Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

В СССР секса не было. А реклама — была!

Когда-то - помните? - мы летали самолетами «Аэрофлота» и душились духами «Дзинтарса». Альтернативы вроде бы и не было. Но реклама, убеждающая нас летать и душиться именно этим, - была! На днях в Риге об этом вспомнили. В к/т «Рига» на киносеансе «Покупайте советский товар» демонстрировались рекламные ролики, сделанные в 70- 80-е годы прошлого века латвийскими киношниками - теми, кто работал под эгидой «Латторгрекламы» и «Эстонского рекламфильма» (ЭРФ). Среди зрителей - первопроходцы латвийской кинорекламы: Янис Блукис, Эгил Эрмансон, Лаурис Вейсс, Айвар Витте.

В СССР секса не было. А реклама — была!
Реклама и в прежние времена несколько приукрашивала действительность.


Ветеран латвийской советской рекламы Янис Блукис - о прошлом и настоящем рекламного ролика

Нескромное обаяние рекламы


Зал до отказа забит молодежью. Реклама макарон, кальмаров, духов... Увиденное воспринимают живо, с доброжелательным смехом. Янис Блукис, сидящий рядом со мной, во времена оны был, пожалуй, лучшим режиссером на латвийском отделении ЭРФ. Сейчас он недовольно кряхтит. Почему?

- Понимаешь, ролики словно специально подобраны с таким расчетом, чтобы посмеяться: мол, и время было дурацкое, и реклама тоже. Потому что действительно удачных роликов я не увидел. Весело - да. Но это не настоящая картина того, что было. Потому что смех смехом, а был в то время и хороший товар. И реклама тогдашняя здорово работала.

Всем заводам сверху спускали обязательный план по освоению новой продукции. Следуя установке, один из наших любимых заказчиков «Дзинтарс» выпускал одни за другими «новые» духи, которые кроме названия практически не отличались друг от друга. И на все заказывал рекламу. Не было новинок заказывал на старый товар.

Именно с помощью этих роликов наши парфюмеры завоевали огромный рынок: рекламу ведь крутили по всему Союзу. Каждая маленькая киноистория заканчивалась 25 кадриками (одной секундой) с надписью «Дзинтарс» и достигала своей цели. В Ленинграде была фабрика ничуть не хуже - «Северное сияние». Но она такой рекламы не давала. И была гораздо менее популярна. А «Дзинтарс» просто сметали с прилавков.

...Интересно, что Блукис, снявший примерно 350 роликов, слыхом не слыхивал о рекламном гуру Георге Стражнове (кто ж его сегодня не знает!), работавшем тогда в «Латторгрекламе». На счету Стражнова аж 600 роликов, и Блукиса он тоже не знает. А ведь и ЭРФ, и «Латторгреклама» работали в одной системе Госкино. У эстонцев были редакции в Ленинграде и Москве. А их рижский филиал выполнял заказы для всего Союза.

- Кстати, почему именно эстонцы?

- Нахватались ума от финского телевидения. У эстонских документалистов оказался очень энергичный мужик Ээду Оямаа, он-то и пробил эту идею через Госкино.

- Твой приход в рекламу не был случайным?

- Мне всегда хотелось работать с хорошими актерами. Я довольно долго работал на киностудии осветителем и мастером света. Обычно было так: поставили свет - группа идет курить. А режиссер в это время с актерами в павильоне репетирует. У нас в Риге снимали и Чухрай, и мой любимец Хуциев. Вот это была школа! Достаточно было просто смотреть.

Потом я учился у режиссеров Лининьша (некогда худрук театра «Дайлес») и его жены Матисы. Оба вели студию молодых киноактеров, а я туда просто ходил смотреть, как они с ними работают. Тоже замечательная школа была.

...Добавлю, что Блукис снял в своих роликах весь цвет театра «Дайлес» и Национального - тоже. Кстати, носа от рекламы никто не воротил. Тому же Стражнову писали сценарии Герц Франк, Ансис Эпнерс, Андрис Слапиньш, снимали лучшие операторы студии, включая Юриса Подниекса.

- Все хотели с нами работать, - продолжает Янис. - Платили эстонцы неплохо. Режиссер Роланд Калниньш с ЭРФ энергично сотрудничал, только не хотел, чтобы на Рижской студии об этом знали. Но активнее всех был оператор Янис Мурниекс. Мне же лучше всего работалось с Эрмансоном. Теперь он писатель.


Реклама для ученого

- Со временем набравшись опыта, я увидел, что ролики, обладающие высокими художественными качествами и участвующие в фестивалях, как раз менее всего приносят экономической отдачи. Не работают! Реклама все-таки рассчитана на дурака. Специалисты мировой рекламы поняли это давно. А я просто проверил на практике. Умному человеку может понравиться сама реклама как таковая. Но покупать он все равно не станет.

Так что я разочаровался в этой работе довольно быстро. Правда, горжусь тем, что делал рекламу нашим латвийским химикам. По неофициальным данным, в свои лучшие времена они давали республике половину поступлений в валюте (за лекарства, лицензии на них и т. д.).

Мы снимали наших ученых в рабочей обстановке - вроде с явно рекламной целью, но для специфической научной аудитории и западных менеджеров, которые хотели увидеть, с кем имеют дело. Эти фильмы очень помогали ученым: стало легче установить контакт и заключить контракт. Они возили наши ролики на всякие конференции и радовались, что всем это было очень интересно.

Смею думать, что в Латвии немного режиссеров, которые могут похвастаться тем, что их фильмы показывали во Франции, Америке, Японии и черт знает где еще.

- Твои показывали?

- Да. И эта «ученая» часть нашей работы была самой интересной. Как и то, что мы снимали для «Автоэкспорта» (реклама «москвичей», «жигулей», «нив»), для авиационной промышленности - специально для смотров в Бурже.

- Но это уже без рекламных примочек?

Ветеран латвийской советской рекламы Янис Блукис - Нет, веселье допускалось. Но особого рода. Например, наш консультант, очень умный парень, попросил для одного эпизода доснять доску с написанными формулами. Все, кто разбирался в органической химии, увидев этот кадр, хохотали. Он мне объяснял, в чем там соль, но я все равно не понял.

По-волчьи выть...

- Но в конце концов с рекламой ты завязал...

- Да, в 1987 году. Я ведь по существу стал делать там чисто документальные фильмы. Эстонцы решили это безобразие прекратить. И потом, вокруг уже вовсю шуршало другое поколение рекламщиков. Я видел, что во всем мире реклама изменяется в худшую сторону. И у нас, естественно, тоже.

В советское время все любили смотреть рекламу, а мои дети гордились, что их папа - режиссер-рекламщик. А потом от рекламы всех стало просто мутить. В преддверии разгула частной собственности я понял, какая реклама нужна зарождавшемуся классу предпринимателей, и решил, что нам не по пути.

Объясняю: предлагая товар, реклама агитирует и за определенный образ жизни. Уже тогда она стала предлагать какой-то волчий образ жизни. Да и сегодня в рекламе востребованы примитивные и агрессивные лобовые решения.

Меня, например, раздражает, что все в открытую говорят: наш товар самый лучший. А ведь еще в 60-е годы в Австрии, в институте рекламы, был разработан моральный кодекс рекламистов. Там говорилось, что нельзя заявлять о своем товаре в превосходной степени. Хороший - да, но не самый-самый. Был еще целый набор пунктов, в том числе как защищать детей от рекламы...

Короче, я на одной пьянке торжественно сказал: в своей жизни больше ни одной рекламы не сниму. И не снял. Мне одна партия предлагала сделать рекламу для прошлых выборов - я отказался.

- Может ли реклама стать менее агрессивной? И по-доброму влиять на общество?

- Реклама хочет приспособиться к человеку. Вот если наше общество станет добрее, то, наверное, и реклама станет добрее. Все взаимосвязано... ( Подумал .) Да ты сам посмотри: прошла буря - и все пишут только о потерях и оплошностях. А чтобы сказать кому-то спасибо - так нет. Все плохо, все не так. Я прекрасно знаю, как тяжело вкалывали в лесах электрики. А похвалить человека никто не хочет.

Знаешь, если раньше мне не нравился заказчик или его товар, можно было просто схалтурить - сделать попроще, попримитивнее, а потом убедить его, что все замечательно. Сегодняшние заказчики - акулы капитализма. Они прекрасно знают, что вкладывают в рекламу не чьи-то там, а СВОИ кровные деньги. И хотят за них иметь то... что они хотят.

Если раньше была в общем-то безобидная цензура редакторов, то сегодня - кто сидит на деньгах, тот и цензура. Возьми хоть любой фонд... Смотрю я, как выделяют деньги на культуру, и вижу, что снова иду не в ногу. Но по рекламной работе не скучаю.

...Сегодня Янис работает сторожем в музее «Арсенал» и корпит над сценарием для игрового фильма. Кино так и не ушло из его жизни. //Час


Сергей НИКОЛАЕВ
28.01.2005  MEDIAGUIDE.RU

28.01.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов