Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Я был на грани нервного срыва"

Андрей Лапко сделал карьеру на внешнеэкономической деятельности крупнейших российских банков

В финансовый сектор вице-президента Банка Москвы Андрея Лапко привела любовь к деньгам, но не жажда наживы. Еще в четвертом классе школы Андрея захлестнуло увлечение нумизматикой - все вокруг собирали и менялись монетами иностранного происхождения. Ученики 78-й английской спецшколы могли себе это позволить: их родители, в большинстве своем дипломаты, часто бывали за пределами СССР.

- Когда коллекционируешь монеты, поневоле приходится иметь дело со справочной литературой,- говорит Андрей.- А там - и о денежном обращении, и об экономике разных стран, и о географии… Как-то само собой получилось, что к окончанию школы я во всем этом неплохо разбирался и решил поступать на факультет международных отношений Финансового института.

На МЭО Андрея не взяли, не позволили даже подать документы из-за "белого билета" по зрению. Тогда Лапко с досады отдал документы в соседнее окошко - на факультет кредитноэкономических отношений (КЭФ), который выпускал банковских сотрудников. В советское время КЭФ не считался престижным местом учебы, особенно для молодых амбициозных мужчин.

Несмотря на все препоны, Андрею все-таки удалось заняться желанной внешнеэкономической деятельностью. На четвертом курсе его вместе с одногруппником вызвал к себе замдекана Финансового института. Случилось невероятное: ВЭБ, кадры которого обычно комплектовались выпускниками МЭО, захотел пригласить к себе на преддипломную практику студентов КЭФа.

Практику Андрей проходил сначала в управлении неторговых операций ВЭБа, которое занималось выдачей денег с валютных счетов граждан, работавших за границей, а потом - в управлении международных расчетов. Там он занимался экспортными аккредитивами, через руки Лапко проходили расчеты на сотни миллионов долларов.

- Мне тогда удалось почувствовать пульс всей внешней торговли СССР и получить первый важный опыт банковской работы.

Накал страстей На преддипломной практике Андрей проявил себя так хорошо, что банк написал на него распределительную заявку - по окончании вуза Лапко отправился работать прямиком в ВЭБ. Был 1990 год.

- Офис ВЭБа находился в здании на Малой Дмитровке. В 1991 году во время путча прямо под нами стояли колонны войск и легкая бронетехника. Когда по Моховой улице пронесли огромный российский флаг, нервное напряжение достигло своего апогея, и мы с коллегами решили пойти к Белому дому. Старшие товарищи нас отговаривали, а начальник отдела кадров сказала: "Если ваши победят, то вам ничего не будет. Но если власть останется прежней, вы будете уволены за прогул".

В сложный период революций ВЭБ всячески поддерживал своих сотрудников: людям начислялись бонусы в инвалютных рублях, на которые можно было заказывать товары по каталогу, например, японский телевизор или финский холодильник.

- Молодым специалистам подобные вещи не светили, но зато нам доставались дефицитные продукты, гораздо более необходимые в ежедневной жизни. Представляете банковский офис, в который забегает человек и кричит: "Ребята, картошку привезли! На отдел полагается по два мешка!" И мы в костюмах идем разгружать. А потом с безменом делим на всех сотрудников… В 1992 году Андрей перешел на должность начальника отдела международных расчетов в только что организованный Межкомбанк. Лапко соблазнился отнюдь не деньгами, а перспективой быстрого карьерного роста.

- Первое время мы с моей единственной сотрудницей начинали утро с того, что печатали валютные платежки и разносили их пешком по офисам банков-корреспондентов, расположенным неподалеку. Она ходила в ВЭБ и ММБ, я - во Внешторгбанк и Мосбизнесбанк. Бизнес Межкомбанка быстро пошел в гору, через год я дорос до начальника управления, и для меня началась пора заграничных командировок.

Я летал вместе с клиентами, подписывавшими важные сделки, и отвечал за то, чтобы финансовая сторона контрактов была оформлена надлежащим образом. С нами охотно сотрудничали внешнеторговые объединения, ведь мы могли обобщить опыт работы в той или иной стране, проследить, чтобы оплата была оформлена без лишних комиссий и привлечения промежуточных банков. Платежные конструкции были сложными: надо было давать гарантии на авансовые платежи, гарантии надлежащего исполнения контрактов, участия в торгах и т. д. И это требовало постоянного контроля и согласования условий. В основном Межкомбанк работал с экспортерами, продававшими продукцию машиностроения. По некоторым странам, например по Египту, банк проводил большую часть расчетов всего объема российских внешнеторговых сделок. В свои 23 года я наблюдал настоящий накал страстей, который меня многому научил.

Главный козырь

Кризис 1998 года Межкомбанк не пережил. Лапко перешел в банк "Кредит-Москва", но там масштабы бизнеса были не те, к которым он привык, поэтому Андрей стал искать другие предложения на рынке труда. На дворе стоял 1999 год, и безработных банковских менеджеров было более чем достаточно. Тем не менее очень скоро Андрей оказался в Банке Москвы - президент банка Андрей Бородин предложил Лапко заниматься внешнеэкономическими расчетами. Андрей согласился.

- Банковская система лежала в руинах, и компаниям, работавшим на внешнем рынке, стало негде обслуживать счета. У них был выбор: Сбербанк, Внешторгбанк и Банк Москвы, где мне поручили создать соответствующее подразделение. Я занимал должность начальника управления финансирования и торговли, и вместе с известным специалистом по корреспондентским отношениям Володей Васяткиным, который пришел в Банк Москвы из ММБ, мы стали отстраивать эту систему. Наша задача заключалась в том, чтобы договориться с иностранными банками о налаживании корреспондентских отношений и проведении расчетов по контрактам клиентов. Это было непросто. Если с Межкомбанком все срослось на волне эйфории, наблюдавшейся у западных банкиров в начале 1990-х (перестройка, гласность, российские банкиры, да еще по-английски говорят и одеваются не в медвежьи шкуры), то в 1999 году у наших кредитных учреждений сложилась слишком плохая репутация. Мы убеждали, доказывали, показывали. Самым главным нашим козырем была принадлежность правительству Москвы. В итоге мы построили систему, и пошли контракты, пошла Индия, Греция по военной теме, Китай - по вертолетной. И Банку Москвы удалось получить хороший кусок бизнеса по внешнеэкономической деятельности. Я сформировал команду: часть людей взял с рынка, часть - привел из Межкомбанка. Выбирать тогда было из кого.

В 2001 году Бородин поставил Андрея руководить филиальной сетью Банка Москвы. По словам Лапко, первые несколько месяцев ему было тяжело: основную часть сети купили у Мосбизнесбанка, и она была убыточной после кризиса, кроме того, не все директора филиалов оказались лояльными головному офису.

- Мне было сначала совершенно непонятно, как организовать эту работу. Оказалось, если у тебя есть проблема в одном филиале, то смело можешь умножать ее на двадцать. К тому же было необходимо ездить в командировки для решения вопросов на местах. Месяца два я просто был на грани нервного срыва.

Но потом втянулся, понял, как надо принимать решения, которые дают эффект по системе.

Андрей работал с филиальной сетью три года и вывел ее из убыточности: по итогам 2003 года, когда Лапко передал сеть другому куратору, ее прибыль составила почти 400 млн руб.

Вместе с филиальной сетью Андрею достался и блок, связанный с проблемными кредитами юридических лиц (Лапко курирует эту работу в банке и сегодня), а год назад в его подчинении оказалось подразделение проблемных кредитов частных лиц.

- Полтора года назад мы создали внутреннюю коллекторскую службу для сбора проблемных кредитов среди частных лиц. Позже в ее сферу ответственности вошли залоговое управление и блок маркетинга и рекламы. Кроме того, в 2004 году я стал курировать центр развития банковских услуг - это подразделение занималось созданием и отладкой новых продуктов и услуг банка. К 2006 году мы весь этот продуктовый ряд укомплектовали: сделали кредитную карту, приделали к ней льготный период, создали линейку для кредитования малого и среднего бизнеса, микрокредиты, кредитование малых предпринимателей, лизинговый продукт, разработали кредит на неотложные нужды, который сейчас является хитом наших продаж.

- Какие у вас дальнейшие стратегические планы? - Они лежат в области усовершенствования технологий продаж. Продукты клиентам можно продавать по пяти каналам: через отделения и филиалы, колл-центр, автоматизированные зоны самообслуживания, мобильный телефон и интернет. В мире больше ничего не придумано. Буду развивать эти пять направлений. Вообще хочется заниматься новыми прогрессивными технологиями. Например, сейчас есть флешка, совмещенная с биометрическим считывателем отпечатков пальцев,- это портативный личный банк, доступ к которому есть только у держателя. Это альтернатива кредитной карте с расширенным доступом: с ней можно входить в интернет, на ней можно хранить огромный объем информации по идентификации, чтобы работать с банкоматом, не подключенным к общей сети, как в случае с чиповой картой.

ПАВЕЛ РЯБИКОВ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»
11.01.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов