Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Ахим Эгнер, глава правления REWE Group

«В России гораздо больше свободного места»

Немецкая REWE Group стала первой иностранной компанией, купившей российскую розничную сеть. Около года назад REWE договорилась с российским холдингом «Марта» о создании СП, сети «Билла», в которую были включены магазины «Марта». И хотя эта сделка стала настоящей сенсацией среди ритейлеров, широкому кругу людей «Билла» по-прежнему неизвестна. Впрочем, как уверяет недавно назначенный на пост главы правления REWE Group Ахим Эгнер, для более агрессивной раскрутки брэнда «Билла» пока просто не пришло время.

«Пока нам не нужно широко оповещать о своем присутствии в России»

СЕКРЕТ ФИРМЫ: Проект «Билла» был запущен около года назад с большой помпой, на церемонии даже присутствовали канцлер Германии Герхард Шредер и российский президент Владимир Путин. Но сейчас о существовании сети, наверное, знает лишь узкий круг журналистов и бизнесменов, а также жители тех районов Москвы, где расположены ваши магазины. Почему вы не продвигаете свой брэнд?
АХИМ ЭГНЕР: Пока нет необходимости широко оповещать о своем присутствии в России. Запускать массированную рекламную кампанию целесообразно, только достигнув определенных размеров бизнеса и числа магазинов. Сегодня мы практикуем локальные программы: размещение рекламы в районах, где находятся торговые точки. Запускать более масштабные кампании, скажем на телевидении, бессмысленно. Наши магазины работают только в Москве, их пока недостаточно для активных маркетинговых действий и, соответственно, крупных рекламных расходов.

СФ: Насколько я понимаю, REWE весьма гордится тем, что стала первым иностранным ритейлером, купившим российскую сеть. Похоже, без участия или согласия президента России такие сделки на нашем рынке совершить невозможно, или он просто особенно симпатизирует немецкому капиталу?
АЭ:
Мы действительно очень гордимся и этой сделкой, и тем вниманием, которым ее подписание удостоили столь высокопоставленные персоны. Если же говорить о присутствии на заключении сделки вашего президента, то по опыту своей работы знаю: в любой стране мира иностранная компания непременно должна иметь хороших и сильных партнеров или друзей.

Вместе с тем я не вижу сильной зависимости экономики и бизнеса в России от президента. Внимание руководителей обеих наших стран к этой сделке я бы объяснил прежде всего так: они просто не могут не приветствовать тот факт, что кривая роста инвестиций ползет вверх. И, безусловно, давние дружеские отношения между нашими странами являются основным фактором, влияющим на этот рост.

СФ: При этом, по мнению президента холдинга «Марта» Георгия Трефилова, в Россию пока приходят только те иностранные игроки, кто может быстро принимать решения.
АЭ:
Господин Трефилов – очень уважаемый, активный и сильный бизнесмен. И если он дает такой комментарий, мне остается только добавить: он действительно знает, о чем говорит.

СФ: Кстати, руководство вашей компании не насторожило то, что незадолго до заключения сделки с REWE у компании «Марта» был серьезный конфликт со Spar Retail, владельцем лицензии голландской сети Spar, в результате чего их сотрудничество было прекращено? Вы уверены, что ваши отношения со временем не разладятся?
АЭ:
Между нами не должно и не может быть разлада. Схема отношений REWE и холдинга «Марта» изначально отличается от сотрудничества этой компании и Spar. REWE работает с российским холдингом очень активно и на многих уровнях. А Spar всего-навсего владела лицензией и хотела получать за нее деньги.

REWE Group является третьей по величине торговой компанией в Германии. В 14 странах Европы REWE владеет более 11,5 тыс. розничных магазинов. В Восточной Европе компания представлена сетями магазинов Billa (Россия, Чехия, Словакия, Хорватия, Румыния, Болгария, Украина), Penny Discount (Чехия, Венгрия, Украина), XXL Mega Discount (Румыния) и Selgros Cash & Carry (Польша, Румыния). В компании работают более 196 тыс. человек, а валовый товарооборот в 2004 году достиг 40,8 млрд евро. В июле 2004 года REWE подписала соглашение с российским холдингом «Марта» о создании в России совместного предприятия ООО «Билла». В настоящее время под маркой Billa в Москве работают 18 магазинов. В среднесрочной перспективе задача СП – расширить сеть «Билла» в Москве до 70–80 магазинов, а в дальнейшем планируется экспансия в крупные города России. 75% акций компании «Билла» принадлежит REWE, которая осуществляет оперативную деятельность, и 25% – холдингу «Марта».



«Между „Билла” и REWE большая разница»
СФ: Вы совсем недавно заняли пост главы правления REWE Group. Чем была обусловлена смена руководства группы и чем вы занимались до этого назначения?
АЭ:
До прихода в REWE я работал главой совета директоров в другом немецком ритейлере, Quelle, а до этого в руководстве DaimlerChrysler. Честно говоря, не знаю, почему выбор акционеров REWE пал именно на меня. Это скорее вопрос к ним. Очевидно, их привлек мой управленческий опыт в ритейле на международном уровне. Смена же руководства была связана с определенными трудностями в бизнесе, но я бы не хотел давать подробные разъяснения, поскольку считаю это неэтичным по отношению к акционерам и моим предшественникам.

СФ: Вы приехали в Москву открывать российское представительство REWE. Неужели вашей компании не хватает для выполнения представительских функций офиса и менеджеров сети «Билла»?
АЭ:
В данном случае между «Билла» и REWE большая разница. REWE – это материнская компания, в ведении которой помимо ритейла еще и туристический бизнес. Поэтому мы считаем, что она должна быть представлена на российском рынке сама по себе. Кроме того, люди, уже работающие в REWE в России, занимаются в первую очередь оперативным управлением сети магазинов. А внимание представительства будет сосредоточено на вопросах дальнейшего развития бизнеса группы в России и координации взаимоотношений с холдингом «Марта», головным офисом нашей компании в Кельне и с другими партнерами. Ну и вообще, REWE – одна из крупнейших в Европе компаний, поэтому она должна обладать определенным весом и в вашей стране. Эта политическая миссия и будет возложена на ее представительство в России.

СФ: Означает ли это, что вскоре в России могут быть запущены и другие бизнесы REWE?
АЭ:
Сейчас пока никаких решений касательно этого нами не принято, равно как и по поводу расширения существующего торгового формата сети «Билла» и запуска новых форматов. Но, разумеется, все эти вопросы также будут входить в сферу ответственности нашего российского представительства.

СФ: И все же помимо ритейла с недавних пор REWE Group развивает в России еще и свой туристический бизнес.
АЭ:
REWE считается самой быстрорастущей туристической компанией Германии. Наши доходы от этого бизнеса, второго главного направления в структуре компании, постоянно увеличиваются. В марте 2003 года в Москве действительно открылась компания «И-турс» – подразделение туроператора LTU Touristik, входящего в нашу группу. На ее базе мы и будем развивать здесь свое туристическое направление. Со временем появятся и другие структуры, но пока подробностями я поделиться не могу.


«Мы уважаем наших конкурентов, но это не значит, что мы с ними сотрудничаем»
СФ: В конце июня «Марта» заключила сделку с главным конкурентом REWE в Европе – группой Metro. И теперь «Марта» будет строить для Metro в Тольятти и Казани гипермаркеты Real. Почему вы допустили эту сделку, разве она не ударит по вашим интересам в России?
АЭ:
Разумеется, мы заранее знали об этой сделке, поскольку «Марта» согласовала ее с нами. Однако гипермаркеты – это не тот формат, в котором мы сейчас работаем в России. Здесь мы пока представлены только в среднем торговом формате супермаркетов. К тому же в проекте с Metro «Марта» выступает только как девелопер. Если бы они не договорились, Metro просто выбрала бы другую строительную компанию. Так что мы воспринимаем эту сделку совершенно спокойно и не видим, каким образом она может ударить по нашим интересам.

СФ: Но ведь и вы рано или поздно можете запустить в России свои гипермаркеты.
АЭ:
Если бы решение об этом было уже принято, тогда, ваша правда, эта сделка холдинга «Марта» нам бы серьезно повредила. Однако такие планы не строятся даже на ближайшее будущее, и поэтому «Марта» вправе идти на подобного рода сотрудничество с нашими конкурентами – естественно, синхронизируя с нами все шаги в этом направлении.

СФ: Кстати, на рынке есть мнение, что Metro и REWE поделили между собой российскую розницу, договорившись развести форматы.
АЭ:
Мы очень уважаем наших конкурентов, но это не значит, что мы с ними сотрудничаем. Иными словами, такой договоренности не существует в природе. Вы что же думаете, совет директоров REWE встретился с директорами Metro и договорился о разделе рынка? Но это же неосуществимо.

СФ: Ваша невозмутимость по поводу сделки холдинга «Марта» и Metro не связана ли еще и с тем, что вы пока не интересуетесь российскими регионами и работаете только в Москве?
АЭ:
Почему не интересуемся? Очень даже интересуемся. Но нам нужно закончить все подготовительные работы в Москве, адаптировать на российской почве все системы и выстроить все процессы. Тогда и настанет время выхода в регионы. К тому же «Марта» уже занимается нашим региональным развитием: находит и держит для нас подходящие участки земли.

«Приезжайте в Германию, и вы поймете, что такое высококонкурентный рынок»
СФ: Кого вы считаете главными конкурентами «Билла» на российском рынке, и сможет ли ваша сеть когда-либо достичь оборотов, скажем, лидера отрасли «Пятерочки»?
АЭ:
Мы воспринимаем очень серьезно каждого нашего конкурента, поэтому я бы не стал никого выделять. «Билла» же сейчас развивается даже с некоторым опережением поставленных перед ней бизнес-планов. Постепенно у нас увеличиваются обороты, но когда мы войдем в число лидеров рынка, предположить довольно трудно. Несмотря на это, у нас очень серьезные амбиции, и рано или поздно «Билла» станет одним из ключевых игроков. К этому нас обязывает опыт REWE на многих других рынках в мире, где компания неизменно среди лидеров. К примеру, в Австрии у нас 37% рынка, и это исключительный результат для всей отрасли. У нашей компании несколько иной подход к развитию бизнеса, чем у других сетей в России и за рубежом, более скрупулезный и аккуратный. Мы стремимся выстроить прочный фундамент и только затем переходим к возведению здания.

СФ: При этом, говорят, вы решили изначально приобрести сеть в России, а не создавать ее самостоятельно с нуля, потому что рынок в нашей стране гораздо более конкурентный, чем в других восточноевропейских государствах.
АЭ:
Совсем наоборот, в России гораздо больше свободного места. Приезжайте в Германию и вы поймете, что такое высококонкурентный рынок. Чуть меньше заполнены рынки в Польше, Чехии и других странах Восточной Европы, где на каждого покупателя приходится гораздо больше торговых площадей, чем в России. Именно поэтому ваша страна считается одним из самых приоритетных рынков для REWE.

Что касается покупки сети: сначала было принято решение о партнерстве с холдингом «Марта», и только потом это партнерство переросло в сделку по покупке сети. С нашей точки зрения, проще и легче что-то строить на местном рынке, имея партнера с такими связями и опытом, как у компании «Марта». Именно поэтому было решено, что REWE займется оперативным управлением бизнеса, а «Марта» возьмет на себя все вопросы, связанные с недвижимостью, согласованием наших проектов с госструктурами, получением лицензий и других документов. То есть мы не покупали сеть, а выбирали достойного партнера, владеющего сетью.

СФ: А вы рассматриваете возможность выкупа у холдинга «Марта» оставшейся за ним 25-процентной доли в сети «Билла»?
АЭ:
Ни в коем случае. У нас очень хорошие отношения с этой компанией, и российское представительство должно их еще больше укрепить. К тому же, как мы не хотим покупать долю российского холдинга, так и он не хочет ее продавать. Это противоречило бы логике нашего партнерства.

СФ: Однако со временем вы предполагаете расширить сеть «Билла» с помощью недавно купленных холдингом «Марта» сетей «Продмак» и «Гроссмарт».
АЭ:
Эти сети, согласно изначальному договору, будут записаны в счет инвестиций «Марта» в развитие магазинов «Билла» в соответствии со стоимостью недвижимости и торговых технологий магазинов.

СФ: Вы собираетесь увеличивать число своих магазинов благодаря органическому росту или покупке новых активов?
АЭ:
Я думаю, двумя этими способами: в первую очередь за счет органического роста, но по мере получения выгодных предложений о покупке, в том числе и от холдинга «Марта», мы будем их рассматривать. В ближайшее же время мы откроем еще шесть-семь магазинов. Увеличение их числа в дальнейшем – это вопрос технических возможностей сети.

«Большинство московских грамотных ритейлеров сохранят свою независимость»
СФ: Недавно крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart впервые официально объявил о скорой экспансии на российский рынок. Другой гигант отрасли французская Carrefour также рассматривает возможность открытия здесь своих магазинов. Вы пытаетесь заранее подстраховать «Билла» на случай их появления?
АЭ:
Каждая компания сама определяет свою стратегию развития. Я уверен: и у Wal-Mart, и у Carrefour имеются четко сформулированные планы в отношении России: когда и где им здесь целесообразно открыться. Мы не боимся их прихода, поскольку давно знаем этих игроков и конкурируем с ними на рынках других стран. Кроме того, у нас уже запущена в России сеть со строго определенными концептом и форматом. Да и пространства на российском рынке, несомненно, хватит для всех ритейлеров. Так что опасаться и страховаться от их появления на вашем рынке я не вижу смысла. Надо лишь продолжать работать.

СФ: Последние несколько месяцев российский рынок ритейла бурлит различными сделками по слиянию, поглощению, расширению бизнеса. А лидирующая «Пятерочка», успешно проведя IPO на Лондонской бирже, получила дополнительные средства для укрупнения бизнеса. На ваш взгляд, чем объясняется этот всплеск на рынке?
АЭ:
Все эти события так или иначе связаны с проблемой эффективного использования свободных средств в условиях быстрорастущего рынка. И IPO в этой ситуации – один из наиболее адекватных способов быстро раздобыть новый капитал для инвестирования в дальнейший рост. Иными словами, ваш ритейл уже дорос до такого этапа развития.

СФ: А вы согласны с мнением, что мелких игроков будут все активнее поглощать более крупные, которых в свою очередь приобретут западные компании?
АЭ:
Естественно, западные сети, располагающие огромными финансовыми возможностями, будут приобретать российских игроков. Однако на том же московском рынке работает уже немало грамотных и профессиональных ритейлеров, большинство из которых сохранят свою независимость и не будут поглощены более крупными российскими или западными сетями.


Доктор Ахим Эгнер родился в декабре 1957 года в городе Фрайбурге (Германия). После получения диплома по специальности «юриспруденция» и защиты кандидатской диссертации он начал свою карьеру в качестве специалиста по праву в адвокатской конторе во Фрайбурге. В 1989 году Эгнер сменил юридическую сферу на промышленную и спустя год занял пост управляющего директора по коммерческим вопросам в дочерней компании химического концерна Rhone-Polenc.
В 1992 году Эгнер решил опять перепрофилироваться и три года накапливал опыт работы в сфере торговли в розничной сети Quelle AG, где, будучи директором, отвечал за развитие компании, стратегию, организацию и недвижимость. В 1995 году Эгнер перешел в сферу телекоммуникаций и занял пост руководителя международных проектов компании Debis, «дочки» DaimlerChrysler. Позднее, являясь членом руководства другой «дочки» DaimlerChrysler – сотового оператора Debitel, он отвечал за деятельность компании во Франции, Нидерландах, Бельгии, Австрии, Испании и других странах. В 2002 году Эгнер был назначен заместителем председателя правления Debitel AG. В апреле этого года он перешел на пост председателя правления REWE Group – REWE-Zentral AG и REWE Zentralfinanz eG (Кельн).


Станислав Мных
29.07.2005  Секрет фирмы

29.07.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов