Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Одноклассный специалист

Если у вас есть компьютер и интернет, то почти наверняка у вас есть и аккаунт на "Одноклассниках". Даже если вы не просиживаете на этом ресурсе весь рабочий день, все равно хоть раз да заходили полюбопытствовать, как там Маша из параллельного класса и не женился ли Серега, с которым вы прогуливали математику. Об "Одноклассниках" слышали все, но их создатель остается в тени, хотя до недавнего времени "Одноклассники" фактически были проектом одного человека.


Любительский сайт


Человека, придумавшего и сделавшего "Одноклассников", зовут Альберт Попков. И это далеко не первый ресурс, который он создал. Программы он начал разрабатывать еще в школе, а веб-сайты -- практически с момента рождения русского интернета. "Я начал заниматься разработкой программного обеспечения, когда мне было 16 лет,-- рассказывает Альберт.-- Еще даже не окончив школу, я ушел работать программистом. Первые пять лет разрабатывал программное обеспечение для советских игровых компьютеров "Корвет" -- была такая серия ЭВМ, которые стояли в кабинетах информатики в школах. С развалом Союза эти машины постигла общая печальная участь, и программы для них стали никому не нужны. Пришлось искать другие способы для заработка. У меня был период, когда я просто писал программы: например, делал системы контроля параметров для теплоэнергостанций. Было время, когда я даже вообще не писал программы, а, как со многими в то время случалось, торговал на рынке. В середине 90-х я начал делать веб-сайты, причем первый свой проект я сделал для Тимофея Бокарева, который тогда был уже достаточно значимой фигурой в рунете".

Потом Альберт стал разрабатывать сайты по заказам американских компаний. У них, по его словам, были более интересные задачи и спрос на труд программистов. Тогда же он сделал прототип справочной службы для англичан, которые впоследствии пригласили Альберта работать.

Свой выбор он объясняет просто: "Там предлагали больше денег, это был очень интересный опыт, можно было подучить английский, поэтому я согласился и проработал в этой области почти десять лет. Тогда уехал в Англию, а через некоторое время, в 2000 году, у меня появилась идея, которая потом выросла в "Одноклассников". В тот момент я работал в справочной службе www.192.com. 192 -- это справочный номер, аналог московского 09. Я зарегистрировал домен, поделился мыслями со своими коллегами по службе. Потом у меня была возможность пообщаться с создателями аналогичных проектов за рубежом, и я решил, что когда-нибудь неплохо было бы запустить такой сайт в зоне ru. В тот момент компания, в которой я тогда работал, решила открыть проекты по поиску одноклассников в Испании и Германии. Разработка ресурсов велась в Москве, и я, единственный русский в компании, занимающий большой пост, очень много участвовал в этом в качестве менеджера проекта. Так я получил основной опыт в создании такого рода сайтов.

В 2003 году проекты по поиску одноклассников были выделены в отдельную компанию, и мне пришлось выбирать: или я работаю в справочной службе, или занимаюсь новыми ресурсами. И я сосредоточился на справочных службах, поскольку был немного не согласен с тем, как компания видела новые проекты и что хотела с ними сделать (они считали перспективным именно развитие профессиональных знакомств, то есть хотели сделать то, что делает сейчас в России "Мой круг"). При этом желание сделать свой вариант такого ресурса осталось. Я проработал в справочной службе еще два года, а в конце 2005-го решил оттуда уйти. У меня было другое предложение, очень хорошее, тоже от справочной службы -- 118118, еще более крупной, чем та, в которой я работал. Но по договору я не мог перейти сразу из одной конкурирующей компании в другую, так что фактически полгода я не имел права работать. Именно в это время и был написан прототип сайта "Одноклассники.ру". Я делал его в одиночку -- как говорится, на коленке. Это был, конечно, довольно большой по сетевым меркам проект, но все равно он оставался любительским сайтом, потому что был написан одним человеком".

ООО "Одноклассники"


Прототип "Одноклассников" был запущен сначала в Англии. В то время Альберт все же пришел к новому работодателю, но, проработав там какое-то время, понял, что все-таки в России веб-ресурсы развиваются быстрее и надо делать выбор. Тогда он решил заняться "Одноклассниками" по-настоящему. В конце прошлого года он зарегистрировал ООО "Одноклассники" и начал нанимать людей.

Деньги в развитие бизнеса Альберт вкладывал собственные: "Когда я начал заниматься этим проектом, уже существовало несколько других сервисов одноклассников, однако все они по тем или иным причинам не достигли успеха. Мне приходилось быть очень осторожным, чтобы не допустить ошибок, нужно было учитывать чужой опыт, пользоваться собственными знаниями в области развития таких ресурсов. Я надеялся на успех, но не очень в него верил.

На начальном этапе мне было проще, так как я мог делать все своими руками. Самое плохое, что могло произойти,-- это если бы оказалось, что шесть месяцев, когда я не работал, потрачены на то, что в итоге не выстрелило. Мне пришлось вложить в ресурс довольно большую сумму, заметно больше моего годового дохода, но я был готов с ней расстаться в случае неудачи. Главное -- мне было интересно этим заниматься, я был готов заплатить за этот опыт".

"Одноклассники" быстро переросли уровень любительского сайта и стали серьезным бизнес-проектом. Осенью в российских СМИ появилась информация о том, что латвийская компания Forticom приобрела долю в ООО "Одноклассники". Альберт Попков уверяет, что масштабы сделки в прессе сильно преувеличены: "У нас есть контакты с прибалтийскими коллегами, мы оказываем друг другу технические консультации, поскольку они запускают аналогичные проекты у себя в странах, таким образом мы обмениваемся опытом. Для нас важна их мотивация в нашем сотрудничестве, поэтому наши партнеры владеют определенной частью "Одноклассников", хотя и не такой, как пишут в СМИ, и не за те деньги. Однако дело не в долях -- в первую очередь это технологическое партнерство".

Офис в России существует у "Одноклассников" уже почти год, сейчас там трудятся 15 человек, по большей части технические специалисты. Альберт говорит, что хотя "Одноклассники" и были коммерческим проектом, однако денежная составляющая никогда не стояла во главе угла -- главным был интерес к проекту: "Я искренне убежден, что коммерция во многом движет этим миром и хорошие ресурсы развиваются только тогда, когда у них есть стимул и возможность зарабатывать деньги. В случае с "Одноклассниками" я планировал продавать рекламу на ресурсе. При этом у нас есть свое понимание того, какой может и какой не может быть реклама и вообще способы зарабатывания денег. В отличие от наших зарубежных коллег мы не собираемся закрывать какие-либо функции сайта и делать их платными. У нас, правда, есть исключение, например мобильные сервисы: послать фотографию на мобильник стоит доллар, но это никак не влияет на само использование ресурса.

Я считаю, что основные перспективы для нас -- заработок с помощью рекламы. Мы активно продаем баннерные показы, у нас все больше рекламодателей. При этом мы принципиально не продаем рекламу на странице регистрации пользователей, так как нам дорог каждый посетитель, который хочет зарегистрироваться и вступить в ряды "одноклассников". Мы также не считаем возможным использование персональных данных пользователей для рекламы и никогда этого не допустим. Мы продаем рекламу только внутри сайта, для этого у нас есть три четко выделенные баннерные позиции: баннеры сверху и сбоку страницы, текстовая реклама внизу".

Впрочем, пока большинство баннеров на "Одноклассниках" рекламируют преимущественно свои же ресурсы (помимо "Одноклассников" у компании Альберта есть еще несколько проектов, в частности сайт для размещения любительского видео Videogaga.ru и "Радикал Фото" -- http://photo.radikal.ru, входящий в первую тройку крупнейших фоторесурсов рунета).

Что касается расходной части бизнеса, то в основном это затраты на техподдержку. "Одноклассники" уже стали объемным ресурсом, и за хранение данных приходится платить довольно много: "Мы платим фиксированную сумму за трафик, а также за размещение оборудования. У нас очень много серверов баз данных, это довольно энергоемкое оборудование, так что главная статья расходов -- электроэнергия.

Конечно, сейчас мы существуем больше как инвестиционный проект и пока не вышли на самоокупаемость, но планируем выйти в ноль уже в следующем году. В плане рекламы у нас большие перспективы: на данный момент мы уже обогнали по объему ежедневной аудитории "Рамблер" и сейчас по показам страниц подбираемся к "Яндексу"".

По оценкам авторитетных представителей интернет-сообщества, сегодня ресурс "Одноклассники" стоит около $15 млн.

Разведданные


К будоражащим сетевые умы слухам о том, что ресурсы вроде "Одноклассников" и "В контакте" сотрудничают со спецслужбами, Альберт относится с юмором: "У меня есть своя шутка на этот счет: если пользователя нет на "Одноклассниках", значит, ему есть что скрывать. Я думаю, что спецслужбы вполне справляются со своей работой и без нас. У них есть, например, СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий) -- зачем им сетевые развлекательные проекты? Мы никого не принуждаем регистрироваться и сообщать какую-то секретную или правдивую информацию о себе. Так что это все из области теорий заговора. С тем же успехом можно говорить о том, что почтовый сервис Mail.ru существует с той же целью..."

Альберт считает, что, несмотря на обилие различных социальных сетей, "Одноклассники" занимают совсем особую нишу -- и именно в этом секрет их популярности: "Мы существуем потому, что у людей есть ностальгия. К нам приходят люди, которые хотят найти друзей, но остаются, чтобы проводить свободное время -- общаться, смотреть фотографии, просто бродить по ресурсу. Именно в этом мы видим свою задачу -- сделать развлекательный ресурс, на котором люди могут проводить свое свободное время. И у нас это получается. Например, мы один из немногих российских проектов, где число зарегистрированных женщин больше, чем число мужчин".

У самого Альберта на сайте тоже есть аккаунт, он даже нашел своих одноклассников и благодаря ресурсу смог поучаствовать во встрече школьных друзей: "Конечно, идея встреч одноклассников появилась гораздо раньше, чем вообще появилось понятие "социальная сеть", а мы фактически адаптировали эту добрую традицию к сетевым реалиям. На данный момент мы уже вышли в ту нишу, которую принято называть социальными сетями, но мы не ставим задачи создать площадку, скажем, для бизнес-контактов.

Когда идея создать такой ресурс пришла мне в голову, я понял, что не хочу, чтобы это был просто сухой информационный сайт, как, например, зарубежный Classmates. Мы сделали ставку на интерактивность, добавили элементы социальных сетей и сделали сервис в форме фотоальбома. Поэтому сейчас, когда пользователь находит свою школу, он видит не просто имена и фамилии, он видит фотографии. К классическим социальным сетям "Одноклассников" приближают система друзей, сети контактов пользователей. Фактически в "Одноклассниках" объединились свойства двух разных типов ресурсов, параллельно развивающихся на Западе: сервиса поиска школьных и институтских друзей и социальной сети. Мы добавили еще развлекательную составляющую и получили сайт в том виде, в котором он сейчас существует".

Хотя ресурс уже не является проектом одного человека, Альберт по-прежнему рулевой "Одноклассников" и не собирается расставаться с проектом: "У меня есть старая визитка, менее официальная, где написано, что я -- основатель проекта. И есть более новая, на которой написано, что я -- директор компании и осуществляю непосредственное руководство".

СТАНИСЛАВА КРЫЛОВА



КоммерсантЪ
23.11.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов