Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

На орбите неспокойно

"Айпинэт" выводит сельские магазины в открытый космос

Компания «Айпинэт» обеспечивает связь сельских магазинов с космосом, предоставляя телефонию, Интернет и ТВ через одну спутниковую тарелку. Оператор первым в России предложил частным пользователям передачу данных «три в одном». Правда, эксперты еще не сошлись во мнении, можно ли относить услуги «Айпинэт» к triple-play.

 После банкротства компании «Транзас Телеком», которая до 2002 года предоставляла услуги связи через американскую систему Iridium, только самые рисковые предприниматели готовы были заниматься спутниковой связью. Само это словосочетание изрядно дискредитировано в глазах отечественных потребителей. Тем не менее ряд компаний упорно продолжает делать бизнес на передаче данных через спутник.
Рынок спутниковой связи довольно закрытый, игроки не любят озвучивать свои показатели. Но если судить по данным, которые имеются в открытом доступе, 14%-ную долю рынка в денежном выражении занимает «Айпинэт». Первое место делит с ней компания «Русат», далее следует «Сетьтелеком», у которой 12% рынка. По количеству установленных терминалов лидирует «Глобал-Телепорт» (более 10 000), за ней – «Сетьтелеком», у которой до 2000 терминалов, «Айпинэт» на третьем месте – около 1700 терминалов.


Где не ступала нога связиста
По оценке аналитиков «Тройки Диалог», российский рынок спутниковой связи в 2007 году вырос в 3,5 раза. Количество установленных терминалов VSAT увеличилось с 5500 до 20 000. В денежном выражении рынок вырос всего в 2,5 – 2,7 раза, и причиной такого несоответствия стало то, что около 70% «тарелок» установлены по государственным программам: их эксплуатация приносит не так много денег, как корпоративные клиенты. Основной доход компании «Айпинэт» дают именно последние.
Провайдер обеспечивает быстрым Интернетом торговые объекты, офисы и жилые дома в любых точках страны по одинаковым тарифам. Спутниковая связь, которую предоставляет «Айпинэт», стационарная – антенна крепится на крышу или на стену здания, чтобы транслировать сигнал. Важно, что подключение и перенос оборудования производится очень быстро. Например, если оказалось, что торговая точка открыта в неудачном месте или арендодатель поднял плату за помещение, техническая служба может деинсталлировать и перенести оборудование в новый магазин. В среднем подключение одной торговой точки обходится в $500 – 1500, абонентская плата в месяц составляет порядка 10 000 рублей. Сумма зависит от объема трафика, от его типа и количества пользователей. Например, если клиенту нужно передавать много данных и при этом активно пользоваться телефоном, стоимость увеличится на порядок. Если спутниковой связью оснащается гипермаркет, то объемы данных также будут значительными – нужно собрать информацию со всех касс, со всех терминалов и отправить ее в центральный офис. В случае, если клиент передает до 1Гб в месяц, он будет платить около $200.
Конкуренты «Айпинэт» также ориентируются в первую очередь на корпоративных клиентов. Обычно спутниковая связь включается в пакет услуг. Например, если компания «Эквант» подписывает контракт на создание виртуальной сети для 150 офисов, то передача данных будет осуществляться, где это возможно, по земле, а там, где невозможно – через спутник. На данный момент у «Экванта» около 850 VSAT-терминалов. Юная «дочка» оператора «Синтерра» «Глобал Телепорт», которая была создана всего 2 года назад, активно использует «тарелки» для подключения школ в рамках государственных программ. На сегодняшний день «Глобал Телепорт» установила 7500 VSAT-терминалов в учебных заведениях и вышла на первое место по количеству устройств. Но ARPU (средний доход от одного абонента в месяц) со школ получается небольшой, поэтому в денежном выражении «Глобал Телепорт» занимает только пятое место.
На рынке частных пользователей кроме «Айпинэт» нет других крупных игроков. Есть небольшие компании, которые перепродают трафик, разделяя его на части. Например, в Москве можно увидеть объявления на столбах: «Интернет на дачу». Как правило, подключение у таких компаний стоит порядка 16 000 руб., абонентская плата до 1000 руб. в месяц. Но «тарелка» будет в этом случае поставлять исключительно Интернет, без телефонии.


Первая космическая
Компания «Айпинэт» была основана в 2000 году казахскими предпринимателями, которые прежде владели оператором мобильной связи TNS Plus. Один из ее акционеров, Нурлан Каппаров, прежде возглавлявший государственную нефтяную компанию «Казахойл», в то время занимал должность вице-министра энергетики и минеральных ресурсов республики. Его компанию TNS Plus целиком купил «Вымпелком», когда начал экспансию в Казахстане. Деньги, которые появились после продажи, решено было вложить в спутникового оператора. «Айпинэт» начала активно предлагать свои услуги  на рынке в 2004 – 2005 годах. Около трех лет ушло на то, чтобы получить лицензии на услуги спутниковой связи, сертификаты на оборудование, построить центральный узел связи и развить инфраструктуру. К моменту выхода на рынок услуги спутниковой связи уже предоставляли несколько компаний.
Нынешний генеральный директор и совладелец «Айпинэт» Мурад Софизаде пришел в компанию в 2003 году, когда технические подготовительные работы были закончены на 70%. Его пригласили друзья: «Я был знаком с другими акционерами – вместе с Нурланом Каппаровым мы учились в Гарвардской бизнес-школе». Софизаде находит крайне интересным для себя работать в компании, которая специализируется в новой быстроразвивающейся сфере, причем на рынке, который сам по себе растет: «Как будто бежишь внутри поезда, который очень быстро едет. Мои ожидания по поводу роста полностью оправдались, и я думаю, ближайшие годы превзойдут те мечты, которые у меня были в 2003 году».
С самого начала выхода на рынок «Айпинэт» сконцентрировалась на четырех основных типах клиентов. Более 30% доходов сейчас компании приносят заказчики из числа розничных сетей. Это разноплановые ритейлеры: продуктовые магазины, аптеки, магазины одежды и пр. Среди клиентов компании 18 крупнейших ритейлов из топ-50, например, «Торговый дом Копейка», «Перекресток», «М.Видео», «Дикси», «Эксперт», «Магнит». Всего год назад только 10 розничных сетей пользовались услугами «Айпинэта». Для многих ритейлеров единственная возможность обеспечить Интернетом торговую точку где-нибудь в глухой деревне в тайге – установка «тарелки». Второй тип заказчиков «Айпинэта» – это сырьевые компании, которые занимаются энергоносителями и металлами. Их подразделения ведут добычу ресурсов в тех регионах, где альтернатив спутниковой связи нет или почти нет. Также большую долю доходов приносят госучреждения. Пару лет назад интерес к спутниковой связи начал проявлять финансовый сектор. За последний год ключевыми клиентами «Айпинэта» стали несколько федеральных и национальных банков: «Ренессанс Капитал», Приватбанк и др. До середины 2006 года банки испытывали сложности с развитием сети в регионах. Чтобы открыть небольшое отделение, банку требовалось сначала зарегистрировать местный филиал, для чего необходимо было разрешение Центробанка. Согласно требованиям ЦБ, он должен был располагать помещением большой площади и многочисленным штатом сотрудников. Из-за этих ограничений лишь 7 банков страны имели широкие филиальные сети. В середине 2006 года, когда правила были упрощены, банки получили возможность открывать небольшие отделения и операционные кассы. Такие пункты банковского обслуживания очень похожи на магазины сетевых ритейлеров. Возникло множество небольших отделений, часто в арендованных помещениях, в удаленных уголках страны, там, где нет адекватных, универсальных поставщиков связи. Так у операторов спутниковой связи появились новые клиенты.


Три в одном
По словам Мурада Софизаде российский рынок спутниковой связи еще далек от насыщения: «В странах Западной Европы и в США, где конкуренция намного больше и среди технологий, и среди компаний, несмотря на все альтернативы, у спутниковой связи определенная и достаточно широкая ниша. Поэтому, судя по тому, как происходит развитие, эта связь не для всех сегментов рынка, не для всех компаний». Сейчас «Айпинэт» получает 95% доходов от корпоративных клиентов и госзаказчиков. Еще 5% приносит услуга triple-play, которая была запущена в середине прошлого года. Причем «Айпинэт» первой в России начала предоставлять такой тип связи. Это спутниковая связь для частных пользователей, объединяющая в себе телефонию, доступ в Интернет и трансляцию ТВ-каналов. Triple-play ориентирована на тех, кто живет за городом или проводит много времени на даче и хочет там продолжать работать. По мнению экспертов, в пределах Садового кольца слишком много альтернативных предложений и сильна конкуренция. Спутниковой связи здесь уже не занять существенной доли рынка. Интернет, который поставляет «Айпинэт», является альтернативой ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line – «асимметричная цифровая абонентская линия»). Клиент получает десятки мегабит на вход и несколько сотен килобит на выход. Эксперты спорят по поводу того, что считать настоящим triple-play. Софизаде выбирает точку зрения покупателя: «Мы сами не являемся владельцами собственного телеканала. Передаем 10 федеральных ТВ-программ, которые используют наш спутник для ретрансляции. Но для клиента важно, что Интернет, телефон и ТВ он получает из одного источника за одни и те же деньги». Конечно, эту услугу нельзя сравнить с «НТВ-Плюс», где сотни каналов, но «тарелка» «Айпинэт» пригодится тем, кто живет в загородном доме. Как правило, в таких местах домашняя антенна ловит всего пару основных ТВ-каналов. «Айпинэт» не берет дополнительной платы за телевидение. Если заказчик хочет этим пользоваться, ему бесплатно устанавливают дополнительное устройство.
Софизаде уверен, что доля частных пользователей увеличится очень быстро, несмотря на то что в ближайшие 3 – 4 года основной доход компании будут приносить корпоративные заказчики. Сейчас «тарелки» «Айпинэт» приобрели всего 100 человек. Чтобы объяснить потребителям, зачем им нужна спутниковая связь, «Айпинэт» установила билборды с рекламой за МКАД, практически по всем направлениям, куда люди едут в свои загородные дома. Это Новорижское, Рублевское, Киевское, Симферопольское шоссе – то есть почти все основные магистрали из Москвы. Софизаде рассчитывает, что частные пользователи принесут его компании в 2008 году 15% от всех доходов. Оператор оценивает потенциал этого рынка в несколько тысяч пользователей. Основная сложность – показать, в чем отличие спутникового подключения от GPRS или Интернета, который предоставляет «Скайлинк». Для этого недостаточно просто расставить рекламные щиты вдоль дорог. В одном рекламном плакате тяжело объяснить, что, установив «тарелку», можно забыть про нее и просто пользоваться, что не нужно каждый раз настраивать программные средства и мучительно «ловить сеть». Минус «тарелки» – отсутствие мобильности. Поэтому часто клиенты используют и мобильный Интернет, и стационарный спутниковый.


Широка страна
«Экономика страны сейчас развивается быстрыми темпами. И хотя журналисты в основном обращают внимание на металлургический и нефтяной секторы, главное развитие происходит в ритейле, ИТ-индустрии, системной интеграции, производстве ПО. Доходы таких компаний растут стремительно. Это касается и нашего сегмента, – утверждает Софизаде. – Если наша компания выросла в 2 раза, то рынок – не менее чем на 70%. В целом телеком растет на
30 – 35% в год». «Айпинэт» использует ресурсы спутника «Ямал-200», который находится на геостатической орбите. Сейчас его мощностей уже не хватает. Софизаде зарезервировал некоторый объем заранее, но и он скоро иссякнет. Компания надеется, что запланированный запуск второго спутника с космодрома Байконур пройдет успешно и вовремя. Новый спутник необходим чиновникам – во время выборов именно таким способом передаются результаты голосования из самых дальних районов страны.
Конкуренцию «Айпинэту» сейчас составляют кабельные провайдеры, а также операторы сетей WiMax. В нынешней ситуации им приходится бежать наперегонки. Все аналитики предсказывают, что широкополосный  Интернет вскоре охватит всю страну. Вопрос только в том, как распределятся доли между игроками. Активную экспансию в регионы проводят все ключевые компании – «Синтерра» развертывает беспроводные сети Интернета, «Корбина» тянет кабель. Шансы у «Айпинэта» есть – абоненты, которые уже поставили у себя «тарелку», вряд ли захотят прокладывать кабель. Но возможна и обратная ситуация. Между разными провайдерами идет борьба за пользователей. Когда проникновение широкополосного Интернета достигнет 100%, игрокам надо будет удержать своих клиентов. И в этот момент придется снижать цены. Спутниковая связь довольно дорогая, поэтому можно предсказать, что конкуренция окажется жесткой. К тому же за последний год стоимость спутникового ресурса выросла на 50%. Запуск второго спутника облегчит ситуацию, но в любом случае конкуренция на этом рынке с каждым днем обостряется. Сильные позиции у оператора «Глобал-Телепорт». Наступают на пятки «Айпинэту» компании «Русат», у которой также 14% рынка, и «Сетьтелеком», отстающая всего на 2%. Не исключено также появление новых игроков из числа операторов мобильной связи или иностранных компаний.

ЧТО ТАКОЕ «АЙПИНЭТ»
ГОД ОСНОВАНИЯ: 2000
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: услуги спутниковой связи для корпоративных и частных пользователей 
ВЛАДЕЛЬЦЫ: 25% принадлежат Мураду Софизаде, 75% – остальным учредителям
СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ: $50 млн (собственная оценка)
ШТАТ: около 100 человек
ШТАБ-КВАРТИРА: Москва


Светлана Рагимова
26.02.2008  Журнал "Компания"

26.02.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов