Один, совсем один
Германская розничная сеть Marktkauf, появившаяся в России в 2003 году, открыла с тех пор всего один гипермаркет. Пассивность немцев породила слухи об их отказе от российского рынка. «Секрет фирмы» выяснил, как на самом деле обстоят дела у Marktkauf.
«На уходе Marktkauf из России настаивает Альфонс Френк,
председатель совета директоров владеющей сетью компании Edeka»,–
сообщила в середине января германская газета Die Lebensmittel
Zeitung. Именно так она интерпретировала заявление главы Edeka о
том, что компания намерена сосредоточиться на развитии
перспективных направлений своего бизнеса в Европе. Вслед за немцами
версию подхватили российские СМИ.
Топ-менеджеры столичных розничных компаний даже начали
комментировать сенсацию, высказывая свои предположения о промахах
Edeka. Но, как оказалось, хоронить Marktkauf начали
преждевременно.
«Слова руководства компании были неправильно истолкованы,–
подчеркнул в разговоре с СФ генеральный директор „Маркткауф
Рус” Херманн Шпильбергер.–Безусловно, мы намерены развивать
наш бизнес в Европе, но это не значит, что мы будем делать это в
ущерб российскому или любому другому направлениям».
Наверное, это логично. Ведь, как сообщили СФ в «Маркткауф
Рус», компания не стоит на месте: оборот магазина в Котельниках в
2005 году вырос на 21%, до 95 млн евро. По словам Шпильбергера, в
ближайшем будущем его компания планирует открыть в столичном
регионе еще несколько торговых центров.
Но подобные заявления звучали еще три года назад на открытии
первого и пока единственного российского Marktkauf в подмосковных
Котельниках. Тогда представители компании AVA – «дочки» Edeka,
учредившей «Маркткауф Рус» – объявили, что к 2005 году в столице и
ближнем Подмосковье появятся не менее пяти гипермаркетов
Marktkauf.
За это время Metro Group – основной конкурент Edeka в Германии,
появившаяся в России всего годом раньше – успела открыть в Москве
семь центров Metro Cash & Carry. Французская Auchan с лета 2002
года построила в столичном регионе шесть гипермаркетов, Marktkauf
же по-прежнему всего один.
Правда, как заявляет Херманн Шпильбергер, «Маркткауф Рус» сейчас
присматривает участки для новых гипермаркетов. Вопрос в том, будут
ли они освоены.
|
ДОСЬЕ Edeka-Gruppe – один из старейших европейских ритейлеров.
Компания была основана в 1898 году и свою историю начала с
небольшого продуктового магазинчика в Берлине. Сейчас Edeka –
ведущая розничная структура Германии с оборотом более 31,5 млрд
евро. Всего же группа объединяет более 8500 магазинов практически
всех форматов – от гипермаркетов и cash & carry до дискаунтеров
– в пяти странах (Германии, Австрии, Дании, Чехии и России).
Единственный магазин Edeka в России – Marktkauf – был открыт в
феврале 2003 года в ближнем Подмосковье. Его оборот в 2005 году
составил 95 млн евро, прибыль до налогообложения – примерно 950
тыс. евро.
Пока доля продаж Edeka за пределами своей родины составляет лишь
7%. Помимо торговли продуктами питания и другими товарами
повседневного спроса, Edeka-Gruppe занимается также развитием сети
аптек, издательским и банковским бизнесом. |
Не в ценах дело
«Единственный магазин Marktkauf быстро
стал слишком дорогим,– отмечает Максим Мискилев, директор по
торговым маркам сети „Дейли фудс”, ранее работавший начальником
отдела закупок в „Перекрестке”.– Когда этот ритейлер только пришел
в Россию, поставщики были готовы отгружать ему продукцию на
льготных условиях. Однако затем из-за негибкого отношения Marktkauf
многие не захотели поставлять ему продукцию по тем же ценам, что и
другим розничным компаниям, не говоря уже о льготах. К тому же
Marktkauf оказался не очень удачно расположен, что важно для
первого магазина сети. Движение вокруг него большое, но
столпотворения покупателей, как в Auchan или Metro, там никогда не
было».
С ним соглашается менеджер по работе с ключевыми клиентами
крупной дистрибуторской компании, попросивший не называть его
имени: «У Marktkauf две проблемы – высокие цены и неудачное
расположение. Соответственно, клиент к ним не шел, он выбирал более
доступные и удобные сети».
Справедливости ради надо сказать: концепция Marktkauf –
совмещение продуктового супермаркета с магазином строительных
материалов и товаров для дома и сада – довольно оригинальна для
российского рынка (хотя можно предположить, что формат Auchan,
представляющий собой классический торговый центр, более удачен). И
многие из нынешних поставщиков Marktkauf положительно отзываются о
партнере.
«В отличие от других сетевых клиентов, там с легкостью принимают
новые предложения и практически никогда не торгуются, хотя
стараются и не переплачивать»,– рассказал СФ начальник
отдела по работе с розничными сетями одной из таких фирм. «К
закупкам товаров в Marktkauf подходят со знанием дела,– отметил
руководитель аналогичного отдела другой дистрибуторской фирмы.– В
этом плане, если сравнивать, например, с Metro Cash & Carry,
Marktkauf более профессионален, с ним приятнее работать».
Тем не менее Metro в России развивается гораздо успешнее. Так, в
октябре прошлого года Юрий Лужков объявил на одной из своих
пресс-конференций, что в скором времени в Москве появятся пять-семь
гипермаркетов Real. «Мы давно хотели, чтобы сеть Real, входящая в
компанию Metro Group, обосновалась в Москве»,– подчеркнул столичный
градоначальник.
Marktkauf похвастаться подобной благосклонностью властей не
может. Лишь в конце декабря 2005 года «Маркткауф Рус» получила от
столичной мэрии распоряжение о выделении ей участка в районе
Новокосино – своеобразный подарок накануне праздников. До этого, по
словам упомянутого выше менеджера крупной дистрибуторской фирмы,
Marktkauf упустил два интересовавших его участка на границе с
Москвой, доставшихся в итоге Auchan (этому ритейлеру, к слову,
покровительствует правительство Подмосковья). Впрочем, как уверяет
Херманн Шпильбергер, «никто, в том числе Auchan, не перекупал
потенциальные участки Marktkauf».
Однако и торговцы, и девелоперы отмечают неумение Marktkauf
«выбивать» для себя нужные земельные участки. «У них, судя по
всему, есть определенные ограничения на общение с местными
властями,– говорит директор по развитию компании Leeds Property
Group Алексей Могила.– Они пытаются работать здесь так же,
как в Германии – все „вбелую”, без взяток, а это практически
невозможно». По его словам, немцы очень строго подходят к выбору
участков, изучают каждую деталь. «Понятно, что тем, кто ведает
землей, такая щепетильность не по душе»,– добавляет он.
Так что, по всей вероятности, причины нынешних неудач Marktkauf
в России кроются не в ценовой политике и неудачном размещении
магазина, а именно в неумении работать с местными властями.
Конкуренты, разумеется, этим охотно пользуются.
|
ПРОМАХИ Компания «Маркткауф Рус»:
– не сумела быстро наладить отношения с чиновниками, от которых
зависело получение земельных участков. В результате поиск места для
строительства второго торгового комплекса затянулся почти на три
года;
– выбрала неудачное расположение для своего первого магазина,
который появился далеко за пределами МКАД и по сравнению с
конкурентами оказался не так заметен для покупателей (что важно для
продвижения брэнда);
– не смогла наладить отношения с рядом поставщиков, которые
отказались обеспечивать ее товарами на льготных условиях. |
Дипломатическая миссия
Metro Group и Auchan в отличие
от Marktkauf смогли не просто наладить контакты с чиновниками, но и
воспользоваться противостоянием, возникшим однажды между столичными
и подмосковными властями.
«На шести магазинах мы останавливаться не будем, нам нужно
создать разветвленную сбытовую структуру»,– как о решенном вопросе
заявил Юрий Лужков на открытии третьего Metro Cash & Carry в
Москве в ноябре 2002 года. Мэр намекнул, что кое-кто пытается
воспользоваться близостью к Москве. «На столицу приходится 40%
товарооборота в России, и мы не собираемся снижать свою долю»,–
пригрозил градоначальник.
Под «кое-кем» он явно подразумевал подмосковное правительство с
его инвестиционными льготами, благодаря которым на самой границе с
Москвой, по внешней стороне МКАД, выросло почти два десятка
торговых центров. В частности, в августе 2002-го свой первый
гипермаркет на подступах к столице открыла французская Auchan
Groupe.
К инвестиционному соперничеству Юрия Лужкова и подмосковного
губернатора Бориса Громова осенью того же года добавился конфликт
из-за контроля над системой столичного водоснабжения, а позднее –
из-за прав на управление аэропортом Шереметьево.
Auchan в это время спокойно открывала свои магазины в Подмосковье.
В столице французы построили только один гипермаркет – видимо, из
дипломатических соображений. «Открытие торговых центров за линией
МКАД обеспечивает приток денежных средств в виде налогов, зарплат и
закупок у предприятий Московской области, которая так нуждается в
средствах для развития»,– разъясняется на российском сайте
Auchan.
Metro Group же как дружила, так и продолжает дружить со
столичной мэрией: все ее торговые центры расположены в границах
Москвы. В знак особого доверия в январе этого года Юрий Лужков
подписал с главой Metro Cash & Carry International Томасом
Хюбнером соглашение «о взаимной поддержке в сфере производства,
продажи и закупки продовольственных товаров».
Напомним, что мэр держит под своим контролем и планы развития
сети Real. Причина таких успехов Metro Group, по мнению Алексея
Могилы, кроется, в частности, в том, что «компании удалось найти
русских, которые знают, как в нашей стране решаются земельные
вопросы, и которые согласились помогать ей в этом деле».
Успехи Metro Group в России, несомненно, бьют по самолюбию
немецкого руководства Marktkauf, на протяжении последних лет
считающего Metro своим основным конкурентом как на германском, так
и на мировом рынке. И, хотя Metro Group в европейском рейтинге
ритейлеров находится на втором месте, а Edeka всего на девятом, в
родной Германии эта компания – лидер. В апреле 2005 года Edeka
купила местную сеть магазинов SPAR и сеть дискаунтеров Netto, в
результате увеличив свою долю на германском розничном рынке до
18%.
В России же Edeka попала в глубокий штиль, и первые публикации о
возможной продаже ее местного бизнеса появились в московской прессе
еще в августе 2005 года. Тогда это были всего лишь предположения
отраслевых аналитиков, отмечавших полный застой в развитии
Marktkauf (в числе наиболее вероятных покупателей назывались в
первую очередь «Рамэнка», владеющая сетью «Рамстор», и
«Перекресток»). Поэтому публикация Die Lebensmittel Zeitung была
воспринята как подтверждение прогноза.
|
РЫНОК
Российский розничный рынок сейчас плотно осваивают пять крупных
иностранных компаний, торгующих товарами повседневного спроса.
Безусловным лидером среди них является Metro Group, появившаяся в
России в 2000 году и открывшая 22 магазина Metro Cash & Carry в
столице и в регионах, а также три гипермаркета Real в Москве. По
предварительным подсчетам, оборот Metro Group в России в 2005 году
превысил 1 млрд евро. В 2006 году компания планирует открыть в
нашей стране еще восемь магазинов формата cash & carry.
Следующее за Metro место в рейтинге крупнейших иностранных
ритейлеров России занимает французская сеть Auchan, открывшая с
2002 года шесть гипермаркетов. Их совокупный оборот в прошлом году
превысил $700 млн. На третьем месте – турецкая компания «Рамэнка»,
владеющая сетью «Рамстор» (49 магазинов в Москве и девяти
регионах). Прогнозируемый оборот российских «Рамсторов» за 2005 год
– не менее $600 млн. Последними в списке ритейлеров заграничного
происхождения стоят германская Rewe Group, представленная в столице
22 магазинами «Билла», и сеть Spar, 12 магазинов которой находится
в Москве и еще четыре расположены в ближайших областях. |
Большие надежды
Как уверят Херманн Шпильбергер, «Россия
является для Marktkauf очень перспективным рынком». «2005 год был
для нас очень удачным, мы многое сделали и достигли хороших
результатов»,– похвалился он в интервью СФ.
По словам гендиректора «Маркткауф Рус», на примете у компании
«уже есть несколько участков, на которых после получения всей
разрешительной документации начнется строительство
гипермаркетов».
Пока же перспектива ясна только в отношении «свежеполученного»
участка в Новокосине. По крайней мере, в этом районе, на
пересечении МКАД и шоссе Энтузиастов, уже появились баннеры с
анонсом «Здесь скоро будет стоять Marktkauf», сулящие местным
жителям большой магазин, в котором можно купить все: от
стройматериалов и саженцев яблонь до нарезного батона и «корейской»
морковки.
Но и конкуренты не дремлют. Буквально за пару недель до того,
как Marktkauf получил участок от мэрии, председатель совета
директоров Auchan Groupe Кристоф Дюбрюлль и губернатор Борис
Громов подписали договор о сотрудничестве на срок до 2010 года.
Французы собираются построить вдоль МКАД со стороны области еще
пять гипермаркетов и осваивать крупнейшие города ближнего
Подмосковья.
Marktkauf, для того чтобы угнаться за конкурентами, придется
развить поистине крейсерскую скорость. Ведь если развитие Metro и
Auchan в России пойдет как задумано, то привлекательных для
Marktkauf земельных участков будет оставаться все меньше.
Анна Шпак, Иван Просветов
31.01.2006
Секрет фирмы