Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Своим умом

Консультанты из "Концепта" дают советы, опираясь на собственный теории мира

Наряду с подразделением всемирно известных аудиторско-консалтинговых групп на российском рынке действуют местные игроки, которые пытаются быть независимыми от Запада не только экономически, но и идеологически. Разработки советского времени легли в основу деятельности целого ряда консалтинговых компаний. Одной из крупнейших структур такого рода является аналитический центр «Концепт». Можно ли работать на консалтинговом рынке, опираясь лишь на доморощенные теории – по этому вопросу в экспертном сообществе имеются серьезные разногласия.

Первое, что бросается в глаза, когда входишь в кабинет генерального директора аналитического центра «Концепт» Захирджана Кучкарова, это лежащий у него на столе огромный маузер. К маузеру прилагается большой художественный альбом – что-то из истории Лубянки. Как объясняет глава центра, в последнее время все больше заказчиков «Концепта» связаны с госаппаратом, а поскольку многие чиновники сегодня – бывшие чекисты, то и подарки они дарят соответственные. Например, у Кучкарова есть хрустальный пистолет Макарова, подаренный воронежским губернатором Владимиром Кулаковым (в прошлом начальником местного управления ФСБ). Для воронежского губернатора «Концепт» разработал план оптимизации структуры областной администрации, позволяющий на 40% сократить ее аппарат. Губернатор решился на 25%-ное сокращение.


Обыкновенный гений
Для ответа на вопрос, что же такое «Концепт», придется заглянуть в глубь истории советской науки. Примерно с 1960-х годов в СССР развивалось научное направление, получившее название «концептуальный анализ и проектирование». Его развитие неразрывно связано с именем известного советского ученого Спартака Никанорова. Интересно, что до сих пор Никаноров не имеет ни ученой степени, ни звания, что, впрочем, не помешало в 1984 году комиссии независимых экспертов библиотеки Конгресса США включить его в число десяти выдающихся ученых мира, внесших наибольший вклад в науку XX века. «Он обыкновенный гений, – говорит о Никанорове Захирджан Кучкаров. – Казалось бы, я – доктор наук, а он – никто, но всему, что знаю, я научился у Никанорова».
Никаноров являлся одним из первых в СССР пропагандистов новаций западной управленческой науки – таких, как «сетевое планирование» и «программно-целевые методы управления». Но к концу 1960-х годов Никаноровым была разработана собственная оригинальная методология, позволяющая моделировать и оптимизировать функционирование любых систем, в том числе предприятий и организаций. Разработка шла сначала под руководством Министерства радиопромышленности – советского ведомства, занимавшегося системами ПВО и противоракетной обороны, затем под эгидой Госстроя. Говорят, разработки Спартака Никанорова повлияли на внедрявшиеся в брежневские времена в советской промышленности так называемые АСУ – автоматизированные системы управления. Была разработана система проектирования организационного управления, и на ее основе – компьютерные программы. Но в целом в советское время разработки «системного гения» практического применения не нашли. Однако в начале 1990-х годов ученики Никанорова начали создавать консультативные фирмы, предлагавшие бизнесу и государству услуги на основе теории своего учителя. Кучкаров смог вспомнить как минимум пять таких фирм: Институт развития бизнеса (ИРБ), «Конверсант», «Универсум», «Метасинтез» и «Концепт». С тех пор ИРБ и «Конверсант» прекратили свое существование, «Универсум» расширил профиль бизнеса, а «Метасинтез» и «Концепт» по-прежнему предоставляют услуги консалтинга на основе теории концептуального проектирования. При этом сам Спартак Никаноров, несмотря на свои 84 года, продолжает выполнять обязанности научного руководителя «Концепта». Кроме того, в Московском физико-техническом институте еще в 1992 году создана кафедра концептуального проектирования, для которой «Концепт» является базовой организацией – это значит, что студенты кафедры проходят в «Концепте» стажировку, а сотрудники «Концепта» на этой кафедре преподают.


Терапия для бюрократии
В начале 1990-х годов «Концепту» приходилось порою просто «побираться»: на месячную зарплату сотрудник мог купить лишь килограмм бананов, они подрабатывали кто чем мог, оплаты «проекта» хватало только на распечатку и копирование отчета о проделанной работе. Первым крупным клиентом в 1995 году стал ЛУКОЙЛ, хотя это был еще неполноценный проект, просто «Концепт» участвовал в организации финансируемых канадцами семинаров для сотрудников нефтяной компании. А первым крупным заказчиком, который действительно захотел полноценных управленческих консультаций и помощи в разработке стратегии, стал Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР) – компания, специализирующаяся на предоставлении информационных услуг в сфере бухучета. Тогда же, в середине 1990-х годов, к «Концепту» обратился ряд чековых инвестиционных фондов, промышленных и аграрных компаний. Постепенно бизнес развивался, заметное позитивное влияние на него оказал дефолт 1998 года. А после того как уже началось строительство «вертикали власти», большую часть заказчиков «Концепта» постепенно начали составлять государственные организации.
Например, в период административной реформы, когда федеральные ведомства делили на министерства, службы и агентства, а количество заместителей министров сокращали до двух, «Концепт» разрабатывал новую структуру Министерства экономического развития и торговли. Кучкарову был предоставлен кабинет в здании МЭРТ, и он буквально допрашивал руководителей подразделений на предмет их функций.
До недавнего времени «Концепт» по заказу аппарата Госдумы также проверял качество поступивших в парламент законопроектов. По словам Кучкарова, как правило, в тексте подготовленного к первому чтению закона находилось до 30 – 40 логических нестыковок. Думских юристов больше всего поражало именно то, что ошибки в документах находили консультанты, сами не являющиеся профессиональными юристами. Но сторонники теории Никанорова уверены, что их метод охватывает все области, в том числе и право – кстати говоря, Кучкаров читает в Высшей школе экономики курс концептуального мышления для юристов.
По заказу Агентства водных ресурсов «Концептом» был разработан Водный реестр Российской Федерации – от регламентов до программной оболочки. Но, наверное, самым главным заказом в последнее время в «Концепте» считают разработку и внедрение новой системы финансирования здравоохранения в Ленинградской области. Эта работа, выполненная по заказу областной администрации, в итоге привела к внедрению нового экономического механизма – так называемого бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) – в районных больницах и поликлиниках 5 из 18 районов области. Но сделать это было нелегко – достаточно сказать, что общее время выполнения заказа составило 3 года. Задача, стоявшая перед консультантами, была из числа тех, о которых много говорят, но редко выполняют. Предполагалось так перестроить финансирование медицинских учреждений, чтобы последние были заинтересованы в снижении заболеваемости и смертности. Сейчас происходит, скорее, обратное: чем больше больных, чем больше выполняемых с больными действий, тем выше финансирование. «Сегодня врачи заинтересованы в том, чтобы лечить инфаркт, а нужно, чтобы им было выгодно выявить человека с высоким давлением и не доводить его до инфаркта», – говорит Кучкаров. Для реформирования сложившейся системы нужно было переписать огромное количество нормативных актов, составить «дерево целей», разработать системы показателей, оценивающих деятельность разных категорий медработников: отдельно – главврачей, отдельно – заведующих отделениями и отдельно – фельдшеров. Чтобы финансирование здравоохранения подчинялось этой системе, его надо было сосредоточить в одном источнике. В результате все идущие к медицине финансовые потоки – федеральные, региональные, муниципальные и страховые – сконцентрировали в одном канале – Фонде обязательного медицинского страхования. Кучкарову приходилось лично проводить совещания с главврачами районных больниц и вести очень непростые переговоры с сопротивляющимися реформе чиновниками. Тем не менее он доволен: в «реформированных» районах больницам удалось при том же бюджете сократить расходы, повысить зарплаты врачам и снизить смертность. Губернатор Ленинградской области Анатолий Сердюков написал об этом письмо президенту, и сегодня один из элементов «ленинградской реформы» – одноканальную систему финансирования здравоохранения – будут внедрять в 19 регионах России.


Сами с усами
В принципе, «Концепт» – одна из многих фирм, специализирующихся на предоставлении услуг управленческого консультирования. Но от многочисленных конкурентов «Концепт» отличает то, что методологическую базу его деятельности составляют исключительно собственные оригинальные разработки. Стоит отметить, что хотя сами системы управления в СССР часто были громоздкими и архаичными, но управленческая и системная мысль в советское время бурлила. И поэтому после распада Советского Союза появилась целая плеяда консультантов по управлению, использующих в работе не западные, а собственные наработки. В числе таких консультантов называют, в частности, недавно умершего Вячеслава Дульченко, руководителя компании «Ритм-Траст» Александра Штермана, а также руководителей консультативной фирмы «Пятерка» Михаила Иванова и Давида Шустермана. Но «Концепт» воплощает в себе целую оригинальную школу.
За время существования центра его сотрудниками было издано порядка 60 книг. Тесное сотрудничество с кафедрой МФТИ на протяжении полутора десятков лет позволило «Концепту» обеспечить надежный приток кадров, студенты третьего курса приходят на кафедру и уже получают возможность осваивать применяемые на «Концепте» методы, а когда заканчивают шестой курс – могут полноценно работать в проектах центра. На вопрос, изучают ли в «Концепте» инструменты и практику ведущих западных консалтинговых компаний, например, McKinsey, Захирджан Кучкаров дает ответ, что много денег фирма вкладывает в приобретение и изучение западных программных продуктов, таких как SAP – поскольку сегодня практически невозможно предлагать компаниям решения в сфере менеджмента, не давая одновременно возможности их воплощения в информационной среде.
Но в сфере собственно организации и управления «Концепт» ни в каких заимствованиях не нуждается, поскольку теория Никанорова носит всеобъемлющий характер, и многие идеи, о которых сегодня становится известно как о новинках западного менеджмента, уже давно были открыты в книгах Никанорова, более того – о многих из них в «Концепте» уже знают, что это пути тупиковые. С точки зрения дилетанта, «концептуальный анализ и проектирование» выглядит как «теория всего», позволяющая составлять модели чего угодно. Например, сотрудниками «Концепта» написана книга, в которой обобщаются и излагаются с помощью «концептуальных моделей» достижения наиболее известных психологических теорий. Кстати, при посредстве изучения психологии в «Концепте» надеются разработать методики, ускоряющие внедрение организационных решений. Сегодня в среднем время между получением техзадания и подготовкой проекта в «Концепте» составляет 3 – 4 месяца, а затем еще примерно год уходит на реализацию проекта. По словам Захирджана Кучкарова, перед «Концептом» в настоящее время стоит стратегическая задача настолько технологизировать свою работу, чтобы время подготовки проекта сократилось до двух недель, а внедрения – до полугода. Кучкаров называет это развитием технологии быстрого и сверхбыстрого моделирования.


Такой уж менталитет
Самым странным и внушающим наибольшие сомнения стороннему наблюдателю аспектом деятельности «Концепта» является именно уверенность его руководителей, что собственная методология вполне способна заменить им тщательное изучение лучших западных практик, – хотя именно этим занимаются в ведущих консалтинговых компаниях. Эти сомнения разделяют многие опрошенные «Ко» эксперты. Например, как заявил заместитель генерального директора компании OXS Дмитрий Вол, «несмотря на интересную концепцию, используемую специалистами компании, в целом на данный момент такие методы вряд ли могут быть оценены как серьезная конкуренция передовым западным – и не только – инструментам и методам, которыми успешно пользуются как российские, так и зарубежные игроки консалтингового рынка».
Управляющий директор консалтинговой компании «АксионБКГ» Евгений Демидов также считает, что любое ограничение возможностей, в том числе и методических, несомненно, не может улучшить результата, а «отказ от использования чьего-либо опыта, да еще и в такой деликатной сфере, как организационное проектирование, чреват ошибочными решениями».
В то же время, по мнению Евгения Демидова, не все так просто. «Всякий, кто действительно разрабатывал серьезные информационные системы и системы управления, а не занимался только общими рассуждениями на тему менеджмента, знает, что для этого необходима основательная теоретическая база», – отмечает эксперт. Не каждому под силу создать собственную методологию – но именно такой междисциплинарный и вместе с тем целостный подход к задачам организационного проектирования предлагает Никаноров. «Плодотворность метода продемонстрирована более чем 30-летней успешной практикой его применения для решения различных задач – от бюджетирования до разработки системы ПРО. Многие ли из ныне рекламируемых западных разработок могут похвалиться таким «послужным списком»? У тех ли учителей предлагают нам учиться? Не слишком ли много менеджеров, так ничего и не достигших, ставивших очередную заплату на системы управления без понимания сути управляемых процессов и организаций? К величайшему сожалению, «золотые россыпи», разработанные отечественными специалистами в области системного анализа и организационного проектирования в 60 – 70-е годы, остаются практически неизвестными современным управленцам. Этот недостаток необходимо устранять как можно скорее», – уверен Евгений Демидов.
Наконец, партнер компании Мilestone Александр Локтионов считает, что на самом деле оптимальной стратегии накопления знаний на рынке нет, и все зависит от конкретного клиента. «Важно то, как консультант ориентируется на задачи и потребности клиента, – говорит Александр Локтионов. – Вопрос в том, как консалтинговая компания себя позиционирует и кто является потребителем ее услуг. Во многом успешность выбора методологии решения зависит от уже существующей системы управления, а также согласованного видения развития у акционеров и менеджмента компании, обратившейся к консультантам. Мы считаем, что прежде чем выносить решение о правильности выбранного пути, необходимо спросить себя, каков менталитет людей той компании, на которую вы планируете работать: «пророссийский» или «прозападный»? В зависимости от этого подобрать соответствующую методологию, которая могла бы устроить обе стороны и обеспечить результативность предложенных решений».
Если довериться этому мнению, то получается, что услуги «Концепта» более подходят клиентам с «пророссийским» менталитетом, которые больше доверяли бы отечественным разработкам. Неудивительно, что большинство клиентов «Концепта» в настоящее время составляют государственные организации.

ЧТО ТАКОЕ АЦ «КОНЦЕПТ»
ГОД ОСНОВАНИЯ: 1992
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: консультирование в области организационного управления и развития организаций, реинжиниринг и диагностика бизнес-процессов
ШТАТ: 69 человек (на конец 2007 года)
ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ЗАКАЗОВ: 100 млн руб. (по итогам 2007 года)
ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: «Эрнст энд Янг», McKinsey, РБК, «Топ-аудит» и другие ведущие консалтинговые компании


Константин Фрумкин
13.02.2008  Журнал "Компания"

13.02.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов