество, что он открывал офисы прежде всего в помещениях торговых центров компании-акционера.
 «Изначально в России появление точек потребительского кредитования в торговых сетях обеспечивали банки, заключавшие партнерские соглашения с торговыми фирмами, – отмечает аналитик агентства RusRating Михаил Угодин. – Сейчас распространение получает вариант, когда эти фирмы сами организуют кредитование клиентов, открывая собственные банки. И в том и в другом подходе есть свои минусы. В первом случае сталкиваемся с конкуренцией со стороны других банков, и не исключены случаи возникновения разногласий с торговой фирмой, а во втором – фирме необходимо, как правило, с нуля развивать новый для себя бизнес, налаживать бизнес-процессы, что может потребовать крупных инвестиций и затрат. В случае «Финсервиса», по-моему, найден баланс между заинтересованностью торговой сети и наличием опыта в кредитовании населения, построением бизнес-процессов, а также значительной ресурсной базой Собинбанка».
Помогая дочернему банку, «Седьмой континент» приобретал выгоду не только как акционер, но и как ритейлер, поскольку банк выпускал кобрендинговые «карты лояльности». Сегодня примерно 40% всех покупок, осуществляемых в «Седьмом континенте» с помощью «пластика», проводятся по картам «Финсервиса». Вообще в России, наверно, нет прецедента, когда целый банк специализировался бы только на выпуске карт одного партнера. В результате «Финсервис» и «Седьмой континент» являются сегодня операторами самой крупной в стране кобрендинговой программы. Эксперты отмечают, что и для российской, и для мировой практики в целом более характерно, что крупнейшие подобные программы связаны с авиаперевозчиками, поэтому выход на первое место ритейлера представляет собой едва ли не нонсенс.
«Финсервис» не является расчетным банком «Седьмого континента», но при этом сотрудники сети получают там зарплату. Всего из существующих сегодня 463 000 банковских карт «Финсервиса» 5,5% выпущены в рамках зарплатных проектов. Однако такие проекты также не относятся к сильным сторонам «Финсервиса». Еще в мае 2007-го банк собирался начать выдачу ипотечных кредитов, но тогда этим планам не суждено было сбыться (хотя в январе нынешнего года они были подтверждены). Таким образом, пока основной специализацией «Финсервиса» остаются дебетовые карты, беззалоговые кредиты физлицам, а также «автоматизированные» вклады.


Новый этап
Эпоха сверхбыстрого роста для «Финсервиса», видимо, закончилась. И дело не только в том, что больше ему уже не придется двигаться с «низкого старта», но и в том, что исчерпаны возможности расширения исключительно внутри торговой сети. Планы банка предполагают увеличение числа банкоматов более чем вдвое – со 150 до 350. Число регионов присутствия с нынешних пяти (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Рязань, Пермь) должно достичь 20. Еще важнее, что «Финсервис» собирается выйти «из-под юбки» «Седьмого континента». Сегодня лишь около 20 офисов банка находятся за пределами универсамов «Континента». Если же планы по развитию кредитной организации сбудутся, то более половины отделений будет находиться вне магазинов сети-акционера. Более того, банк должен выйти в регионы, где не представлена данная торговая сеть. Таким образом, «Финсервису» предстоит развитие в менее дружественной среде. Хотя по-прежнему большая часть офисов расположится в помещениях торговых центров, однако это уже будут магазины других сетей, не связанных с акционерами банка. По сообщению пресс-службы «Финсервиса», инвестиции в рамках региональной экспансии составят около $40 млн.
Стоит отметить, что весь период своего недолгого существования банк развивался исключительно за счет собственных средств. Заемные средства в форме облигационных или синдицированных займов не привлекались и, по словам Георгия Шабада, в обозримом будущем привлекаться не будут. Поэтому не приходится удивляться, что в январе «Финсервис» был преобразован в открытое акционерное общество. «Рассуждая логично, для финансирования развития нужно либо привлечение новых инвесторов, либо инвестирование дополнительных средств со стороны имеющихся акционеров, – говорит Георгий Шабад. – Но это не значит, что решение о смене формы собственности принято под конкретные планы по изменению структуры собственности».
Тем не менее первая сделка с использованием новой формы собственности уже произошла, и связана она была с изменением структуры в самом «Седьмом континенте». Если раньше двумя главными акционерами торговой сети являлись Александр Занадворов и депутат Госдумы Владимир Груздев, то теперь, по сведениям «Ко», Занадворов получил контрольный пакет акций. Владимир Груздев со своими родственниками намерен вложить средства, вырученные от продажи доли в «Седьмом континенте», в «семейный» инвестиционный фонд, который планирует выкупить намечающуюся доп-эмиссию акций «Финсервиса». По предварительным данным, фонду Груздева достанется 25% акций банка. Таким образом, «Седьмой континент» перестает быть мажоритарным акционером «Финсервиса». Вместо него мажоритарием станет Собинбанк, владеющий приблизительно половиной акций, и еще примерно по четверти капитала будут контролировать структуры семьи Груздева и «Седьмой континент». То есть отношения «Семерки» и банка перестанут быть отношениями «матери» и «дочки». Конечно, разделение торговой сети и банка является логичной формулой «развода» и раздела имущества между бывшими совладельцами «Седьмого континента». С другой стороны, не вполне ясно, как банк может пережить «развод» с торговой сетью, если вся его бизнес-модель строится на присутствии в ее универсамах. Впрочем, продажа банка не означает его ухода из «континентальных» магазинов. «В действительности продажа бизнеса не всегда обозначает полный разрыв связей, – комментирует Алексей Когорев. – Вполне возможно, что бизнес будет продолжаться, но не с аффилированной структурой, а с компанией-партнером. Продажа может быть проведена с целью избавления от непрофильных активов».
«Конечно, бизнес «Финсервиса» в значительной степени связан с «Седьмым континентом», это особенно касается уровня арендной платы для подразделений банка на территории торговой сети, – считает Михаил Угодин. – Однако предполагать, что в случае выхода «Семерки» из состава акционеров банка бизнес последнего окажется под вопросом, я бы не стал. «Седьмой континент» в любом случае заинтересован в присутствии «родственного» финансового учреждения, которое будет способствовать как притоку клиентов, желающих совместно с покупкой товаров получить обслуживание по банковским операциям, так и росту их покупательной способности (получение кредитов, скидки за использование пластиковых карт)».
Однако никакое партнерство не может заменить того «полюбовного» отношения, которое всегда существует между материнской и дочерней компаниями. К тому же непонятно, зачем «Седьмому континенту» терять выгоды от использования специализированных кобрендинговых карточек. «Сейчас «Семерке» выходить из капитала банка не очень выгодно, – говорит Михаил Угодин. – Банк только набирает обороты, пока еще высока доля расходов на поддержание и расширение сети подразделений и, как следствие, низка прибыль. Получить хорошие предложения от покупателей «Седьмому континенту» сейчас будет нелегко, даже за контрольный пакет. Однако банк растет, и ему нужны инвестиции, в том числе в капитал. Возможно, «Семерка», стремясь сократить свои дополнительные вложения в непрофильный актив, не будет удерживать контролирующую долю в капитале банка».


Продолжение следует
Сделка между «Седьмым континентом» и Владимиром Груздевым происходила на фоне слухов, что торговая сеть вообще избавляется от банка. Появление этих слухов вполне закономерно: «Финсервис» собирается сделать рывок в своем развитии, для чего – вне зависимости от сделки с Груздевым – нуждается в новых источниках финансирования. Именно ради этого, если верить представителям банка, он и и затеял смену формы собственности, преобразуясь в открытое акционерное общество. По словам Георгия Шабада, новая форма «увеличивает инвестиционную привлекательность и возможность для маневра». Более того, представители банка уверяют, что преобразование было давно запланировано, эта мера предусматривалась стратегией развития банка. Работы по смене организационно-правовой формы начались еще летом прошлого года. «Чтобы банк был интересен для инвесторов, он должен соответствовать ряду требований, в том числе – быть прозрачным. И в этом смысле форма открытого акционерного общества наиболее подходит для привлечения стратегического инвестора или для организации IPO», – считает Алексей Когорев (Промсвязьбанк). «Учитывая большие планы банка по развитию сети и росту бизнеса и отсутствие значимой клиентской базы в части привлечения ресурсов (вкладчиков и т.д.), ему понадобятся значительные заемные средства. Открытость, в том числе организационно-правовой формы, поможет банку осуществлять заимствования по более низкой стоимости», – согласен с ним Михаил Угодин (RusRating).
Очень многие банковские проекты активно развиваются именно для того, чтобы потом инициаторы смогли с выгодой их продать иностранным либо крупным российским банковским холдингам. При этом как раз накануне продажи такие проекты показывают уникальные темпы роста: ведь чем большую долю рынка они сумеют занять, тем выше будет их продажная цена. Примером здесь может служить Экспобанк, о продаже которого английскому Barclays Bank наш журнал уже писал (см. «Ко» №8 от 03.03.08). Экспобанк во многом похож на «Финсервис». Тот тоже был узкоориентированным, нишевым банком, сильной стороной которого являлся карточный бизнес. Как и в случае с «Финсервисом», позиции Экспобанка в некоторых сегментах розничного рынка были весьма сильными – гораздо сильнее, чем можно было ожидать от банка такого размера. Как и «Финсервис», Экспобанк добился своего положения благодаря нескольким годам агрессивной и концентрированной экспансии. В результате цена продажи иностранному инвестору достигла 4 капиталов, что, по единодушному мнению экспертов, является очень хорошим результатом. Разумеется, в подобных намерениях акционеры «Финсервиса» не сознаются, но их поведение говорит само за себя.
«С моей точки зрения, скорее всего, специализированные банки через 3 – 5 лет будут продаваться универсальным, – считает старший вице-президент Ипотек банка Елена Шилина. – Для универсальных банков это отличная возможность получить успешно развитый бизнес в их наиболее слабых продуктовых сегментах».


ЧТО ТАКОЕ «ФИНСЕРВИС»
ГОД ОСНОВАНИЯ: 2006
ОСНОВНЫЕ АКЦИОНЕРЫ: «Седьмой континент» и Собинбанк
СЕТЬ: 136 допофисов
СУММА АКТИВОВ НА 05.03.2008: 5,6 млрд руб.
СРЕДСТВА НА СЧЕТАХ КЛИЕНТОВ:
3,1 млрд руб.
ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: банки-операторы рынка потребительского кредитования


Константин Фрумкин

Журнал "Компания"
28.03.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов