В чужие сети
Михаил Сусов третий год приучает европейцев пользоваться услугами виртуальных сотовых операторов. А со следующего года займется тем же в России. Пойдет ли у него дело на родине?
Затем он охотно перечисляет компании, в которых знает «почти всех»:
«Евросеть», «Мегафон», «Мобильные телесистемы», «Вымпелком». А
недавно его хороший приятель Руслан Филатов стал генеральным
директором компании Dixis.
Знакомства Сусову, безусловно, пригодятся, причем в ближайшее
время. Возглавляемый им телекоммуникационный холдинг Effortel
Russia (российское подразделение Effortel Europe) через полгода
собирается запустить в России несколько проектов MVNO (Mobile
Virtual Network Operator — мобильный виртуальный оператор). «По
рынку бегают несколько „сбитых летчиков“ и что-то обещают. Пока они
обещают, мы сделаем»,— утверждает Сусов.
Один из «сбитых летчиков» — это, по-видимому, «Евросеть», которая в
марте 2007 года запустила MVNO в Приволжском федеральном округе,
начав арендовать сотовый трафик у оператора СМАРТС, и действительно
пока добилась более чем скромных результатов: 6200 абонентов на
октябрь. А вот Михаил Сусов самонадеянно рассчитывает привлечь 4
млн в течение трех-четырех лет.
Бизнес на переключении
САМИ «ВИРТУАЛЫ» сетями не располагают: они покупают трафик по
оптовым ценам у обычных сотовых операторов и перепродают его
абонентам по собственным тарифам. Чтобы обеспечить широкий канал
сбыта и минимизировать затраты на брэндинг, свои услуги многие
виртуальные операторы продвигают под торговыми марками известных
розничных сетей, таких как ALDI, Tesco или Wal-Mart, причем им-то
зачастую и принадлежат. Выгода ритейлеров понятна: они получают
дополнительный источник доходов. Но зачем подобные посредники нужны
сотовым операторам?
Согласно информации международной консалтинговой компании Strategy
Analytics, в 2000 году люди, ранее не пользовавшиеся услугами
мобильной связи, составляли 70% новых абонентов. В 2006 году —
только 27%, а к 2010-му их доля, по прогнозам, и вовсе сократится
до 4%. Таким образом, главным ресурсом для увеличения абонентской
базы становятся так называемые свитчеры (от англ. to switch —
«переключать»). Это люди, которые то и дело меняют оператора, ища
более удобную услугу или более выгодную цену. Задача MVNO
заключается в том, чтобы придумывать такие тарифы и сервисы. А
традиционный оператор, сотрудничающий с виртуальным, в итоге
получает новых клиентов. Хоть и не напрямую, зато без особых
маркетинговых усилий со своей стороны.
Идею Михаил Сусов привез из-за рубежа. В 2004 году он покинул пост
первого вице-президента МТС. Злые языки поговаривают, будто его,
как позднее и тогдашнего генерального директора МТС Василия
Сидорова, «ушли» за плохие результаты работы. Действительно, с
января по ноябрь 2004 года разрыв между МТС и «Вымпелкомом» по
числу абонентов сократился с 2,1 млн до 527 тыс. человек.
Существует и другое предположение о причине ухода Сусова: якобы
виной тому конфликт с Сидоровым. Сам отставной вице-президент
выдвигает третью версию: он решил заняться своим бизнесом. Правда,
очевидно, не сразу понял, каким именно. После ухода из МТС Михаил
Сусов два месяца рыбачил и охотился, а от удочки его заставил
оторваться звонок старого знакомого — Аркадия Панича. Русский по
происхождению, Панич очень давно уехал в Бельгию и на тот момент
работал в Mobistar — «дочке» сотового оператора Orange. Панич и
предложил безработному топ-менеджеру открыть собственный
MVNO-бизнес в Европе. Тот сразу согласился.
Компания Effortel Europe, созданная на деньги некоего российского
частного инвестора (впоследствии Сусов и Панич выкупили его долю),
была зарегистрирована в Голландии в конце 2004 года, после чего
предприниматели стали собирать пул партнеров: сотовых операторов —
с одной стороны, ритейлеров — с другой.
Европейский поход КРУПНЫЕ КОРПОРАЦИИ неохотно
соглашались на совместный проект с небольшой молодой фирмой. Михаил
Сусов объясняет их поведение просто: если будет провален проект
двух известных корпораций, о нем забудут на следующий день. Другое
дело неудача в паре с малоизвестной компанией. Это уже позор.
Особенно осторожно изучал предложение Effortel британский сотовый
оператор Vodafone. Переговоры велись в обстановке строжайшей
секретности. «В одной из стран нашу команду вводили в темную
переговорную чуть ли не с завязанными глазами»,— смеется
Сусов.
Неудивительно, что первым, кто поверил в проект, был локальный
бельгийский оператор Base (принадлежит немецкой KPN Mobile). Кроме
того, у Панича был козырь в рукаве — налаженные контакты с
Carrefour (крупнейшим европейским продуктовым ритейлером). Эта
компания также согласилась на сотрудничество. А первым европейским
государством, где при содействии с Effortel Europe в 2006 году был
запущен MVNO, стала Бельгия. С тех пор число абонентов «виртуала»
(там он выступает под брэндом Carrefour) достигло 80 тыс., и он, по
словам Сусова, является четвертым оператором в стране.
Чуть позже Effortel двинулся в другие страны, где расположены
магазины Carrefour, и по ходу предлагал свою бизнес-модель другим,
менее известным ритейлерам. Правда, пока за вычетом Бельгии
Effortel добился сколько-нибудь заметного успеха только в Италии,
где собрал около 70 тыс. абонентов. «С греками трудно вести бизнес,
у них вечные праздники,— объясняет Михаил Сусов причины неудач на
других европейских рынках.— На вопрос, почему третий день нет
письма, вам могут ответить: „Какие письма? Сегодня же праздник“».
Попытка «распечатать» Турцию тоже закончилась фиаско: турецкие
продуктовые ритейлеры проявили интерес к идее, но делу помешали
«семейственные планы» сотовых операторов: договориться с ними не
удалось.
«А французы оказались шовинистами,— рассказывает Сусов.—
По-английски говорить отказывались, даже если все понимали.
Пришлось нанять француза голубых кровей — из аристократической
семьи. Он ездил с нами на все переговоры». Впоследствии во Франции
все получилось, но не у Effortel, а у Carrefour. Вскоре после
запуска MVNO во французском Carrefour решили сотрудничать с сотовым
оператором напрямую и отказались от услуг «виртуала». Чуть позже
сценарий повторился с испанским Carrefour. Тем не менее Сусов
уверяет, что самонадеянные французы, оставшись без технологической
поддержки, уже испытывают проблемы и скоро постучатся к
Effortel.
Милейший Меламед
ОСЕНЬЮ 2006 года Сусов и Панич решили попытать счастья в России.
Они зарегистрировали компанию Effortel Russia. Тогда же у головной
организации, Effortel Europe, появился новый акционер — Леонид
Меламед («милейший человек», как называет его Сусов), бывший
зампредправления РАО «ЕЭС России», а ныне глава Российской
корпорации нанотехнологий.
Меламед купил 60% акций компании. Сумма сделки не разглашается,
однако мажоритарный акционер проявляет живой интерес к новому
проекту, причем не только к направлению MVNO. Он хочет создать на
базе российского Effortel оператора проводной связи с широким
спектром услуг (телефония, высокоскоростной интернет, мобильное
телевидение и т. п.). В июне 2006 года в состав Effortel была
включена телекоммуникационная компания «Оптителеком», до того
входившая в ГК «Оптима». А сейчас Меламед ведет переговоры о
покупке еще двух принадлежащих РАО ЕЭС телеком-операторов —
«Евротел» и «Энифком».
Но хотя официально Effortel существует в России больше года, по
словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, команды у
Сусова до сих пор нет. «Effortel — это компания-пустышка»,—
утверждает эксперт. В его словах есть доля истины. Всего в Effortel
Europe трудятся 40 постоянных сотрудников. Однако формирование
команды для работы в стране начинается после того, как достигнуты
договоренности с местными сотовыми операторами и ритейлерами. Пока
Effortel Russia находится на стадии поиска партнеров. Как
свидетельствует Михаил Сусов, компания ведет переговоры со всеми
российскими операторами «большой тройки». Что, вероятно, тоже
преувеличение.
«Мы открыты к сотрудничеству, но с Effortel мы переговоров не
ведем,— открыто заявляет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.— В
целом, поскольку российские операторы сотовой связи наращивали
мощности по мере роста, избыточных мощностей у нас на сегодня нет».
Отрицают возможность сотрудничества с Сусовым и в «Вымпелкоме» — по
той же причине. «Кроме того, работа с MVNO для нас большой риск, на
который мы не пойдем,— добавляет руководитель пресс-службы компании
„Вымпелком“ Екатерина Осадчая.— Деятельность виртуальных операторов
в России не лицензируется. Мининформсвязи давно обещает, но воз и
ныне там».
Факт переговоров СФ подтвердили лишь в «Мегафоне», но без
комментариев. Действительно, этот оператор, который является
догоняющим по отношению к лидерам рынка МТС и «Вымпелкому»,
охотнее, чем они, ввязывается в борьбу за абонентов (даже за
небольшие группы) и единственный сдает сети в аренду. В частности,
его MVNO-партнером уже является небольшая компания «Матрикс
телеком». Сейчас у нее около 100 тыс. мобильных абонентов. И, по
словам представителя «Матрикс телекома» Александра Стасюка, когда
их число достигнет 200 тыс., компания выйдет на уровень
рентабельности.
Однако у Михаила Сусова иные расчеты. «Был бы здесь ARPU (средний
доход с одного абонента.— СФ) как в Париже…» — мечтательно
произносит Сусов. По его оценкам, создавать MVNO в Европе имеет
смысл лишь в том случае, если можно в итоге набрать хотя бы 100
тыс. абонентов. В России, где ARPU существенно ниже ($6–8 против
$20 в странах Западной Европы), это число следует умножить на три,
а то и на пять. А чтобы привлечь 4 млн абонентов, Effortel хочет
подключить к проекту нескольких обладателей сильных брэндов.
|
Сбитые летчики В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Effortel
ведет переговоры с двумя ритейлерами (один торгует электроникой,
другой — продуктами), розничным банком и неким медиаигроком, хотя с
каким именно — телеканалом, радиостанцией, интернет-порталом или
издательским домом,— в компании не уточняют. Поэтому трудно судить
о том, насколько концепция MVNO подойдет медиакомпании. Об
использовании MVNO в банковской сфере эксперты высказываются
скептически. «Я не представляю структуру этого бизнеса,—
комментирует идею начальник управления внешних связей банка
„Финсервис“ Вячеслав Хабибов.— И не понимаю, чем он может быть
интересен банкам». Александр Стасюк тоже сомневается в возможности
создать MVNO на базе банка: «Клиенты банка — люди состоятельные, их
сложнее привлечь дешевыми тарифами,— размышляет он.— К тому же если
банк предложит им подключиться к MVNO, возникнет привкус
навязывания». Более вероятно, что в России, как и в Европе,
Effortel найдет общий язык с ритейлерами.
Впрочем, не обязательно, чтобы услуги MVNO были очень дешевы:
оригинальная «упаковка» тарифа и его адресность порой гораздо
важнее. «Мы готовим MVNO для 600 тыс. марокканцев, проживающих в
Испании,— приводит пример из европейского опыта своей компании
Михаил Сусов.— И в России возможно что-то подобное. Представьте
себе оператора, работающего, скажем, с таджикской диаспорой в
Москве, и стоимость минуты внутри сети одинаковая. Причем все
тексты, передаваемые по каналам сети, на таджикском. Кстати, для
русской диаспоры в Германии мы делали продукт такого рода».
Однако если учесть относительно скромные показатели существующих
ныне на российском рынке виртуальных операторов, а также достижения
самой Effortel в Европе, то следует признать, что компании вряд ли
удастся привлечь в России нужное ей количество абонентов. Пусть
даже она не пополнит число «сбитых летчиков» и сдержит обещание,
существует риск повторения французского или испанского сценария.
Именитые брэнд-партнеры могут отказаться от ее услуг и создать
виртуальных операторов самостоятельно, напрямую арендуя сотовые
сети. Ведь именно так поступает сегодня та же «Евросеть», работая
со СМАРТС.
Михаил Белянин
12.12.2007
Секрет фирмы
|