Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Хоть шаром покати

Развитию индустрии боулинга в России мешает телевидение

Президент сети боулинг-центров «Космик» Владимир Анненков заявил о начале своего «крестового похода» в регионы. На эти нужды он готов потратить $100 млн. Анненков собирается оторвать провинциалов от газет и телевизоров и приучить их проводить свободное время за охотой на кегли.

В 1995 году непростая судьба российского бизнесмена забросила Владимира Анненкова в Данию. Датчане, как выяснилось, – большие любители боулинга, так что волей-неволей ему приходилось проводить каждый вечер в боулинг-центре. «До этого я любил боулинг, но не в таких количествах», – вспоминает он. Под пиво и разговоры игра длилась часами. Причем играли люди от мала до велика. Особенно бизнесмену запомнилась старушка, которая приходила каждый вечер, доставала из авоськи свой шар и играла сама с собой, получая от процесса видимое удовольствие. Анненков поинтересовался у кого-то, что делает в центре бабушка. Ответ был неожиданным: «Она готовится к соревнованиям».

«Меня поразило, что это развлечение – без возрастных границ, – говорит Анненков. – В России в то время многие о боулинге даже и не слышали. Поэтому решение организовать свой развлекательный комплекс было вполне закономерным». Через два года концепция проекта созрела окончательно, и в 1997 году Владимир Анненков приступил к его реализации.

Фабричные будни

Запуск первого боулинг-центра пришелся на осень 1998 года. Еще весной в помещениях Московской ткацкой фабрики имени Розы Люксембург на улице Льва Толстого начались ремонтные работы. Словно насмешка судьбы закупленное для боулинга оборудование пришло к адресату 17 августа – в «день рождения» всероссийского кризиса. Команда Анненкова оказалась в патовой ситуации. Рабочие, которые делали ремонт, хотели было сбежать, решив, что им никто не оплатит труды. Так что бизнесмену пришлось отдать в залог свой личный «мерседес», на котором в течение месяца разъезжал руководитель строительной компании.

Впрочем, на этом проблемы только начались. Для продолжения ремонта невозможно было купить даже отделочные материалы – почему-то они в тот момент исчезли из продажи. Да и процесс подбора кадров нельзя было останавливать на полпути. «Мы наняли западных консультантов – англичан и французов, – вспоминает Анненков. – Их тогда было много в стране, и никто не хотел возвращаться на родину. Поэтому они были готовы консультировать за небольшие деньги». В итоге к октябрю 1998 года на втором этаже бывшей ткацкой фабрики был оборудован первый боулинг-центр «Космик».

В то время в Москве уже работали небольшие боулинги на 8 – 10 дорожек. Кроме того, с 1994 года в столице существовали развлекательные центры компании «Планета развлечений», в состав которой входят клубы «Планета Боулинг» – основной конкурент «Космика». Но открытый Анненковым центр был первым 16-дорожечным. В конце октября, когда люди уже устали переживать кризис, открытие нового развлекательного центра оказалось событием весьма своевременным. «Мы тогда за минимальные деньги, вложенные в PR (около $3000), собрали практически всю Москву, – рассказывает бизнесмен. – Пришло больше 2000 человек. Люди изголодались по развлечениям». Не обошлось и без приключений. «Хаммер» певца Богдана Титомира перекрыл улицу. Представителям правительства Москвы, которые должны были перерезать ленточку, проехать не помогли даже мигалки на крышах автомобилей – «хаммер» был неприступен.

Общий объем инвестиций в центр на улице Льва Толстого составил $5 млн. В своем развитии центр прошел три этапа. В октябре 1998 года на втором этаже открылось 16 дорожек. Через год – еще столько же на третьем этаже. И, наконец, в 2000 году на первом этаже был открыт бильярдный зал.

Большая часть денег ушла на ремонт – пришлось полностью менять перекрытие между вторым и третьим этажами. Инвестиции первого этапа окупились в 2000 году, а остальные – в 2002-м. «Средняя окупаемость боулинг-центров составляет от 3 до 5 лет, – делится опытом Анненков. – Чем больше центр – тем меньше затрат на операционное управление и выше окупаемость».

Широкая дорожка

До 2002 года в стране существовал только один «Космик». В 2002 году началось оживленное строительство крупных торговых центров. Анненков решил, что его развлекательные комплексы могут стать неплохим дополнением к любому из них. Он вел переговоры с владельцами моллов, убеждая их в том, что боулинг вполне потянет на роль якорного арендатора наравне с кинозалами.

В результате сегодня у «Космика» построены четыре центра. Три из них находятся в Москве: «Космик-Центр» на улице Льва Толстого, «Космик Вэй» в ТРК «Вэйпарк» и «Космик Ярцевская» в ТЦ «Рамстор», а один – в Санкт-Петербурге, в ТК «Норд». До конца 2005 года должен открыться «Космик» в Краснодаре (ТРЦ «Красная площадь» размером с московскую «Мегу»). В начале 2006 года планируется открыть еще один центр в Москве в ТЦ «Глобал сити» и еще один или два в Казани. В различной стадии готовности находятся проекты, намеченные на 2007 – 2008 годы. География амбиций Анненкова обширна: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новосибирск, Нижний Новгород, Уфа и другие российские города с населением больше 300 000 человек. В планах компании – за три года построить 20 развлекательных комплексов.

Не останавливается на достигнутом и конкурент «Космика» – сеть «Планета Боулинг». Сейчас у компании есть пять клубов в Москве и по одному в Волгограде и Санкт-Петербурге. В ноябре откроются клубы в Красногорске, Тольятти, Ростове-на-Дону и Перми.

«Думаю, на рынке еще появятся новые игроки, – размышляет предприниматель. – Будущее нашей отрасли – за сетями. От одиночных проектов сети отличаются наличием стандартизированных технологических процессов, неизменно высоким качеством услуг, единообразием концепций и большими маркетинговыми возможностями». Может быть, будущее индустрии боулинга и за сетями, но существующие сегодня в Москве одиночные клубы пользуются большой популярностью. Из крупных «одиночек» стоит отметить «Апельсин» на Малой Грузинской, «Мегасферу» на Ленинском проспекте, «Самолет» на Пресненском валу и «Чемпион» на Войковской. Их средняя «вместимость» – около 30 дорожек на клуб.

Тем не менее открывать новые «Космики» планируется именно в торговых центрах. Что касается отдельно стоящих боулингов, то Анненков рассматривает только возможность их покупки. «К сожалению, пока хорошие боулинги не продаются, – поясняет он. – На продажу выставлены плохие центры – маленькие, не подходящие нам по концепции. Мы же строим большие центры с ресторанами, бильярдом, детской игровой зоной, спорт-баром и собственно боулингом».

Аналогичного мнения относительно расположения своих центров придерживается и руководство «Планеты Боулинг». «Мы являемся частью компании «Планета развлечений», которая владеет боулингами, ресторанами, кинотеатрами, фуд-кортами и детскими игровыми зонами, – рассказывает управляющий сетью клубов «Планета Боулинг» Павел Примак. – Это целые этажи в торговых центрах площадью 10 000 – 150 000 кв. м. Мы обычно выступаем в качестве якорных арендаторов. Нам нет смысла строиться самим. На данном этапе развития рынка я считаю нашу бизнес-модель оптимальной».

С приходом московских сетей в регионы местные центры начинают постепенно улучшать свою работу. «Из-за нас местные боулинги задумываются, как поднимать свой бизнес», – говорит Владимир Анненков. В качестве иллюстрации к тезису об оживлении индустрии боулинга после прихода москвичей он приводит Санкт-Петербург. Пока в северной столице не появились сетевые центры, менеджеры местных боулингов периодически допускали грубейшие ошибки. Например, забывали заменять прокатные шары. Людям было неудобно играть, они портили себе руки, и это, конечно, негативно сказывалось на удовлетворенности посетителей. Сегодня же попытки сэкономить на оснащении центров встречаются крайне редко.

Боулинг – это развлечение для среднего класса, которое только начинает развиваться в России. По замыслу владельца «Космика», боулинг должен появиться во всех районных центрах. Для реализации задуманного Анненков готов потратить $100 млн. Частично это собственные деньги предпринимателя, а частично – сторонних инвесторов. «Сто миллионов долларов – это беспрецедентная сумма для российского рынка развлечений, но она реальная, – говорит генеральный менеджер компании Brunswick Bowling & Billiards по России и странам СНГ Карина Маликова. – Размер инвестиций в каждый комплекс может значительно изменяться в зависимости от того, арендуется ли помещение или покупается в собственность. К примеру, инвестиции в развлекательный комплекс площадью в 4000 – 5000 кв. м могут составлять $3 – 5 млн в случае аренды помещения и $6 – 9 млн в случае его покупки».

Владимир Анненков рассуждает так: «Для успешного развития «Космика» мы собираемся диверсифицировать источники финансирования. С одной стороны, это придаст компании финансовую устойчивость, а с другой – позволит за относительно короткий срок аккумулировать значительную сумму денег».

Покой нам только снится

Основная борьба за время и деньги клиентов идет не между разными боулинговыми сетями, а между индустриями развлечений – телевидением, кинотеатрами, казино, Интернетом и спортивными клубами. «Самый главный наш конкурент – телевизор, – считает Анненков. – Телевидение отнимает массу свободного времени у людей».

Именно поэтому на территории «Космиков» имеется несколько функциональных зон: рестораны, бильярд и т. д. «Наша главная задача – обеспечить качественный набор развлекательных услуг и высокий уровень сервиса, – говорит Анненков. – Мы отучаем жителей нашей страны проводить досуг на кухне или на диване у телевизора».

Спортивные болельщики – важная составляющая аудитории боулингов. На них ориентируются многие развлекательные центры, устанавливая у себя большие телеэкраны для спортивных трансляций. «Людям необходим эффект трибуны, – считает Владимир Анненков. – Трансляции спортивных мероприятий в «Космике» проводятся с момента его появления». Еще в 1999 году во время поездки в Германию он заметил, что существует огромное количество людей, которые любят смотреть «Формулу-1». В то время в России не было телеканалов, транслирующих гонки. Поэтому в «Космике» пошли на пиратскую акцию – нашли кулибина, который установил антенну, ловившую сигнал немецкого телеканала. «Нам даже не пришлось давать рекламу, – вспоминает Анненков.– Мы раскидали сообщения о трансляции «Формулы-1» в Интернете, и в первый же день в 5 часов утра к нам пришли порядка 300 человек».

Сегодня телевидение своими прямыми трансляциями отобрало у развлекательных центров часть аудитории. Это, разумеется, болезненно, поскольку выручка в «спортивные» дни может превышать среднюю в 3 – 4 раза. Чтобы удержать уже имеющихся посетителей и привлечь новых, центры проводят маркетинговые акции. Самая простая – это «Угадай счет и получи бесплатное пиво или бесплатный час игры на дорожке». Несмотря на их простоту и даже примитивность, такого рода ходы ощутимо повышают лояльность клиентов. Тем более что маркетинговые инициативы обычно все-таки не ограничиваются совсем уж простыми конкурсами. Так, например, часто проводятся турниры для студентов, командные соревнования для сотрудников различных компаний, семейные состязания и детские праздники, в которых участвуют специально обученные клоуны.

«Я часто общаюсь с коллегами из Европы и Америки, которые обладают богатым опытом управления развлекательными комплексами, – говорит Анненков. – Они охотно делятся своими технологиями, а нам остается только адаптировать их для России. Вроде бы, пока получается неплохо».

  

Что такое «Космик»

Год основания: 1997

Оборот в 2004 году: $15 млн

Сфера деятельности: сеть развлекательных комплексов

Главные конкуренты: «Планета Боулинг», «Апельсин»

Резюме Владимира Анненкова

Год рождения: 1965

Образование: Московский автомобильно-дорожный институт, Московская международная высшая школа бизнеса (МИРБИС), МВА

Профессиональный опыт: в бизнесе с начала 1990-х годов; в 1996 году основал компанию «Беталинк» (торговля сотовыми телефонами); в 1998 году основал компанию «Космик»

Семейное положение: женат

Боулинг в цифрах

Активное развитие индустрии боулинга началось в США в конце XIX века.

Отправной точкой его развития в России можно считать 1994 год. С тех пор количество боулинговых дорожек в стране увеличилось более чем в 60 раз: с 40 до 2500.

В среднем в США одна боулинговая дорожка приходится на 2000 жителей, в России – на 62 000.

Выручка с каждой дорожки в России – в зависимости от местоположения центра и квалифицированности менеджмента – составляет в среднем от $35 000 до $60 000 в год.

Срок окупаемости боулинг-центра составляет от 2 до 6 лет.

Объем российского рынка боулинга – около $200 млн.


Елена Абрамова
28.10.2005  журнал Компания

28.10.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов