Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жажда понимания

«Хочется видеть рядом полноценного стратегического партнера»

Активная региональная экспансия, проводимая компанией «М.Видео», требует новых оригинальных идей для привлечения покупателей. Но креаторы, по мнению рекламодателя, плохо улавливают суть розничного бизнеса.

Начав с небольшого магазина, продающего электронику, «М.Видео» за 14 лет выстроила розничную сеть федерального масштаба. К концу 2006 года в нее входило 72 магазина в 19 городах России. Компания не стоит на месте, продолжая осваивать новые города и регионы. Стратегией продвижения «М. Видео» с сентября 2006 года занимается директор по маркетингу Мартина Фризер, до этого занимавшая аналогичный пост в компании Leiner/kika (крупнейший европейский мебельный ретейлер. - ИР) по Австрии и странам Центральной и Восточной Европы.

Мартина надеется отыскать на российском рынке креативное агентство, способное стать партнером «М.Видео» в развитии бренда и подготовке рекламных кампаний. В 2003 году «М.Видео» уже подписывала договор о сотрудничестве с рекламным агентством McCann Erickson, но долгой совместной работы не получилось. С тех пор даже попыток привлечь креативное агентство не предпринималось. Пока весь креатив созревает внутри самого «М.Видео».

Мартина, вы работаете в «М.Видео» чуть больше полугода. Собираетесь ли вы менять маркетинговую стратегию компании или ее позиционирование?

Больших перемен не будет. Сейчас мы работаем в трех основных направлениях.
Первое - развитие компании. В прошлом году мы открыли 28 новых магазинов и в этом планируем как минимум 30. Это очень большая, серьезная задача для компании, для отделов логистики, маркетинга, кадров и всех наших сотрудников.
Второе направление - улучшение атмосферы в магазинах. Важно, чтобы у людей был большой выбор продукции, товар удобно располагался и обслуживание оставалось приятным и профессиональным. Кроме того, для нас очень важны положительные эмоции, и поэтому в рекламных материалах и на вывесках в магазинах мы часто показываем людей, которые испытывают удовольствие, пользуясь нашими товарами в повседневной жизни.
Третье - позиционирование бренда «М.Видео». Основная задача сейчас - создать специальную историю, где продукция - это главный герой. С ее помощью мы должны показать, что в «М.Видео» лучший сервис и самый большой выбор качественной техники по доступным ценам.
Словом, мы продолжим укреплять наши главные ценности — заботу о покупателях, сохранять большой ассортимент электроники, бытовой техники, аксессуаров, предлагать продукцию ведущих мировых брендов, новинки, высококачественный сервис. Также не собираемся менять наш основной цвет — он останется красным, чтобы покупатель, который к нам привык, не перепутал нас с другими сетями и продолжал приобретать технику в «М.Видео».

Какие медийные каналы вы рассматриваете как ключевые в общении со своим потребителем, и почему?

Телевидение, наружная реклама и наша газета (листовки). Мы также используем радио, интернет-рекламу и BTL-проекты. Четыре раза в год выходит в свет журнал «М.Видео» объемом более ста страниц. В нем содержится специальная информация о продуктах и предложениях, а также советы, как правильно выбирать и использовать технику.
Рекламные кампании для розничного бизнеса обладают своими особенностями в подаче коммуникативных сообщений. Поэтому в первую очередь газета нам необходима как площадка, где можно наиболее подробно показать продукт, рассказать о ценах, специальных предложениях, акциях и сервисе. Важно, что газета «М.Видео» — бесплатная, она поступает во все почтовые ящики потребителей в тех городах, где уже есть наши магазины.
Телевидение — скорее имиджевый канал, где мы можем совместить рассказ о самих магазинах с предложениями по тому или иному товару.
Хотя, безусловно, в России ТВ — очень важный коммуникационный канал, его значение здесь в несколько раз выше, чем в других странах. К примеру, в Западной Европе, как показывают различные исследования, люди смотрят телевизор в среднем около 3,5 часов в день, а в России этот показатель намного выше — около шести часов в день.
Радио для нас вспомогательный канал, который используется для промоушена рекламных акций. Для меня это молодежные медиа, где можно поэкспериментировать, разместив в эфире что-то динамичное или нестандартное. Обычно мы выбираем радиостанции с большим покрытием и высокими рейтингами. Сотрудничаем в этом году с «Авторадио», «Русским радио», «Европой Плюс» и некоторыми другими станциями.
Продвигать нашу розничную сеть в регионах помогают региональные радиостанции и телестудии. С некоторыми из них у нас заключены контракты на этот год.
Конечно же, мы используем и интернет, у нас есть свой сайт, подробно рассказывающий о компании, о продуктах, обо всех наших магазинах, и еще собственный интернет-магазин.
Потенциальный покупатель должен нас заметить, поэтому баннерная реклама также важна. Еще мы используем direct mail, рекламу в метро, брендирование транспорта.

>> Мартина Фризер

Образование: Австрийский университет по специальности «маркетинг, реклама и исследования рынка»

Опыт работы: Начала карьеру в области маркетинга в агентстве Austria 3/TBWA в Вене с позиции менеджера по работе с клиентами. Вела таких клиентов, как Henkel, Absolut Wodka, Beiersdorf и др.
В 1997 году назначена на должность менеджера по маркетингу и рекламе в Leiner/kika — ведущей мебельной ретейлерской компании Европы.
В 2001 году заняла пост директора по маркетингу и рекламе Leiner/kika в Австрии и странах Центральной и Восточной Европы.
1 сентября 2006 года назначена директором по маркетингу компании «М.Видео».

региональный марш-бросок

Увеличился ли у вас рекламный бюджет по сравнению с прошлым годом? И если да, то на что пойдут дополнительные средства?

Да, увеличился. Деньги в основном пойдут на укрепление позиций нашего бренда и продвижение компании в регионах, где мы сейчас активно открываем новые магазины. В этом году появились магазины «М.Видео» в Альметьевске, Новокузнецке, Ижевске, Липецке, Челябинске и других городах.
Совсем недавно у нас прошла очень успешная и замечательная, на мой взгляд, акция ко дню рождения компании. При подготовке сценария, я была твердо убеждена: прежде всего надо сделать необыкновенный подарок покупателям. В итоге к 14-летию «М.Видео» в магазинах нашей сети в течение 14 дней действовала 14-процентная скидка на 1400 наименований товаров. Акция оказалась очень успешной: процент посещаемости и количество покупок в это время значительно увеличились. Но насколько увеличился уровень продаж за это время, мы сможем сказать позже.

Как вы сегментируете целевую аудиторию при проведении промоакций?

Я считаю, что целевая аудитория у «М.Видео» очень неоднородна, поэтому мы ее условно разделили на три сегмента. Одна группа - люди, интересующиеся техническими новинками и приходящие в магазин, чтобы заполучить товар самого высокого уровня. Второй группе нужно другое - ее представители делают покупки для семьи, исходя из части семейного бюджета, выделенной на технику. Третья группа - это подростки. Для нас также важны потребители, посещающие магазины «М.Видео», чтобы просто посмотреть и почувствовать атмосферу, получить информацию о продуктах и технических новинках.

>> «М.Видео»

Год основания: 1993
Владельцы: бенефициарный владелец всех торговых компаний сети, а также 100% акций ООО «Компания М.Видео», собственника торгового знака «М.Видео», - учрежденная на Кипре компания M.Video Holding (Cyprus) Ltd.
Специализация: сеть по продаже электроники и бытовой техники.
Финансовые показатели: торговый оборот «М.Видео» с учетом оптового направления за 12 месяцев 2006 года составил $1,6 млрд. По прогнозам компании, в 2007 году розничный оборот «М.Видео» должен составить свыше $2 млрд.

опытный партнер — редкая птица

Почему вы до сих пор не выбрали креативное агентство?

Основная часть креатива создается внутри компании. В его подготовке участвуют отдел розничных продаж, коммерческий и маркетинговый департаменты. Конечно, мы ищем креативную команду в лице агентства, но пока безрезультатно.
Основные требования к соискателям этой позиции: умение понимать нюансы ретейлерского бизнеса и возможность стать для нас не просто консультантом в создании креативной части, но и стратегическим партнером. Кстати, в России розничные компании редко берут в партнеры рекламные агентства, предпочитая все делать самостоятельно. Я уже общалась с представителями нескольких агентств, но, к сожалению, для них наши задачи очень сложны.
Правда, некоторый прорыв все же есть. За время своего пребывания в России (я приехала в сентябре прошлого года), мне удалось найти хорошее медийное агентство — Initiative. Мы работаем с ним с 1 января 2007 года. Эта компания занимается стратегическим планированием, медиапланированием и баингом для «М.Видео». Медиаагентством мы в целом довольны. Но пока все же идет период притирки друг к другу. Порой мне кажется, что в нашей совместной работе не хватает гибкости, большего понимания мышления покупателей. Но я уверена, что через некоторое время ситуация изменится.

Какие технологии поиска креативного агентства будут использованы? Вы объявите тендер?

Только не тендеры! Мне они не нравятся, поэтому я не буду тратить на них время. Считаю, что лучший способ — приглашать представителей нескольких агентств на собеседование, давать всем одинаковое задание, а потом выбирать. Я уже провела несколько собеседований с представителями рекламной индустрии. Выбирала агентства, предлагала им конкретный проект. Перед работой рекомендовала посетить наши магазины, чтобы почувствовать дух, атмосферу, вступить в контакт с покупателями, понять, для кого конкретно делается реклама. Потом агентства выполняли работу, а мы оценивали результат. Но пока никто не справился с этой задачей так, как мне хотелось бы. Конечно, я очень надеюсь отыскать подходящее «креативное звено», и убеждена, что оно существует на российском рынке. Может, мы ожидаем от агентств очень многого, но иначе нельзя. Поэтому пока поиск продолжается.

Столь долгий поиск партнера в области креатива для розничной сети - только российская проблема?

Нет, так происходит во всем мире. Очень сложно найти тех, кто действительно понимает ретейл. Это - сложный бизнес, гораздо легче сделать рекламную кампанию под продукты питания, например. А для розничной сети креаторы должны разрабатывать идеи, которые привели бы покупателя в магазин. Поверьте, это непросто.

На рынке существуют компании, выращивающие креативные агентства под себя. Нет ли у вас желания пойти по этому пути?

Я согласна с вами. Когда трудно найти соответствующих ожиданиям компании людей, их действительно легче вырастить. Но пока мы не отчаялись и ищем именно команду, где присутствует свежий дух.
Я сама 10 лет работала в рекламных агентствах, прежде чем стала директором по маркетингу, и знаю, что это за бизнес. Сейчас у нас каждый день возникает куча проблем, поэтому нужны люди творческие, не зацикленные, вносящие в нашу жизнь, в бизнес этот самый свежий дух. Поэтому и не хотелось бы пока заниматься выращиванием своих кадров. Ведь они тоже будут частью «М.Видео» и не смогут посмотреть на ситуацию со всех сторон. Повторюсь, мне хочется видеть рядом полноценного стратегического партнера.

дойти до сути

Вы 10 лет работали в разных рекламных агентствах, значит, видите ситуацию с разных ракурсов: со стороны рекламодателя и с точки зрения рекламиста. В чем же основные причины недовольства клиентов рекламными агентствами?

В Европе это не такая большая проблема. Может, в России она и больше. Когда я работала в рекламном агентстве в Европе, мы также делали креатив для розницы. Я всегда говорила людям в агентстве, что мы должны понимать бизнес. Поймешь бизнес - сможешь создать что-то оригинальное и нужное для клиента.
В России ситуация другая. С одной стороны, есть большие международные агентства, но, думаю, у них пока небольшой опыт создания рекламы для розничной сети в России. С другой - существуют небольшие локальные агентства, со всеми российскими проблемами.

Скажите, а какие потребности в области маркетинговых исследований вы не можете сейчас удовлетворить на российском рынке?

Россия - большая страна. Очень сложно получить полную информацию или полное маркетинговое исследование о положении дел в различных регионах. Когда мы пытаемся узнать об объеме или потенциале рынка мобильной связи, то достаточно точные цифры будут только по Москве и Санкт-Петербургу, а по другим городам можно получить лишь относительную, весьма сомнительную информацию.
В России свои правила, свои законы. Все люди, которых я встречала, из исследовательских компаний, с телевидения, радио, из прессы объясняют, что и для них получение информации целиком по стране - большая проблема.
Думаю, скоро наступит время, когда прежде всего сами рекламодатели поймут ценность полного исследования. Например, я работала в Западной Европе в области мебельной розницы в компании Leiner/kika, магазины которой располагаются в Австрии, а также в Центральной и Восточной Европе. Этот рынок можно в общих чертах сравнить с рынком электроники. В России есть четыре-пять основных игроков-ретейлеров в области электроники. И там среди мебельных розничных сетей тоже было четыре конкурирующие сети. Несмотря на всю конкурентную борьбу, раз в год мы встречались, договаривались и заказывали одно общее исследование рынка.
Мы нанимали одно агентство на всех, и каждая компания платила за это определенную сумму. У всех вместе получалось достаточно денег, чтобы провести очень качественное исследование, отражающее реальную ситуацию. Поначалу некоторые думали, что это безумие какое-то, но в итоге через каждые две недели мы получали очень большой, реальный анализ ситуации на рынке.
Здесь работать сложнее: что мы сами можем оценить, если штат компании в Москве всего 100 человек?

Возможно, есть смысл пойти по тому же пути и заказывать исследования всем вместе?

Пока мы думаем. «М.Видео» - развивающаяся компания, открытая всему новому, поэтому нет ничего невозможного. К тому же во время неформального общения и по результатам исследований выясняется, что спрос по всей России гораздо выше, чем предложение. Могу добавить, что для меня работа здесь - это сложная, но интересная задача.

Скажите, измеряли ли вы степень влияния вашего бренда на принятие решения потребителем, узнаваемость марки? И какие тренды в связи с этим для вас очевидны?

Да, мы мониторили рынок, пытались найти причины, по которым люди могут посещать магазины «М.Видео». Исследования показали, что в плане узнаваемости бренда среди ретейлерских сетей, реализующих технику, «М.Видео» - один из главных игроков России. Но, честно говоря, мне гораздо интересней знать, сколько людей приходит в наши магазины, насколько они довольны и лояльны. Каждую субботу я становлюсь простым клиентом «М.Видео», иду в магазин, знакомлюсь с людьми, интересуюсь их мнением.



Оксана Светлакова
08.08.2007  Журнал "Индустрия рекламы"

08.08.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов