Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Венец валяния

Из картины московской зимы, где преобладают грязь и моросящий дождь, а вовсе не мороз и глубокие сугробы, практически полностью выпали люди в валенках. Однако объемы торговли этой традиционной русской зимней обувью с каждым годом только растут, а предложения производителей становятся все разнообразнее.

Судьба валенка
Еще лет 10-15 назад валенки казались таким архаизмом, что тащить их в настоящее брались только консерваторы-обскурантисты или отпетые постмодернисты. Первые апеллировали к валенкам в связи с необходимостью оставить "гнезда разврата" -- мегаполисы -- и перебраться в деревню, где по зиме без них туго. Вторые восхищались валенками как характерной чертой русского быта (вместе с водкой и автоматом Калашникова) и вставляли их в арт-инсталляции на тему советского прошлого и в коллекции высокой моды а-ля рюс. За вычетом немногочисленной группы людей, включивших валенки в свое обмундирование (в основном военных, дворников и уличных торговцев), население валенками явно не интересовалось, предпочитая иные варианты зимней обуви. Даже дети, постоянные клиенты валеночных развалов, в массе своей перешли на всевозможные сапожки и зимние кроссовки. Вскоре стало казаться, что изготовление и торговля валенками -- удел мелких частников и маргиналов.

Однако в последнее время к валенкам стали относиться с гораздо меньшей иронией. Вопрос их практичности в московских условиях по-прежнему остается открытым, но, судя по возросшему предложению, на спрос торговцам валенками теперь жаловаться не приходится. Ситуация тем интереснее, что среди производителей все меньше встречается кустарей-одиночек и все больше -- больших фабрик и комбинатов. Валенки снова стали ширпотребом, пусть и не самым распространенным и востребованным.

Модный валяный сапог
Сегодня валенки везут в столицу из регионов -- в Москве уже три с половиной года не наблюдается ни одного серьезного валеночного производства. Номинально московской остается Битцевская фабрика валенок, но производство с 2004 года находится в тверском городке Калязине.

Главные поставщики валяной обуви для московских покупателей -- Ивановская, Ярославская, Тверская, Нижегородская, Воронежская области, Чувашия и Татарстан. Еще изготовлением валенок занимаются фабрика в Гатчине и несколько производств в Вологодской области. В первом списке, кстати, находятся по меньшей мере три претендента на звание изобретателей валенок. Нижегородцы убеждены, что рождение современного валенка произошло именно в их губернии лет эдак 200 назад и случилось это в Семеновском уезде, где впервые был изготовлен цельноваляный сапог с высоким голенищем. По другим сведениям, первыми были ярославские мастера -- в качестве доказательства приоритета обычно фигурирует музей "Русские валенки" в Мышкине. Вдумчивые же исследователи указывают на несомненный золотоордынский след в этом вопросе. В конце концов, "войлок" -- слово татарское, и даже старейшее производство валенок в России находится в Татарстане, в поселке Кукмор, где фабрику построили более 140 лет назад.

Вопрос о том, где купить валенки в Москве, давно потерял остроту. На каждом уважающем себя рынке с наступлением зимы развалы с валяной обувью открыты хотя бы по субботам, а то и вовсе функционируют всю неделю. Большинство рыночного товара родом из Чувашии -- "самовалки" домашнего производства, благодаря которым чувашские крестьяне зимой зарабатывают по 100 тыс. руб. в месяц. Вида такие валенки вполне традиционного, встречаются, конечно, изыски вроде нашитых на голенище цветочков, но редко; цена у них весьма умеренная -- колеблется от 500 до 1100 руб. за пару. Товар всех размеров -- и детские, и взрослые, есть даже сувенирные микроваленки за 100 руб., но все, что больше 44-го размера, обычно быстро заканчивается, а следующий завоз может и через неделю случиться. В качестве бонусов у продавцов обычно фигурируют галоши (раньше нажимали на черный цвет, однако в нынешнем сезоне самый писк -- цветные и прозрачные) и войлочные банные шляпы.

За фабричными валенками, а также за разнообразием фасонов на рынок идти не следует, а следует для начала навестить магазин розничной торговли валенками Битцевской фабрики, что в проезде Шокальского, 67, корпус 2 (метро "Медведково"). У продукции Битцевской фабрики реноме хорошее. На валенки там пускают только полугрубую шерсть, состриженную с овец весной или осенью, в производственном процессе никаких неэкологичных "ускорителей" вроде серной кислоты не используют, да и технология изготовления превосходно отработана и брака не дает. Модельный ряд у фабрики куда богаче, нежели у кустарей. К традиционным валенкам, выполненным в двух цветах -- сером и белом, добавились они же, но с узорной вышивкой, веселыми помпонами и модными ремешками; затем валенки на резиновом ходу (тоже серые и белые, простые и с украшениями); низкие валенки-ботиночки на шнурках -- те, что потемнее и на подошве, подозрительно похожи на боты "прощай, молодость"; домашние валенки -- мечта тех, у кого дома холодные полы, причем именно в этой категории есть чудесные модные валеночки, украшенные искусственным мехом и этноузорами; ну и, наконец, сувенирные валенки и валяные тапочки с разнообразной отделкой. Размеры стартуют с 25-го и заканчиваются 49-м, цены совершенно некусачие: традиционные валенки серого цвета расположились в диапазоне от 300 до 650 руб. (чем больше размер, тем дороже), белые -- от 550 до 1 тыс. руб. Дороже обойдутся разве что валенки на резиновой подошве (до 1,1 тыс. руб.).

Розничный магазин Битцевской фабрики всем хорош, только уж больно мал. Первоначально после открытия в 2005-м там даже выстраивались довольно протяженные очереди. На счастье ценителя валяной обуви, в Москве имеется по меньшей мере еще одно место, где широко ею торгуют: большой торговый центр на Варшавском шоссе, 170а. Вообще-то он посвящен товарам для спорта и отдыха, но располагает обширной торговой площадью, занятой исключительно валенками, за что в народе получил неофициальное обозначение "супермаркет валенок". Там товар еще разнообразнее, а список представленных производств длиннее -- и Битца, и Ярославская фабрика, и Ивановская, и Кукморский валяльно-войлочный комбинат, и даже чувашские "самовалки", которые в "супермаркете" держат для любителей обуви ручной выделки. Модельный ряд, включающий неизменные валенки без подошвы и валенки с подошвой, существенно расширен за счет авторских работ и суперэксклюзивных моделей. На них и отделка подороже, чем на остальных, и выглядят они пофасонистее. Неудивительно поэтому, что цены на них отличаются от обычных -- эксклюзивные образцы идут в среднем по 2 тыс. руб., а авторские могут потянуть и на 10 тыс. Серые с резиновой подошвой обойдутся всего в 800 руб., а "самокатки" черного цвета -- максимум полторашка. Кстати, "супермаркет" едва ли не единственное место в Москве, где в изобилии представлены черные валенки. Остальные как-то прикипели к серо-белой гамме. Между тем черная валяная обувь -- это очень многообещающе. Особенно для российских поклонников идеологии "эмо" и вообще любителей готики, желающих выглядеть согласно протоколу своей субкультуры даже в условиях русской зимы.

Как наступают валенки
Словом, валеночный ренессанс налицо. Пускай по Столешникову переулку пока и не гуляют модницы в валенках оранжевого цвета, а столичные школьники до сих пор не бросились поголовно переобуваться в добротные валяные сапоги на рифленой литьевой подошве. За городом по зиме валенкам по-прежнему нет достойной альтернативы, да и в пределах мегаполиса, судя по активной торговле, у все большего числа людей находятся желание и возможность сменить на валенки привычную зимнюю обувь. Определенный интерес пробудился также к нестандартному использованию валенок. Скажем, под Рязанью ежегодно случается фестиваль "зимнего классического безумия" под названием "Рязанский валенок", на котором при помощи обозначенного войлочного предмета проводят спортивные соревнования -- эстафету и метание на дальность. На акцию, ранее привлекавшую все больше студентов исторического факультета местного университета и гостей из "валеночной" Ярославской области, стали съезжаться участники из Московской и Ленинградской областей. В сопредельной Беларуси широко прошел конкурс, на котором известные белорусские дизайнеры одежды, работники рекламного бизнеса и музыканты -- каждый в меру испорченности и таланта -- изготавливали из стандартного фабричного валенка натуральный арт-объект. Хитами коллекции стали валенки на подковах, валенки "Спайдермен 50 лет спустя" и валенки в стиле гламурный национализм с 68 игрушечными мишками и белыми бантами с красной полоской.

Да, собственно, зачем далеко ходить -- валенки уже проникли в центр столицы, а точнее, в помещение Фонда народных художественных промыслов, где 13 декабря развернулась большая валеночная выставка. На этой выставке демонстрируются лучшие образчики работ современных фабрик, пара валенок аж XIX века, обувь с ностальгической советской символикой и остроактуальные валеночки, расшитые бисером и стразами. Уверенности в том, что эта выставка спровоцирует подлинный валеночный бум, нет, конечно, никакой, но рост популярности валенок она явно поддержит. Глядишь, через пару-тройку лет производители найдут управу на специфические условия московской зимы (например, изобретут особую пропитку для шерсти или наладят массовый выпуск удобных легких галош), и столичные жители не будут считать зазорным щеголять по улице в модельных валяных сапожках.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ



КоммерсантЪ-Деньги
27.12.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов