Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Безличный контакт

B связке с виртуальным Чичваркиным

Обезличенность и отстраненность анонимных участников сделок - продавцов и покупателей - характерная черта эпохи массового потребления. Выстраивание коммуникации ЦА с брендом, его имиджем не делает товарно-денежные отношения менее бездушными. Усредненный покупатель, испытывая дефицит личного контакта, все больше тяготеет к небольшим частным магазинчикам.

Станислав Гридасов, главный редактор журнала «PROспорт»

У меня угас телефон. Не моргнув на прощанье экраном, стих, оставшись лежать в руке дохлой канарейкой. Споры айфонистов с нокиевистами, под завязку набитые хрипом и снисходительной уверенностью в собственной правоте, вежливое покуривание в сторонке обладателей «моторол» — словом, все, чем можно было развлечь себя в предрождественские недели, выбирая новую модель, стало вдруг далеким, как Байконур. Телефон нужен был здесь и сейчас. Я стоял на улице в Саратове, почти в тысяче километров от Москвы, и чувствовал себя заблудшей коровой без колокольчика: и никто, совсем никто не найдет тебя в этих густых зарослях тишины. Пройдя в поисках нужного магазина метров триста с измотанной влево-вправо головой, миновав несколько торгующих мобильной связью, но с незнакомыми мне вывесками, я зашел, конечно, в «Евросеть».

Центральная улица Саратова, в хлебном 1913 году Немецкая, а начиная с лютых тридцатых — проспект Кирова, еще лет пять–семь назад рассказывала о городе куда больше, чем даже говорливый губернатор Аяцков. Казино, кабак, ломбард – вот что встречалось на ней во множестве, выдавая с головой всю шальную, бесстыдную, уркаганскую экономику Саратова. Магазины на Кирова встречались тоже. Старосоветские, с почтенной сединой потолков. Новорусские, прущие напролом за кошельком прохожего с криками «Элит! Элитно!», но в них, если зайти внутрь, была вполне себе коммуналка – закуток с женским бельем, закупленным на рынках Москвы, отдел мужских тапочек, купленных там же. Один «Макдональдс» стоял на весь проспект символом всеобщего капиталистического равенства.

В 2007-м равенство почти уже наступило. Nike, Puma, Adidas, Yves Rocher, «Евросеть», «М-видео», Villeroy and Boch, MaxMara, Sultanna Frantsuzova – почти повсюду в центре города глаз бегло считывает знакомые имена, за городом строят «Мегу» с ИКЕА, уже открылся «Ашан» — ну все как у людей, выбор сделан.

Телефон в «Евросети» был куплен, связь восстановлена, Евгений Чичваркин стал богаче на несколько невидимых миру слезных процентов. И я в Москве, бывает, захожу в «Евросеть» по всякой мелкой надобности. В центре или на окраинах, в желтых стекляшках у дороги или в отделах при супермаркете я знаю, что прихожу не к этим мальчикам и девочкам в униформе, а лично к Жене Чичваркину. Я не помню ни одного лица, ни одного имени или взгляда тех, кто продавал мне телефоны, батарейки, карты памяти, но повсюду со мной в «Евросети» незримо присутствовал этот веселый малый, носитель крикливых маек. Он словно бог в своих салонах – везде и нигде – в каждой батарейке, в каждом выбитом чеке, в каждой улыбке кассирши, которую ей, кажется, выдают на складе вместе с униформой. Я ни разу не видел Чичваркина живьем, но он мой добрый виртуальный знакомый, что в эпоху mail-news-icq совершенно обычное дело. Я знаю, что он сделал для себя спец-«Волгу», где дошел в своей привычке выпендриваться до густозаварной пошлятины, даже по Арбату не проехать. По-настоящему выпендрежной (что о... еть) именно для Чичваркина стала бы сейчас «Волга» чистых белых линий, а не эти красные звезды на колесах и профиль Сталина на борту. Ну да, ладно, чего не простишь доброму знакомому, если он не со зла. Тем более что в этой сокровищной «Волге» где-то зарыты и мои копеечки.

>> Об авторе

Возраст: 39 лет.
Образование: неоконченное высшее.
Семейное положение: женат.
Образ жизни: всяко бывает.
Увлечения: еда, питье, посиделки, разговоры, интернет, литература, кино, спорт, стихийный маркетинг, Саратов, земля под ногами и небо над головой.

Современный Человек Покупающий – в Москве ли, в Саратове, Омске, – приходя в сетевой магазин, уверен, что будет встречен с любовью, с той высокопрофессиональной лаской, что, может, и не принесет ему особенного удовольствия, но совершенно точно обезопасит от хамства или халтуры. В том же Саратове, когда мне надо было купить букет цветов, я зашел на легендарный в городе Крытый рынок, храм процветающей торговли, выстроенный перед Первой мировой войной городскими властями. И тогда, и при советской власти, входя через ворота мимо двух курчавых, похожих на братьев Пушкиных атлантов, покупатель знал, что найдет здесь самое лучшее, чем богат Саратовский край. Не помню уже точно: арбузы моченые, семечки каленые, яблоки хвалынские, помидоры из Анисовки, балычок «сама делала, не сумлевайтесь». Как справедливо указывала в рязановском «Вокзале для двоих» героиня Нонны Мордюковой, это в магазине вас обхамят и гнилую картофелину всучат, а здесь – рынок, «над каждой ягодкой лично трясусь и пыль смахиваю».

Цветочной ряд в Крытом рынке состоял из одинаковых ларьков с абсолютно одинаковыми ассортиментом, ни один стебелек из которого не вырос на российской земле. Различался только темперамент продавщиц. Первая же на мое робкое сомнение, а свежие ли розы, сначала пустилась в крик и в пляс вокруг своих цветов, дергая их, как ослушавшихся школьников за вихор, а потом жестко отчитала меня за то, что ни черта я в розах не смыслю, садись, покупатель, двойка. Вторая обиделась за желание пройти дальше и долго еще упрекала в спину. Третья смолчала. Четвертая высказала вслух подозрение, что ничего я покупать не собираюсь, а только дурю им головы. И только пятая «взяла» уговорами и лаской, впрочем, не развеяв мое давнее убеждение, что вся профессиональная любовь пошла с рынка в сетевой магазин - вот где теперь над каждым покупателем трясутся, как над ягодкой, вот где теперь настоящие храмы любви и обожания. «Ты, только ты, наш самый любимый и единственный», - шепчут незримые, как Чичваркин, феи торговли. «Этот спрей мы разработали, думая о тебе», - сиреной ласково призывает телереклама, стройная блондинка в легком как дуновение ветра купальнике. Ах, бездушный век, космический холод виртуального пространства, серость офисных перегородок, и только в хорошем магазине, ресторане, кофейне, отеле можно отмякнуть душой, лечь, как в ванну, в покой и негу.

Вранье, конечно. Ну, или маркетинговая хитрость, безобидная, впрочем, но совершенно не дармовая. Каждый производитель услуг и товаров хочет выглядеть в твоих глазах либо твоим лучшим виртуальным другом, либо послушной блондинкой, либо барменом из любимой забегаловки. Ты, усталый, зашел после работы пропустить стаканчик-другой чего-нибудь. Он, читатель Ремарка и Джерома Д. Сэлинджера, по одному выражению твоих глаз уже понимает, что на спрей сегодня сбежалось на одну блондинку меньше или что контракт был заключен успешно, и молча, но с полным сочувствием ставит на стойку бокал того, чего именно в эту секунду тебе и хотелось. Талискер. Или «кровавого Боярского». Или пива. Или, прости Господи, оранж джус.

Не знаю, как вы, но я в последний раз такого бармена встречал в книге Трумэна Капоте. И нет больше арбузов моченых. И кваса грушевого нет. И раков на рынке нельзя покупать вареных, дохляков могут подсунуть. И у «Тестова» никто вам не прошепчет, что «балычок получен с Дона… Янтаристый… С Кучугура. Так степным ветерком и пахнет». И это будет действительно балычок с Кучугура, привезенный потому, что вы его любите.

Рынок интимной, личной заботы ушел куда-то ввысь, к небожителям, подсчитываемым ныне журналом Forbes, становясь все больше рынком дорогих понтов (спец-«Волга»), чем рынком дорогого сердцу балычка. На наших же этажах, хоть на четвертом, хоть на семнадцатом, царит имитация, лужковского типа фальшак, и за строчкой в ресторанном меню «наш повар лично каждое утро обходит рынок в поисках самых свежих продуктов для вас» нет ничего, кроме отголоска ушедших эпох. Ибо нерентабельно-с. Ибо пауэрпойнт-с. И тот, кто прикидывается вашим наидушевнейшим другом, искренне желающим помочь в выборе между одним телефончиком и другим, не любит в вас ничего, кроме ваших денег Принимая эту низкую истину, вы уже вольны распоряжаться ею, как хотите. Вы, собственно, тут главный.



29.02.2008  Журнал "Индустрия рекламы"

29.02.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов