Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Яндекс" популярности



Инвесторы поисковой системы оказались несгибаемыми



Компанию "Яндекс" создали два друга - Илья Сегалович и Аркадий Волож. Познакомились они в Казахстане в физико-математической школе.
- Мои родители были геофизиками,- рассказывает Илья.- Они приехали в Казахстан открывать месторождения. Когда я был в седьмом классе, отец привел меня в физико-математическую школу в Алма-Ате. Там же стал учиться сын приятеля отца. Этим сыном и был Аркадий Волож. Мы сразу подружились. Учились оба неплохо и вместе ездили на республиканские олимпиады- удостоились двух золотых медалей из четырех, которые получила в тот год русскоязычная часть нашей школы. Но несмотря на все наши достижения, МГУ отказался нас принять.


- На какой факультет поступали?

- На геологический. В итоге наши пути временно разошлись: я пошел учиться на факультет геофизики в геологоразведочный институт, Аркадий же поступил в "керосинку" - Московский институт нефти и газа имени Губкина - на факультет прикладной математики. После окончания вуза я работал в институте минерального сырья, а Аркадий - в кооперативе, который торговал компьютерами.


- Он не звал вас в кооператив?

- В то время я в институте зарабатывал неплохо. Аркадия же продажа компьютеров сама по себе никогда не прельщала, поэтому в какойто момент он занялся еще и программированием, позвонил мне как-то и сказал: "Приходи".
В компании под названием "Аркадия" уже работали четыре человека, Илья стал пятым. А первым крупным клиентом фирмы было госучреждение, которое сделало заказ на разработку информационной системы "Международная классификация изобретений". Программисты "Аркадии" разместили информацию, содержащуюся в семи томах, на нескольких дискетах. Кроме того, они разработали систему поиска. За первым госзаказом пошли и другие. Но, по словам Ильи, возникли проблемы со сбытом, да и народ стал уезжать за границу.


- Вы уехать не хотели?

- Поначалу хотел. Даже получил какое-то там разрешение. Но в последний момент передумал.
Мне показалось, что мы сможем наконец-то создать хорошую систему поиска в DOS. Поэтому я остался.


- Как быстро вы поняли, что пришел успех?

- Долгое время не удавалось создать качественный продукт, приходилось отдельно готовить информацию и отдельно ее обрабатывать. Иногда что-то получалось неплохо. Вообще было ощущение, что технология на подходе, оставалось придумать, во что ее обернуть. Мы сделали Библейский компьютерный справочник, в 1995 году он появился в продаже в красивой коробочке. В России на тот момент поиском занимались только "Информатик", "Агама", МИРС да мы, неизвестные. Но в определенный момент "Аркадия" всех обогнала, сделав поисковую программу под Windows. Хороших разработок в этой области тогда ни у кого еще не было. Мы оказались на переднем крае.
В 1995 году в России отмечали 200 лет со дня рождения Грибоедова. "Аркадии" поручили объединить всю информацию о писателе - все его издания и материалы о нем в одной оболочке.
В этом же году случилось знаменательное событие: "Аркадия" подключилась к интернету.
- Произошло это благодаря тому, что фирма CompTek взяла нас под свое крыло. Мы стали их отделом, переехали к ним в офис, подключились к Сети и поняли, что надо срочно делать онлайнпоиск. Но первыми занять эту нишу не успели- нас опередила компания "Агама", запустившая в 1996 году систему "Апорт" и начавшая ее активно рекламировать. Но у "Апорта" имелся существенный недостаток: не было несловарной морфологии.
Ниша для "гиков" - Практически одновременно с началом нашей работы над онлайн-поисковиком к нам в команду пришла Лена Колмановская - теперешний главный редактор "Яндекса". До этого она несколько лет проработала в США программистом, ужасно заскучала от этого занятия и вернулась в Россию искать интересные предложения на рынке поисковых систем. По ее словам, наша разработка оказалась лучшей.
Воодушевленные участники проекта под эгидой CompTek создали программу для поиска по сайту- "Яндекс.Site" и представили ее на профильной ИТ-выставке.


- Почему именно "Яндекс"?

- Мы понимали, что нужно придумывать другое название - ни "Грибоедов", ни "Библия" не подходили. Поэтому было сконструировано слово в духе тогдашнего "Коммерсанта" - в "индексе" букву "и" переправили на "я". Получилось забавно.
Одновременно с "Яндексом" появился проект "Рамблер", который запустил поиск по интернету в 1996 году, тогда как "Яндекс" в то время продавал поисковые продукты только для отдельных серверов. Однако вскоре CompTek догнал конкурентов, и в сентябре 1997 года в российской Сети появился www.yandex.ru.


- Зарубежные системы не пробовали взять за образец?

- Самой популярной из зарубежных поисковых систем в России на тот момент была AltaVista.
Она очень плохо искала по-русски. Мы посмотрели на нее и поняли, как делать не надо.


- А от отечественных конкурентов вы чем отличались?

- Мы постоянно придумывали какие-то "фишки", чтобы выделяться на общем фоне: добавили интересную статистику, форум для пользователей, потом "семейный" поиск, топ-20 запросов и т. д. В 2000 году у нас была неделя сервисов - каждый день мы вводили новый, например, почту, новости.


- Как финансировался проект?

- В 1999 году инвесторы поверили в то, что интернет будет активно распространяться в России и что сайты смогут себя окупать и даже приносить немаленькую прибыль. Поэтому они стали бегать по рынку в поисках объектов для инвестиций. Тогда Аркадий решил уйти из CompTek и создать отдельную компанию. Мы ушли за ним развивать независимый портал.
И на нас тут же посыпались предложения о финансировании. Аркадий очень удачно тогда выбрал партнера, провел переговоры, и в итоге мы продали треть компании. На вырученные деньги наняли много новых людей и сняли забавную телевизионную рекламу: по улице шел человек и видел плакат с изображением преступника с изуродованным лицом, которого играл загримированный Тема Лебедев. Неожиданно появлялся преступник с плаката, клал человеку руку на плечо и спрашивал: "Закурить не найдется?" Тут играла бодрая музыка и появлялась надпись: "Найдется все!" -

Каковы были ваши дальнейшие шаги?

- Мы сделали "Народ.Ру" и "Молоток.Ру" и долгое время были нишевой поисковой системой для "гиков" - людей, одержимых компьютерными технологиями. "Гики" знали, что можно искать у нас. Справедливости ради надо отметить, что "Апорт" нам ничуть не уступал, но он и раньше получил инвестиции. Ошибкой "Апорта" стала концентрация на продажах. Им было неинтересно заработать миллиард в будущем, они решили заработать миллион, но сейчас.
В итоге их, возможно, даже более удачный продукт сошел на нет.
Что касается "Яндекса", то на тот момент наши расходы превышали доходы.Примерно такая же картина наблюдалась и у большинства наших конкурентов. Поэтому инвесторы быстро разочаровались в интернете, стали волноваться и сомневаться. Было непонятно, сколько еще ждать и когда это все раскрутится. Первый тревожный звоночек прозвенел в марте 2000 года, когда рынок начал "сдуваться".
Несколько компаний рухнули, некоторые были проданы или объединены с другими. Тяжело пришлось "Рамблеру", они раза три меняли собственников. Но нам повезло - наши инвесторы оказались несгибаемыми, они верили в нас и понимали, что мы будем еще долго выходить в плюс. Правда, денег в связи с этим они нам не добавили.
Свои "бриллиантики" - В 2001 году мы сделали энциклопедию, лингвоперевод и систему рекламы. Последняя денег в то время нам приносила, конечно, мало. Однако рынок рос, каждый год мы удваивались по количеству пользователей и в 2002 году, наконец, пробили стену - стали зарабатывать больше, чем тратить. Сейчас по числу пользователей российский интернет уже не удваивается, но идет большой внутренний рост: люди стали больше тратить на рекламу. Появилась даже целая индустрия по продвижению сайтов в поисковых системах.


- Почему бы вам самим не брать за это деньги?

- Мы хотим быть честными по отношению к пользователям. Для тех, кто готов заплатить деньги, у нас есть отдельный рекламный блок в результатах поиска - "Яндекс.Директ".
Мы считаем, что реклама должна быть отделена от результатов поиска, и не хотим, чтобы нас подозревали в том, что она туда проникает незаконно.
По словам Ильи, у компании "Яндекс" сегодня много уникальных разработок. Например, "Яндекс.Новости".
- Рубрика начиналась как плоский агрегатор новостей. В 2003 году мы создали оригинальную технологию: научились объединять новости по темам, ранжировать по важности.
Теперь робот определяет, как часто о новости пишут агентства, как часто на нее кликают пользователи. Причем он не просто тупо показывает первые три строчки, а выбирает из текста сообщения самое интересное для пользователя. Этим мы отличаемся от некоторых наших конкурентов.


- Каким образом робот это выбирает?

- Вот это и называется искусственным интеллектом. Робот способен находить в сообщении контрастную ключевую часть. Нигде в мире нет подобных технологий по обработке новостей.
Есть свои "бриллиантики" и в "Яндекс.Почте", хотя и не такие яркие. Например, не у всех пользователей доходят руки сохранить адрес в адресной книге, поэтому у нас это происходит автоматически. Причем наша умная система умеет сопоставлять e-mail и имя корреспондента, и, если человек имеет несколько ящиков, адресная книга сама их "склеивает".


- Были какие-то идеи, которые не прижились?

- Некоторые проекты закрылись, но они и затевались как временные: "Яндекс.Пиво", "Яндекс.Лето", "Яндекс.Новый год".
Был закрыт "Яндекс.Отпуск" - проект, который предлагал туры. Он был сделан по образцу "Яндекс.Маркета", но выяснилось, что тур- гораздо менее стандартизированный объект, чем пылесос или мобильный телефон. Путевками надо торговать по-другому, глубоко влезать в индустрию, так что мы признали его неудачным и закрыли.


- Сколько сотрудников работают в компании?

- До 2002 года у нас был один состав, примерно 70-80 человек. Сейчас только в головном офисе работают 600 сотрудников, а у нас есть еще филиалы в Киеве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. В общей сложности - 800 человек, из которых 30% - разработчики. Остальные- продавцы рекламы, менеджеры, те, кто работает с данными, каталогами. На сегодняшний день оборот компании - $72 млн в год, почти половина - прибыль. Оборот увеличивается каждый год в два раза.

АДЕЛАИДА СИГИДА

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»
21.08.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов