Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

По кирпичику

Как бывший главк стал жемчужиной строительной империи Дерипаски

В июне 2005 г. в доме по Гранатному переулку, 3, что в самом центре Москвы, произошла драка. Здание, в котором находился офис СПК «Развитие», взяли штурмом 200 человек, вооруженные бейсбольными битами. Немного позже стало известно, что у строительной компании с оборотом $1,5 млрд появился новый владелец — бизнесмен Сулейман Керимов. Впрочем, владел он ею недолго. Через месяц холдинг «Базэл» официально сообщил о приобретении контрольного пакета акций компании «Главмосстрой» (ГМС), входившей в «Развитие». Детали сделки так и не были раскрыты. Лишь первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин уточнил, что вместе с СПК «Базэл» приобрел и все принадлежащие ей предприятия. Основными в них были «Моспромстройматериалы» (МПСМ) и «Мосмонтажспецстрой» (ММСС). Эксперты подсчитали тогда, что в результате сделки Олегу Дерипаске досталось 20% строительного рынка столицы.

Таков был дебют Дерипаски на строительном рынке. После этого он увлекся строительным бизнесом всерьез, создав цементную компанию «Базэл Цемент» и две девелоперские фирмы — «Аремэкс» и «Альтиус Девелопмент», а также став совладельцем «Трансстроя» и купив доли в европейских строительных компаниях Strabag и Hochtief. На прошлой неделе «Базэл» объявил, что консолидирует эти активы в новый строительный конгломерат. Самой крупной в нем будет корпорация «Главстрой», созданная на основе активов СПК «Развитие». По собственному прогнозу, консолидированная выручка «Главстроя» за 2007 г. составит около 40 млрд руб. Годом ранее она была почти в полтора раза меньше — 28,2 млрд руб. Впечатляющее достижение даже для перегретого столичного рынка.

ДРЯХЛАЯ ЛЕГЕНДА

Бывший менеджер «Еврохима» Артур Маркарян превратился из финансиста в руководителя огромной строительной империи всего полтора года назад. Перед ним стояла вполне конкретная задача: сделать бывший главк, каким являлся ГМС, современной строительной корпорацией. Маркарян уверен, что в лице «Базэла» отрасль впервые приобрела системного инвестора. «Есть люди, которые выросли в строительном бизнесе и сами выстроили свою компанию. Но извне такие люди не приходили», — добавляет гендиректор «Главстроя».

Два года назад «Базэл» специально создал «Главстрой», чтоб подчинить ему три крупных предприятия — ГМС, МПСМ и ММСС. Самым ценным из них, конечно, был «Главмосстрой». Маркарян полагает, что лучшего кандидата для развития строительного бизнеса у «Базэла» в тот момент не было: «Сила ГМС остается в понимании механизмов организации строительного процесса и масштабности решаемых задач».








«Базэл» купил не просто бизнес, он купил легенду. К моменту сделки ГМС исполнилось полвека. В 1954 г. он был создан как столичный строительный главк, наделенный полномочиями министерства СССР. Тогда в Москве не было ни одной строительной организации, которая бы ему не подчинялась: в ведении ГМС находилось около тысячи разных трестов, управлений и предприятий. Силами компании было застроено 3/4 всех жилых кварталов столицы, а это 150 млн м2 жилья.

В 1994 г. ГМС превратился в акционерное общество, став основным исполнителем городских программ. Он участвовал в застройке микрорайонов Жулебино, Митино, Новокосино, Южное и Северное Бутово. Начальник управления формирования градостроительных программ Москвы Алексей Шепель, который в 1999-2000 гг. работал в ГМС финансовым директором, вспоминает, что планы компании были привязаны к количественным показателям вроде скорости и объемов строительства, но не к финансовым.

Дела бывшего главка шли неплохо до тех пор, пока ДСК-1, ДСК-2, ДСК-3 и СУ-155, некогда выпорхнувшие из-под крыла самого же ГМС, не стали создавать ему конкуренцию в борьбе не только за конечного покупателя жилья, но и за городской заказ. Вместо 3 млн м2 жилья в год, которые удавалось строить в советские времена, к началу 2000-х ГМС скатился до 500 000 м2 в год. В компании задерживали зарплату не только рабочим, но и сотрудникам офиса на Тверской. К 2004 г. ее долги перед поставщиками достигли 8 млрд руб. «Это была типичная работа советской конторы, — вспоминает Шепель. — Они даже разработали собственную серию домов ГМС-2001. Хотели ее развивать, ориентируясь на бюджетные заказы».

В то время бразды правления ГМС были у 62-летнего Геннадия Улановского. Он проработал в ГМС более 40 лет: начал с рабочего, а в 1998 г. был избран президентом. По словам бывших коллег Улановского, его роль в ГМС была огромна. Как человек, много лет принадлежавший к столичной номенклатуре, он умел договариваться с мэрией и пользовался у чиновников огромным авторитетом. Мог прийти к Лужкову, топнуть ногой и выбить от города, например, бюджетный кредит.

При Улановском иерархическая система управления компанией была возведена в абсолют. Одна из бывших сотрудниц ГМС рассказывает, что в здании на Тверской было два лифта — для рядовых сотрудников и для руководства. Если клерк садился не в свой лифт, швейцар мог специальным ключом вернуть кабину на первый этаж и высадить обнаглевшего сотрудника.

СМЕНА НА ПЕРЕПРАВЕ

«Они просто оказались между прошлым и будущим», — описывает состояние вверенных ему компаний Маркарян. Прежде чем он возглавил эту империю, ею успели поруководить еще несколько менеджеров. В сентябре 2005 г. управлять новым строительным бизнесом «Базэла» была назначена 34-летняя Марина Савельева, до этого работавшая зампредом правления в Альфа-банке. В новой команде она была единственной женщиной, да к тому же самой молодой. В «Базэле» Савельева задержалась меньше чем на год. По словам руководителя одной из девелоперских компаний, ее проблема была в излишнем упрямстве: «Она не была дипломатом, а в общении с чиновниками и строителями старой гвардии нужны гибкость и умение договариваться».

Через месяц после назначения Савельевой, не имеющей опыта в строительстве, «Базэл» привлек в качестве консультанта группу компаний «Конти», которая работала на рынке строительства жилья уже 10 лет. В свое время она разрабатывала для московской мэрии проект высотного строительства в Москве и была инициатором программы сноса пятиэтажек. Предполагалось, что после наведения порядка в ГМС «Конти» может стать его совладельцем.

Однако тандем просуществовал всего три месяца. Причины развода стороны тогда не комментировали, но, по словам источников, «Конти» не ожидала, что финансовая ситуация в ГМС окажется «настолько аховой». Сегодня президент «Конти» Тимур Тимербулатов предложил несколько иную версию: мол, его компания была нанята для консультаций строго на определенный период — с 19 октября по 31 декабря 2005 г. «Целью этого этапа было завершение объединения разрозненных активов и содействие образованию УК “Главстрой”. Мы дали рекомендации по разработке девелоперских проектов, по полной загрузке производственных мощностей, по созданию единой системы производства и поставки стройматериалов», — поясняет Тимербулатов.

Как бы то ни было, дальше «Базэл» занялся развитием компании самостоятельно. В начале 2006 г. он взял кредит Сбербанка на $300 млн для консолидации пакетов акций ГМС, МПСМ и ММСС. «Главстрой» выкупил акции этих предприятий, доведя свою долю в них до 75-80%. «Мы передали “Главстрою” функции управления, объяснили, что есть совет директоров и решение не принимается единолично. А потом начали инкорпорировать новую систему в уже существующую», — вспоминает Маркарян.

Теперь в «Главстрое» не скрывают, что весь первый год в компании был жесткий конфликт старого и нового руководства. В общении с новым акционером позиция всех прежних менеджеров сводилась к следующему: дайте нам денег на развитие, а через пять лет мы перед вами отчитаемся. «Сопротивление было связано с попыткой сохранить свое место и независимость. Люди не хотели понимать, что пришли хозяева, которых интересуют конкретные вещи. Управление компанией как собственной вотчиной прекратилось», — объясняет жесткую позицию «Базэла» молодой менеджер «Главстроя».

Первой такой подход разделила мэрия, опасавшаяся, что с приходом «Базэла» ГМС как малоприбыльная компания закроется. Как рассказывает Маркарян, город отстранился от конфликта, когда понял, что «Базэл» наводит порядок, а конфликтующие руководители защищают не бизнес, а свое личное положение. Погасить конфликт «Базэл» решил самым простым способом — заменой топ-менеджмента подконтрольных ему компаний. Начали с Улановского. В июне 2006 г. на внеочередном собрании акционеров «Главмосстроя» «Базэл» ввел должность генерального директора, на которую назначил своего человека — Николая Ашлапова, в прошлом и. о. губернатора Красноярского края и представителя «Русала» в крае. Впрочем, через полгода он из «Главмосстроя» ушел.

Улановский остался в должности президента, но был лишен прежних полномочий, в том числе права подписи. Сейчас у него исключительно представительские функции. Кроме того, он продал свою долю в ГМС — более 20% — «Базэлу». Сейчас управляющий директор ГМС — 67-летний Лев Корнелюк. Много лет он был правой рукой Улановского. Бывшие коллеги Корнелюка говорят, что в отличие от Улановского он очень уживчивый человек. Корнелюк — единственный из старой гвардии, кто остался среди первых лиц после прихода «Базэла». Вслед за Улановским «Базэл» сменил руководителей в двух остальных дивизионах: МПСМ и ММСС. ММСС больше года руководит 38-летний Павел Вишняков, бывший директор по развитию ГК «Отис Восточная Европа», а МПСМ — 46-летний Игорь Григорьев, пришедший в компанию с поста заместителя гендиректора НПО «Алмаз».

Член совета директоров Mirax Group Максим Темников считает, что от издержек советского менеджмента «Главстрой» сможет избавиться не ранее чем через год: «Не знаю, что выберет Маркарян, но если подходить к кадровой проблеме пожестче, эффект наступит быстрее, а если демократично, то процесс будет долгим, зато без стрессов в коллективе». То есть дилемма проста: увольнять или перевоспитывать.

РАБОТА ПО-СТАРОМУ

Однако задача «Базэла» как инвестора — не только навести в компании порядок, но и интегрировать ее в рынок. Сейчас сферы интересов подконтрольных корпорации «Главстрой» компаний четко разделены. Сам «Главстрой» отвечает за девелопмент, ГМС — за строительство, ММСС (теперь это «Главстрой-Инжиниринг») — за инженерные системы на объектах, а МПСМ — за выпуск стройматериалов. Хотя три года назад МПСМ не только контролировала половину рынка стройматериалов столицы, но и была инвестором и подрядчиком.

«Наша задача — не загружать мощности, а зарабатывать деньги», — поясняет новую структуру Маркарян. Хороший способ решить эту проблему — работать в первую очередь на рынок, а не на нужды города. В этом году «Главстрой» планирует довести долю коммерческого жилья в общем объеме своего строительства до 60%. Андрей Паньковский, первый заместитель гендиректора ДСК-1, предполагает, что ГМС зафиксирует объемы московского горзаказа на существующем уровне. «При теперешней инфляции сложно выполнять горзаказ и держаться на плаву. Но зато, когда рынок неликвидный, как сейчас, бюджет гарантирует своевременную оплату», — объясняет руководитель одного из конкурентов ГМС. Шепель с Паньковским согласен. По его подсчетам, при рентабельности рискованных инвестпроектов 50% и убыточности стабильных горзаказов компания выходит на среднюю рентабельность на уровне 15-25%. При этом у нее нет простоев.

Маркарян не скрывает заинтересованности «Главстроя» в строительстве социального жилья. В планах ГМС строить в России 5-6 млн м2 жилья в год — значит, 2-3 млн м2 из них придется на социалку. Пока соотношение горзаказов и собственных инвестпроектов в «Главстрое» — 80:20. Маркарян объясняет это инертностью процесса строительства: проекты начинаешь готовить в 2006 г., а на площадку выходишь в 2008 г.

Вот почему в строительстве ГМС ежегодно увеличивает объемы на 10%, а у МПСМ, которая производит кирпич, железобетон, окна и двери, они в среднем растут на 30%. Сейчас производством стройматериалов занимаются 20 предприятий корпорации, а к 2017 г. к ним добавится еще 20 фирм в разных регионах, которые обойдутся «Главстрою» в $1 млрд. Если учесть, что только в Москве и Санкт-Петербурге, по подсчетам Маркаряна, у корпорации участков на 10 млн м2, вложения в собственный дивизион производства стройматериалов вполне оправданны.

«Главстрой» не мелочится. В Ярославле на 4,6 га он возведет офисный квартал стоимостью $150 млн. В Санкт-Петербурге сразу три крупных проекта: два мини-города «Конная Лахта» и «Северная долина» площадью 5,5 млн м2 (общий заявленный объем инвестиций — $6 млрд), а также «Апраксин двор», куда компания в течение пяти лет вложит больше $1 млрд. Словом, «Главстрой» себе не изменяет: как и в предыдущие полвека, он отдает предпочтение комплексным застройкам.


Лилия Лобанова

SmartMoney
21.02.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов