Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

По стопам Наполеона

Французский оператор Orange собирается обеспечить Россию дальней связью

Крупнейший французский оператор France Telecom полтора года назад выбрал Россию одним из приоритетных регионов для развития бизнеса. Компания долго добивалась лицензий на дальнюю связь и недавно получила их. Оператор вложил в российский офис $200 млн, чтобы получить 30% рынка корпоративного голосового трафика за три года, а через пять лет достичь ежегодного дохода в $1 млрд.

Компания Orange Business Services начинает отсчет времени своего присутствия в России с момента образования отечественного подразделения Международного общества авиационной связи СИТА (SITA). Российское отделение SITA было создано в 1958 году по распоряжению Совета министров СССР и должно было обеспечивать связь с аэропортами иностранных государств. В 1990 году на советский рынок вышла международная компания Global One, дочерняя структура France Telecom (FT). В 2001 году SITA Equant JV и Global One слились на глобальном уровне под брендом Equant, и FT получила контрольный пакет акций объединенной компании. Российские подразделения также объединились в одну фирму, зарегистрированную как «Эквант». В 2005 году FT довела свою долю в компании Equant до 100%. В сентябре 2006 года, после ребрендинга France Telecom и выбора новой стратегии, российский офис «Эквант» начал работу под торговой маркой Orange Business Services. Под этим брендом компания стала предлагать сетевые, телевизионные и мобильные сервисы в основных странах присутствия корпоративным клиентам. В России Orange Business Services (Orange BS) в настоящее время является одним из крупнейших поставщиков телекоммуникационных услуг и интеграционных решений для крупных компаний. Совсем недавно оператор закончил проект по созданию виртуальной корпоративной сети для «Лаборатории Касперского», которая объединила офисы разработчика антивируса в шести странах мира. Франсис Желибтер, вице-президент по России и странам СНГ Orange Business Services, добавляет: «Среди других наших клиентов – «Кока-Кола», «Росгосстрах», «Аэрофлот». Так что Касперский попал в очень хорошую компанию». Стратегия Orange BS  в России – предоставлять услуги исключительно корпоративным клиентам, развивая направление дальней связи. Но на этом рынке российские компании весьма сильны, и конкурировать с ними будет очень сложно.

Нелюбимый и не единственный

Компания Orange BS оказалась первым и пока единственным западным оператором, который получил лицензии и разрешение на предоставление услуг дальней связи по всей территории РФ. Оператор несколько лет ждал этого. Два года ушло на то, чтобы создать всю необходимую инфраструктуру, подготовить документацию, пройти все этапы отбора и получить в итоге долгожданные разрешения.

Французы возлагают большие надежды на проект, связанный с этими лицензиями. «Задача на следующий год – вырасти на 30%. Компания давно присутствует в корпоративном сегменте телекоммуникационного рынка. С выходом на рынок дальней связи бизнес получит новый импульс для развития, – объясняет Желибтер. – В итоге мы сможем самостоятельно предложить нашим заказчикам полный комплекс услуг. Мы надеемся стать любимым, а возможно, и единственным поставщиком, снимая головную боль клиентов из-за проблем по непрофильным для них направлениям». На развитие сети дальней связи в Российском регионе FT выделила $200 млн. Компания планирует, что уже через три года 30% международного и междугороднего голосового корпоративного трафика в России будет проходить через ее сеть. Единственным инструментом конкуренции «Эквант» называет комплексный подход к услугам. То есть, по планам компании, клиенты будут проводить системную интеграцию, отдавать ИТ-задачи «Экванту» на аутсорсинг, а заодно заказывать услуги связи. Но ИТ-директора отечественных компаний за много лет привыкли разделять эти задачи. Тем более что конкуренты у французов весьма сильные и способны предложить более выгодные условия, более качественный сервис и надежные услуги.

Сейчас весь рынок дальней связи в 2007 году аналитики оценивают в $2,7 млрд. Но все компании, присутствующие на рынке, стремятся продвигать свои услуги именно в корпоративном сегменте. Массовый рынок в его нынешнем виде инвесторам не очень интересен. На нем сложно конкурировать с «Ростелекомом». Ведь чтобы человек захотел переключиться на другого телефонного оператора, ему придется пойти на узел связи, написать заявление, в общем, совершить множество сложных действий. Чтобы абонент на это решился, необходимо провести масштабную рекламную кампанию и широкую разъяснительную работу. О возможности набрать телефон после восьмерки через префикс альтернативного оператора (так называемая функция hot choice) также практически никто не знает, да и доступна она только в шести регионах. В итоге компании делают ставку на корпоративных клиентов, потому что этот сегмент еще не устоялся и у каждого есть возможность «откусить кусок пирога». Основные игроки на этом рынке после «Ростелекома» – это МТТ, «Голден Телеком», «Транстелеком» (ТТК). Скорее всего, к ним присоединится «Комстар-ОТС», которая задумывается о том, чтобы объединиться с МТТ. Глава «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев не так давно озвучил новую стратегию развития, ориентированную на корпоративный сегмент. Компания довольно агрессивно начала эти планы осуществлять, купив в течение одного месяца двух региональных операторов с сильными позициями в Ростовском регионе и Ханты-Мансийском автономном округе. По словам Анастасии Борзовой, пресс-секретаря «Голден Телекома», компания сейчас занимает 25% всего рынка дальней связи. А по прогнозам аналитиков, в корпоративном сегменте способна занять 40% и более. ТТК стремится к 15% в ближайшие годы. И эти компании весьма сильны.

Анна Курбатова, аналитик «Атон», уверена, что расчеты «Эквант» излишне амбициозны: «Цифра 30% рынка слишком завышена, учитывая, что перед ними есть еще четыре достаточно сильных игрока с более развитой технической инфраструктурой, то есть они сейчас на пятом месте».

Французский связной

Перед российским офисом Orange BS поставили задачу за пять лет достичь уровня доходов $1 млрд в год. Франсиса Желибтера назначили куратором проекта, он отвечает перед акционером France Telecom за выполнение этой миссии.

Желибтер окончил бизнес-школу в Руане, затем защитил диплом по экономике в Сорбонне. В 1982 году Франсис учился в Ленинградском государственном университете. «Это была программа обмена аспирантами инженерных и экономических специальностей между СССР и Францией. Таким образом я выучил русский язык». Учеба в СССР разожгла интерес Желибтера к нашей стране, он подумывал о том, чтобы остаться работать в России. Но в те годы политические взаимоотношения между СССР и Францией были не очень теплыми. Получить работу французу оказалось невозможно. Через 11 лет ситуация изменилась. Желибтер в конце 1980-х годов уговорил своего работодателя – президента французской аудиторской фирмы Eurosiris – открыть совместное предприятие с российским банком и отправился им руководить в Санкт-Петербург. Желибтер проработал на этой позиции пять лет, а в 1994 году уехал в Калининград, чтобы начать карьеру в телекоммуникационном бизнесе. В Калининграде он в течение двух лет занимал должность финансового и административного директора балтийского подразделения компании France Cable Radio, которая входит в состав France Telecom. В 1996 году он вернулся в Париж и продолжил свою карьеру в головном офисе FT. На сегодняшний день Желибтер достиг позиции вице-президента Orange BS. Полтора года назад, когда руководство компании внесло Россию в список приоритетных рынков, лучшего претендента на должность куратора бизнеса в России и СНГ не нашлось.

Желибтер сравнивает, как изменилась страна за несколько лет: «Правила игры здесь все больше приближаются к европейским. Естественно, менталитет тут особый, а соответственно и рынок с особенностями. Для нас очень важно, что он развивается со скоростью до 25% в год». Телекоммуникационный рынок на Западе устоялся, и сейчас France Telecom в Западной Европе очень сложно получить больше 5% годового роста. «Возможно, это вас удивит, но Россия, наверно, является той страной, в которой наша стратегия больше всего похожа на то, что мы делаем во Франции, – добавляет Желибтер. – Там мы также развиваем свою инфраструктуру, работаем с локальными компаниями. Обычно Orange BS специализируется на обслуживании международных компаний. В России и во Франции мы по очевидным причинам избрали путь, отличный от других стран».

Сейчас в российском подразделении компании Orange BS работают восемьсот человек. Желибтер планирует расширять организационную структуру и нанимать дополнительных сотрудников. «В некоторых областях нам нужны дополнительные компетенции», – с легким акцентом поясняет он. Желибтер не ощущает нехватки в работниках. Вице-президент Orange BS делает ставку на местных менеджеров: «Я вижу, что многие компании, даже из сферы мобильной связи, приглашают специалистов из Англии или из Франции. Даже если нам придется пригласить сюда иностранных специалистов, они должны будут помнить – через два года их тут уже не будет. Поэтому они должны постараться за это время передать свои знания местным командам. В России принято считать «планирование» очень грубым словом, потому что оно напоминает о Советском Союзе. Но это не совсем правильно, надо смотреть дальше текущих проблем и просчитывать будущее».

Спонтанность в ответ на планирование

Компания полностью ориентируется на корпоративный сегмент и в ближайшие три года не планирует выходить на массовый рынок, как можно было бы ожидать. Мобильный оператор Orange весьма популярен в Европе и теоретически мог бы повторить свой успех, но в России компания не собирается составлять конкуренцию местной «большой тройке». Во Франции сильным направлением бизнеса Orange BS является системная интеграция. В нашей стране Желибтер также предполагает развивать эти услуги. Сейчас у компании открыты филиалы в 37 городах России. Услугами Orange BS пользуются четыре тысячи клиентов. Однако компания не делает ставку исключительно на крупных заказчиков из Москвы. Orange BS нацелена на регионы и на компании среднего и малого бизнеса. Желибтер говорит о том, что в его планах предоставлять небольшим фирмам комплексные услуги, которые принято относить к области Fixed Mobile Convergence. Эта технология означает, что фиксированная телефонная связь функционально расширяется, и в нее добавляются мобильные сервисы, а также возможность передачи данных.

Франсис Желибтер мечтает о тех временах, когда в России станет возможным создать виртуального оператора (MVNO – Mobile Virtual Network Operator). Он поделился информацией о том, что уже работает с одним из ключевых игроков рынка: «У нас уже заключено партнерское соглашение с компанией «Вымпелком», которое позволяет предложить нашим клиентам услуги от «Билайн». Если это будет возможно, продолжим работать ними и дальше». Но о перспективах подобного сотрудничества сейчас говорить сложно. Как известно, «Вымпелком» уже долгое время приценивается к акциям оператора дальней связи компании Golden Telecom. Если стороны договорятся и «Вымпелком» получит желаемую долю за ожидаемые деньги, вряд ли руководство решит продолжить сотрудничество с конкурентом в лице Orange BS.

Судя по учебникам истории, все попытки французов покорить Россию заканчивались неудачно. Тонкости менталитета и хитросплетения взаимоотношений между игроками рынка иностранным менеджерам невозможно понять до конца даже после долгих лет жизни в стране и при отличном знании языка. Получится ли у ведущего французского оператора сделать здесь бизнес, покажет время. Возможно, долгосрочное планирование не является сильной стороной российского бизнеса, но спонтанность и непредсказуемость иногда сбивают конкурентов с толку и помогают выиграть бой. А это именно те качества, в которых русские всегда были сильны. Европейцы привыкли к стабильности и возможности все просчитать. Но в нашей стране внезапно может возникнуть компания, которая сумеет обойти «Эквант». Даже в ТТК предполагают такой ход событий и вспоминают историю с «Суммой Телеком», появившейся два года назад и уже успевшей наделать много шума. Федор Крупянский, вице-президент ТТК, руководитель департамента маркетинга компании, в интервью корпоративному журналу ТТК говорит следующее: «Есть такой неожиданный на рынке оператор, как «Сумма Телеком». Его будущее никто из аналитиков не берется предсказывать, но лицензия на оказание услуг дальней связи у этого оператора тоже есть». В общей сложности такие лицензии выданы 32 компаниям. Так что французам стоит быть настороже и задумываться перед тем, как делать смелые заявления.

ЧТО ТАКОЕ ORANGE BUSINESS SERVICES

ГОД ОСНОВАНИЯ: 2000

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: предоставление услуг в области ИТ и телекоммуникаций

ВЛАДЕЛЕЦ: France Telecom

КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ: 29 000

СТРУКТУРА: 166 стран и территорий присутствия

ВЫРУЧКА: 7,65 млрд евро за 2006 год

 

ЧТО ТАКОЕ ООО «ЭКВАНТ»

Подразделение Orange Business Services в России и других странах СНГ

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1958

ВЛАДЕЛЕЦ: France Telecom

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: предоставление услуг в области ИТ и телекоммуникаций

КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ: 800

СТРУКТУРА: 38 офисов в России, а также 3 офиса в Минске, Алматы и Киеве

 

 

РЕЗЮМЕ ФРАНСИСА ЖЕЛИБТЕРА

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1958

ОБРАЗОВАНИЕ: в 1984 году получил диплом с отличием по экономике и международным финансам в Сорбонне (Париж); в 1982 году учился в Ленинградском государственном университете по программе обмена; в 1979 году окончил бизнес-школу в Ровене

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ:

2006 – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: Orange Business Services, директор по России и СНГ, член совета директоров ООО «Эквант»

2003 – 2006: Voxtel SA Молдова (подразделение France Telecom), глава представительства 2001 – 2003: Orange SA (Париж), директор по корпоративным международным финансам 2000 – 2001: France Telecom SA (Париж), директор по международным финансам, финансовый директор 1994 – 1996: France Cables Radio (Калининград), административный и финансовый директор West Balttelecom (российский филиал France Telecom) 1989 – 1994: Eurosiris (Париж/Санкт-Петербург), глава представительства российского отделения 1987 – 1989: Groupe Alpha (Париж), менеджер, глава направления химии и фармацевтики 1984 – 1987: Groupe Alpha (Париж), ассистент, затем главный консультант

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, воспитывает троих детей

ХОББИ: настольный теннис, французское кино


Светлана Рагимова, Станислав Куприянов
26.12.2007  Журнал "Компания"

26.12.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов