Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Нежный Комм 

Соотечественники еще не доросли до гастрономических изысков Анатолия Комма. Поэтому он все силы вложил в ресторан «Варвары», который должен привлечь гурманов-иностранцев, впервые продемонстрировав русскую кухню мирового класса.

«Из меня бизнесмен -- как из г… пуля,-- говорит ресторатор Анатолий Комм, встречая корреспондента СФ в зале ресторана имени себя Anatoly Komm на Кутузовском проспекте.-- Не представляю, о чем вы будете писать». Именно об этом и хочется написать.

Альтернативное питание
Когда еще стояла гостиница «Россия» и в ней работало четыре ресторана, которые ничем не отличались один от другого, Анатолий Комм подслушал разговор двух американцев. Один (очевидно, поживший уже в России) рассказывал другому (видимо, только прилетевшему), что здесь и как. «Смотри, сейчас они будут танцевать»,-- сказал первый. «Как это танцевать? Не может быть»,-- не поверил второй. «Вот так, хочешь пари?» -- ответил знаток. Да пари и не потребовалось: вскоре заиграл оркестр, из-за столов, выковыривая из зубов остатки котлет, уже потянулись первые танцоры. Американец испытал шок. А Анатолий Комм испытал стыд. «Нам не привили правильного отношения к еде. Ресторан как храм еды нам чужд. Близок ресторан как кабак»,-- сокрушается он.
Сам-то Комм хоть и вырос в Люберцах, но с совсем другим отношением. В детском саду устроил скандал, когда его пытались заставить кушать детсадовскую еду, добился права ходить голодным и детсадовскую еду не есть. В армии полгода не питался в столовой, потому что нашел способ организовать себе альтернативное питание. Когда появились деньги, он тратил их на путешествия по миру и платил за то, чтобы поработать на кухнях ресторанов, узнавая таким образом, как готовятся блюда, которые ему казались непостижимыми. Но превращать страсть в бизнес он и не думал. «Сначала у меня ел весь класс, потом весь курс, потом все друзья»,-- вспоминает Комм. После очередного ужина хороший знакомый (и председатель совета директоров Внешагробанка, ныне уже бывший) Илья Хайкин сказал: «Хватит кормить людей бесплатно. Не пора ли делать все то же самое, только за деньги?»
Когда Анатолий Комм открыл в конце 2001 года ресторан Green, большинство знаменитых рестораторов Москвы уже были знамениты. На превращение из энтузиаста в профессионала он потратил $380 тыс., заработанные на торговле одеждой. Еще столько же добавил Илья Хайкин -- пассивный инвестор всех коммовских проектов. «Пассивный инвестор с офигительными нервами,-- добавляет Комм.-- Можете представить, что значит быть партнером такого чудика, как я?»
Представить нетрудно. Конкуренты по рынку насторожились, едва Комм научил своих подчиненных называть себя «маэстро», а сам занял место у плиты, став чуть ли не единственным ресторатором, который в своем ресторане шеф-повар (в Европе распространенная практика, в Москве так не принято). «Аркадию Новикову и не нужно самому у плиты стоять, все равно ни одного блюда мимо него не проходит»,-- оправдывает известного ресторатора президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. И себя оправдывает: «Комм отвечает за то, что он делает. И я отвечаю, хоть и не шеф-повар».
Настороженность возросла кратно, когда Комм увлекся модной на Западе молекулярной кухней и единственный в Москве стал предлагать «молекулярные» блюда. Что это такое, доподлинно не известно (некоторые убеждены, что молекулярную кухню придумали журналисты). Зато это экспериментально, ведь главная идея -- обработать продукты нетрадиционными способами таким образом, чтобы они изменили привычный вкус и свойства. Хотите креветки в виде макарон? Комм утверждает, что новая форма поможет открыть новые грани вкуса.
«Это аттракцион, больше одного аттракциона на город и не надо»,-- бурчит создатель ресторанов «Ностальжи», «Репортер» и «Шатер» Роман Рожниковский. «Если вы задумали сконструировать современный автомобиль, вы же не пойдете в музей искать чертежи телеги, на которой Стеньку Разина на лобное место вывозили? -- парирует Комм.-- Наверное, позаботитесь об автоматической коробке передач, подушках безопасности и других современных технологиях». Молекулярная кухня -- такая вот современная технология в гастрономии, которую российские рестораторы игнорируют лишь потому, что не доросли до нее ни они сами, ни их клиенты. «Надо сначала приучить людей есть мясо без прожарки»,-- отчасти соглашается Рожниковский.
Впрочем, конкурентное напряжение, уже переходящее в раздражение, спало, когда в 2005 году Анатолий Комм переименовал ресторан Green в Anatoly Komm, обозвал фирменные серии блюд «гастрономическими спектаклями» и провозгласил себя, буквально, единственным ресторатором, предлагающим высокую кухню в Москве. А кухню, которую предлагают именитые Аркадий Новиков и Андрей Деллос, он что, высоко не ценит?
«Ну, они об этом знают,-- пожимает плечами Комм.-- У меня тут было очень много серьезных людей. Все они говорили, что у Michelin нет столько звезд, сколько это стоит».
Как ни странно, такой кавалерийский наскок оправдал Комма в глазах ресторанной тусовки. «Артистической натуре многое простительно»,-- замечает один из известных рестораторов. Снисходительность очень объяснима: Комм своим чудачеством вывел себя из игры. Вы только скажите сегодня какому-нибудь известному ресторатору, что он занимается высоким искусством гастрономии, и известный ресторатор ответит: «Ну, какое у меня искусство. У меня бизнес. Вот у Комма -- искусство». Обычно за этой фразой следует плохо скрываемая улыбка.

Анатолий Комм родился в 1967 году. Начал бизнес с организации вместе с партнерами компании «Новик», которая занималась операциями на бирже. Затем стал одним из учредителей Koty (российский дистрибутор Versace, Ferre, Dolce & Gabbana, Moschino, Claude Montana, Byblos, Fendi). К 2001 году продал долю в дистрибуторском бизнесе, а также построенный им теннисный центр «Жуковка». В конце 2001 года открыл ресторан на Кутузовском проспекте, позже названный собственным именем Anatoly Komm. Также ему принадлежат рестораны Green, Green Grill и харчевня «Комм.А».

Анатолий Комм
-- единственный среди известных рестораторов сам встал за плиту в качестве шеф-повара;
-- назвал ресторан своим именем и предложил столичной публике модную на Западе молекулярную кухню;
-- чтобы поддержать гастрономический ресторан Anatoly Komm, держит менее изысканные и более прибыльные проекты;
-- попал в каталог Michelin, открыв в Женеве ресторан Green;
-- стал первым русским шеф-поваром, приглашенным на международный гастрономический конгресс в Сан-Себастьяне.

Вкусные жральни
Когда в Швейцарии Анатолию Комму потребовалась помощь врача, он отправился в российское посольство. Сначала его долго не пропускали, и уже это Комму не понравилось. А когда охранник доложил, что пришел человек «из города», то есть чужой, не посольский, Комм развернулся и ушел. «Заходишь в любое российское посольство за границей -- и сразу про нас все понятно, русский человек для них чужой»,-- говорит он. Ресторатор Анатолий Комм так говорит неспроста: именно по этой же причине его гастрономические изыски не могут быть популярны. Потому что наши люди и в России чувствуют себя чужими, а совсем чужими чувствуют себя богатые люди, поэтому избавиться от кабацких привычек и начинать постигать высокие истины у них не получается -- не уверены в завтрашнем дне.
«У нас много миллиардеров, которые все равно остались плебеями. Они как ели на газете, так и будут есть»,-- говорит Комм. Бичует он пороки рублевской публики, которая предпочитает его ресторан проектам Аркадия Новикова, с наслаждением единственного пророка своего отечества. За разоблачением давно разоблаченной элиты неизменно следует тезис о том, что ресторан Anatoly Komm разве только не убыточен -- едва выходит в ноль. Понимающей публики, заработавшей деньги не на нефти и газе, но на своем труде, а значит и понимающей толк в еде, а не в ваннах с шампанским, мало.
В действительности Анатолий Комм, конечно, не такой уж художник-бессребреник, каким так хочет казаться. Иначе не смог бы в начале 1990-х удачно воспользоваться знакомством с самим Джанни Версаче и основать с партнерами компанию Koty, ставшую крупным дистрибутором дорогой одежды (в портфеле были такие брэнды, как Versace, Ferre, Dolce & Gabbana, Moschino, Claude Montana, Byblos, Fendi). Иначе не убеждал бы партнеров не отказываться от марок, которые были еще непопулярны, но имели отличные перспективы (убедить не всегда удавалось: например, компания отказалась от Dolce & Gabbana, на которой отличный бизнес всего спустя пару лет сделала компания Mercury). Иначе не стал бы девелопером и не построил бы в конце 1990-х теннисный центр «Жуковка», когда ему наскучила дистрибуция одежды. «Художник во мне все время борется с бизнесменом»,-- признает ресторатор.
Еще с художником борется Илья Хайкин, не позволяя совсем уж отрываться от земли. Именно бывший предправления Внешагробанка (недавно было объявленный в международный розыск, а потом оправданный судом, не давшим санкцию на арест) настоял на том, чтобы Комм начал развивать более дешевую линию ресторанов, не от-кутюр, а прет-а-порте. Сейчас у Комма, помимо Anatoliy Komm, есть рестораны «Купол», новый Green, Green Grill и харчевня «Комм.А» на Рублевке. Сам Комм называет их «просто вкусными жральнями». Они и помогают гастрономическому ресторану держаться на плаву, ведь даже более дешевые рестораны Комма -- все же дорогие. «Все отмечают, что испытывают в его заведениях дискомфорт, когда видят счет,-- говорит Роман Рожниковский.-- Цены иногда неадекватны. Я считаю, это сильно ему мешает». Зато помогает имидж маэстро, радеющего за искусство, который Комм так активно создает и поддерживает. Сам ресторатор утверждает, что чек без спиртного в Green -- 1500 руб. (очевидно, почувствовав, что переборщил с имиджем, сегодня он борется с репутацией чуть ли не самого дорогого ресторана Москвы).
Эффективность такой тактики -- большой вопрос. Комм крайне скуп на цифры, но признает, что на круг получает 15% рентабельности, хотя на ресторанном рынке никого не удивишь и 30%. Год назад некие арабы хотели пригласить Анатолия Комма шеф-поваром в свой парижский ресторан и предложили ему 5 млн евро, чтобы он закрыл все свои заведения -- коммовское искусство бизнеса они оценили не слишком высоко.
Поверить в крах художника-предпринимателя слишком легко. С сентября он не дает «спектакли» в Anatoly Komm, ресторан не работает в «гастрономическом» режиме, а самого владельца можно видеть не за плитой, а в зале, где его то и дело беспокоят знакомые гости. Особо приближенные клиенты, например, просят, чтобы он походатайствовал и послал официантов посторожить у женского туалета: в мужском прорвало трубу. Но спектакли прикрыли, конечно, не из-за трубы. Тут все здание скоро снесут, чтобы построить элитный дом. Поэтому вместо зарубежных гастролей Комм устроил себе переезд с малой сцены на большую.

Был бы Вася Иванов
Однажды Анатолий Комм обсуждал проблемы российской пищевой промышленности с доктором наук, работающим в РАН. «Ну зачем вы так говорите»,-- укорил доктор Комма, потому что Комм по своему обыкновению очень все критиковал и говорил, что российская пищевая промышленность совершила множество преступлений перед своим народом. В частности, например, вырастила породу коров «российская пестрая», которая должна была сначала доиться, а потом идти на мясо (в то время как в нормальных странах одни породы только для молока, другие только для убоя). «Ну, зачем вы так говорите,-- укорял Комма профессор.-- Все продукты, которые у нас продаются, не опасны для жизни». «Ну офигительно, профессор! -- воскликнул в сердцах Комм (употребив, правда, в сердцах выражение покрепче).-- Вы меня порадовали».
Из не опасных для жизни продуктов крайне затруднительно готовить еду для гастрономического ресторана. А между тем надо. Потому что высшее предназначение повара -- пропагандировать национальное сельское хозяйство. «За это шеф-поварам и дают в Европе государственные награды, а не за то, что они просто делают вкусные котлеты,-- объясняет Комм.-- Там люди понимают, что те, кто на земле работает, и есть настоящая элита. Можете сколько угодно Буша считать дурачком, но он и не афиширует, что живет с техасской нефти, а все свободное время проводит на ранчо. Этим американцев и берет. Привлекает журналистов, чтобы все видели, как он возится там с лошадьми и коровами по колено в навозе».
Возит шеф-повар мясо из Аргентины -- совершает преступление перед своим народом. Коллеги-рестораторы и рады бы исполнить свое великое предназначение и закупаться у российских фермеров, да не получается. Роману Рожниковскому, например, удалось найти только поставщиков овощей. «По мясу и птице результат нулевой, даже если и есть хорошие продукты, нет гарантий поставок»,-- докладывает он. «Я знаю хороших фермеров, но я у них только для дома еду покупаю -- поставлять в ресторан они не смогут»,-- вторит Бухаров. У Комма результат по мясу и птице не нулевой -- он фермеров искал два года и нашел, в том числе с помощью журналистов передачи «Философия вкуса», которую он же и ведет на канале «Домашний». «Купили яйцо у одного фермера и в лучшем супермаркете Москвы, сделали простейший тест -- взбили белок,-- рассказывает ресторатор.-- Когда первый белок взбился, им можно было подушки начинять, он стал как поролон. Я прямо в камеру это показал. А белок из супермаркета начал таять».
Таких чудо-фермеров все равно мало, и Комм решился отказываться, например, от сложных блюд из говядины -- не смог найти подходящей, а закупать за границей уже не может себе позволить. Ведь продукты должны быть только российские, поскольку Комм хочет впервые явить миру русскую гастрономическую кухню мирового уровня. Если бы российские ИT-компании решили разработать операционную систему мирового уровня, заявление было бы столь же претенциозным. Но если у кого и получится, то у Комма -- это признают и коллеги по рынку. «Он единственный делает по-настоящему гастрономические проекты»,-- говорит ресторатор Михаил Зельман.
Вот вершина творческого пути Анатолия Комма -- ресторан «Варвары», который открывается 15 января на Страстном бульваре. Сколько инвестировал, маэстро не раскрывает (в Anatoly Komm ушло около $3 млн), зато говорит, что «спектакль» из 17 блюд будет стоить в «Варварах» 4,5 тыс. руб. без спиртного и 7 тыс. руб. со спиртным. Блюда эти будут традиционными русскими, но с молекулярными изысками. «Что нужно дать съесть русскому человеку, чтобы он, попробовав, тут же сказал: я дома? -- вопрошает Комм.-- Кусок черного хлеба, политый подсолнечным маслом и посоленный». С Коммом не поспоришь. «А не надо со мной спорить, я профессионал,-- парирует Комм. Будущие свои блюда он расписывает с такой интонацией, будто декламирует стихи шестидесятников.-- В начале спектакля вам будут приносить черный каравай. Сверху будет такая закрученная спиралька. Вы положите это в рот, каравай взорвется, и вы поймете, что едите черный хлеб, политый маслом и посоленный. Только хлеб будет жидким, а масло хрустящим».
Каждый знакомый эмигрант Комма неизменно просит передать из России с оказией черного бородинского хлеба -- очевидно, так и родилась у ресторатора эта идея. Собственно, люди, живущие за границей, и видятся главной аудиторией проекта. Не найдя достаточно ценителей высокой кухни в России, Комм хотел сначала завоевать Запад, открыв ресторан в Европе. Один ему удался -- женевский Green был упомянут в каталоге Michelin (так Комм стал единственным российским ресторатором, детище которого упомянуто в знаменитом «Красном гиде»; правда, мало кто этот ресторан видел своими глазами, поэтому особой славы Комм не заработал). Потом женевский проект он продал, объясняя: это была тренировка перед Парижем. Но открыть ресторан в Париже так и не получилось, хотя Комм и пытался,-- маэстро не выдержал трудностей, созданных протекционистским социалистическим устройством Франции. Нашелся ход получше: раз не хватает московских гурманов, можно заполучить мировую публику, не выезжая из Москвы.
«Я сейчас объясню,-- объясняет Комм.-- Ценители оперы ездят слушать оперу в Ла Скала, Гранд-опера, Большой театр. В мире гастрономии все то же самое. Название „Варвары” -- мой укол Западу. Самое большое оскорбление финскому народу нанес один президент, который сказал: „О чем с ними разговаривать, вы посмотрите, что они едят”. Представляете, что они о нас думают? А я хочу, чтобы они приехали и посмотрели, что такое варвары… С другой стороны, это самоирония».
А вот ресторан Anatoly Komm исчезнет. Держать два ресторана высокой кухни и быть шеф-поваром в обоих невозможно, да и в контексте мировой конкуренции название кажется Комму не слишком удачным. Иностранцы при первом знакомстве с ним всегда под конец спрашивают: мы поняли, что вы очень любите Россию, но сами-то вы откуда? «Вот был бы я хотя бы Вася Иванов -- тогда другое дело»,-- говорит Анатолий Комм.

Бандитский форс
Когда Анатолий Комм прочитал первые статьи про молекулярную кухню, его разобрал смех. Потому как стало очевидно, что ультрамодное западное течение -- не что иное, как повторение пути, которым уже ходили российские технологи. «За 70 лет советский народ поел столько молекулярщины, что Западу и не снилось,-- улыбается Комм.-- Докторская колбаса, кислородные коктейли, даже сгущенное молоко -- все это и есть молекулярные технологии. Последний писк в Европе -- сублимационная сушка. А я нашел нашу хронику 1930-х годов, на которой наши технологи сублимируют малину».
Так бы Запад никогда и не узнал, что богатые европейские гурманы идут социалистическим путем, если бы Анатолия Комма не пригласили выступать 22 ноября на XI международном гастрономическом конгрессе Lo Mejor De La Gastronomia в Сан-Себастьяне. На ресторанном рынке по этому поводу настоящий buzz -- впервые русского шеф-повара пригласили на главную гастрономическую тусовку мира. Это все равно что сейчас форварда российской сборной Андрея Аршавина пригласили бы на благотворительную тусовку в Лондон -- на пару с Бэкхемом и Рональдо.
Чтобы не ударить в грязь лицом, Комм решил окунуть в нее всех остальных. Он подготовил доклад о том, что вся западная истерия о молекулярной кухне последних лет -- от безграмотности и незнания российской истории, а на самом деле изобрели модное течение у нас. «Собираюсь возить их мордой об асфальт»,-- говорит Комм с кровожадным выражением лица. Какая цель? «А это как в фильме про Жеглова,-- отвечает маэстро.-- А кошку черную зачем рисуют? Для форсу бандитского».


Максим Котин
26.11.2007  Секрет фирмы

26.11.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов