Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Знаковый бум

Российский рынок товарных знаков совершает второй десятилетний цикл

 Советский опыт дал возможность Сергею Ловцову вместе с несколькими коллегами открыть патентно-правовую фирму ЮС. До 1991 года он занимался регистрацией открытий и изобретений, работая в государственных патентных органах.

Сергей Ловцов закончил физфак МГУ, поработал некоторое время в НИИ ядерной физики, отслужил в армии и устроился в государственный комитет СССР по изобретениям. Работу в этой организации Сергей начал в отделе открытий.

Задача Ловцова заключалась в том, чтобы отсеять все противоречащее научным представлениям и отправить заслуживающие внимания заявки на дальнейшую проверку.

Порядок бил класс

- Заявки были двух типов: от самостийных изобретателей и авторитетных научных учреждений. Тогда наука была в моде, и наряду с авторами настоящих открытий нам приходилось общаться с многочисленными опровергателями теории Эйнштейна,- вспоминает Ловцов.- Но были и серьезные открытия, например, в области физики плазмы или геологии. Правда, таких заявок было всего около 40%.

Затем Сергей перешел во Всероссийский институт государственной патентной экспертизы.

- Тогда изобретений было много, поскольку существовала система их материального поощрения на государственном уровне. Работа велась систематическая, и, как говорится, порядок бил класс.

Поток изобретений увеличивался до 1989 года.

- Конечно, всегда были вопросы с практическим применением этих изобретений, но в мире из всех патентов используется не больше 6-7%.

Нельзя сказать, что оставшаяся часть пропадает даром - она становится базой для новых технических решений.

В начале 1990-х Сергей снова вернулся в государственный комитет изобретений, где в должности начальника научно-технического отдела встретил распад СССР.

- Мы тогда предпринимали определенные усилия для того, чтобы сохранить единой патентную систему для всего постсоветского пространства. Но эти усилия оказались невостребованными. И наша команда в новом, уже российском патентном ведомстве, оказалась не нужна.

Сергей вместе с некоторыми сослуживцами перешел в частную патентную компанию, где проработал до 1994 года, после чего вместе с пятью коллегамиорганизовал свою патентноправовую фирму ЮС.

Изобретения были в то время не в чести, и основной деятельностью компании стала регистрация и охрана товарных знаков. Компания предлагала полный спектр услуг: патентование заявок на ТЗ и разработок и оформление международных заявок.

- Многие российские организации только выходили на рынок, и все они хотели зарегистрировать на себя товарный знак, который бы закрывал всю категорию, например, мяса, колбасы или водки. Нам приходилось объяснять, что это невозможно.

Первым крупным клиентом ЮСа стал "Ростик'с", фирма и сейчас ведет часть товарных знаков компании, кроме тех, которые были переданы KFC. Также в 1990-х клиентом ЮСа стал ликеро-водочный завод "Кристалл".

- Принимали участие в истории вокруг водочного брэнда "Столичная"?

- Нет, но мы поучаствовали во многих других историях: в деле "Смирнов" против Smirnoff, в 2004 году занимались процессом, когда товарный знак "Гжелка" перешел в ТПГ "Кристалл".

Мы отстаивали этот знак и выступали оппонентами структур предпринимателя Александра Сабадаша. Одну "Гжелку" отстояли вплоть до Высшего арбитражного суда, за вторую до сих пор идет борьба.

- Кто сегодня ваши клиенты?

- Nestle, ЛУКОЙЛ, ТВЭЛ, "Вимм-Билль-Данн", НТВ, "Русагро", "Коркунов", "Русский стандарт", Kauffman, "Фармстандарт", "Империал тобакко", "ТНК-ВР холдинг", S7 и другие.

Признаки формулы

По словам Сергея, сегодня российский рынок товарных знаков совершает второй десятилетний цикл: как того и требует закон РФ, компания ЮС перерегистрирует те ТЗ, которыми она занималась в 1990-е годы. Сергей говорит, что около 70% из них активно используется до сих пор.

- Бум регистрации товарных знаков начала 1990-х сменился модой на изобретения. В 2000 году люди увидели, что можно не только продавать, но и что-то придумать - взять патент и на этом заработать. И пошли заявки. Если в России до 1991 года было 200 тыс. изобретений, то сейчас регистрируется 30 тыс. в год, и эту цифру надо умножить примерно на два с половиной, потому что в условиях действия патентного закона людям выгоднее в одной заявке упоминать несколько независимых решений, объединенных общим замыслом. Например, способ и устройство - экономишь на пошлине и услугах по оформлению заявки.

Чуть позже, уже к началу 2000-х годов, пошел бум регистрации полезных моделей.

Ими стали злоупотреблять. Например, была зарегистрирована обычная бутылка, охарактеризованная признаком, который к бутылкам обычно не применяется,- формой сечения в определенной плоскости. Собственники патента стали требовать деньги у производителей пива. По спутниковым системам сигнализации тоже были подобные процессы. Мы выиграли их в суде, доказав, что производитель патент не использует.

- Насколько патенты на изобретения дают возможность отстоять свои права в суде? Большинство производителей говорит примерно одно и то же: есть у нас патент, красивый, висит на стенке, но конкуренты все равно копируют, и ничего поделать с этим нельзя.



- Ну, это смотря как запатентовать. Все зависит от того, что написано в формуле изобретения. Надо составить ее так, чтобы изобретение было не только новым, но и чтобы его признаки были однозначно идентифицируемы. Кроме того, нужно помнить, что законом охраняется не только то, что совпадает с признаками формулы изобретения, но и то, что им не идентично, но эквивалентно. Если патент составить узко, без учета вариантов реализации изделия, которые для специалиста очевидны, то его будет легко обойти. Если слишком широко, то он будет отвергнут в Роспатенте. Тут, конечно, важен поиск золотой середины. Найдя ее, правообладатель изобретения в случае необходимости сможет предъявить претензии: взять образцы контрафактной продукции и пойти в суд.

Я не говорю, что мы такой процесс на 100% выиграем, но шансы есть. В среднем это будет стоить клиенту от 400 тыс. руб. и выше. Не все готовы к таким затратам.

По словам Сергея, после бума с полезными моделями в России началась череда судебных разбирательств с иностранными компаниями за их товарные знаки, зарегистрированные кем-то в России.

- Российские дистрибуторы очень любили регистрировать на себя товарные знаки зарубежных фирм. Потом сюда приходила сама компания и обнаруживала, что ее ТЗ принадлежит не ей. Но эти ситуации решались, как правило, в пользу правообладателя.

Сергей уверяет, что 80% нарушителей прекращают свою деятельность после грамотно составленного юридическогописьма в их адрес. По крайней мере, в промышленности такие случаи были.

История кота Бориса

- А как решаются дела с паразитическими регистрациями? В последнее время историй, связанных с недобросовестной конкуренцией, становится все больше. Например, один из последних громких случаев: компания "Продукты питания" зарегистрировала товарный знак "Кот Борис" по классу кормов для домашних животных (кот Борис - герой рекламного ролика брэнда Kitekat, принадлежащего компании Mars).

- Такую регистрацию без согласия обладателя авторского права можно успешно оспорить на основании закона о товарных знаках от 2002 года. Так, есть важное положение: если регистрация признана Федеральной антимонопольной службой актом недобросовестной конкуренции, то знак по заявлению заинтересованного лица из реестра удаляется. Надо доказать, что регистрация произведена не с целью индивидуализировать свой товар, а чтобы достичь экономических преимуществ, используя интеллектуальную собственность другого лица. До закона 2002 года люди сталкивались в подобных случаях с большими сложностями. Не было прямого указания на то, что подобный товарный знак должен быть аннулирован. Приходилось использовать нормы международного законодательства - Парижской конвенции по охране интеллектуальной собственности.

Сергей уверяет, что с новым законом паразитических регистраций стало значительно меньше. И тем не менее в интернете есть много сайтов, на которых можно купить известные товарные знаки по классам, не использующимся и соответственно не регистрирующимся правообладателями.

- Следует ли регистрировать свои знаки по всем 45 классам?

- Вопрос спорный. Это надежно и стоит вместе с пошлинами примерно 110 тыс. руб. Но чтобы был эффект, надо перерегистрироваться каждые три года. Есть другая возможность - признать товарный знак общеизвестным. Для этого обозначение должно интенсивно использоваться, иметь широкую известность в России среди потребителей - это подтверждается опросом, который проводят центры изучения общественного мнения. Вся процедура может стоить 700- 800 тыс. руб. Это дорогой способ, но зато общеизвестный знак охраняетсябессрочно.

Если знак не зарегистрирован по каким-то позициям, то попытки его захвата всегда будут, но к экономическому успеху они вряд ли приведут. Кому нужен товарный знак "Мерседес" по классу молочных продуктов, если известно, что компания производит автомобили? Ясно, что потребитель не будет связывать молоко с немецким производителем автомобилей, а тогда в чем смысл подобной регистрации? - Что еще сейчас актуально в плане охраны товарных знаков? - Наверное, наиболее актуально пресечение контрафактного использования. Это когда под известные ТЗ регистрируются похожие. Речь идет уже не о прямом копировании, а о достаточно ясных ассоциациях. Правда, встречаются и прямые плагиаты.

- Бывают ситуации, когда правообладатель не может защитить свои права?

- Такие случаи есть. Они, как правило, связаны с тем, что правообладатель упустил установленный законом срок оспаривания. Так, по делам о сходстве знаков до степени смешения установлен пятилетний срок с даты публикации сведений о регистрации. Если правообладатель более ранней регистрации этот срок проспал, то аннулировать знак по сходству он не сможет.

ПАВЕЛ РЯБИКОВ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»
26.10.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов