Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Малой кровью

Тяжелая судьба первого отечественного лоукостера

Появившийся на рынке около года назад первый российский авиаперевозчик сегмента лоукост – Sky Express – смог добиться невозможного. За это время ему удалось войти в двадцатку крупнейших авиакомпаний страны. Перевозчик уже заявил о намерении провести в 2011 году IPO, а недавно стало известно об интересе к компании со стороны британского миллиардера Ричарда Брэнсона.

В конце января стало известно, что к российскому рынку пассажирских авиаперевозок приценивается корпорация Virgin, возглавляемая эпатажным британским миллиардером Ричардом Брэнсоном. «Сейчас мы обсуждаем возможность создания российской авиакомпании Virgin и надеемся, что переговоры будут успешными», – заявил Ричард Брэнсон. Как всегда, автор идеи космического туризма и организатор бизнеса на рок-фестивалях уверен в успехе своего предприятия. Действительно, российский рынок крайне привлекателен для инвестиций: в прошлом году пассажиропоток в России вырос на 18% (для сравнения: в Европе – на 6%, в Северной Америке – на 5,5%). При этом внутренними рейсами в России пользуются лишь 5%, в то время как в Европе этот показатель достигает 67%. Это непочатый край работы для такого предприимчивого бизнесмена, как Ричард Брэнсон. Он сам указывает на то, что россияне путешествуют на самолете в среднем в 10 раз реже, чем британцы или американцы, и намерен переломить ситуацию.
Как стало известно в ходе визита Ричарда Брэнсона в Москву, он ведет переговоры с тремя участниками рынка внутренних пассажирских авиаперевозок. Брэнсон не стал раскрывать подробности переговоров и даже названия потенциальных претендентов. Однако уже в скором времени выяснилось, что одним из участников российского проекта Virgin может стать компания Sky Express. «Мы провели рабочие консультации о возможном партнерстве с Virgin Group. Представители Virgin прилетали к нам, знакомились с нашей деятельностью», – рассказал «Ко» заместитель генерального директора по экономике и финансам ЗАО «Скай Экспресс» Равиль Насыбуллов. По его словам, решение о сотрудничестве со Sky Express Virgin Group может принять уже в марте этого года. О форме и сроках партнерства он говорить пока не стал.
Тем временем эксперты не торопятся прогнозировать, что будет после вхождения Virgin Group в капитал Sky Express. «Virgin Group пока только изучает ситуацию, но еще не выступает с офертами», – пояснил «Ко» главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, Sky Express – это инвестиционный проект, в котором участвуют фонды. «Я думаю, что они будут готовы зафиксировать прибыль и выйти из проекта досрочно, если предложение окажется интересным», – считает Олег Пантелеев. Однако, по словам гендиректора российского авиадискаунтера Марины Букаловой, речи о продаже долей акционеров пока не идет. Она не исключила, что Ричард Брэнсон может войти в капитал авиакомпании путем приобретения доп-эмиссии акций. Тем временем аналитики напоминают, что Sky Express – далеко не единственный претендент на зарубежные инвестиции.


Стартап непрофессионалов
«Проект Sky Express начинался в офисе альянса AiRUnion. Люди, подобравшиеся в команде стартаперов под управлением Бориса Абрамовича, владеющего разветвленным авиабизнесом, были в основном не из авиации, потому что большинство авиационных специалистов в возможность проекта верили слабо», – рассказывает заместитель генерального директора Sky Express Равиль Насыбуллов. Но после построения финансовой модели стало ясно, что проект может приносить неплохую прибыль. Идейные организаторы проекта, учитывая опыт иностранных авиаперевозчиков сегмента лоукост, сконцентрировались на том, в каких направлениях у авиакомпании есть возможность сэкономить. Они пришли к выводу, что крупные российские авиакомпании административно перегружены: у них разнотипный парк самолетов, который требует большого штата специалистов, на многих «висят» старые долги, а также непрофильные и зачастую убыточные бизнесы. С другой стороны, в небольших авиакомпаниях, как правило, нет профессионального менеджмента, и именно это, в первую очередь, мешает им занять серьезную долю на рынке. «Все традиционные компании действуют по одной схеме – захватить небольшой кусок от пассажиропотока и затем удерживать этих людей программами лояльности, одновременно поднимая стоимость билета», – считает Насыбуллов. Главной трудностью при создании компании Sky Express, по его словам, было убедить инвесторов дать деньги под бизнес-план, а чиновников – выдать разрешение на выполнение полетов под самолеты, которых еще не было на территории России. В то время договоры на два самолета были подписаны, и они находились на покраске, но уже были в лизинге у авиакомпании. Но, как отмечает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, Борис Абрамович – сильный лоббист, ему все же удалось получить и деньги, и разрешение на полеты.
Говоря о главном конкурентном преимуществе авиакомпаний-лоукостеров – цене билета, Равиль Насыбуллов отмечает, что перед реализацией проекта был проведен целый ряд маркетинговых исследований по определению приемлемой стоимости авиаперевозки. В результате стало ясно, что потребитель готов летать по цене, не намного превышающей стоимость железнодорожного купе. Данный принцип и был взят на вооружение при определении среднего тарифа, который соответствует уровню тарифов западных лоукост-перевозчиков. Олег Пантелеев из агентства «Авиапорт» напоминает, что Sky Express – далеко не единственный проект сегмента лоукост в России. «Известны еще два проекта лоукост-перевозчиков: это «Авиалинии-400» (торговая марка Red Wings, контролируется НРК) и проект, известный как «Авиалинии-1». Пока у второй компании нет свидетельства эксплуатанта, проект развивается недостаточно динамично», – отмечает эксперт.
Дешево хорошо не бывает
Казалось бы, выход Sky Express на отечественный рынок должен был перевернуть привычные представления пассажиров о стоимости перевозок. Действительно, заявленная цена билета в 500 рублей выглядела для отечественного потребителя, привыкшего к достаточно высоким тарифам, просто фантастической. Но уже через месяц после первого полета в адрес компании посыпались жалобы: дескать, купить билеты по заявленной цене достаточно сложно, рейсы задерживаются, а уровень сервиса на борту не отвечает требованиям пассажиров, уже давно привыкших к бесплатному питанию на борту. «Что до жалоб пассажиров, то лоукост-авиакомпании практически всегда делают оговорки, да и пассажиры должны понимать, что дешево хорошо не бывает. Пассажир экономит на билете, но получает больше рисков», – резонно замечает Олег Пантелеев.
Компания-лоукостер традиционно пытается снижать свои издержки всеми возможными способами: за счет развития системы продажи электронных билетов, использования в качестве базового аэропорта Внуково с его более низкими расценками, сокращения штата, максимально активной эксплуатации самолетов, более высокой заполняемости салонов и т.д. Но это общие фразы, которые содержатся в бизнес-плане любого лоу-костера, в том числе и европейского. На практике же оказалось, что авиакомпания стремится разместить в салоне как можно больше кресел, сокращая расстояние между рядами. В самолет разрешается бесплатно проносить лишь ручную кладь, багаж принимается за дополнительную плату. «Экономия издержек строится преимущественно на парке воздушных судов (большое число однотипных самолетов плюс высокая утилизация, то есть большой налет на каждый борт), на продаже перевозок (call-центр, Интернет, ритейловые сети), на минимизации числа бесплатных услуг», – отмечает Олег Пантелеев. При этом он указывает, что заявленная цена в 500 рублей за билет – больше рекламная акция. «Низкие тарифы – это спорный вопрос. Если покупать билеты «на завтра», то тарифы оказываются достаточно высокими. Поэтому рекламные 500 рублей – это всего лишь возможность, причем только на некоторых направлениях, и если покупать билеты заранее», – добавляет эксперт.
Правда, можно сказать, что российские авиакомпании-лоукостеры зашли в минимизации расходов еще не так далеко, как их западные коллеги. Например, сотрудники  ирландской Ryanair, крупнейшей низкобюджетной компании в мире, не имеют даже служебной формы, а в стоящих впереди креслах пассажиров нет карманов, в которые те обычно прячут мусор: тем самым компания экономит на уборке салона. Не говоря уже о том, что эта авиакомпания взимает дополнительную плату за возможность раньше остальных занять понравившееся место в самолете: билеты этого перевозчика не привязаны к конкретным местам в салоне – каждый пассажир занимает то кресло, в которое успел сесть при посадке. Хочется надеяться, что этот опыт не будет использован в Sky Express как руководство к действию, ведь минимизация расходов может в конечном итоге довести до претворения в жизнь пародии из Comedy Club, в которой пассажиры, сидя на бревнах, раскручивали педалями пропеллер самолета.


Нашли «стрелочника»
У компании, появившейся всего год назад и сумевшей занять значительную долю рынка, за это время накопилось достаточно проблем. Есть нарекания со стороны пассажиров, случаются задержки рейсов, хватает сложностей с набором персонала, но самой, пожалуй, значительной проблемой последнего времени стали проверки со стороны Ространснадзора. По неподтвержденной информации, в конце прошлого года регулятор даже рассматривал возможность приостановки полетов Sky Express. В самой компании намекают на то, что это происки конкурентов, но имен не называют. Хотя очевидно, что новый оператор, отхватив значительную долю рынка, всерьез испугал «классических» перевозчиков. «На Sky Express была организована атака по дискредитации авиакомпании в связи с ее успехами. Мы не исключаем факта заинтересованности в закрытии авиакомпании нашими конкурентами», – заявили «Ко» в руководстве авиаперевозчика. Получить комментарии относительно обвинений в заинтересованности конкурентов ни у одного из пяти крупных российских перевозчиков, которым редакция направила вопросы, так и не удалось. «Об обоснованности претензий регулятора судить сложно – для этого нужно владеть закрытой информацией. Сам перевозчик, судя по его комментариям, их оспаривает, – отмечает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. – Жалобы, вероятно, могут иметь место, причем, скорее всего, они по большей части идут от пассажиров, которые не сумели купить дешевые билеты – спрос на них достаточно велик».
Как бы то ни было, но факт остается фактом: в конце прошлого года Рос-транснадзор начал проверку деятельности компании Sky Express. «Претензии регулирующих органов в части вопросов, судя по всему, вполне обоснованны. К примеру, что касается режима работы персонала – такие проблемы есть чуть ли не у каждой второй российской авиакомпании. Или по расшифровке средств объективного контроля – эти операции (по расшифровке. – Прим. «Ко») доверили компании, которая не имеет сертификата в России. Это все поправимо», – считает главный редактор агентства «Авиапорт». В распоряжении «Ко» оказался предварительный Акт инспекционной проверки безопасности полетов, летной годности ВС (воздушных судов. – Прим. «Ко») и авиационной безопасности ЗАО «Скай экспресс», датированный
24 декабря прошлого года. В нем, в частности, говорится, что было выявлено 34 посадки с перегрузкой (так называемые жесткие посадки) более 1,7 единиц (неприятно, но не превышает предельно допустимый уровень). «В ходе проверки выявлено сокрытие событий, угрожающих безопасности полетов и подлежащих служебному расследованию в соответствии с установленным порядком (две посадки с перегрузкой, превышающей максимально допустимую эксплуатационную)». Это были посадки 20 марта прошлого года в аэропорту Ростова-на-Дону и 6 апреля прошлого года в аэропорту Внуково.
В середине февраля Ространснадзор завершил проверку безопасности полетов авиакомпании. Как заявили в ведомстве, регулятор выявил около 16 различных нарушений и выдал предписание об их устранении. Что касается жестких посадок, то оказалось, что преднамеренного сокрытия, в котором подозревали авиаперевозчика, как такового не было: информация не была предоставлена теперь уже бывшим летным директором Sky Express Алексеем Чебодаевым. Нерадивый сотрудник тут же уволился по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Однако эксперты не исключают, что это далеко не последнее «дело» в отношении Sky Express: слишком многим он перешел дорогу.


Курсом на IPO
Между тем, несмотря на все проблемы, руководство Sky Express заявило о намерении вывести компанию на IPO. Правда, акции перевозчика могут появиться на рынке не ранее 2011 года. «2011 год был выбран в связи с тем, что бизнес-планом компании именно в этом году предусмотрена полная окупаемость всех вложенных в проект средств», – отмечают в компании. Но прогнозировать развитие ситуации, да еще и в условиях жесткого контроля за деятельностью перевозчика со стороны Ространснадзора, никто не может. В компании также не стали комментировать вопрос о том, какую долю акций они намерены продать и какую площадку выберут для размещения. Эксперты также затруднились спрогнозировать спрос на акции перевозчика, ведь пока нет данных ни об объеме, ни о цене. Участники рынка также не исключают, что в случае успешного развития бизнеса компании может появиться стратегический инвестор, например, тот же Ричард Брэнсон. Он вполне способен предоставить Sky Express средства для дальнейшего развития. В этом случае вопрос проведения IPO будет отложен на неопределенный срок.

ЧТО ТАКОЕ SKY EXPRESS
ГОД ОСНОВАНИЯ: 2006
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ: ЗАО АКЦИОНЕРЫ: Altima Partners LLP, Европейский банк реконструкции и развития, Sloane Robinson, Борис Абрамович
ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ: 420 человек
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: нет
ОБОРОТ ЗА 2007 ГОД: $70 млн
ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: «Аэрофлот», «Сибирь», ГТК «Россия», «ЮТэйр», РЖД
ОСНОВНЫЕ ПАРТНЕРЫ: C.I.T., AVAS, аэропорт Внуково, Boeing Commercial Capital, ВТБ-24, «Евросеть»


Максим Логвинов
28.02.2008  Журнал "Компания"

28.02.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов