Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Последний отчет

Почем описать собственную фирму

Расходы крупного бизнеса на аудит и написание всей необходимой отчетности могут достигать десятка миллионов долларов в год. Потребности компаний все время растут,
а услуги консалтеров медленно, но верно дорожают с каждым годом. На чем пытаются сэкономить предприниматели?


 Времена, когда средняя, а иногда и крупная компания могла обойтись привычной финансовой отчетностью по российским бухгалтерским стандартам (РСБУ), остались в далеком прошлом. Сегодня даже скромная фирма готова предложить финансовым контролерам и потенциальным инвесторам целый пакет документов, описывающих ее благополучие. Кроме распространенной отчетности по международным стандартам (МСФО) или по US GAAP, руководитель может достать из рукава управленческую или, например, социальную отчетность. Формально все они не являются обязательными. Но для потребностей бизнеса на том или ином этапе может сгодиться любая из них. Написать документ еще полдела. Финансовую отчетность необходимо также подвергнуть обязательному аудиту. В общем, бизнесменам предстоит готовиться к немалым тратам. Естественно, на рынке достаточно специалистов, готовых создать отчетность с нуля и проверить труд штатных финансистов. Но приглашать каждый раз консалтеров готовы не все.


Мухи и котлеты
Раньше, оптимизируя расходы, многие предприниматели пытались использовать необходимое привлечение аудитора, чтобы фактически получить консалтинг. Иными словами, оперативно выправить отчетность в соответствии с требованиями законодательства, использовав советы сторонних специалистов. Сами аудиторы этому противились, предпочитая выполнять лишь минимально необходимый перечень работ. Тем более что и формально аудит отчетности и консалтинг при ее составлении должны выполнять разные организации. Постепенно заказчики вынуждены были с этим смириться.
«В последние несколько лет пришло понимание, что аудит и консалтинг – разные услуги. По крайней мере, оно существует у крупных компаний и столичных фирм. Здесь никто уже не просит аудитора дать совет по тому или иному сложному вопросу составления бухгалтерской отчетности. Все понимают: это другая услуга. А вот у некоторых региональных клиентов еще возможно «смешение». Они у аудитора пока еще могут спросить совет, как лучше и правильнее отразить тот или иной факт в отчетности», – говорит  вице-президент по корпоративному развитию ФБК Ирина Сухова.
Потому большинство расходов, по крайней мере по составлению первичной аудиторской отчетности по РСБУ, компаниям переложить ни на кого не удается. Затраты на бухучет получаются солидные, они могут достигать 5 – 10% от всей суммы налоговых сборов. Это неудивительно, например, для формирования декларации по налогу на прибыль может потребоваться до 100 налоговых справок и регистров. Впрочем, часто проблема заключается не только в количестве и многообразии форм необходимой документации. В большинстве компаний бухгалтеры выполняют множество дополнительных функций: отвечают на избыточные запросы руководства и других сотрудников, занимаются сбором документов от третьих лиц и внутри компании, получают задолженность с клиентов и т.д. Это часто мешает выполнению основных задач – ведению учета и подготовке отчетности. Медленная работа бухгалтерии часто связана со слабой автоматизацией процессов учета. В результате штат счетоводов в компаниях расширяется, а ошибок меньше не становится. По оценкам экспертов, сегодня совокупные расходы на 100 бухгалтеров для российских компаний в среднем превышают $1 млн в год. Разумеется, многие компании уже смогли наладить у себя бухгалтерский учет и в состоянии создать качественную отчетность по РСБУ своими силами. Но только от активного и затратного сотрудничества со сторонними компаниями их это не спасает.


Ежегодные расходы
Обязательный аудит – дело дорогое. При этом его стоимость увеличивается прямо пропорционально индексу потребительских цен. За последние три года она повышалась на 12 – 15% в среднем по рынку. «В стоимость входит планирование работ, проведение необходимых процедур на территории заказчика, составление отчета, а также осуществление контроля качества. Наиболее трудозатратным, а значит, и дорогим, является аудит промышленных предприятий, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. Важно также, сколько операций и бизнес-процессов идет на объекте, – объясняет общие принципы ценообразования генеральный директор аудиторской компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. – Влияние на стоимость оказывает количество видов деятельности, которыми занимается организация. Чем их больше, тем дороже. Например, аудит отчетности по российским стандартам промышленной фирмы из сферы среднего бизнеса, занимающейся глубокой переработкой, обойдется в среднем в 300 000 – 500 000 рублей. Компания, работающая в сфере торговли, со сравнимым, а иногда и большим оборотом может найти ту же услугу тысяч на 100 дешевле. Но это минимальные цены». С каждым дополнительным направлением деятельности цена будет подскакивать в разы, влияет на стоимость и количество налогов, которые уплачивает предприятие. Иными словами, расходы на аудит обязательной отчетности по РСБУ могут оказаться сравнимыми с полноценным консалтингом по ее же написанию. Ведь аудитор выполняет, по сути, те же работы, что и автор отчетности.
Естественно, возможно сэкономить. Компании с оборотом до 20 млн рублей могут перейти на упрощенный порядок налогообложения, что уменьшит объем работы аудиторов, а значит, и окончательную стоимость. Есть и еще один способ, правда, для большинства компаний, которые должны провести акционерные собрания в первой половине года, он не подойдет. «Цена на аудиторские услуги может варьироваться от времени года. Если организация не связана жесткими сроками и не должна в обязательном порядке продемонстрировать аудиторскую отчетность в период с января до 1 мая, то она может и подождать. Летом те же самые услуги обойдутся на 10 – 15% дешевле», – рассказала Ирина Сухова.


Мир без границ
Отчетность по стандартам МСФО необходима почти любой фирме, имеющей партнеров на Западе. Спрос растет с каждым годом, а специалистов, которые могут ее подготовить, не хватает. «Сегодня наиболее востребованные услуги – именно в области подготовки и аудита финансовой отчетности, выполненной в соответствии с международными нормами бухгалтерского учета, чаще всего МСФО. Например, многие компании, впервые выходящие на западный рынок, составляют свою отчетность в соответствии с МСФО в первый раз, – рассказывает Джозеф Ватт, партнер компании Ernst & Young. – Российские компании нанимают и обучают собственных специалистов в этой области, в сферу ответственности которых будут входить принятие решений по вопросам политики бухгалтерского учета и непосредственная подготовка отчетности. Но проблем достаточно много. Бухгалтерские нормы, применявшиеся в советской, а позднее в российской системе финансовой отчетности, не могут сразу перестроиться под стандарты МСФО. Одним из ключевых факторов здесь становится языковая проблема: не хватает высококачественных русскоязычных справочных материалов по правилам работы с международной отчетностью».
Большинство предприятий не ведет параллельной бухгалтерии по отечественным и международным правилам. Двойная работа обходится недешево. Иногда это может привести к банальному удвоению расходов на отдел бухгалтерии. В то же время трансформация будет стоить компании приблизительно столько же, сколько и аудит отчетности РСБУ. Плюс-минус 50 000 рублей. А сам аудит обойдется минимум на 20% дороже, чем аналогичная работа с российской отчетностью. На практике большинство фирм выбирает все же второй вариант.
Крупной компании аудит по МСФО может стоить порядка $1 млн и выше. Например, в 2006 году компания «Новатэк» уплатила за аудит отчетности 29,9 млн рублей, а «Мосэнерго» – 26,5 млн. Лидерам отечественного бизнеса международная отчетность стоит еще на порядок больше – несколько лет назад НЛМК одним из первых отдал за аудит около $2 млн. Между тем это далеко не самый дорогой вариант.
Вторая по популярности в нашей стране международная отчетность US GAAP еще на 20 – 30% дороже, чем МСФО. Пропорционально дорожает и аудит. Причина банальна – специалистов, способных подготовить такую отчетность, меньше, а объем данных, которые надо проанализировать, больше. Правда, заказывают US GAAP единицы. Необходимость в этой отчетности возникает только в том случае, если компания планирует листинг или займы в США. В любых других странах потенциальные инвесторы вполне удовлетворятся документами, оформленными по международным стандартам.
Дополнительный плюс к цене может дать бренд исполнителя. Естественно, у представителей «большой четверки» себестоимость услуг максимальная. Выбор у заказчика куда больше, чем в случае с аудитом или подготовкой отчетности по РСБУ. Можно заказать эти услуги у международных игроков – в случае с подготовкой МСФО на их помощь вполне можно рассчитывать. Правда, в большинстве случаев услуги иностранцев окажутся дороже, чем российских компаний. Они включают в стоимость своей работы плату за бренд, и цена может оказаться на 20 – 30% выше. Обычно этих специалистов приглашают лишь те, кому в свете грядущего IPO как раз и нужно подтвердить справедливость собственной отчетности на возможно высоком уровне. А вот мнение, что отчетность, заверенная кем-то из «большой четверки», необходима для выхода, например, на Лондонскую биржу, не совсем справедливо. Сетевых аудиторских брендов или крупных российских компаний клиентам вполне достаточно для выхода на западные фондовые площадки. Так, на AIM (Alternative Investment Markets) в Лондоне в основном размещаются эмитенты, имеющие сетевиков в качестве аудит-консалтеров.
Между тем, если компания увязывает подготовку международной отчетности именно с выходом на биржу, написанием одной лишь финансовой отчетности ей ограничиться не удастся. Надо готовить еще и так называемое ревью о бизнесе. Оно занимает не меньше 100 страниц, и туда входит куда больше показателей и данных из управленческой, экологической, социальной отчетностей организации. Естественно, консалтеры составляют и этот документ, но его написание оценивается в $2 – 3 млн. Подготовка ревью для листинга в Нью-Йорке обойдется еще на $1 млн дороже.
С одной стороны, для компании, которая рассчитывает привлечь за счет выхода на биржу минимум $50 млн, такие расходы нельзя назвать большими. Но считать деньги предпочитают предприниматели не только в России, но и в Европе. Показательно, что по мере удорожания отчетностей для работы на американском рынке с нью-йоркской площадки потянулась целая вереница европейских компаний. О своем уходе с американской биржи сообщили итальянский FIAT, шведский Volvo, немецкие BASF и Bayer. Немцы прямо заявили, что прекращение работы на NYSE даст Bayer ежегодную экономию до $20 млн за счет снижения объемов бюрократических требований. Из отечественных компаний Нью-Йорк уже покинула «Татнефть». Правда, это был во многом «добровольно-принудительный уход». Компанию часто вносили в черный список биржи из-за задержек с публикацией отчетов по GAAP. Надо полагать, что высокие расходы на листинг в США приведут к тому, что за «Татнефтью» последуют и другие российские корпорации.


Частный случай
Помимо глобальных финансовых отчетностей, у каждой крупной компании сегодня в запасе есть еще, как минимум, несколько других – специальных документов на все случаи жизни. Наиболее полной из них является управленческая отчетность, которую обычно заказывают собственники. Дело в том, что финансовая отчетность далеко не всегда дает объективную картину состояния бизнеса. По крайней мере, с точки зрения его стратегического развития. Бухгалтерский учет преследует главным образом фискальные цели, а управленческий – это инструмент принятия решений для руководства компании. Большое значение имеют и сроки составления отчетности. Как правило, для целей управления требуется более оперативное обновление документации. В случае с работой над бухгалтерской отчетностью приоритет отдается не срочности, а надежности.
Другое существенное отличие – управленческая отчетность базируется не только на финансовых, но и на качественных показателях. Например, и РСБУ, и МСФО будут отражать лишь выручку или прибыль от того или иного вида деятельности в компании. Управленческая должна показать, например, что рентабельность второго направления выше, и именно оно является перспективным с точки зрения дальнейшего развития бизнеса. Расходы на такую отчетность сопоставимы с подготовкой документации по МСФО.
Особый блок корпоративных документов – социальная, экологическая и другие специальные отчетности, которые в большинстве случаев готовятся не финансистами. Например, экологический аудит, по сути, ближе к инжиниринговому аудиту (заранее определить расходы на замер выбросов конкретного предприятия в окружающую среду). Отдельное направление консалтинговых компаний – энергоаудит, когда фиксируется, сколько энергии потребляет организация.
Третья категория специальных отчетностей – так называемые частные отчетности, которые в большинстве случаев являются развитием тех или иных подразделов глобальной финансовой отчетности. Самая распространенная среди них – налоговая. Она заказывается в тех случаях, когда у компании существует серьезная угроза разногласий с фискальными органами по поводу внесенных платежей в казну. «Ее аудит может оказаться дороже, нежели стандартной. Все зависит от количества налогов, которые платит организация. Всего их существует около 40–50 видов. Наибольшие трудозатраты в налоговом аудите, как правило, приходятся на долю исследований НДС, налога на прибыль и зарплатных отчислений, т.к. это самые заметные налоги практически в любом бизнесе. Есть, правда, и исключения. Например, РЖД, ввиду масштабов и высокой диверсифицированности бизнеса, платит практически все налоги, кроме, пожалуй, налога на азартные игры», – отмечает Агван Микаелян.
Большинство компаний, которые заказывают специальные документы на протяжении нескольких последних лет, вряд ли будут расширять уже существующий «пакет отчетностей». Куда интереснее для них снизить расходы на подготовку, а также на общее время составления отчетностей. «Компании все активнее реализуют проекты «быстрого закрытия отчетности», с тем чтобы максимально снизить сроки оформления подотчетных периодов», – признает Джозеф Ватт. Другое направление активности – совершенствование существующих на фирмах стандартов автоматизации учета. Иными словами, сегодняшний курс бизнеса – на максимальное упрощение процедур. Чем меньше работы у аудитора, тем меньше впоследствии ему придется платить. Остальные возможности сэкономить крупными корпорациями уже использованы.

СЧЕТОВОДЫ. А СУДЬИ КТО?
ПО ДАННЫМ МИНФИНА, на рынке работает порядка 6000 АУДИТОРСКИХ КОМПАНИЙ. ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО из них оказывает НЕ ТОЛЬКО АУДИТОРСКИЕ, НО И КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ. ВСЕХ ИГРОКОВ можно разбить на НЕСКОЛЬКО ГРУПП. ПЕРВАЯ – это КРУПНЫЕ РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИРМЫ, которые занимаются аудитом в классическом понимании этого слова, а их клиенты – преимущественно крупные компании. ЛИДЕРЫ РЫНКА – ПРЕДСТАВИТЕЛИ «БОЛЬШОЙ ЧЕТВЕРКИ»: PWC, EY, Delloite, KPMG. ВТОРАЯ ПОДГРУППА – МЕЖДУНАРОДНЫЕ АУДИТОРСКИЕ СЕТИ. ИЗ 20 КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ 12 относятся именно ко второй группе. СЛЕДУЮЩИЙ СЕГМЕНТ – это СРЕДНИЕ АУДИТОРСКИЕ КОМПАНИИ, которые больше занимаются бухгалтерским и налоговым консалтингом и в меньшей степени – непосредственно аудитом. ЭТО ДОВОЛЬНО ШИРОКО ВОСТРЕБОВАННАЯ УСЛУГА со стороны предприятий, которым не интересен аудит в классической форме, но они понимают полезность и эффективность консультаций. ТРЕТЬЯ ГРУППА – НЕБОЛЬШИЕ АУДИТОРСКИЕ ФИРМЫ, которые занимаются в основном консалтингом и меньше аудитом. ОТДЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ компаний последней группы, по сути, занимается «ЧЕРНЫМ» АУДИТОМ, выдавая за небольшую сумму положительное заключение и не выполняя никакой профессиональной работы. ДЛЯ КОМПАНИЙ, работающих на международных рынках, крайне желательно, а иногда необходимо иметь отчетность, заверенную фирмами из первой группы. ОСТАЛЬНЫМ подойдут варианты поскромнее. СТОИМОСТЬ УСЛУГ компаний из разных категорий ОТЛИЧАЕТСЯ В РАЗЫ.


Алексей Печников
23.01.2008  Журнал "Компания"

23.01.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов