Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Стиль жизни среднего класса

Опубликовано в региональном еженедельнике "Без проблем"

Впервые понятие "средние слои" применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Именно он высказал идею, которая с тех пор регулярно повторяется многими учеными: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество. В начале 20 в. к среднему классу к относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития "общества массового благосостояния" в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса. Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтера, научные работники и т.д., на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки, представители многих других массовых профессий. Среди ученых постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения - то есть его самоидентификация как представителя "социальной середины". В связи с тем, что нет четких и единых критериев выделения среднего класса, существуют трудности с количественной оценкой. Например, в России к среднему классу по-разным оценкам относят от 10 до 60 % населения. Такая же несогласованность наблюдается в оценках казахстанских экспертов, которые утверждают, что к среднему классу в нашей стране относится от 18 до 60% населения республики. В данной статье мы хотим рассмотреть одну из классификаций среднего класса. Учитывая различные взгляды на то, что представляет собой средний класс, данная классификация не претендует на всеобъемлемость.

Для определения характеристик среднего класса в Казахстане использовались объективные характеристики населения, такие как :

1. Уровень образования (не ниже средне-специального)
2. Работа, связанная с умственным трудом
3. Доход на одного члена семьи - выше среднего по региону

В соответствии с этой классификацией к среднему классу в Казахстане можно отнести около 17% взрослого городского населения (Рисунок 1). В Алматы доля населения, относящегося к среднему классу, незначительно выше, - около 20%.

Рисунок 1 Доля взрослого городского населения Казахстана, относящегося к категории среднего класса





Далее рассмотрим особенности жизни среднего класса в целом по Казахстану, как более обширную группу, дающую возможность для получения статистически более надежной информации.
1. Использование банковских услуг
Семьи представителей среднего класса являются активными пользователями банковскими услугами. Среди них подавляющее большинство (94,4%) пользуются теми или иными банковскими услугами. Среди остальной части домохозяйств доля пользователей банковскими услугами ощутимо ниже (78%). Значительно различается и доля пользователей отдельными банковскими услугами в двух этих сегментах (Рисунок 2). При этом наибольший разрыв существует в использовании услуг международных переводов в страны дальнего зарубежья и по Казахстану, кредитов на покупку автомобиля.

Рисунок 2 Использование банковских услуг в семьях представителей среднего класса (городское население)




2. Оснащенность компьютером и использование отдельных телекоммуникационных услуг
Значимо различается и оснащенность компьютерами в семьях, представители которых относятся к среднему классу, и среди остального населения (Рисунок 3). В семьях среднего класса компьютер есть практически у каждой второй семьи (46%), среди остального населения компьютер имеет лишь каждая пятая семья (21%).

Рисунок 3 Наличие компьютера в семьях представителей среднего класса (городское население)





Похожая ситуация наблюдается и с использованием таких телекоммуникационных услуг, как сотовая связь и платное телевидение (Рисунок 4). Доля пользователей этими услугами значимо выше в семьях представителей среднего класса, где сотовой связью пользуются 9 семей из 10, услугами платного телевидения - каждая третья семья

Рисунок 4 Использование отдельных телекоммуникационных услуг в семьях представителей среднего класса (городское население)






3. Свободное время и хобби
Как иллюстрирует рисунок 5, способы представителей среднего класса и остального населения имеют много общего. Однако существуют способы проведения досуга, которые больше характерны именно для представителей среднего класса, чем для остального населения. К ним относятся: посещение кино, театров, кафе/ресторанов, ночных клубов, чтение журналов, просмотр фильмов на DVD, видеокассетах и других носителях, игра в видео- или компьютерные игры, проведение досуга в Интернете. Менее характерны для представителей среднего класса такие способы проведения досуга, как рукоделие, работа в саду, на огороде.

Рисунок 5 Способы проведения досуга представителей среднего класса и остального населения (городское население)




Интересы представителей среднего класса можно также проследить, анализируя, публикации каких тематик они предпочитают читать. По результатам исследования, по сравнению с остальным населением представителей среднего класса в большей степени интересуют следующие тематики публикаций:

--Дизайн
--Искусство
--Живопись
--Театр
--Мистика
--Психология взаимоотношений
--Воспитание детей и уход за ними
--Новости стран Европы и России
--Политические обзоры
--Анализ рынка и предприятий
--Потребительские свойства товаров
--Наука, технологии, компьютеры
--Недвижимость
--Финансы и инвестиции
--Страхование и банковские услуги
--Образование
--Одежда и мода
--Светская хроника
--Путешествия

Интересны также литературные предпочтения представителей среднего класса и остального населения республики (Рисунок 6). Во-первых, что сразу бросается в глаза, -это разница между количеством тех, кто не любит читать книги, среди представителей среднего класса и среди остального населения. Среди представителей среднего класса не любит читать книги в среднем 1 человек из 10, в то время как среди остального населения практически каждый четвертый. Существуют различия и в том, что именно читают представители среднего класса. Они в большей степени, чем остальное население, заинтересованы в чтении профессиональной литературы, словарей и справочников, поэзии (отечественной и зарубежной), зарубежной классической и современной литературы. Одинаково любимыми жанрами как у представителей среднего класса, так и у остального населения, являются детективы и приключения, любовные романы, фантастика.
Рисунок 6 Литературные предпочтения представителей среднего класса и остального населения (городское население)


Для написания статьи использовались результаты опроса взрослого городского населения Казахстана, который проводился в 4 квартале 2006 года.

Исследование предоставлено компанией ALVIN MARKET
19.10.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов