Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Египетский поход

Русские в Египте освоили практически все направления бизнеса: и кормят, и торгуют, и лечат

У большинства русских бизнесменов, осевших в Египте, не было никакого предпринимательского опыта. К успеху они шли путем проб и ошибок. Но, как правило, русские заведения выживали, выживают и даже приносят прибыль. Причина проста: в Египет люди приезжают не подзаработать, а на ПМЖ. Многие при этом сжигают за собой все мосты: продают свою жилплощадь, а деньги вкладывают в дело на новом месте. Деньги по местным меркам неплохие. Если местный предприниматель, обладающий капиталом в $30 тыс., права на ошибку не имеет, то его русский конкурент, у которого в кармане $80-100 тыс., может себе позволить поэкспериментировать.

Ресторан напрокат
В Египте до 70% предпринимателей с русскими корнями предпочитает инвестировать в ресторанный бизнес. И не потому, что прибыль больше. Ресторан -- отличный тренажер для новичка без предпринимательского опыта. В Египте принято заведения не строить самому, а снимать уже готовое место.

Прежде чем сдать ресторан в аренду, его обычно оборудуют практически "под ключ": полностью готовы кухня и чилл-аут, куплена основная мебель. Временному владельцу остается лишь оформить помещение по своему вкусу, купить посуду и нанять персонал, который традиционно получает не зарплату, а 10% с выручки (самые высокооплачиваемые сотрудники -- зазывалы, а кассир получает меньше всех).

Срок аренды ресторана, как правило, от трех до пяти лет. Месячная плата зависит от того, где расположено заведение: в Александрии временный владелец отстегивает арендодателю $400-500 в месяц, в Шарм-эш-Шейхе -- $1-1,5 тыс.

Михаил Новиков приехал в Шарм-эш-Шейх 22 года назад, когда туристов там было совсем мало. Арендовал ресторан El Fanar и догадался заключить договор на 99 лет вперед с фиксированной ценой аренды на весь срок. Тогда владелец ресторана этой сделке был безумно рад. Вот так и получилось, что за аренду El Fanar Михаил до сих пор платит около $100 в месяц.

-- Фактически я получил это заведение в подарок,-- смеется Михаил.-- Раз в год я меняю фонарики и прочую мелочь примерно на $1 тыс. Два года назад раскошелился на новую кухню -- гриль, все дела. Вложил в нее около $8 тыс. Вот и все затраты.

"Подарок" ежемесячно приносит бизнесмену около $5-6 тыс. в зависимости от сезона.

Сейчас желающему арендовать место в туристическом городе придется платить от $1,5-2 тыс. в месяц за аренду.

Те, кого такой уровень цен не устраивает, открывают бизнес в городах подешевле -- Каире, Суэце -- или неизвестных пока широкой общественности курортах вроде Дахаба или Табы.

Ценообразование в Каире лишено какой бы то ни было логики: в некоторых районах, например, квартиросъемщики до сих пор платят $15-20 ренты в месяц. В центре города цены на аренду взвинчены, но, как правило, в 1,5-2 раза ниже, чем в Шарм-эш-Шейхе. Тем не менее столица русских предпринимателей не привлекает: слишком суровы местные нравы. Кроме того, ресторан в Каире -- это кебабная, а дорогой ресторан -- Macdonald`s или пиццерия.

Бизнес в Каире с маниакальным упорством пытаются организовать сами египтяне, мечтающие навсегда уехать из опостылевших курортных городов. Правда, как минимум 30% местных бизнесменов используют для этого русский капитал: попросту говоря, деньги жены-россиянки.

Муж Анастасии Кэла (в девичестве Сурковой) египтянин Махмуд открыл в Каире закусочную: сэндвичи, пицца, газировка. Деньги -- около $50 тыс.-- одолжил у жены.

-- Хитрые арабы, которые спят и видят, как обмануть бедных русских женщин,-- это миф,-- считает Анастасия.-- Брак, заключенный в соответствии с египетским законодательством, жену-иностранку страхует. В большинстве случаев речь идет о займе на бизнес, который арабы впоследствии честно отдают.

Русская зона
Фанат русской пищи и в Хургаде (компания "Трансаэро" регулярно летает и в Шарм-эш-Шейх, и в Хургаду) с голоду не умрет: тут тебе "У Захаровны", "У Иваныча", "Пельменная"... На El Garden Street строится ресторан, который, по слухам, называться будет "У Петровича". Сосед -- владелец кафе Mummy Мустафа -- пожимает плечами: по его мнению, в городе и так слишком много русских ресторанов.

-- Я вообще не слышал, чтобы бизнесмен из России получал у нас какую-то сказочную прибыль,-- говорит он.-- По-моему, русские не понимают специфики местного бизнеса.

По глубокому убеждению местных, русские бизнесмены совершают слишком много ошибок, например мыслят чересчур масштабно.

-- Один русский приятель пришел с хорошей идеей,-- рассказывает Мустафа.-- Поставить палатку и торговать свежевыжатыми соками: туристы, которые идут плавать-загорать, в ресторан, может, и не зайдут, а попить чего-нибудь холодненького купят. Начали считать рентабельность. Почем, спрашиваю, будем фрукты покупать? Парень честно посчитал себестоимость -- в грузовиках. Ну, думаю, ты бы еще танкер сюда пригнал, вообще бы копейки заплатили. Проблема только в том, что у нас пропускная способность улицы -- 700-800 человек в день.

Самая страшная ошибка, которую может допустить предприниматель-иностранец,-- взять местного управляющего и неделями не появляться в своем заведении. По мнению персонала, если хозяина нет на месте, значит, он плюет на свой бизнес и клиентов. Следовательно, сам Аллах велел его обворовывать.

Правда, надо отдать русским бизнесменам должное: правила делового этикета они усвоили хорошо, не в пример коллегам-немцам. По свидетельству местных, русские свято блюдут неофициальные территориальные границы между своим и соседними заведениями: пока клиент не пересек незримую черту, заговаривать с ним и зазывать к себе считается дурным тоном. Во время призыва к молитве в русских ресторанах, как и в арабских, выключается музыка.

Анна Велевцева была первой, кому пришла в голову идея заняться "охотой за головами". До этого она исколесила весь Египет. И всюду одно и то же: ресторанов сотни, а деньги гребет один, ну два предпринимателя. Весь секрет их успеха -- грамотный менеджер -- сикинна (нож), как его уважительно называют коллеги.

Идеальный сикинна, по мнению Велевцевой, знает два иностранных языка, умеет найти подход к каждому клиенту, понимает, когда можно выписать грабительский счет, а когда лучше предложить солидную скидку. Он дружит с владельцем соседнего бара (тот отпускает ему пиво для клиентов по себестоимости, а не втридорога), с бедуинами (ему достаются самые свежие морепродукты) и местными иностранцами (которые приехавших отдохнуть друзей тащат к нему в ресторан). Может красиво сервировать и трехкилограммового лобстера, и пачку сигарет.

-- За такие кадры в Египте чуть ли не дерутся,-- говорит Анна.-- Один грамотный сотрудник может увеличить прибыль заведения втрое. Но грамотный персонал в здешних краях пока редкость -- два-три толковых паренька на целый город...

Так родилась идея собрать команду лучших менеджеров и предложить владельцам заведений вроде ресторанов или салонов красоты профессиональные услуги по управлению предприятием.

-- Обычно мы берем заведение клиента на аутсорсинг и "ставим" ему весь рабочий процесс с нуля: подбираем персонал, обучаем его, контролируем. Звучит, может, и смешно, но в Египте многие, казалось бы, элементарные истины местным кажутся каким-то откровением. Например, в одном довольно дорогом каирском ресторанчике год назад столовые приборы клали на кусок туалетной бумаги.

Шести месяцев обычно достаточно, говорит Анна, чтобы местный персонал начал более или менее сносно работать. Все это время сотрудник ее фирмы получает колоссальное по здешним меркам месячное вознаграждение (от $1 тыс.). Еще $500-600 получает сама "охотница за головами". С заказами работают семь-восемь ее подопечных одновременно, так что заработок получается неплохой.

Сегодня в Египте около двух десятков таких "блуждающих" контор, которые специализируются на бизнес-консалтинге. Благо почти никаких начальных вложений не требуется: достаточно напечатать визитки. Заказы приходят в основном по знакомству: пользоваться новой услугой предпочитают такие же иностранцы, которые, в отличие от египтян, не боятся вкладывать деньги в оптимизацию своего бизнеса.

А для того, чтобы перейти на новый уровень -- снять офис, открыть сайт в интернете, создать электронную базу сотрудников, достаточно $15-20 тыс.

-- Найти эти деньги, если живешь в Египте не один год, как я, не проблема,-- считает владелец александрийской конторы El Masbat Владимир Польских.-- Если ты человек верный, денег тебе обязательно одолжат, вернее возьмут в гамейе.

Гамейя -- система взаимопомощи, которая могла родиться только в такой стране, как Египет, где потребительского кредитования и кредитования малого бизнеса нет в принципе. Все египтяне уверены: хочешь сделать человеку добро -- просто одолжи ему денег (дарить не принято: даже традиционные конвертики на свадьбу или рождение ребенка -- временный заем).

Суть гамейи проста: несколько человек вносят в общую кассу ежемесячные взносы. Официанты платят по $10 в месяц, предприниматели -- иногда до $1000. Раз в месяц скопившиеся деньги забирает один из членов клуба -- в порядке очереди. И так -- по кругу, как в советской кассе взаимопомощи. Получается тот же беспроцентный кредит: просто раз в год у человека оказывается в руках его годовой заработок. Никаких бумаг -- все основано на взаимном доверии. И соблазна сорвать куш и скрыться ни у кого не возникает: показания нескольких десятков свидетелей -- достаточное основание для уголовного дела.

Женское лицо курортного бизнеса
Русские женщины, переехавшие на ПМЖ в курортные зоны вроде Дахаба, предпочитают бизнесом заниматься сами. Светлана Чистова открыла турецкую баню -- Turkish Hamam -- без помощи мужа-араба. Идея оказалась удачной: большинство туристов, оказавшихся в стране, где пресная вода на вес золота, даже в дорогих отелях не могут допроситься номера с ванной. А тут -- джакузи, в котором можно сидеть хоть весь день, инфракрасная сауна и настоящий мыльный массаж, и все это -- за $70 с человека. В день в Turkish Hamam приходит до десяти человек.

Людмила и Юлия, владелицы "Русского ресторана" -- самого дорогого заведения в городе, тоже замужем, но супругов к бизнесу и близко не подпускают, хотя у обеих не было поначалу ни малейшего предпринимательского опыта. Да он здесь, по их словам, и не требуется.

-- Мы поняли одну простую вещь, которая определяет бизнес в любом маленьком арабском городе,-- уверяет Людмила.-- Вложения в навороченную кухню, оригинальное оформление, рекламу -- все это деньги на ветер. Местные ходят обедать не там, где вкусно и комфортно, а где работает сосед или внучатый племянник. С туристами еще проще: они обедают там, куда их привел гид. А он, разумеется, привел туда, где комиссионные больше. Единственный способ выжить -- нарабатывать связи с местными и контакты в турфирмах. Вот и все.

За судьбой "Русского ресторана" с интересом следят соседи -- владельцы ресторана "Али Баба" Мустафа и Адель. По их мнению, русские дамы совершили большую ошибку, расположившись на втором этаже: ну кто будет тащиться наверх, чтобы посмотреть меню? Да и зазывалу внизу не поставишь: все пространство уже поделено между ресторанчиками, имеющими чилл-ауты у моря.

Впрочем, по словам русских бизнес-леди, с посещаемостью у них все нормально: ежедневно в ресторане обедают 20-25 человек. В обычном заведении клиентов раз в пять больше, но к конкурентам большинство заходит лишь выпить стаканчик сока. Клиенты же "Русского ресторана" чаще всего заказывают полноценный обед: средний счет в заведении -- $20-25 на человека. По местным меркам -- дорого.

Интернет за бесценок
Еще два-три года назад ресторан Юлии и Людмилы не был самым дорогим заведением в городе.

В маленький, но многообещающий курортный Дахаб бизнесмены-иностранцы -- преимущественно немцы и австралийцы -- деньги поначалу вкладывали охотно. Но в апреле 2006 года неизвестные террористы взорвали в Дахабе три бомбы.

После этого развитие предпринимательства в Южном Синае (и в Дахабе в частности) закончилось. Практически все местные бизнесмены предпочли покинуть город, продав за бесценок свои заведения. Кто-то просто испугался, кто-то справедливо рассудил, что в ближайшие год-два зарабатывать будет просто не на ком: теракт надолго отпугнет туристов. Впрочем, уехали не все: русские, как водится, остались.

Владимир Макаревич арендовал местное интернет-кафе чуть ли не на следующий месяц после теракта. Предыдущий временный владелец, немец по происхождению, контракт на аренду помещения разорвал и уехал на родину, даже не успев продать компьютеры и прочую технику. Хозяин заведения, египтянин, понимал, что следующего арендатора найдет очень нескоро. Поэтому "сумасшедшему русскому", которому взбрело в голову заняться бизнесом в такой неподходящий момент, сдал кафе практически за бесценок -- $500 в месяц.

-- Он мне даже технику, оставшуюся от того немца, подарил,-- рассказывает Владимир.-- А иначе стоять бы его заведению без дела долгие месяцы. Зато теперь деньги терял я. Первые четыре месяца стабильно работал "в минус": туристов в городе не было вообще, а на одних только местных много не заработаешь. Они в интернет-кафе ходят как на праздник: раз в неделю, когда берут day off. Потом понемножку вышел на самоокупаемость, даже прибыль получал в отличие от других "интернетчиков". Как? Очень просто: не выгонял желающих посмотреть порнофильмы.

Как выяснилось, выжидал и работал "в минус" Владимир не зря. Сейчас туризм в Дахабе потихоньку возрождается. В месяц его заведение приносит уже $2-2,5 тыс.

Договор аренды заключен с формулировкой: "Не менее 15 лет". Арендная плата, как водится, фиксированная.

Недвижимость по-бедуински
Впрочем, в Дахабе сейчас, как и повсюду на Синайском полуострове, основная "русская тема" -- недвижимость.

Земля тут пока стоит сущие копейки: в Нуэйбе -- $70-80 за кв. м, в Дахабе -- от $100 до $250 (чем ближе к морю, тем, понятно, дороже). Для того чтобы построить небольшой домик, достаточно всего 40 кв. м, еще останется место и для садика -- участка земли, усыпанного галькой, из которой торчат два-три чахлых арбузных ростка. Сама постройка в "египетском стиле" -- ресепшн, спальня, совмещенный санузел, кухня, все выложено плиткой, а сверху в три слоя покрыто пестрыми коврами -- обойдется максимум в $5 тыс. Прибавьте $1 тыс. на электричество и немудреную мебель -- вот практически и все основные затраты.

В месяцы туристического наплыва такой домик можно сдавать за $350-400, а в "мертвый" сезон его, скорее всего, снимут locals (постоянно проживающие на Синае европейцы), правда, уже за полцены.

Окупается домик за три-четыре года. Но подводные камни есть и здесь: на каждый метр синайской земли найдутся три бедуина, каждый из них считает себя ее законным правообладателем. Документация же так запутана, что разобраться, кому, собственно, из хозяев платить деньги, крайне непросто.

Андрей Хинский сменил Москву на Синайский полуостров года два назад: не хотелось прерывать занятия любимым дайвингом. Пока присматривал себе съемное жилье, приметил один из бедуинских домиков -- правда, цена ($200) показалась ему высокой.

-- Потом подумал, посчитал рентабельность... Ну и решил рискнуть. Разменял свою московскую однушку на халупу в спальном районе с доплатой, продал и вложил около $20 тыс. в строительство на Синае. Прибыль не тратил -- вкладывал в новые дома, благо строятся они за месяцы.

Сейчас в собственности у Андрея шесть домов. В год они стабильно приносят ему $7-8 тыс.

-- Единственная проблема -- местная полиция,-- жалуется Андрей.-- За русскими домовладельцами она следит зорко. Зато у наших коллег-бедуинов -- полная свобода. Например, сдают они вам дом на месяц и просят депозит в размере месячной платы -- на тот случай, если что-нибудь поломаете. Срок аренды проходит, вы просите депозит назад, а они вам отвечают: "Мефиш филюс" ("Нет денег"). После чего уезжают в горы недели на две. Единственный совет, который вам дадут в туристической полиции,-- попытайтесь продать хозяйский холодильник и вентилятор. А с меня, как с иностранца, спрос другой: полгода назад была неприятная история, когда я предложил клиентам пожить у меня лишний месяц в счет депозита. Полиция приехала разбираться на следующий же день: пришлось в тот же день (за неделю до срока) возвращать деньги и долго доказывать, что я никого не кидал.

Анонимный бизнес
Андрей не единственный предприниматель-дайвер. По его словам, в любом из городков, расположенных на берегу Красного моря, живут русские дайверы, владеющие ресторанами, салонами и клубами (или долей в них). Впрочем, точно их число выяснить невозможно: большинство из них "шифруется".

Илья (фамилию просил не называть) -- из тех фанатов дайвинга, кто превратил хобби в образ жизни: переехал на ПМЖ в Шарм-эш-Шейх, нашел работу в местном дайв-клубе -- инструктором для русскоязычных туристов. Зарплату получал по местным меркам неплохую ($700-800), но на красивую жизнь в дорогом Шарме не хватало. Да и зависеть от капризов соотечественников не хотелось.

Можно, конечно, было заняться бизнесом, но не хотелось отвлекаться от занятий дайвингом. И тут нашлось решение.

-- Один мой друг, араб, решил арендовать пафосный ресторанчик на Nayama-Bay,-- рассказывает Илья,-- и как раз подыскивал себе партнера. Я продал свою квартирку -- все равно возвращаться не собираюсь -- и вошел в долю. Вложил я $100 тыс., сейчас получаю около $5 тыс. в месяц (в зависимости от сезона). При этом сам я к ресторану не имею никакого отношения: всем заправляет Анвар. Он профессионал, ему, как говорится, и карты в руки. А я спокойно занимаюсь дайвингом.

О том, что ему принадлежит один из самых дорогих ресторанов в Шарме, Илья предпочитает не распространяться: это только помешает дружить с местными и вести привольный образ жизни.

Но он знает несколько таких же "анонимных" бизнесменов, беззаботно употребляющих водку и гашиш. По его словам, недвижимостью эта публика не сильно дорожит, тем более что инвестиции в местный бизнес приносят больше, чем аренда этой самой недвижимости.

НАТАЛЬЯ НЕЙМАН



КоммерсантЪ-Деньги
06.11.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов