Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Замедление "Стрима"

Кто отбирает долю рынка у крупнейшего столичного провайдера быстрого Интернета

Быстрый, он же широкополосный, доступ в Интернет давно уже стал для многих столичных жителей такой же привычной вещью, как телефон или телевизор. Более трех лет бессменным лидером на этом рынке остается компания «Комстар-Директ», работающая под маркой «Стрим». На нее приходится около трети всех подключений в Москве. Однако позиции «Стрима» отнюдь не прочны: за последние полтора года провайдер потерял, по разным оценкам, от 6 до 10% своей рыночной доли. Почему уходит народная любовь?

На первый взгляд «Комстар-Директ» подвела выбранная технология доступа — доступная и дешевая, но ограниченная по скорости. «Стрим» использует ADSL, подключая абонентов через обычные телефонные линии. Плюс в том, что не надо тянуть дополнительных кабелей. Минус — информация грузится не быстрее 6 Мбит/сек. К примеру, реклама конкурирующей «Корбины Телеком», которая за год с небольшим развернула в Москве свою оптоволоконную сеть, обещает абонентам куда большую скорость — 100 Мбит/сек. И это работает: с начала 2006 г. «Корбина» подключила более 240 000 абонентов. Но только ли в технологиях дело? 78% абонентов «Корбины» подключены на безлимитные тарифы, которые тоже имеют ограничения по скорости. Лишь 10-15% из них наслаждаются скоростью 8-10 Мбит/сек., недоступной «Стриму». А обещанной астрономической скоростью 100 Мбит/сек. пользуются только оставшиеся 22% клиентов «Корбины». Сергей Приданцев, президент «Комстар-ОТС» — материнской компании «Комстар-Директ», уверен, что все дело лишь в том, что раньше услуги «Стрима» недостаточно хорошо продавали.

НЕ ОДИН В ПОЛЕ

Компания «МТУ-Интел», позже переименованная в «Комстар-Директ», запустила семейство тарифов «Стрим» в 2004 г. как дешевый вариант услуг, предоставлявшихся под брендом «Точка Ру». У «МТУ-Интел» был эксклюзивный договор с другой «дочкой» АФК «Система» — Московской городской телефонной сетью (МГТС), владеющей всеми медными телефонными линиями в Москве. Получив доступ к почти четырехмиллионной армии абонентов МГТС, «МТУ-Интел» стала монополистом сегмента ADSL-подключений. Альтернативой «Стриму» долгое время были разве что домовые Ethernet-сети, но они действовали в рамках своих районов и не могли подключать абонентов по всей Москве. К тому же «Стрим» предложил более чем привлекательный безлимит по $20, что было в среднем вдвое дешевле, чем у «домушников».

К концу 2005 г. у «Стрима» была уже четверть миллиона абонентов. Именно тогда, по оценке аналитиков J'son & Partners, провайдер достиг пика своей рыночной доли — 38,6%. А потом вдруг начал снижать темп подключений. Летом 2007 г., по данным J'son & Partners, услугами «Стрима» пользовалось лишь 27% абонентов широкополосного доступа. Исследователи из iKS-Consulting дают более оптимистичную оценку — 31% абонентов, но и они согласны, что «Стрим» теряет позиции. В III квартале, по их данным, доля провайдера снизилась еще немного — до 30%. Аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов объясняет происходящее тем, что к 2006 г. свои позиции восстановили домовые сети: они снизили цены, расширили географию присутствия. Активизировались и другие провайдеры — «Комкор-ТВ» (торговая марка «Акадо») и «Центральный телеграф» (Qwerty). И конечно же, «Корбина Телеком».







МГТС В ПОМОЩЬ

Впрочем, поначалу в то, что на рынке широкополосного доступа сможет преуспеть совершенно новый игрок — «Корбина», мало кто верил. Невозможно протянуть оптоволокно по всей Москве за год, уверяли конкуренты. Оказалось, можно — если тянуть его не по земле, а по воздуху. Вместо того чтобы месяцами выбивать у властей разрешение на использование городских подземных коммуникаций, «Корбина» протянула свою сеть между крышами многоэтажек. Благодаря быстрой экспансии она довела свою долю на московском рынке до 16%.

Но ей все равно не удалось бы так преуспеть, считает Приданцев, если бы «Стрим» вел себя агрессивнее. «Провайдер почивал на лаврах монополиста, — сетует он. — На продажи обращали мало внимания, не координировали свои действия с другими компаниями “Системы”, а конкуренты в это время обзванивали квартиры и клеили объявления на подъездах».

Поднимать продажи интернет-услуг Приданцев намерен с помощью МГТС, также входящей в «Комстар-ОТС». То, что раньше «Стрим» не использовал огромные дистрибуторские возможности московского оператора, он называет «колоссальной ошибкой». В конце октября МГТС начала продавать интернет-услуги под собственным брендом. Она предлагает подключение по более низкой цене, чем «Стрим» (от 97 руб. в месяц), но и с более низкой скоростью . «Это такой народный Интернет», — говорит Приданцев. Новые услуги МГТС рекламируют телефонные мастера, посещающие московские квартиры для ремонта или профилактики. Сегодня они уже получают по 2000 заявок на подключение в сутки. С этого стола перепадает и самому «Стриму». Требовательным клиентам мастера готовы предложить подключение и побыстрее.

СПАСЕНИЕ ЛИЦА

Более тесное партнерство с МГТС решит для «Стрима» еще одну проблему. Падение популярности этого провайдера, полагает Анкилов из iKS-Consulting, во многом связано с тем, что компания не смогла переварить тот огромный поток пользователей, который хлынул к ней после введения дешевых безлимитных тарифов. С этим соглашается Григорий Новицкий, который руководил «МТУ-Интел» с середины 2005 г. до осени 2006 г. «В 2005 г. на этом рынке было легко работать, он очень быстро рос, — вспоминает он. — Но чем дальше, тем больше внимания нужно было уделять сервису. А компания очень неохотно перестраивалась».

Порой сроки ожидания подключения растягивались на недели. До провайдера невозможно дозвониться, у него часто возникают технические проблемы, жаловались пользователи. И хотя сервис у «Стрима», по заверениям Приданцева, значительно улучшился, осадок в душах потребителей остался. Как показывает сентябрьское исследование «ГфК-Русь», марка «Стрим» знакома 96% москвичей. Но при этом 16% опрошенных заявили, что не хотят подключаться к «Стриму». Столько негативных эмоций не вызывает ни один столичный провайдер. МГТС в этом смысле хороший способ начать жизнь с чистого листа. И бренд известный, и отторжения не вызывает. Индекс доверия к нему, по данным той же «ГфК-Русь», составляет 76%.

СКОРОСТЬ ПЛЮС

И все же, считает аналитик «Тройки Диалог» Андрей Богданов, одна из главных причин падения доли «Стрима» — в том, что компания прозевала более прогрессивную технологию передачи данных по оптоволокну. Кроме низкой пропускной способности ADSL страдает таким недостатком, как асинхронность: скорость передачи данных от провайдера к абоненту в несколько раз выше, чем от абонента к провайдеру. А ведь все больше пользователей делятся друг с другом файлами, размещают фото и видео в публичном доступе.

Недавно Приданцев обнародовал программу модернизации сетей «Стрима». Сейчас телефонные станции МГТС соединены медными кабелями с 11 000 распределительных шкафов, от которых идут медные линии к домам. «Комстар» намерен потратить в 2008-2009 гг. около $100 млн на то, чтобы заменить медные кабели от станций до шкафов на оптоволокно. Это позволит «Стриму» продавать услуги интернет-доступа на скорости 20-25 Мбит/сек.

Новое оборудование поможет «Стриму» предложить абонентам услуги телевещания высокой четкости (HDTV). Цифровое телевидение стандартного разрешения в пакете с Интернетом уже давно не новость — помимо «Стрима» им занимаются и «Корбина», и Qwerty, и «Акадо». Переход на HDTV поможет не только усилить позиции «Стрима», но и стабилизировать доходы. За последний квартал показатель среднего дохода с линии (ARPL, average revenue per line) упал у «Комстар-Директ» на 10%, до $18,1. Из-за увеличения маркетинговых расходов, кстати, пострадала и рентабельность провайдера — OIBDA снизилась на 20%, до $7,2 млн.

Аналитик J'son & Partners Григорий Бецков не слишком высоко оценивает шансы «Стрима» вернуться к прежним показателям. Он указывает на еще один недостаток «Стрима» — отсутствие «файловых помоек». В любой домовой сети найдутся локальные серверы, где хранится огромное количество различного контента — фильмов, музыки, игр, которые можно качать совершенно бесплатно. Как правило, 90% такого контента имеет пиратское происхождение, но наших пользователей это не особо волнует. Ни модернизация, ни более тесное партнерство с МГТС, считает Богданов, не помогут — «Стрим» и дальше будет терять долю московского рынка. Через пару лет «Комстар» может рассчитывать лишь на 10% подключений. Аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев, впрочем, с коллегой не согласен. Он уверен, что все беды «Стрима» были связаны с плохим управлением, а поэтому вполне разрешаемы.

Для Приданцева проект «Стрим» имеет принципиальное значение. На «Комстар-Директ» приходится около 11% оборота всей «Комстар-ОТС». При этом общая выручка группы за последний квартал упала на 2%, а доходы от интернет-услуг хоть немного, но выросли (на 1%, до $38,9 млн). Приданцев уверен, что новая стратегия позволит «Комстару» к 2011 г. получить 50% московского рынка. Она уже работает: за полтора последних месяца МГТС и «Комстар-Директ» подключили около 100 000 пользователей. Это на порядок больше, чем «Стрим» подключал в прошлом году. С такими темпами заявленный план — 650 000 пользователей к концу года — кажется выполнимым. Только сможет ли в этот раз «Стрим» переварить новую волну абонентов, не навлекая на свою голову проклятий за резко ухудшившийся сервис?

Ксения Болецкая

SmartMoney
04.12.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов