Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Все приходится делать самому

Как, начав бизнес с розлива газировки, дойти до скупки машиностроительных предприятий в Италии

Город Пьяченца на севере Италии подарил миру модельера Джорджо Армани и форварда итальянского «Милана» Филиппо Индзаги. А еще здесь находится машиностроительный завод JOBS — небольшой (выручка в 2006 г. — $50 млн), но уникальный: он делает станки для авиастроения, на которых, к примеру, вытачиваются сложные детали для нового самолета Boeing Dreamliner. С октября этого года завод принадлежит российской группе «Бородино».

Cделка началась в конце августа с делового ужина. Средневековый замок Кастелло ди Ривальта в пригороде Пьяченцы, свечи в канделябрах, выдержанное вино из подвалов. За столом президент и основной владелец «Бородино» Тигран Нерсисян и топ-менеджер Coesia Group Клаудио Мальпенси обсуждают производственные нюансы. До этого Нерсисян со своими менеджерами весь день осматривал завод, придирчиво изучал все аспекты производства и задавал массу технологических вопросов.

До этого завод принадлежал семье итальянских промышленников Сераньоли. Их Coesia Group с годовой выручкой €670 млн занималась разными направлениями машиностроения. Итальянцы решили сосредоточиться на выпуске упаковочного оборудования и машин для производства сигарет, а «лишнее» продать. С наследницей империи Coesia, основанной еще в 1923 г., Изабеллой Сераньоли, Нерсисян также встречался, чтобы согласовать сделку. Так, по примеру российских металлургов, «Бородино» обзавелась активами в Италии.

САМОДОСТАТОЧНЫЙ КООПЕРАТОР

До недавних пор основным бизнесом «Бородино» было производство напитков. Группа выпускает квас «Старый», коктейль «Отвертка», воду Mineraloff и др. «Жидкостный» бизнес, как называет его Нерсисян, в 2006 г. принес группе около $250 млн дохода. При чем же здесь машиностроение? Дело в особенностях подхода Тиграна Нерсисяна к бизнесу. С 1993 г. тогда 27-летний кооператор из Армении начинал с розлива газировки в подсобных цехах колхоза «Бородино» в подмосковном Можайском районе, знаменитого тем, что ему принадлежит легендарное Бородинское поле. Директор колхоза Виктор Лапкин стал партнером Нерсисяна.





Первая линия розлива была самодельной. Некондиционные бутылки покупали у PepsiCo, пробки закручивали при помощи насадки на дрель. Выпуская по 5000-6000 бутылок в месяц, Нерсисян через полгода накопил на оборудование для очистки воды (до этого его не было!), потом купил автоматические линии розлива, этикетировочную машину и т. д. Производство перенес в Можайск. Принципом кооператора оставалась самодостаточность. Чтобы выпускать этикетки, он запустил собственную типографию. Новые цеха строили собственными силами, из этого выросла своя строительная компания — «Бородино-Строй». Надоело зависеть (по цене и качеству) от поставщиков сырья — наладил выпуск квасного сусла в Оренбурге и сокового концентрата в Армении. Решил наладить дополнительные каналы продаж — запустил собственную сеть магазинов «Продуктория».

Линии по выпуску бутылок и банок, а затем розливу в них напитков «Бородино» закупала в основном в Италии и Германии. Заказа приходилось ждать по 6-12 месяцев. Так у Нерсисяна появилась идея заняться машиностроением. В начале 2000-х возникла компания «Бормаш», которая наладила выпуск технологического оборудования — линий для выдува пластиковых бутылок, розлива напитков и упаковки товара.

В 2004 г. «Бородино» купила Савеловский машиностроительный завод (СМЗ, город Кимры в Тверской области). Бывший гигант советского машиностроения, ежегодно выпускавший до 1000 станков с числовым программным управлением, к тому времени стоял без работы. «Пятнадцать лет станков никто не заказывал. Авиапром, ранее бывший крупнейшим заказчиком, практически прекратил выпуск самолетов», — рассказывает главный конструктор Национального института авиационных технологий (НИАТ) Игорь Вайнштейн. Запчасти, а также экспортные «Су» и «МиГи» продолжали выпускаться на старом, уже на 60% изношенном оборудовании.

Парк лайнеров стремительно изнашивается, значит, нужны новые гражданские самолеты. К тому же у Минобороны начали появляться деньги на обновление парка истребителей (до этого они шли только на экспорт). А это значит, что российскому авиастроению понадобятся современные станки — по возможности отечественного производства. Три года назад эту логику понимал не только Нерсисян, но и, например, «Трансмашхолдинг». Его акционеры начали создавать станкостроительный холдинг — сейчас он называется «Станко Импекс Групп». В сферу их интересов входил и СМЗ. Было всякое: противоборство нескольких юрлиц, возникших в ходе процедуры банкротства завода; иски о том, что «Бородино» якобы незаконно выкупила имущество СМЗ; десанты налоговиков из Твери (по совпадению там находится одно из крупнейших предприятий «Трансмашхолдинга»). «Бородино» все же удалось выстоять в корпоративной войне.

ИТАЛЬЯНСКИЙ РЕЦЕПТ

Но СМЗ надо было еще и развивать. Для начала, чтоб загрузить завод, Нерсисян перенес в Кимры производство пищевого оборудования. С тех пор выпущенные на СМЗ технологические линии закупили производитель соков «Лебедянский», водочный завод «Топаз», Усть-Илимский пивоваренный завод и др. Для завода «Аква Вижн» (марка Botaniq) под Москвой компания Нерсисяна полностью монтировала производственные линии. Ну и для своего производства «Бородино», естественно, сама выпускает оборудование.

Одна проблема: отдельные технологически сложные элементы приходится закупать за границей. Например, на заводе SBC Bottling & Canning в городке Монтеккио-Эмилия на севере Италии. Его владельца Бартоломео Валенте Нерсисян знал с 1994 г., когда впервые ездил по европейским выставкам, подыскивая оборудование для производства напитков. Зачем постоянно покупать часть оборудования на стороне? Нерсисян, как всегда, предпочел быть самодостаточным и в 2006 г. выкупил у Валенте завод. Заплатил €17 млн (без учета стоимости зданий и сооружений — они арендованы). Валенте еще несколько месяцев поработал директором, но потом ушел. «Не сработались, — объясняет Нерсисян. — Быть менеджером — это все-таки другая психология, чем быть владельцем».

Сейчас на SBC новый директор-итальянец, россиян там нет вовсе — их туда и не планировалось посылать. Цель была — получить синергию. Например, заводы Нерсисяна совместно выполняют крупный контракт на поставку технологических линий на $100 млн пивоваренным производствам в Африке и Азии. Кроме того, сейчас на «Бормаше» трудится целая группа специалистов из SBC, внедряют европейские стандарты и технологии.

«В России вообще нет традиций производства современного пищевого оборудования, у него нет европейского дизайна, нет полной технической документации. Эти вещи приходится заимствовать, — говорит Нерсисян. — А так на СМЗ есть технологии, которые опережают европейские». Вообще Монтеккио-Эмилия и Кимры чем-то похожи. Оба небольшие провинциальные городки, рабочие и там и там квалифицированные. Только уровень жизни разный: наши после работы отправляются на приусадебные участки выращивать картошку, итальянцы — отдыхать в ближайшую кафешку.

С выпуском станков для авто- и авиастроения Нерсисян поступил примерно так же, как c SBC. Ради современных технологий и возможных зарубежных контрактов он купил итальянскую компанию JOBS. Причем в том же регионе, что и SBC, — в Эмилии-Романье — это промышленный север Италии.

Первые заказы на станки «Бородино» начала получать в конце 2006 — начале 2007 г. «Роствертол» закупил оборудование для изготовления лопастей вертолетных винтов. КамАЗ приобрел станки для выпуска тормозных колодок. Нижегородский завод «Сокол» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) купил фрезерные станки, на которых вытачиваются элементы шасси, и т. п. Общий портфель заказов СМЗ достиг $80 млн. Но это все новые модификации старых станков, разработанных 20-30 лет назад. А пока отечественное станкостроение стояло, иностранные производители ушли далеко вперед. Поэтому необходимо было перенимать их технологии.

Почему именно итальянцы? JOBS не самая крупная компания в отрасли, зато высокотехнологичная. Есть более крупные концерны, например американский MAG IAS или немецкий DMG. Но они и стоят дорого, и купить их сложнее. Многие западные страны настороженно относятся к трансферу технологий. А Италия открыта и к российским инвестициям, и к передаче современных технологий: патентов, технической документации и др. К тому же JOBS — сильный отраслевой бренд: компания делает станки для Boeing Dreamliner и итальянской Alenia Aeronautica — партнера нового российского самолета Sukhoy SuperJet.

Только ОАК в 2007-2010 гг. понадобится оборудования на сумму около €300 млн. «Часть будет импортироваться. Весь объем СМЗ не сможет выпустить просто физически, зато в альянсе с JOBS сможет претендовать на больший кусок пирога, вплоть до 25%», — говорит Вайнштейн из НИАТа. Крупнейший потребитель — проект Sukhoy SuperJet, он уже заказал около 30 станков СМЗ и будет рассматривать предложения СМЗ-JOBS в дальнейших тендерах.

ПОСТАВЩИК ВОЕННЫХ

Получив контроль над заводом по производству станков для авиапрома, Нерсисян получил и поддержку своим начинаниям со стороны военных и «Рособоронэкспорта». Новые покровители помогли ему сделать рывок еще в одном бизнесе — девелопменте.

Нерсисян пришел в этот бизнес после того, как Юрий Лужков в начале 2000-х велел вывести промышленные предприятия из центра Москвы. У Нерсисяна здесь был завод газировки «Мона», купленный в 1998 г. и переориентированный (из-за больших производственных издержек) на выпуск конфет. Завод убрали, а на его месте предприниматель возвел бизнес-центр и газовую ТЭЦ в придачу: в Москве уже намечался дефицит электричества, и подключение стало стоить бешеных денег. «Оборудование купили в Австрии, сами смонтировали при помощи инженеров Siemens и сами эксплуатируем, — гордится Нерсисян. — Я тогда так этим увлекся, что уже думал начать выпускать турбины, но не нашел подходящей площадки».

Зато всерьез занялся девелопментом. Сейчас Нерсисян строит новые офисы класса А в престижных местах — на Большой Пионерской и Николоямской. Когда пошла мода на так называемое комплексное развитие территорий, «Бородино» взялась строить целые жилые кварталы в регионах своего присутствия — Можайске, Медыни и др. Цена на жилье в таких местах не сильно превышает себестоимость строительства (до $1500 за 1 м2), но можно заработать за счет объемов.

Делать объемы «Бородино» помогают военные и «Рособоронэкспорт». В Нижнем Новгороде, например, группа получила от Минобороны бывшую территорию зенитно-ракетного училища и строит там 200 000 м2 жилья. Часть квартир получат военнослужащие. А в Медыни, Кубинке и Мытищах строительству жилых кварталов способствует «Рособоронэкспорт». Это магическое название помогает получать разрешения на строительство и реализовывать часть квартир военным по госпрограммам. Впереди — громадье планов по дальнейшему сотрудничеству. Председатель совета директоров «Оборонпромстроя» (строительной «внучки» «Рособоронэкспорта») Лев Зотов как-то оговорился, что доходы от совместных проектов с «Бородино» пойдут на «высокотехнологичные проекты». Такими проектами занимается созданный «Рособоронэкспортом» фонд «Спорт», где Зотов работает вице-президентом. Самый крупный проект фонда — строительство в подмосковном Зеленограде спортивно-делового комплекса «Инфо-Сити» за $1,5 млрд. «Бородино» даже разработала проект комплекса, который венчают башни из стекла и бетона высотой 96 и 86 этажей. Но когда информация о нем попала в прессу, им сразу заинтересовались и другие не лишенные высоких покровителей игроки. Сейчас Нерсисян рассказывает об «Инфо-Сити» скупо: «В Зеленограде возникли проблемы с передачей нам земли. Но проект остается нашей интеллектуальной собственностью, и мы сможем реализовать его в другом месте».

Зато «Бородино» минувшей весной провернула другую удачную сделку: купила компанию «Зарубежстрой». Она возводит квартал «Москва» в монгольском Улан-Баторе, участвует в тендере на строительство завода «Русала» в Гвинее. Но имеет проекты и в России: строит офисы в Москве и завод Volkswagen (€370 млн) под Калугой. В Калужской области у Нерсисяна сильные позиции: «Бородино» здесь делает тушенку для армии и развивает город Медынь.

Строительный дивизион формирует уже большую часть выручки «Бородино», которая в прошлом году составила 17 млрд руб. По итогам 2007 г. Нерсисян — с учетом новых приобретений — ожидает 36 млрд руб. выручки. Из них 20 млрд руб. должен принести девелопмент. А доли продуктового дивизиона и машиностроения в выручке, по видению Нерсисяна, сравняются. Получается, что машиностроение, начинавшееся три года назад с нуля, принесет 8 млрд руб. Реальны ли такие темпы роста в этой отрасли?

Предпосылки имеются. СМЗ — монополист в своей отрасли, примерно как «Силовые машины» для РАО ЕЭС, только поменьше. А с учетом итальянских заводов — еще и технологически подкованный. Кроме того, машиностроение курирует гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, глава Союза машиностроителей. Ему же подчиняется и ряд клиентов СМЗ — вертолетный холдинг «Оборонпром», КамАЗ, производители истребителей. Наконец, государство выделяет деньги на закупку оборудования для Объединенной авиастроительной корпорации. Грех не подняться на таких дрожжах.

Илья Хренников


SmartMoney

18.10.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов