Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Половина Нижельского

У главы MEC Group закончился период раздвоенности

Последние десять лет президенту MEC Group (входит в GroupM, управляющую медиаактивами холдинга WPP в России) Александру Нижельскому приходилось отдавать свою энергию двум входящим в группу агентствам: Maxus и Mediaedge:cia. Теперь, когда принято решение о разделении MEC Group, Нижельский получит возможность сосредоточиться на российском офисе сети Maxus. И это совпадает с его личными планами.

Рассказывая о своей карьере менеджера, Александр Нижельский членит ее на этапы в соответствии с числом подчиненных: «Я десять лет управлял двумя агентствами. Когда эти агентства вместе составляли человек тридцать, это был своего рода фан. Когда сотрудников стало пятьдесят, это тоже было нормально. Когда шестьдесят-семьдесят - тяжеловато, но нормально. Когда же стало сто восемьдесят, я понял, что не могу больше контролировать все операции этого бизнеса на ежедневной основе». Сегодня президент MEC Group (в структуру входят медиаагентства Maxus, гендиректором которого также является Нижельский, и Mediaedge:cia), прошедший длительный этап роста ввысь, отдает предпочтение росту качественному.

Новый этап в профессиональном развитии Нижельский связывает с работой в агентстве Maxus, которое он сам создавал в 1997-м (тогда - под вывеской «МегаМедиа»). Впрочем, нельзя сказать, что такими планы президента были изначально. Назначению Нижельского гендиректором Maxus предшествовали уход с этой должности Эдуарда Роднянского (в настоящий момент - управляющий директор агентства Medialect) и приезд в Москву Кристиана Гино, занимавшего в штаб-квартире Mediaedge: cia Global Solutions в Лондоне должность управляющего партнера. Познакомившись с Гино, Нижельский понял, что может отдать Mediaedge:cia в надежные руки иностранца, а сам планирует сфокусироваться на Maxus.

африканские страсти

Александру Нижельскому на протяжении его карьеры в рекламе всегда довольно легко удавалось сработаться с иностранцами. Так, уже в первое в его жизни рекламное агентство DMB&B Александра принимало на работу западное руководство. Впоследствии, перейдя в «Видео Интернешнл», Нижельский активно выступал за альянс с западной сетью, в результате чего возникло агентство CIA Russia. Позже топ-менеджер, в отличие от многих своих коллег, согласился принять корпоративные стандарты WPP — международного холдинга, вошедшего в медийный бизнес ВИ. Наконец, на роль руководителя Mediaedge:cia президент MEC Group пригласил французского подданного Кристиана Гино.

Способности к столь успешной межкультурной коммуникации были заложены еще в детстве: первые три класса Нижельский окончил в США, а шестой, седьмой и восьмой — в Афганистане, куда потом приехал со школьными товарищами летом после девятого. «Мои самые счастливые школьные годы прошли в цветущем Кабуле», — говорит Александр, сожалея, что таким помнят город только те, кто жил в нем до начала военных действий.

Жизнь за границей, связанная с дипломатической службой отца, уже сама по себе могла заменить лучшую языковую спецшколу. Однако можно не сомневаться, что в выборе вуза немалую роль сыграло и образование родителей, окончивших Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Сын решил не нарушать традиции.

Впрочем, еще до поступления в институт случилось неожиданное. Срочно приехавшая из Афганистана мать рассказала, как отец под каким-то предлогом попросил ее вернуться из Кабула в Москву. Загадка разрешилась скоро: тем же вечером в программе «Время» сообщили, что в Кабуле началась революция. К счастью, все обошлось, отец вернулся в Москву через какое-то время и вскоре продолжил свои дипломатические командировки в другие страны. А Саша вместе с братом старательно учили языки и «оттягивались по полной» в трехкомнатной квартире в Москве.

Сдав на выпускном экзамене профильный английский на «отлично», молодой человек решил погрузиться в мир романтики и приключений «на другом континенте и в других условиях жизни». Однако налаживать контакты с населением других стран на деле оказалось не так приятно: вместо экзотической Танзании, куда увлеченный рассказами уже отслуживших выпускников всеми силами души стремился Александр, его отправили в нищую и разрываемую внутренними противоречиями Эфиопию. Теперь из абиссинских приключений Нижельский особенно вспоминает одно: однажды, возвращаясь из командировки с эфиопско-сомалийской границы, где продолжались вялые боевые действия между двумя государствами, по ошибке водителя они проехали минут сорок, как потом оказалось, по заминированной дороге. «Не туда свернули», - смеется Александр.

В то время в советских гарнизонах Эфиопии служили многие будущие рекламисты, например Сергей Пискарев. Однако встретился с нынешним президентом АКАР Нижельский уже позже, в Москве.

>> Александр Нижельский

Родился в 1962 году в Москве

Образование: В 1984 году окончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза

Опыт работы: 1984—1986: служба в Советской армии
1987—1990: работа на Гостелерадио
1990—1994: медиаменеджер, впоследствии медиадиректор агентства DMB&B
1994—1997: медиадиректор агентства РАВИ (ГК «Видео Интернешнл»)
1997—2005: генеральный директор агентства «МегаМедиа»
1998—2005: генеральный директор агентства CIA Russia
2005—апрель 2007: генеральный директор агентства Mediaedge:cia
С октября 2006 — генеральный директор агентства Maxus
C апреля 2007: президент MEC Group (в группу входят агентства Maxus и Mediaedge:cia)

за кадром прайм-тайма

Разочаровавшись в работе переводчика и во второй раз сменив южный климат на московский, Нижельский сумел в непростой действительности 1980-х найти занятие по душе. Новые знакомые помогли устроиться на Гостелерадио, где Нижельский проработал три следующих года. Новоиспеченному сотруднику управления внешних связей пришлось строить отношения с зарубежными телекомпаниями. Частые командировки в разные места России, куда Александр ездил с журналистами из Индии, Гонконга, США и других стран, чем-то напоминали его армейскую службу, только были более спокойными.

Позже, перейдя в редакцию информации, куда Нижельского позвал его коллега Сергей Доренко, он познакомился с тогдашними и будущими звездами телеэфира: Михаилом Осокиным, Татьяной Митковой и Евгением Киселевым. Сегодня Доренко вспоминает своего бывшего сослуживца с уважением: «Всегда очень мало людей, способных структурировать и свое сознание, и время, и пространство вокруг себя. Саша относился к их числу».

Работа редактора состояла в том, чтобы доводить до ума видеосюжеты зарубежных журналистов, которые все как один не соблюдали хронометраж. «Без ложной скромности скажу, что она у меня неплохо получалась», - говорит Нижельский, чья редакторская деятельность совпала со «звездным часом» Нельсона Манделы: о знаменитом южноафриканском политзаключенном Александр выпустил не менее 50 сюжетов.

Однако к тому моменту, как редактору самому предложили выступить в качестве ведущего выпуска вечерних новостей, что фактически означало восхождение на телевизионный олимп, Нижельский уже получил альтернативное предложение. Михаил Булах, одноклассник Нижельского по кабульской школе, и Михаил Лепилин в 1990-м году решили открыть в Москве офис рекламного агентства DMB&B, пригласив Нижельского быть третьим. Партнеры рассудили, что опыт телевизионщика поможет ему возглавить медийное направление агентства.

«Выбирая между двумя предложениями, я тогда подумал, что Познером мне никогда не стать, - признается глава MEC Group, - а в новом рекламном бизнесе, возможно, преуспею, так как испытывал к нему большой интерес». Доренко не помнит, при каких условиях Нижельский покинул стены Гостелерадио, однако отмечает, что в то время «многие уходили в бизнес». А глава одного из российских рекламных агентств вспоминает, что на заре 1990-х в самом воздухе витало ощущение, что «надо что-то сделать».

Александр понравился приехавшим в Россию для проведения интервью представителям штаб-квартиры DMB&B, и они ударили по рукам. Так талантливый редактор стал медиаменеджером.

реклама на ватмане

Пока Булах и Лепилин (вскоре последнего на посту генерального директора заменил Сергей Коптев, сейчас - председатель совета директоров Publicis Groupe Media и Leo Burnett Group) занимались организационными и клиентскими вопросами, Нижельский стал делать для начавших появляться иностранных клиентов обзоры и презентации, впервые знакомившие их с российским рынком. «До медиапланирования и исследований было далеко, - вспоминает Нижельский. - Но по крайней мере, я рассказывал им, куда они попали». В Россию тогда хлынул целый поток иностранцев, очарованных уже тем, что они оказались в стране, которую до этого видели только по телевизору. Телевидение же являлось на первых порах едва ли не единственным медийным предложением, а «планирование», как вспоминает Нижельский, осуществлялось следующим образом: «Разлиновав лист ватмана и написав на нем названия телевизионных передач, я на основе интуиции присваивал им рейтинги». Кстати, большинство этих рейтингов оказались потом близки к результатам первых настоящих телеизмерений, что не могло не порадовать автора.

Параллельно первым российским рекламистам приходилось садиться за парты и учиться азам нового незнакомого ремесла. Нижельский тепло вспоминает первого приехавшего из Лондона медиаспециалиста - Кевина Маллоя, который «прямо на ходу начал обучать и консультировать нас в нашей новой работе». Кроме того, приходилось и самому уезжать за границу, в частности в Будапешт, где такие же начинающие медиаменеджеры из Восточной Европы (здесь, как и в России, рекламный рынок только создавался) проходили курсы обучения: «Именно здесь мы познавали азы медиапланирования, а также получали огромное количество литературы для дальнейшего изучения». А со структурой рекламного агентства Нижельский более тесно познакомился во время своих стажировок в Лондоне, где изучал работу всех основных отделов лондонского офиса DMB&B.

Вскоре после открытия DMB&B медийный отдел агентства был расширен, а прошедший «курсы повышения квалификации» Нижельский стал медиадиректором. Приобретенные на Западе знания оказались кстати. В начале 1990-х агентству удалось выиграть тендеры крупнейших рекламодателей - компаний Mars и P&G, после чего уже «началась настоящая серьезная работа с большими деньгами».

В то время телевизионный рынок был поделен между двумя основными игроками: «Премьер СВ» и «Видео Интернешнл», которое уже начинало продавать эфир не по минутам, а по GRP. Соответственно возникали тесные профессиональные контакты с руководителями этих компаний - Владимиром Жечковым («Премьер СВ») и Юрием Заполем (ВИ). При этом сами условия видения бизнеса подталкивали к тому, чтобы отношения между партнерами были минимально формализованными: «Мы с Заполем честно разместили многие миллионы долларов, иногда подписывая документы задним числом, так как решение о проведении кампании приходилось принимать моментально». Так, на доверии, они проработали несколько лет.

превентивные меры

На пятый год работы в DMB&B Александру позвонил Заполь и поинтересовался, чего ему не хватает в его работе. Создатель ВИ как в воду глядел: несмотря на работу с крупнейшими клиентами и безоблачные перспективы в будущем, Нижельского не все устраивало. Он считал, что инвестиции в бизнес были недостаточны. «Рынок рос такими темпами, что возникла необходимость набирать новых людей, вкладывать средства в их обучение, покупать новые компьютеры и исследования», - вспоминает Нижельский. И резюмирует: «Я перешел в ВИ, потому что мы сошлись с Юрой в том, что надо работать на опережение».

В России создавался потребительский рынок, и топ-менеджер считал, что стоило подготовиться как к приходу новых рекламодателей, так и к большим рекламным затратам уже существующих. Кроме того, амбиции Нижельского требовали не просто руководства одним из отделов агентства, а создания собственного (такая возможность открывалась именно в ВИ). Однако сначала предстояло поставить на ноги полносервисное рекламное агентство РАВИ, принадлежащее «Видео Интернешнл», куда Александр и перешел в 1994 году на знакомую по DMB&B должность медиадиректора.

Гендиректором РАВИ стал Дмитрий Аброщенко, перешедший из Ogilvy & Mather, а на пост директора по работе с клиентами Нижельский порекомендовал своего коллегу по DMB&B Александра Романова. Четвертым топ-менеджером стал креативный директор Иван Чимбуров, также явившийся из западного агентства — BBDO. Вспоминая команду сетевых специалистов, пришедших создавать российское агентство, Нижельский убежденно говорит: «Таким составом можно было горы свернуть».

А обеспечить успех этому «геологическому» почину должны были обещанные Заполем инвестиции. Аброщенко (в настоящее время — гендиректор РА «Манифеста») вспоминает, что значительная часть средств шла на привлечение опытных специалистов. Кроме того, на глазах воплощалась профессиональная мечта Нижельского: приобреталась техника, покупались медиаисследования, разрабатывалось собственное программное обеспечение. И результаты не заставили себя ждать. Романов (сейчас — гендиректор РА Smart Communications) перечисляет рекламодателей, которых взяла на обслуживание «праматерь всех рекламных агентств ВИ»: Hitachi, United Distillers (бренды Gordon’s, Jonny Walker), Bosch. Одним из крупнейших в то время бюджетов в России располагал еще один клиент РАВИ — Polaroid (около $4 млн).

Бизнес агентства рос, пока наконец в 1997 году в ВИ не решили последовать международному веянию и развести медийный и креативный отделы. «Мы почувствовали, что как медийщики мы должны сами отвечать за свою работу и не терять бизнес оттого, что подкачал какой-то другой отдел. Точно так же кого-то другого могли подвести и мы», — объясняет Нижельский тогдашнюю логику. Пятилетний опыт работы медиадиректором в западном агентстве и три года в российском были хорошим плацдармом для того, чтобы наконец-то самому возглавить агентский бизнес. «Это был вопрос времени», — говорит Аброщенко о назначении Александра гендиректором медиаагентства, открывшегося в структуре ВИ под вывеской «МегаМедиа». Теперь за приход новых клиентов и потерю старых ему предстояло отвечать лично.

Однако переходя в 1994-м в ВИ, Нижельский также строил планы по созданию агентства, совместного с одной из международных медиасетей. Дело в том, что та школа западного ведения бизнеса, с которой он познакомился за годы работы в DMB&B, не могла не повлиять на стиль работы и подходы к строительству агентства. «Зачем изобретать велосипед, — спрашивает Нижельский, — если в международных сетях уже есть необходимая культура и отработаны все процедуры?»

Западный вектор в развитии медиаотдела РАВИ заключался в сотрудничестве с международной независимой сетью CIA Medianetwork, совместные проекты с которой Нижельский реализовывал в течение двух лет (в частности, по бренду Shell). Важно было выстроить российскую часть бизнеса, чтобы будущее партнерство было равноправным. Наконец в самом начале 1998-го стало понятно, что отношения можно оформить уже серьезно - «поставить штамп в паспорте». Так Нижельский за непродолжительный промежуток времени успел возглавить целых два агентства, которые составили медиабаинговый бизнес ВИ: «МегаМедиа» и CIA Russia.

Действия двух агентств были скоординированы так, чтобы они не только не мешали друг другу, но даже помогали. Нижельский объясняет, что открытое совместно с западной сетью CIA Russia «поначалу было достаточно маленьким и держалось за счет «МегаМедиа», которое играло роль «старшего брата» в тех случаях, когда в CIA не хватало специалистов». Необходимо было «обеспечить его кадровыми ресурсами». Кроме общего руководителя, агентства также делили отделы баинга, исследований и финансов.

«У нас не было необходимости разводить клиентов», - дополняет Нижельский картину достигнутого мира и благоденствия. У «МегаМедиа» был свой пул заказчиков (в частности, «Билайн», «Вимм-Билль-Данн» и др.), а клиенты CIA были по преимуществу сетевыми: Visa, Novartis и др. Так что западный партнер пригодился не только как носитель устоявшейся бизнес-культуры. Впрочем, числились за CIA и победы в тендерах. Например, когда компания Beiersdorf, будучи сетевым клиентом, все же решила сравнить предложения разных российских подрядчиков, в борьбе с несколькими агентствами медийщики CIA вернули Beiersdorf в родное лоно. Эта победа дала сильный толчок развитию CIA Russia.

конец прекрасной эпохи

Переломным моментом в истории возглавляемых Нижельским агентств стал 2005 год. Еще в 2001-м на мировом уровне холдинг WPP стал владельцем независимой медиасети CIA и приступил к интеграции ее с одним из собственных медийных активов - сетью Media Edge. Когда в 2005 году волна докатилась до России, заботы по созданию московского офиса Mediaedge:cia легли на плечи Нижельского.

Если до 2005 года в двух агентствах работало около тридцати человек, которые жили «одной семьей» («текучка была не более одного-двух человек в год, а все разногласия сводились к медийным вопросам»), то после объединения с Media Edge атмосфера не могла не измениться. Ведь «пришли десятки новых сотрудников со своей философией и подходом к ведению бизнеса». Фактически интеграция двух агентств в единую команду заняла около года.

Но у WPP в отношении своих российских медийных активов были гораздо более глобальные планы. Годом ранее ВИ и WPP пришли к соглашению о создании совместного предприятия - GroupM, которое будет управлять всеми медиаагентствами WPP в России, а для успешной реализации проекта был приглашен вице-президент АДВ Кирилл Коробейников (в настоящее время - гендиректор GroupM). Одновременно холдинг пожелал войти в уставной капитал агентства «МегаМедиа», бывшего для российского селлера непрофильным активом. WPP приобрел 50% акций «МегаМедиа» и превратил агентство в московский офис своей медиасети Maxus. Сейчас Mediaedge:cia и Maxus под началом Нижельского объединены в особую структуру - MEC Group.

Впрочем, не все сотрудники MEC Group оказались довольны произошедшими переменами. Вскоре группу покинули сразу три топ-менеджера. Года не проработал на своем посту назначенный гендиректором Maxus Эдуард Роднянский, примерно столько же продержался в GroupM директор по медиабаингу MEC Group Алексей Шпольский (ушел в группу GRAM на должность заместителя генерального директора по медиабаингу). Третьим был Дмитрий Кураев, который покинул пост медиадиректора CIA Russia, однако совсем недавно вернулся в GroupM на должность исполнительного директора Maxus.

«Не секрет, что в сознании многих наших коллег сложился вполне определенный имидж западной корпорации: это ужасный безжалостный монстр, для которого сотрудники лишь винтики в отлаженной машине» - комментирует ситуацию с уходом сотрудников Коробейников, уверенный, что подобные «слухи сильно преувеличены». Глава GroupM высоко оценивает работу Нижельского по интеграции его агентств в большую корпорацию. «Одно из самых сильных качеств Александра как руководителя - это умение найти подход к каждому из сотрудников, независимо от его статуса в компании, - считает Коробейников. - И именно эта его черта помогла агентству пережить психологически тяжелое время вливания в большую корпорацию. Не все способны безболезненно воспринимать изменения, а иным становилось многое: расширялась структура, приходили новые люди, менялся список клиентов, внедрялись новые западные механизмы ведения бизнеса».

окно роста

Сегодня Нижельский вспоминает тяжелый полуторагодовой период, когда кто-то не выдержал и ушел: «За это время я очень четко понял, что меня одного недостаточно, чтобы уделять время и клиентам, и сотрудникам, и видеть развитие агентств на несколько шагов вперед». Можно предположить, что после ухода Роднянского с поста гендиректора Maxus осенью 2006 года это напряжение только усилилось. А уже в начале 2007-го в GroupM возникли планы по разделению MEC Group на два агентства.

Можно было попробовать найти нового руководителя для Maxus, однако решение пришло с неожиданной стороны. В это время в Россию приехал Кристиан Гино, управляющий партнер Mediaedge:cia Global Solutions. На протяжении четырех месяцев своей командировки Гино должен был консультировать по ряду клиентов российский офис своей сети.

Именно приезд француза расставил все точки над i. «Я наконец-то увидел человека, который мог остаться здесь работать генеральным директором Mediaedge:cia. Причем в первую очередь именно по своим личным качествам», - говорит Нижельский. Двадцать лет проработавший в рекламном бизнесе Гино имел еще одно существенное достоинство: проведя последние годы в штаб-квартире Mediaedge:cia, он лично знал всех ключевых сотрудников сети. Но больше всего в приехавшем в Москву французе Нижельскому приглянулся не его опыт, а он сам: «В спокойном, тихом на первый взгляд человеке я увидел будущего руководителя с четким пониманием, что и как надо делать, и с корректным отношением к людям и существующей ситуации. Я понял, что он не станет все сразу перестраивать только потому, что здесь все не так, как в Париже или Лондоне».

В итоге глава MEC Group предложил Гино продлить его российскую командировку, на что последний с радостью согласился, хотя у него были и другие предложения. По словам Кристиана, российский рынок привлек его своими перспективами и талантом местных рекламистов.

В планах Гино превратить Mediaedge:cia из рекламного агентства в коммуникационное (впрочем, такая эволюция должна коснуться и всех других агентств GroupM). «Нашим преимуществом останутся сильный баинг и медиапланирование, но уже сейчас появились и новые сервисы: стратегическое планирование, интерактивные медиа, которые будут интенсивно развиваться в ближайшем будущем», — обещает Гино.

Управлять Mediaedge:cia Гино будет помогать Мария Колосова, которая заняла должность исполнительного директора агентства. Нижельский описывает их сотрудничество так: там, где Кристиан по незнанию нового рынка или языка может что-то не понять, Мария придет на помощь. И наоборот, Кристиану достаточно просто поднять трубку, чтобы переговорить с любой из ключевых фигур в Mediaedge:cia. Теперь «вместо половины Нижельского в Mediaedge:cia есть два полноценных топ-менеджера, - радуется Александр. - В самом Maxus я работаю намного больше, кроме того, Дима Кураев вернулся к нам из «творческой командировки в Universal McCann».

Сегодня Mediaedge:cia и Maxus продолжают работать, как в 1990-е, с общими отделами баинга и исследований. Однако полное разделение уже не за горами. По словам Коробейникова, «на сегодняшний день мы начали разделение MEC Group, и уже на 2008-й год будем планировать бизнес Mediaedge:cia и Maxus отдельно». Глава GroupM уверен, что управленческие таланты Нижельского позволят провести и эти структурные изменения «комфортно для всех: сотрудников, клиентов, партнеров».

После разделения MEC Group Нижельский планирует отдавать все рабочее время своему первенцу - агентству Maxus, выросшему из «МегаМедиа». По словам Александра, в последнее время его приоритеты несколько изменились: «Сейчас мне гораздо интереснее сделать из Maxus сильное агентство, чем достигать заоблачных карьерных высот». В его ближайшие планы входит дальнейшее развитие московского офиса Maxus. В частности, прошлой осенью в агентстве были открыты два отдела: Maxus ESP (Entertainment, Sponsorship, Partnership) и Maxus Interaction. Также планируется расширение бизнеса в СНГ. Это и будет тот качественный рост, которого сегодня добивается Нижельский.


Александр Григорьев
13.08.2007  Журнал "Индустрия рекламы"

13.08.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов