Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Яблоки на снегу

Стив Джобс подарил российский рынок "серым" импортерам iPhone

Компания Apple повергла человечество в «яблочную лихорадку». В 2007 году ее коммуникатор iPhone стал одним из самых популярных гаджетов в мире. В России официальные продажи еще не начались, но достать iPhone здесь не проблема. Когда Стив Джобс обратит внимание на наш рынок, спрос уже будет удовлетворен.

Герой Тома Хэнкса в фильме «Форрест Гамп» на вопрос о том, как он разбогател, отвечает, что «вложил деньги в какую-то яблочную компанию». Сегодня эта шутка по-прежнему актуальна. Более десяти лет корпорация Apple продвигает свои продукты под лозунгом Think different! («Думай иначе» – англ.), делая тем самым акцент на уникальности продуктов под брендом Macintosh. Последние на радость основателю и главе компании Стиву Джобсу становятся массовыми. Однако в России недостаточно просто думать иначе. Чтобы получить долю местного рынка коммуникаторов, топ-менеджерам Apple надо думать быстрее, иначе официальные продажи iPhone в России станут ночным кошмаром Джобса.


О пользе фруктов
Как и пристало всякой уважающей себя американской суперкорпорации, история Apple начинается с обыкновенного гаража, в котором закадычные приятели Стив Джобс и Стив Возняк вручную собрали свой первый компьютер. Официально Apple была основана 1 апреля 1976 года, когда на рынке появился Apple Computer I. С момента основания компания прошла большой путь и сейчас представляет собой гигантскую корпорацию со штатом более 20 000 сотрудников. Начав с компьютеров, Apple уверенно осваивает производство и других видов персональной электроники. За шесть лет компании удалось подмять под себя американский рынок карманных мультимедийных устройств. Первый плеер марки iPod был представлен публике в октябре 2001 года. Вскоре он обзавелся цветным экраном, научился проигрывать видео и получил титул самого тонкого MP3-плеера в мире. То, что происходило все это время с объемами продаж iPod, можно описать выражением «расти как на дрожжах». На сегодняшний день в США плееры iPod занимают около 70% всего рынка карманных мультимедийных устройств. В период с июля по сентябрь 2007 было продано 10,2 млн устройств, что на 17% превысило показатели годичной давности. Компьютеров Mac в это же время было продано 2,164 млн – на 34% больше, чем год назад. Последний финансовый год окончился для Apple Inc. более чем удачно: чистая прибыль увеличилась на 75%, а объем продаж составил $24,006 млрд против $19,315 млрд в 2005 – 2006 году. В первом квартале 2008 финансового года чистая прибыль выросла на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до рекордных для компании $1,58 млрд.  И, похоже, Apple хочет взяться за рынок бытовой электроники. Об этом, в частности, свидетельствует недавний отказ от слова сomputer в названии корпорации.


Джобс напророчил
Новый этап в истории Apple, а заодно и на глобальном рынке мобильных телефонов, начался вместе с анонсом первого «яблочного» телефона iPhone. Слухи о его создании ходили в течение двух лет. Фанаты Apple с трепетом ждали момента, когда смогут произнести сакральное «Нет телефона, кроме iPhone'а», повторив то, что в течение нескольких лет говорили про плеер iPod. Стив Джобс, как всегда, лично анонсировал iPhone 9 января 2007 года на конференции MacWorld Expo. Стильный гибрид мобильного телефона и музыкального плеера с возможностью работы в Интернете еще до своего выхода стал хитом во многом благодаря простому и красивому интерфейсу. При этом функционально iPhone оказался не безупречен. Но это не остановило фанатов Apple. За несколько лет компания добилась того, что обладать ноутбуком Macintosh стало модно, а без iPod не выходит на утреннюю пробежку ни одна голливудская знаменитость.
Негативную реакцию по всему миру вызвала только неоднозначная маркетинговая политика Apple, из-за которой телефон продавался лишь с программной «привязкой» к определенному сотовому оператору. В США iPhone сейчас можно купить за $399 без учета налогов (версия с памятью 8Гб), но только при заключении двухлетнего контракта с оператором AT&T. В Великобритании Apple выбрала в качестве оператора O2, в Германии – T-Mobile, во Франции – Orange. Впрочем, не обошлось без казуса. В конце 2007 года корпорация Vodafone оспорила в суде эксклюзивное право T-Mobile на подключение мобильных телефонов iPhone в Германии. Какое-то время «яблочный» мобильник можно было купить без «лока» и использовать в любой сети, правда, заплатив за него 999 евро. Но уже через две недели суд Франкфурта поддержал T-Mobile, и единственной страной, на территории которой можно совершенно легально купить «разлоченный» iPhone, оказалась Франция. Там аппарат стоит «всего» 649 евро.
Несмотря на недовольство некоторых операторов, в США за 200 дней было продано 4 млн мобильных устройств. Таким образом, Apple заняла 19,5% американского рынка смартфонов. В Великобритании продажи iPhone хоть и недотянули до предсказываемого аналитиками показателя, все равно составили внушительные 190 000 экземпляров за период с 9 ноября 2007-го до января этого года. С момента анонса телефона Apple прошло больше года, но в России его официальные продажи так и не начались.


Защита по зубам
Слухи о скором релизе iPhone ходили по российскому рынку практически с момента появления устройства в США. Причем роль предполагаемого партнера Apple попеременно отводилась то МТС, то «Билайн». Представители сотовых операторов все слухи отрицали. С тех пор ничего не изменилось, официально чудо-телефон на территорию страны не поставляется. «Решение продавать iPhone только с привязкой к сотовым операторам – для России непродуктивное», – уверен директор компании «Макцентр» Дмитрий Хавжу. Но умело подогреваемый ажиотаж вокруг аппарата и его недоступность сделали свое дело – соотечественники обратились к хакерам с просьбой сделать возможной работу iPhone с SIM-картами российских сотовых операторов. В одном из интернет-магазинов, продающих iPhone, при покупке аппарата за 21 000 рублей «разлочка» под МТС или «Билайн» обойдется в 2500 рублей. «Научить» аппарат работать с SIM-картой любого оператора, включая «Мегафон», стоит 4500 рублей. У этого оператора, как объяснили «Ко» в магазине Mobile House, защита сложнее. Технически подкованные пользователи, не желающие переплачивать за услуги хакеров, находят в Интернете детальные руководства по взлому телефона и проводят операцию самостоятельно. До тех пор пока телефон не представлен в России, возить его из Западной Европы (Германия, Франция) или США более чем выгодно. Например, почти все, кто с теми или иными целями отправляется в США, получают от друзей заказ – привезти им iPhone. Некоторые путешественники таким образом умудряются окупить поездку.
По разным данным, объемы «серых» поставок Apple iPhone в Россию оцениваются в 1500 штук в месяц. Но потенциал рынка намного больше, уверены эксперты. «По нашим оценкам, Россия сейчас «потребляет» 150 000 – 200 000 коммуникаторов в квартал. iPhone мог бы занять до 50% этого рынка», – уверен Хавжу. Но радужные перспективы iPhone в России руководство Apple, похоже, не трогают. До недавнего времени компания даже не имела в нашей стране официального представительства. Ее интересы представляла некая компания Apple IMC, с 1997 года принадлежащая дистрибутору DPI Group. В 2003 году ее приобрела группа «ЛАНИТ». Качество ее работы иллюстрирует хотя бы тот факт, что во втором квартале 2007 года в России было продано всего 5900 компьютеров Apple (по данным Gartner Group). А глава компании «Евросеть» в одном из интервью однажды заявил, что «Apple IMC Russia – это какая-то вахтерская структура, прокладка между производителем и рынком».
Тем не менее российское представительство Apple открылось только в конце 2007 года. Его возглавил бывший гендиректор представительства Microsoft на Украине Валерий Лановенко. Правда, изменений на рынке с открытием московского офиса Apple игроки не заметили. По словам представителей Макцентра, «ничего не изменилось – мы никого из российского представительства Apple еще не видели, не слышали и никакой информации от них не получали». А время идет, что совсем не в пользу Apple. Татьяна Москалева, PR-директор компании «Цифроград», уверена, что задержка вывода iPhone на российский рынок приведет к тому, что в итоге спрос на него будет минимален: «Во-первых, многие, кто хотел его купить, приобрели за границей либо в России у неавторизованных продавцов. Во-вторых, со временем устаревают технические характеристики, появляются аналогичные модели – да и в общем пропадают новизна и изюминка продукта – то, за что во многом потребители ценят продукцию Apple».


Пиратская бухта
Эксперты не могут объяснить причины странной стратегии Apple в России. Некоторые считают, что руководство Apple ждет, когда начнет полноценно работать московское представительство, чтобы самостоятельно заниматься продвижением продукта. Еще одно предположение: компания не знает, как работать на рынке, где нет операторских телефонов. Продвигать продукт на таком рынке придется без помощи партнеров, за собственные деньги. К тому же существуют некоторые проблемы с функционированием iTunes. Во всех музыкальных продуктах Apple, в число которых входит и iPhone, в работе используется фирменный медиа-плеер iTunes, который работает с интернет-магазином iTunes Music Store. Музыкальный бизнес для Apple весьма выгоден. iTunes Music Store занимает на рынке цифровой музыки лидирующую долю – около 76%. Более того, по данным исследовательской компании NPD, сервис iTunes является третьим по величине американским музыкальным ритейлером после офлайновых сетей Wal-Mart и Best Buy соответственно. Весь дополнительный контент для iPhone – например, мелодии звонка, анонсы новых альбомов любимых групп и прочее –  реализуется через интернет-магазин Apple, который в России не функционирует. Причина банальна – российское законодательство толкует проблемы пиратства и прав на авторские музыкальные произведения иначе, чем американское. Широко известен скандал, причиной которого послужил российский интернет-магазин allofmp3.com, где стоимость одного музыкального трека в десять раз меньше, чем в iTunes Music Store. В свое время allofmp3.com был признан пиратским ресурсом, что послужило одной из главных причин отказа приема России в ВТО. В июне 2007 года портал был окончательно закрыт (правда, его аналог был тут же открыт под новым доменным именем). По мнению экспертов, пока наши законы не будут приведены в соответствие с требованиями западных звукозаписывающих компаний, iTunes Music Store не заработает. На первой официальной пресс-конференции в России представители американского офиса Apple подтвердили, что пока не планируется открывать российскую версию сервиса.
Не исключено, что компания ждет, когда сможет зарабатывать не только на продаже устройств, но и на дополнительном контенте. Когда все эти вопросы будут решены, возможно, iPhone официально появится в России. Но к этому моменту, вероятно, его популярность будет близка к нулю. Все сливки с ажиотажного спроса к тому времени снимут «серые» импортеры. К тому же конкуренты не дремлют и выпускают похожие на iPhone устройства, а некоторые умудрились сделать это еще до выхода телефона Apple.

ЧТО ТАКОЕ APPLE INC.
ГОД ОСНОВАНИЯ: 1976
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: производство компьютерной техники, плееров, программного обеспечения
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ: $1,58 млрд (в первом квартале 2008 финансового года, завершившемся 29 декабря 2007 года)
КОНКУРЕНТЫ: Microsoft, Lenovo, Dell, Sony, HP, Acer, Samsung и другие производители электроники и программного обеспечения


Станислав Куприянов, Светлана Рагимова
29.01.2008  Журнал "Компания"

29.01.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов