Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Медиасайентист

В феврале HP, гигант мировой ИТ-индустрии, сделает громкие заявления о смене своих стратегических приоритетов. Пока детали плана держатся в тайне, но в самом сердце силиконовой долины «Секрет фирмы» изучил проекты, которые скоро увидят свет и, возможно, определят будущее компании.

Во Флоренции на улице Прато, между гостиницей Grand Hotel Villa Medici и муниципальной парковкой на углу улицы Бернардо Ручеллаи есть дом, и в доме том — маленькая дверь. Найти ее можно, если поговорить со старьевщиком, чья лавка находится сразу за домом злой колдуньи (тут надо быть осторожнее).
После того как вы выйдете из гостиницы и, увернувшись от ядовитых стрел орков, возьмете такси, вам нужно будет лишь добраться до той двери и вставить в замочную скважину ключ, полученный от члена вашего клана, с которым вы до того утром встретитесь в фойе. Открыв дверь, вы найдете аптечку и ключ и получите следующее задание. Возвращайтесь в гостиницу — или загружайте новый диск.
Смешение двух реальностей — привычной и придуманной специалистами игровой индустрии — достигается благодаря технологии Mscape от компании HP. С ее помощью снабженное GPS-навигатором устройство будет выводить на экран как реальную карту местности, так и созданную для этой местности «маску» и накладывать ее на территорию с учетом перемещений пользователя. В HP считают, что эта технология ляжет в основу совершенно нового класса игр, а также уникальных интерактивных путеводителей и справочников.
Mscape — проект исследовательского подразделения компании HP Labs и в своем роде лицо новой HP. Сегодня компания стоит перед лицом больших перемен. И начнутся они, как обычно, здесь, в Пало-Альто (Калифорния).

Не совсем ученый
Прит Банерджи — ученый с предпринимательской жилкой. Или, скорее, предприниматель с научным бэкграундом. Как организатор, за время работы в Университете Иллинойса в Чикаго, будучи деканом Колледжа инжиниринга, Банерджи основал 115 факультетов в рамках шести технических отделений. А как предприниматель запустил два стартапа в сфере разработки программного обеспечения и затем успешно их продал.
Одной из компаний, которой он предлагал свои разработки, была HP, и та их не купила. «Хм… спасибо, но это еще не совсем продукт»,— сказали ему там. Эти «Hm…» и «Not quite a product» Прит запомнил. Причем так крепко, что, став главным по исследованиям и разработкам в компании, использует этот пример, чтобы показать, чем корпоративная наука должна отличаться от науки академической.
Исследовательский потенциал HP достоин целого государства. В ее структуру входят семь отделений в ключевых точках глобального рынка научных изысканий: в индийском Бангалоре и Пекине, в сердце Силиконовой долины Пало-Альто, а также в Токио, Бристоле, а с прошлого года и в Санкт-Петербурге. В 2007 году расходы компании на R&D составили $3,2 млрд. Все эти деньги, на взгляд Банерджи, расходуются крайне неэффективно.
Честно говоря, я не знаю ни одного человека, который отказался бы от удовольствия покритиковать распределение такой кучи денег. Проблема в том, что именно распределение средств показывает, какой через семь-десять лет будет компания. Судя по проектам, которые Банерджи отобрал для своей презентации, можно предположить, что гигант индустрии серверов и дата-центров станет авторитетом в индустрии развлечений и мультимедиа. Например, таким, как компания Disney. Почему именно Disney?

HP всегда искала свежие идеи, порой необычными способами


Диснейбрэнд
БАНЕРДЖИ — новый человек в HP. На посту реформатора корпоративной науки он всего несколько месяцев. Майкл Менденхолл тоже новый человек в HP. Раньше он работал в корпорации Disney, отвечал там за направление парков и курортов в Северной Америке. Иными словами, за сеть Диснейлендов. Если вы наберете его имя в Google, то не найдете ничего, кроме последних пресс-релизов о его назначении на пост вице-президента по маркетингу HP. Как и всякий новый сотрудник, он заранее извиняется за то, что едва ли станет для читателя источником откровений, и, как и всякий новый сотрудник, говорит, что стратегия его компании — оставаться лидером.
Несмотря на то что стратегией я всегда считал не обозначение цели, а то, как цели достичь, лидерство — это самое простое, о чем может говорить Менденхолл. Дело в том, что HP лидер практически во всем. Ну по крайней мере такое впечатление складывается после взгляда на реестр рынков и продуктовых групп, в которых компания занимает первое место (см. диаграмму на стр. 24). Список этих позиций едва умещается на слайде Менденхолла, и изредка HP оказывается не первой, а второй. Эти позорные строчки выделены на слайде тягостным зеленым цветом.
Согласно информации исследовательской компании IDC, по итогам первого полугодия 2007 года HP заняла первые места на глобальном рынке десктопов (доля — 17,3%), ноутбуков (20,8%), лазерных и струйных принтеров (42,1% и 45,6% соответственно), а также всевозможных серверов. «Позорные» строчки касаются долей на рынках наладонных устройств (23,5%) и рабочих станций (34,6%). Такого позора, мне кажется, желают многие компании на рынке.
HP — крупнейший игрок ИТ-индустрии, компания, которая первая в своем секторе преодолела стомиллиардный рубеж: по итогам 2007 года ее выручка выросла на $12,6 млрд (14%) и составила $104,3 млрд.
На ИТ-рынке есть только один подобный ей гигант — компания IBM. Подведение итогов ее работы за 2007 год пока не состоялось, но, учитывая данные о выручке по трем первым кварталам ($69,9 млрд), а также темпы роста (около 7%), скорее всего, она также вплотную приблизится к отметке $100 млрд, если не добьется большего. Другое дело, что для огромного количества непосвященных IBM значит «компьютеры», а HP — «принтеры». Хотя на самом деле и та, и другая компания уже давно ни то, ни другое.

ДОСЬЕ

HEWLETT-PACKARD была создана в 1939 году в Пало-Альто (Калифорния) выпускниками Стенфордского университета Биллом Хьюлеттом и Дейвом Паккардом. Гараж дома на Эдисон-авеню, где начался ее путь, называют колыбелью Кремниевой долины. Оборот компании по итогам 2007 года достиг $104,3 млрд. HP представляет широкий спектр ИТ-решений для корпоративных пользователей и частных лиц. В компании работает 172 тыс. человек. В рейтинге Fortune 500 она занимает 14-е место среди крупнейших компаний США и 41-е место в мире. Согласно данным HP, она ведет дела со 145 тыс. партнеров и представляет свою продукцию в 88 тыс. торговых точек.
Исследовательское подразделение HP Labs имеет площадки в семи странах мира: Индии, Китае, Великобритании, США, Израиле, Японии, России. В сфере R&D заняты 30 тыс. ее технических специалистов. На исследования и разработки в 2007 году компания выделила $3,2 млрд. Российское подразделение HP Labs было создано в январе 2007 года.

НОУ-ХАУ

Компания HP:
реорганизует деятельность своего R&D-подразделения, перераспределяя финансирование в пользу фундаментальных исследований;
исследует возможности новых рынков в сфере мультимедиа, мобильных сервисов и поставки контента;
определяет основные точки роста ИТ-рынка, стремясь занять на нем лидирующие позиции (бум в сфере ПО позади, и растет спрос на консалтинг и сервис); с учетом быстро меняющегося ИТ-ландшафта проводит ревизию своей маркетинговой стратегии.



Сборочное производство и лаборатории по совершенствованию рядовых продуктов перестают быть местом, где создается ценность
ПутьHP
РЫНОК ИТ — один из самых перспективных и быстрорастущих. Его объем давно перевалил за $1 трлн и, по оценкам IDC, в 2010 году приблизится к $1,5 трлн. Для сравнения: потребность мира в нефти, по оценкам ОПЕК, в 2008 году будет составлять 87,1 млн баррелей в день. Умножив это число на количество дней в году, а затем на заветную сотню долларов (цену барреля), я получаю $3 трлн. И это при том, что, как известно, «нефть заканчивается», а вот количество информации, а значит, потребность в ИТ-решениях и, соответственно, емкость рынка растут в геометрической прогрессии.
Исторический путь HP — путь компании из маленького гаража на Эдисон-авеню, первым продуктом которой был осциллятор (устройство, генерирующее определенные импульсы), и которая затем позиционировала себя как производителя электроизмерительной аппаратуры. Занявшись созданием компонентов радиоэлектронного оборудования — вакуумных ламп, транзисторов,— она создала настольный, а затем и карманный калькулятор, возможно, даже не заметив, как превратилась из b2b- в b2c-производителя. От калькулятора компания логично перешла к более сложным вычислительным системам — компьютерам. В конкурентной борьбе с другими игроками, например той же IBM, занимавшей лидирующее положение на рынке мейнфреймов — гигантских вычислительных комплексов, HP сделала шаг в сторону небольших персональных компьютеров. Затем было изобретение способа нагревания распыляемой краски и создание лазерного принтера под одной из самых известных в мире марок ИТ-рынка (LaserJet), развитие индустрии печатного оборудования, а также производство лэптопов и наладонных устройств.
В невидимом рядовому пользователю информационных систем поле оставался гигантский рынок «тяжелого корпоративного железа» — серверов и дата-центров, а также программного обеспечения к ним.
— Не пугайтесь, мы очень любим аббревиатуры,— говорит Дункан Кэмпбелл, вице-президент HP по маркетингу направления адаптивной инфраструктуры и операций. Сегодня три заветные аббревиатуры для компании — трудноразличимые на слух IPG, PSG и TSG: Image and Printing Group (печать и полиграфия), Personal Systems Group (потребительская электроника) и Technology Solutions Group (решения для корпораций).
Парадигма электроизмерительных инструментов сменилась парадигмой вычислительной техники. За бумом потребительской электроники последовал взрывной рост рынка бизнес-приложений и сопутствующей ему инфраструктуры. Сегодня HP надо угадать новый тренд. И скорее всего, он будет связан отнюдь не с железом.

Судьбу фундаментальных исследований в HP теперь будет решать могущественное трио: топменеджер, исследователь и представитель подразделения, отвечающего за продукцию
Видео в постель
Сюзи Ви пришла в HP из исследовательской компании, где изучала, как люди смотрят цифровые видеоролики. Сегодня она директор подразделения мобильных и медиасистем HP Labs. Здесь занимаются исследованиями потоковых медиа, сетевого взаимодействия, компьютерной графики, медиабезопасности и семантической структуры данных, а также мобильных мультимедиасистем следующего поколения. Технология Mscape — ее рук дело. Именно этот продукт помещен Притом Банерджи на слайд с наиболее перспективными разработками исследовательского подразделения HP, за которое он отвечает. Мы спрашиваем у Сюзи, когда же гаджет, с помощью которого можно будет вживую играть в Quake или World of Warcraft на улицах города, появится на полках. «Никакого гаджета не будет,— отвечает Сюзи.— Мы разрабатываем технологию. С ее помощью вы получите Mscape в любом гаджете». Дело не в железе. Так действительно завоевывается будущее.
Важная строчка в резюме Сюзи Ви: «Специалист в experience design». Как сообщает Wikipedia, experience design — это «практика создания продуктов, процессов, сервисов, событий и сред, каждая из которых является следствием человеческого опыта и базируется на анализе потребностей, желаниях, вере, знаниях, опыте и ощущении». Лучше Wikipedia и не скажешь.
Сюзи Ви исследовала особенности просмотра видео в постели, а кроме того, выясняла, как люди используют iPod. Три недели участники ее группы делали запись каждый раз, когда брали его в руки.
«Переключение людей на просмотр видео с экрана компьютера разительно сократило длительность видеосообщения, которое они в принципе способны воспринять»,— замечает Сюзи.
Кинокомпании по-прежнему снимают фильмы длиной 100 минут, а затем оцифровывают их и продают записанными на DVD или поставляют операторам video on demand. Но у нынешнего пользователя терпения хватает на 15–20 минут. «Скоро это радикально изменит лицо современных медиа, а также контент»,— уверена Сюзи. Облик современных медиа обещают преобразить десятки, если не сотни будоражащих воображение трендов, и все они на учете у Сюзи.

Цепь поставок

В КОНЦЕ тридцатых годов прошлого века корпорация Disney стала первым клиентом HP, выкупив у нее партию осцилляторов: с их помощью можно было добиться надлежащего качества звука. Сегодня HP выкупает у Disney кадры.
— Специфика моей ситуации в том, что я работал на другом конце нашей цепи поставок. Теперь у меня есть возможность оказаться по эту сторону,— говорит Майкл Менденхолл.
Интересно, что конечным потребителем своей продукции специалист Disney считает не пользователя, а производителя оборудования. Конечно, эта точка зрения кощунственна для маркетолога, но очень точна в своей безжалостности. Для контента пунктом назначения является КПК, ноутбук, iPod, домашняя мультимедиасистема. Раньше потребитель покупал железо, сегодня он покупает медиа. Такова суровая правда, которую можно установить и без исследовательского потенциала Сюзи Ви.
ИТ-провокатор Николас Карр в своей книге «Does IT matter?» сформулировал принцип, согласно которому ИТ перестают быть ключевым конкурентным преимуществом компании. Они вообще перестают быть каким-либо преимуществом и становятся элементом инфраструктуры, который хоть и критически важен для функционирования компании, но становится все менее заметным. Вроде как электрическое освещение в офисе или стулья под задницами работников. Судьба корпоративного ИТ-сектора теперь грозит и потребительскому рынку. Мало кто обсуждает марку DVD-проигрывателя, на котором он посмотрел последних «Пиратов Карибского моря». Если уж вы и обсуждаете что-либо, то скорее контент. ИТ-инфраструктура растворяется, ее контуры на карте бизнес-приоритетов смазываются. На первый план выходят медиа как канал коммуникации и контент как продукт потребления.
В свое время HP вовремя вышла на рынок компьютерной техники, затем на рынок ПО и решений для корпоративных пользователей. Теперь перед ее глазами новая огромная отрасль.

Борьба с несправедливостью
ПРИ ВСЕЙ ЛЮБВИ HP к аббревиатурам первейшая задача Прита Бандержи — разделить R&D, одну из священных для каждой технологической компании диад.
— Горизонт проектов в «девелопменте» — от трех месяцев,— говорит он.— Большинство из них длится здесь полгода-год, максимум три. А проекты в исследовательской сфере требуют как минимум трех лет, обычно того больше: пяти, семи, десяти. Исследования проводятся не ради того, чтобы сделать принтер быстрее и дешевле на 30%. Но до сих пор в компании чаще всего происходило именно так.
— Если вам нужен новый принтер, вы идете в product division. Если вам нужен лэптоп или новый дизайн для него, вы идете туда, где делают лэптопы. Миссия HP Labs — выйти за обозримые пределы.
Во всех R&D-структурах компании работает 30 тыс. человек, из них 29 400 — в отделах, отвечающих за продукцию. А ранее упомянутые $3,2 млрд идут на разработку того самого нового дизайна лэптопа, и это здорово злит Банержди. Он делится с нами своим представлением о несправедливости, и слог его чеканен. Небольшое количество ученых заняты множеством проектов во множестве фундаментальных областей. Результаты исследований в этих областях не подлежат количественной оценке, и когда они закончатся и к чему приведут, непонятно. Неэффективность такого распыления сил очевидна. С точки зрения финансирования в R&D приоритет у D. Все те же несчастные «новый принтер» и «новый дизайн лэптопа», будь они неладны.
Но у Банерджи уже есть радикальный план, как правильнее потратить $3 млрд. «Я занимался наукой — вы, наверное, знаете, как это бывает,— рассказывает он.— Ученые сидят в лабораториях, пишут научные статьи, выступают на конференциях… А в исследовательских лабораториях компаний ученые должны отвечать за передачу технологий в общество». Для того чтобы этот самый «трансфер технологий» осуществлялся эффективнее, в ближайшие дни совет директоров HP должен одобрить план, предложенный Банерджи. Исследовательские группы станут многочисленнее и мощнее, схему финансирования R&D пересмотрят в пользу R-составляющей, для каждого из проектов выделят четкие показатели, по которым его можно будет оценивать, а сами эти проекты будут утверждаться у «трехголовой гидры» — совета, в который войдут представители топ-менеджмента, исследовательского корпуса и подразделений, отвечающих за продукцию. А право на существование будут иметь лишь проекты, связанные со стратегическими направлениями развития компаний. И вот теперь самый интересный вопрос: какие?

Тайное знание
ПРАКТИЧЕСКИ у каждого топ-менеджера HP сегодня есть секрет. Причем большой. Прит Банерджи скрывает от нас то, какие стратегические направления исследований будут выбраны в HP. Майкл Мелденхолл скрывает от нас, насколько радикально преобразится маркетинговая стратегия HP, об изменении которой компания также должна объявить со дня на день. И тот и другой план обсуждался советом директоров в те же часы, когда мы слушали рассказ обо всех этих тайнах в соседнем конференц-зале.
Но если отнестись к вопросу о будущем HP, ее портрету как к пазлу, то, возможно, нужно будет признать, что HP уже дала мне все, чтобы представить, какой она будет в ближайшем будущем.
В крохотном домике на территории HP Labs Джон Оркат, директор подразделения «Управляемый дом», показывает нам, как технологии HP преобразуют быт. Дом заставлен сенсорными дисплеями, а где-то в районе ванной комнаты прячется гигантская серверная стойка, и ее тревожный гул напоминает мне о том, чтобы я никогда не завидовал системным администраторам. Джон похож на ковбоя, которого наняли для небольшого шоу на Среднем Западе. Суть шоу заключается в том, чтобы заставить эту чертову Vista побыстрее загрузить приложения, которые будут жизненно необходимы каждой отдельно взятой домохозяйке на ее отдельно взятой кухне. Например, цифровые пост-иты, выход на кулинарные сайты с кухонного мультимедийного терминала или подкачка новых изображений в цифровые фоторамки, стоящие на комоде.
Когда-то совершивший революцию на рынке вычислительных систем настольный калькулятор HP (модель 9100 А) больше походил на пишущую машинку. Когда-нибудь огромную серверную стойку, занимающую целый чулан, заменит маленькая микросхема. Дело не в пугающих пучках оптоволоконных кабелей, расходящихся по дому, интернет-подключении Т1, наивном заблуждении, будто домохозяйке будет удобно тыкать пальцами, испачканными рыбой, в компьютерный экран. Дело в том, что вся эта инфраструктура лишь канал доставки контента и средство, дающее аудитории доступ к медиа — по большому счету, единственной новой большой штуке, которая есть сегодня у технологической компании.
Когда-то Disney был первым клиентом HP. Не так давно HP стала главным потребителем продукции Disney, обеспечив доступ к пользователям с помощью своих цифровых устройств. Возможно, завтра HP самой придется стать чем-то вроде Disney, растворив свою продукцию в инфраструктуре цифрового контента пользователя. Значит, компании самой нужно стать чем-то вроде медиа. До сих пор это ей удавалось.


Константин Бочарский
15.02.2008  Секрет фирмы

15.02.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов