Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Александр Милеев, генеральный директор ликероводочного завода "Родник"

"Водочный бизнес криминален не более, чем любой другой"

В приемной гендиректора крупнейшего в регионе ликероводочного завода “Родник” Александра Милеева висит фотография: в одной руке он держит автомат Калашникова, в другой — бутылку водки. Фотография была сделана в тот период, когда возглавляемая им компания МИКО боролась за контроль над “Родником”. В итоге МИКО стала владельцем блокирующего пакета акций “Родника” и основным его дилером, а Александр Милеев возглавил завод. О планах предприятия и о ситуации на рынке он рассказал “Ведомостям”.

— Вы были чемпионом России и призером первенств СССР по гребле. Как получилось, что вы занялись водочным бизнесом?

— В 1992 г. я мечтал попасть на олимпиаду, но не попал. Так получилось. Я был женат, тогда у меня родилась дочь. Оказался на перепутье. Мне предложили поработать в бизнесе, поработал и втянулся.

— Это изначально был алкогольный бизнес?

— Нет. В основном занимались продуктами питания: купили — продали. Были какие-то киоски. Занимались и челночным бизнесом. А потом один из моих товарищей предложил заняться водкой.

— Вы получили известность в деловых кругах в качестве руководителя группы “МИКО”, когда она стала одним из крупных игроков алкогольного рынка. С чего начиналась эта компания?

— С оптовой и розничной продажи продуктов питания. Потом стали специализироваться на алкоголе. И вот уже около 10 лет мы занимаемся исключительно алкоголем.

— Ее название означает “Милеев и Ко”?

— Нет. Просто так воспринимается — “Милеев и компания”, на самом деле нас было тогда два товарища. Это первые буквы моей и его фамилий.

— А как его имя?

— Михаил Копылов. Но он от бизнеса отошел и занимается другими вещами.

— Какая доля МИКО принадлежит вам?

— Я один из совладельцев. Доля достаточная, чтобы контролировать компанию.

— Кто, кроме вас, в числе совладельцев?

— Еще несколько человек, имен называть не хочу.

— К 2000 г. у “Родника” было два крупных дилера — МИКО и компания “Ниагара-1”, причем последняя лидировала по объему продаж. А после отставки прежнего гендиректора комбината Николая Мазалова вам удалось стать единственным крупнооптовым продавцом продукции “Родника”. С чем была связана такая рокировка?

— До 2001 г. мы с “Ниагарой” шли ноздря в ноздрю. Но так как они изначально стартовали немного раньше, то у них и условия были чуть-чуть получше. Мы одновременно наращивали оборот, но все время какой-то процент рынка им проигрывали. Но это было обусловлено и тем, что они раньше себя зарекомендовали, и тем, что некоторые условия у них были получше, чем у нас…

— А это как-то связано с отставкой Мазалова? В прессе утверждалось, что он был лично заинтересован в поставках через “Ниагару”.

— Я не могу сказать, что у него был личный интерес в этой компании, не знаю.

— Вас считали одним из наиболее вероятных преемников Николая Мазалова. Почему ваше назначение не состоялось сразу после его отставки в 2001 г.?

— Когда стало ясно, что на “Роднике” будет смена гендиректора, мы поняли, что если придет новое руководство, то может не быть нас. Как не стало в конечном счете “Ниагары”. Единственный верный тогда ход был — купить акции “Родника”. Чем мы и занялись. На момент собрания акционеров, когда решался вопрос о генеральном директоре “Родника”, мы владели блокирующим пакетом. По большому счету мы могли заблокировать и решение о снятии Николая Васильевича [Мазалова].

Тогда мы выдвигали мою кандидатуру, но в последний вечер нашли другое решение, согласованное с руководством “Росспиртпрома”. На тот момент оно было, наверное, правильным. Просто назначали на полгода исполняющего обязанности генерального директора [Василий Вешняков, сейчас технический директор]. Одним из наших условий было то, что мы должны остаться дилерами в Самаре: мы владели блок-пакетом и могли об этом говорить.

— Почему, несмотря на ряд громких скандалов, прежний менеджмент “Родника” не был отстранен сразу после смены руководства ФГУП в 2002 г.?

— Это было связано с чисто техническими проблемами. У нас на “Роднике” совет директоров состоял из людей, подконтрольных [бывшему гендиректору “Росспиртпрома” Сергею] Зивенко. А поменять совет директоров не так просто. Учитывая, что у нас кумулятивное голосование, на это было нужно время.

— Ваш приход на “Родник” сопровождался острым конфликтом с прежними топ-менеджерами, силовыми действиями, судебными процессами. В чем заключалась причина конфликта?

— Как и в любой компании, когда приходит новый менеджмент, старый пытается остаться. Естественно, никто не хотел уходить с комбината. Поэтому были трения.

— Это был самый напряженный момент в вашей карьере или были ситуации острее?

— Это была достаточно жесткая ситуация. Острее, наверное, не было. Со стороны конфликт не выглядел таковым, но внутри был очень напряженным и жестким. Мы практически несколько недель не выходили с территории завода, так как у нас были опасения захвата предприятия силовыми методами, как позже подтвердилось, не напрасные. Этот вариант серьезно рассматривался нашими конкурентами. Сюда даже приехал ЧОП из соседнего региона.

— Водочный бизнес в нашей стране — один из наиболее криминальных?

— Он криминален не более, чем любой другой. Он криминален в сфере контрафактной продукции, где идет теневой оборот.

— Вы заявляли, что из-за неэффективности работы прежнего руководства “Родник” оказался на грани банкротства. Каковы были убытки предприятия?

— Балансовые убытки предприятия превышали 200 млн руб. Это средства, выведенные прежним менеджментом с предприятия.

— Какие ошибки совершало прежнее руководство?

— Сказать, что были ошибки, нельзя. Был чистый вывод активов. Некоторые вещи делались преднамеренно, чтобы создать ситуацию возможного банкротства предприятия.

— В какую сумму оценивались выведенные активы? Что удалось вернуть?

— Из более чем 200 млн руб. удалось вернуть половину. Остальные вернуть сложно, поскольку уже нет тех компаний, на которые выводились средства.

— Каковы обороты предприятия, объем выпускаемой продукции, динамика доходов?

— По итогам 2004 г. прибыль от реализации — около 85 млн руб., но год, скорее всего, закончим с небольшими убытками. Деньги пойдут на погашение задолженности, оставшейся от прежнего руководства.

Обороты предприятия — около 700 млн руб. в год. Объемы выпуска в 2004 г. остались на уровне прошлого года — 1,7 млн дал. В 2003 г. был некоторый спад по сравнению с 2002 г. Это было связано с затовариванием складов. Сейчас лишнего не делаем — на складе находится необходимый минимум.

— Как сегодня организован сбыт продукции “Родника”? Кто является дилерами комбината?

— МИКО — основной дилер. Он работает и с московскими компаниями, и с [Самарской] областью. С другими регионами работает непосредственно завод. Мы сами проплачиваем входы в сети, рекламные кампании.

— Не сдерживает ли сбыт наличие одного “привилегированного” оптовика, как было и при Мазалове?

— В нашем регионе нет. Мы на полках представлены везде. Основная задача дистрибьютора — расставить продукт с минимальными издержками, а наша задача — эту продукцию продвигать.

— Существуют ли у “Родника” проблемы с продвижением продукции в других регионах?

— Они заключаются в местном сепаратизме. Поэтому приходится договариваться с тем, кто может нашу продукцию отстоять в регионе.

— Вы были одним из инициаторов создания областной программы по контролю качества алкогольной продукции. В чем суть программы?

— Проблема была в том, что многие акцизные склады стали пользоваться различными схемами и проводить дешевую, нелегально произведенную водку. А это подрывает наш бизнес. Мы готовы конкурировать со всеми заводами, но в честной борьбе.

Суть программы в том, что поступающую на акцизный склад продукцию сначала проверяют специалисты контрольно-ревизионных органов, которые делают заключение, что данная партия пригодна для продажи. А затем на нее наклеивается акцизная марка.

— Вы не считаете, что эта программа — одна из форм региональных барьеров, которые мешают и “Роднику” в других областях?

— А все находятся в равных условиях. Я вообще выступал за то, чтоб не было исключений. Но нам дали преференции в том, что завод имеет возможность более быстро наклеивать региональную марку. Но мы этим не пользуемся, так как у нас есть дистрибьютор.

— В регионе ценят качество продукции “Родника”, но компания не входит в число крупнейших продавцов водки в России. Что мешает этому — качество водки, недостатки маркетинга или отсутствие средств на продвижение марки?

— В 1999-2001 гг. “Родник” упустил момент. Именно тогда начали развиваться все крупные сегодняшние ликероводочные компании. Нужно было только вложиться в рекламу. Тогда проблем с этим не было никаких. До 2003 г. “Родником” на рекламу тратилось в год 10 000- 20 000 руб. Мы пытаемся сократить отставание, но сейчас это и сложнее, и затратнее. Но мы это делаем.

— Каков рекламный бюджет “Родника”?

— Около $3 млн ежегодно.

— Вы все-таки рассчитываете вывести “Родник” на федеральный уровень?

— Конечно.

— Сейчас к рекламе водки предъявляются очень жесткие требования. Как вы решаете эти проблемы?

— Мы организовали фонд защиты родников. Будем заниматься обустройством и восстановлением родников в тех регионах, где мы представлены. И на фоне этой социально значимой программы будем продвигать марку “Родник”.

— А выпуск продукции под одноименными брэндами?

— Скоро будем выпускать минеральную воду. Это будет реальный продукт под брэндом “Родник”. Этот продукт сам по себе станет рекламным носителем. Мы рассматриваем новое направление как самодостаточный бизнес.

— А если последует запрет на рекламу зонтичных брэндов?

— Я не понимаю, как это можно сделать? Как можно запретить то, что люди реально выпускают? Пусть попробуют запретить, если есть реальный продукт, есть объем, есть продажи.

— Какие позиции занимает “Родник” на региональном рынке?

— Больше 25%. (По данным “Бизнес Аналитики”, в январе — октябре 2004 г. доля водочной продукции комбината “Родник” на самарском рынке составляла 44,8%, “Самары” — 20,9%, ТПГ “Кристалл” — 4,8%, “Талко” — 3,1%, Nemiroff (Украина) — 2,9%, другие — 23,5%.

— В 2003 г. комбинат начал выпуск водки в премиум-сегменте “Золотой Родник”. Вы также анонсировали появление новых сортов в премиум-сегменте в 2004 г., однако так и не выпустили их. Почему?

— В прошлом году мы не успели. У нас проект практически готов, но есть недоработки. А такой продукт нельзя выпускать на рынок с недоработками.

— А какие брэнды?

— Я не могу пока их назвать.

— Какова сейчас доля продукции премиум-класса?

— Около 1%, планируем довести до 10%.

— В прошлом году “Родник” планировал начать выпуск слабоалкогольных коктейлей?

— Технически у нас пока не получается начать выпуск этой продукции, но, я думаю, минеральную воду мы запустим уже весной. А коктейли, наверное, летом. Коктейлей будет пять наименований. Сумма инвестиций в цех слабоалкогольной продукции — порядка $5 млн. Объемы производства я пока не готов назвать.

— Под какими торговыми марками будет выпускаться эта продукция?

— Все будет выпускаться под брэндом “Родник”.

— А не мечтаете, чтобы когда-нибудь появилась водка “Милеев”, конкурирующая с тем же Smirnoff?

— Уже есть. Но это презентационный продукт, не предназначен для продажи.

— В какой степени участвует в управлении предприятием его главный собственник — “Росспиртпром”? Какие вопросы решаются в холдинге, а какие — в вашем кабинете?

— “Росспиртпром” больше решает наши проблемы, связанные с Минсельхозом, помогает нам сократить издержки на полиграфии, на таре, объединяя заказы многих заводов. А все остальные вопросы решаем сами.

— Вы можете сказать, кто кроме “Росспиртпрома” сейчас является основными акционерами “Родника”?

— МИКО — чуть больше 30%.

— А остальные?

— Физлица… Близкие к нам по идеологии.

— Есть ли пакет акций предприятия у вас?

— Нет. Лично я не являюсь акционером “Родника”.

— Правительство РФ приняло решение приватизировать ФГУП “Росспиртпром”. Как это отразится на деятельности “Родника”?

— Я пока не могу сказать, как именно это отразится на деятельности “Родника”. Но если пакет будет выставлен на продажу, мы будем его приобретать.

— В лице МИКО?

— В лице группы акционеров, владеющих 49% акций завода.


БИОГРАФИЯ

Александр Милеев, родился 25 февраля 1971 г. Был неоднократным чемпионом России, призером СССР, победителем Кубка СССР по гребле на каноэ, несколько раз выигрывал всесоюзную универсиаду. В 1994 г. окончил Самарский педагогический институт по специальности “физическая культура”, в 1998 г. — Самарскую государственную экономическую академию по специальности “юриспруденция”.
С 1994 г. — директор Торгово-промышленной компании “МИКО”. С 2001 г. — член совета директоров, с февраля 2003 г. — генеральный директор Самарского комбината спиртовой и ликероводочной промышленности “Родник”.

О КОМПАНИИ

Самарский комбинат спиртовой и ликероводочной промышленности “Родник” основан в 1895 г., в состав предприятия входят Ново-Буянский и Рождественский спиртовые заводы. 51% акций “Родника” принадлежит государству и находится в доверительном управлении ФГУП “Росспиртпром”. Остальные акции контролирует генеральный дистрибьютор предприятия компания “МИКО”, а также ряд других акционеров. Основные брэнды — “Родник”, Триумфальная“, “Губернаторская” и “Самарская”. Оборот предприятия, по собственным данным, — около 700 млн руб. в год, объем производства готовой продукции в 2004 г. — около 1,7 млн дал. По итогам 2004 г. прибыль от реализации составила 85 млн руб.


Евгений Корнилов
24.01.2005  Ведомости

24.01.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов