Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жизнь стала слаще, но дороже

Росстат подсчитал инфляцию за 2007 год

В 2007 году инфляция в России составила 11,9%. Такие данные распространила вчера Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Таким образом, Россия фактически вернулась к показателям пятилетней давности (в 2003 году инфляция составила 12%) и не только не уложилась в первоначально планируемые 7-8%, но даже в скорректированные в конце 2007 года МЭРТом прогнозные 11-11,5%.

Новогодние заморозки

Рост цен мог бы перевалить за 12-процентный рубеж, если бы не показатели декабря. Традиционно инфляция перед Новым годом если и не бьет рекорды (это удел первых месяцев года, когда повышаются тарифы на услуги ЖКХ и естественных монополий), но как минимум набирает обороты. Так, в декабре 2006 года цены выросли на 0,79% против 0,53 и 0,28% в ноябре и октябре 2007 года. А в декабре 2005 года на 0,82% против 0,74 и 0,52% соответственно. В декабре же 2007 года, если верить Росстату, цены увеличились на 1,1% , что заметно меньше показателя ноября - 1,23% и октября - 1,64%. Возможно, это стало результатом того, что многие производители и торговцы накануне парламентских выборов в Госдуму добровольно взяли на себя обязательства по временному замораживанию цен. В итоге по сравнению с ноябрем в декабре замедлились темпы роста цен на большинство групп продовольственных товаров. Рост цен на плодоовощную продукцию в декабре сократился до 5,6 с 6,2% в ноябре, на молочную продукцию - до 2,5 с 3,7%, на сливочное масло - до 2 с 4,3%, на макаронные изделия - до 2 с 3,3%. В целом же продовольствие в России в декабре 2007 года подорожало на 1,6% (в ноябре - на 1,9%), а непродовольственные товары стали дороже на 0,7% (на 0,9% в ноябре).

Не секрет, за заморозками следует оттепель. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, повышение цен, прежде всего на базовые продукты, неминуемо. "Все будет зависеть от того, когда индустрия продовольственных товаров решится на повышение цен - в первом квартале 2008 года или во втором", - добавил он. По мнению Янина, помимо продовольственных товаров рост цен затронет сферу услуг, в том числе предоставляемых компаниями-монополистами, в непродовольственном сегменте в 2008 году рост цен будет незначительным.

Не в пользу бедных

Для многих граждан инфляция в 2007 году оказалась куда выше 11,9%. Даже по официальным данным. В первую очередь это касается малообеспеченных россиян, вынужденных отдавать большую часть своей зарплаты на продукты питания. По данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум, в 2007 году выросла на 22,3% (за декабрь на 2,7%) и составила в среднем по стране 1802 рубля на человека в месяц. Дороже всего минимальный продуктовый набор обходится жителям Чукотки (4982 рубля), Камчатского края (3118 рублей), Сахалина (2883 рубля), Магаданской области (2804 рубля) и Якутии (2772 рубля). Дешевле всего питаться в Татарии (1499 рублей), Белгородской области (1528 рублей), Мордовии (1536 рублей), Тамбовской области (1537 рублей), Ульяновской области (1563 рубля). Стоимость минимального продуктового набора в Москве в конце декабря составила 2047,5 рубля и за месяц увеличилась на 2,1% (с начала года - на 15,7%), в Петербурге - 1928 рублей и выросла на 2,7% (с начала года - на 21,3%).

Что касается продуктов, наполняющих эту корзину, то цены на хлеб и хлебобулочные изделия в среднем по России за год повысились на 22,4% (в декабре повысились на 0,6%), крупу и бобовые - 24,7% (на 1,7% за декабрь), макаронные изделия - 23,6% (на 2%), мясо и птицу 8,4% (на 1%), рыбу и морепродукты - 9% (на 1,1%). Цены на молоко и молочную продукцию с начала года увеличились на 30,4% (в декабре на 2,5%), сливочное масло - на 40,3% (2% за последний месяц года), подсолнечное масло - на 52,3% (0,7%), плодоовощная продукция подорожала на 22,2% (на 5,6%). Стоимость алкогольных напитков в ноябре повысилась на 0,8% (за январь-ноябрь - на 6,9%). Дешевле покупателям стал обходиться лишь сахар, который с начала года подешевел на 4,3%.

Зато тарифы на услуги ЖКХ в прошлом году росли быстрее инфляции, увеличившись в 2007 году на 14%. И не будут останавливаться на достигнутом. К примеру, в Москве стоимость услуг ЖКХ с 1 января 2008 года уже повысилась в среднем на 17%.

Инфляционный шоп-тур

В начале нового года инфляционные итоги года старого подсчитывают и иностранные статистические ведомства. К примеру, инфляция в Азербайджане в 2007 году вдвое превысила прогноз и составила 18,8% (в 2006 году - 8,3%) при прогнозируемых 9%. При этом рост цен на продовольственные товары составил 19%, на непродовольственные товары - 11,4%, на услуги - 26,9%. На Украине инфляция-2007 составила 16,6% (в 2006 году - 10,3%) и стала самой высокой начиная с 2000 года, когда она составляла 25,8%. Продовольственные товары на Украине в 2007 году подорожали на 22,9%, непродовольственные - на 6%, услуги - на 12%.

В Казахстане инфляция в 2007 году достигла 18,8%, что на 1% выше показателя 1999 года (в 2000 году она снизилась до 9,8%, а в 2001-2006 годах колебалась в пределах 6,4-8,6%). За 2007 год цены на продовольственные товары выросли в Казахстане на 26,6%, на непродовольственные - на 10,5%, на платные услуги населению - на 15,4%.

В Грузии инфляция также превысила как официальный прогноз (первоначально 6%), так и показатель 2006 года (8,8%), составив 11%. Продовольственные товары в Грузии за год выросли в цене на 13,2%. При этом хлеб и хлебопродукты стали дороже на 29%, жиры и растительное масло - на 34,2%, фрукты - на 78,7%. Непродовольственные товары в течение года подорожали на 7,2%, а тарифы в сфере услуг выросли на 13,1%.

Бьет рекорды инфляция и в странах Европейского союза, причем также в основном за счет роста цен на продовольствие. На конец декабря инфляция в еврозоне составила 3,1%, что является максимальным показателем с момента введения в оборот евро в 1999 году.

И лишь в Литве инфляция оказалась чуть ниже ожидаемой - 8,1% против запланированных 8,3%. Рост цен на потребительские товары в течение года составил 7,9%, услуги - 8,9%. В том числе продукты и безалкогольные напитки подорожали на 15,5%, одежда и обувь подешевели на 5,8%, а расходы на услуги связи сократились на 7,3%.

Рост каких именно цен в 2008 году встревожит вас больше всего?

Руслан Гринберг / директор Института экономики РАН:

Больше всего меня, как человека, посвятившего 36 лет изучению ценообразования, тревожит рост цен на так называемые ценообразующие товары и услуги, от которых зависит ценовая динамика в целом. Если эти цены будут нестабильны, тогда жди ускорения инфляции. В данную группу входят, в частности, нефть, газ, цемент, электроэнергия, транспортные услуги и так далее. Мы и без того живем в условиях инфляционной патологии, когда незначительное увеличение денежного спроса приводит к ощутимому инфляционному скачку. Это во многом объясняется узким внутренним товарным предложением, которое, в свою очередь, связано с примитивной структурой нашей экономики. В результате мы сильно зависим от внешнего мира, что касается как экспорта, так и импорта. Можно, конечно, радоваться тому, что Россия - открытая страна, глубоко встроенная в мировое хозяйство, но подобная зависимость создает серьезную опасность. Мы оказываемся беспомощными перед малейшими изменениями в спросе и предложении на мировых товарных рынках.

Павел Шапкин / председатель правления Национальной алкогольной ассоциации:

В первую очередь беспокоит рост цен на недвижимость. Они и так давно уже абсурдные, но их увеличение, судя по всему, не остановится. А исходя из этого потребность людей, для которых главное все-таки жилье, найдет свое отражение в зарплате, откуда будут увеличиваться цены на продукты питания и остальные товары и услуги. Дело в том, что в силу нависающего над бизнесом серьезного административного ресурса внутреннее производство не растет. Соответственно, все большее количество денег, которые появляются благодаря продаже природных ресурсов, автоматом порождает инфляцию. Сейчас молодежь со страхом смотрит на то, чтобы идти в реальный сектор и заниматься там предпринимательством. А так как активное население задавлено, единственным способом поправить свое благополучие остается рост цен. Что приводит к росту разрыва между богатыми и бедными и росту напряженности. Поэтому мы в итоге столкнемся либо с необходимостью снова строить социализм, либо все закончится социальным взрывом.

Виктор Похмелкин / председатель Движения автомобилистов России:

Я уже давно все оцениваю не с позиции обывателя, а с позиции политика. Поэтому меня волнует общая тенденция неустойчивости цен, которая, в свою очередь, характеризует нестабильность экономики в целом. Конечно, лично меня, как заядлого автомобилиста, больше всего, вероятно, задевают цены на бензин, но в основном все-таки беспокоит сама ситуация. А она, безусловно, связана с монополизацией экономики нашей страны. Причем в этом отношении ничего не делается, поэтому я думаю, что процесс будет продолжаться. То есть тревожит прежде всего инфляция как таковая, которая касается товаров повседневного спроса. А подобная инфляция больше всего бьет по бедным людям и по среднему классу.

Алексей Мухин / гендиректор Центра политической информации:

Наиболее важным, конечно, является рост цен на энергоносители, прежде всего на бензин, и на услуги ЖКХ. Наши так называемые естественные монополии, делая уступки в пользу политических преференций своих владельцев, попутно, по сути, заставляют затянуть пояса население России. Предвыборные обещания обязательно включают в себя социальный пакет. Но на любое повышение зарплат, пенсий, пособий и так далее рынок отвечает еще большим повышением цен, а компании (в том числе государственные) ничего не в состоянии поделать, потому что иначе понесут значительные убытки и им нечем будет выплачивать набранные кредиты. А в этом и кроется психологическая ловушка для власти, которая, с одной стороны, обещает сделать свою политику социальной, а с другой - попадает в позицию человека, который не в состоянии выполнить обещания. Поэтому прежде всего необходима честная и открытая политика, полностью проясняющая механизмы повышения цен и меры, которые будут приниматься, чтобы компенсировать населению его материальные потери. Все должно объясняться на пальцах, но это чувствительный шаг для власть имущих, потому что в последнее время они все чаще пытаются спрятать голову в песок. Однако не получается, и по тому, что осталось на поверхности, они получают все жестче и жестче. В этом смысле тот политик, который возьмет на себя смелость прямо заявить об экономических механизмах и мерах, будет пользоваться уважением населения.


ГАЛИНА ЛЯШЕНКО, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ

Газета
10.01.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов