Равнение наверх Для начала «Аэрофлот» совместно с компанией McKinsey проанализировал, что же такое, с точки зрения пассажира, хороший сервис. Главных параметров оказалось не так много. Это удобное расписание – для бизнесменов важна ежедневная частота полетов, лучше даже два раза в день. Внешний вид самолета и бортпроводников. Удобство кресел. Питание во время полета. И манера общения персонала с пассажирами.
Компания начала героическую работу над улучшением «продукта». Персонал отправили на тренинги. Стали оптимизировать сеть – переходить на ежедневную частоту полетов, закрывая те маршруты, где такой график оказывался нерентабельным. В бизнес-классе вводится ресторанное обслуживание по примеру азиатских авиакомпаний. Разработали новое комфортное кресло. Скоро на бортах компании появятся электронные устройства для развлечения пассажиров.
Параллельно с борьбой за качество компания стала повышать цены, которые сейчас уже сравнялись с европейскими. При этом «Аэрофлоту» удалось не потерять своих клиентов. В 2003 году компания перевезла 5,8 млн человек, а только за девять месяцев этого года 5,85 млн человек. В ближайших планах – поднять цену даже выше среднеевропейской.
Но «неровность» по-прежнему остается главной проблемой компании: новинки почти невозможно ввести сразу и везде, приходится выбирать ключевые направления. Далеко не на всех маршрутах у компании есть все три традиционных класса – эконом, бизнес, первый. На многих направлениях отсутствует «премиальный продукт» – его только планируют ввести. Не самая лучшая рекомендация для компании, заявляющей о высоком уровне сервиса.
Наверное, именно поэтому задача для рекламного агентства оказалась столь трудной. Самую главную опасность в брэндинге Евгений Бачурин называет английским словом «оверпромис». Overpromise – чрезмерное обещание – это главное, чего не может позволить себе «Аэрофлот». «Мы просто хотели обратить внимание на то, что меняемся,– поясняет коммерческий директор компании.– Поэтому агентство должно было сделать что-то великое, но без конкретики. А это сложно».
Касса взаимопомощи До какой степени это будет сложно, Илья Слуцкий, наверное, и не предполагал. После того, как в августе 2003 года агентство FCB MA выиграло на тендере эккаунт «Аэрофлота», первую кампанию (под слоганом «Потому что от души») сделали достаточно быстро: она стартовала в декабре того же года. Но она была тактической – и никто не возлагал на нее особых надежд.
«Ни заказчик, ни мы в то время еще были не готовы к тому, чтобы выйти с большой имиджевой кампанией,– говорит Илья Слуцкий.– Первая реклама была ступенькой к великому. Но мы не думали, что между ступенькой и великим окажется такой разрыв во времени».
В FCB полученные сведения об авиарынке и месте «Аэрофлота» на нем называют не иначе, как «ужасное знание»,– настолько специфичны и клиент, и его ситуация. Обе стороны утверждают, что концепции отвергались по объективным причинам. Одни были недостаточно масштабны для «Аэрофлота», другие не соответствовали консервативному имиджу, не доносили какую-то идею, не вдохновили бы персонал.
Кампания должна была начаться весной этого года. Но на дворе уже стояло лето, а не появилось еще ни одной одобренной концепции. «Нам не говорили: либо вы завтра представляете гениальную идею, либо расстреляем, но настроение клиента я чувствовал, терпение ведь имеет границы,– рассказывает господин Слуцкий.– И тогда я позвонил в Чикаго Джонатану Харрису, креативному директору сети, и сказал: „Это тот случай, когда нужна атомная бомба”».
Когда какому-то агентству сети FCB нужна атомная бомба, компания организует всемирный кружок взаимопомощи под названием creative rumble. В страну, созывающую rumble, съезжаются ведущие рекламисты со всего мира: они бросают свою текущую работу, чтобы помочь партнерам по сети. Неделю трудятся над проблемным проектом, после чего возвращаются к своим текущим обязанностям. В FCB применение этой методики весьма распространено, поэтому обычно подобная акция организуется меньше чем за месяц.
Естественно, креативный «флэш-моб» собирается только для особых клиентов и в особых случаях. Российское отделение FCB уже не раз высылало своих рекламистов на подмогу зарубежным коллегам, но само воспользовалось такой возможностью впервые.
На помощь прибыли бразилец, южноафриканец и два американца, один из которых – сам креативный директор сети Джонатан Харрис. Российских рекламистов подселили к ним в отель, чтобы они «не отвлекались на бытовые глупости». За пять дней работы сборная четырех континентов заново открыла вечную и великую ценность: от улыбки станет всем светлей.
Неконкретная улыбка «На что мы купились? Человек смотрит на мир. Этот мир бывает плохим или хорошим, но, чтобы его изменить, иногда достаточно улыбки. Такая идея и заложена в рекламе,– объясняет господин Бачурин.– И далеко за скобками – улетающий самолет. Потому что мы хотим верить, что частичку этого позитива внес и „Аэрофлот”».
Год назад в первой кампании с биллбордов улыбалась горожанам милая стюардесса – в этом, конечно, не было ничего великого. В новой кампании идея улыбки вышла на новый уровень: теперь человеку улыбается мир. Человек, только что прилетевший на самолете, идет и всюду видит изогнутую линию, символизирующую улыбку: в радуге, в просвете между деревьями, в расположении цветов и даже в дверной ручке.
Идея тиражируется как на ТВ, так и в прессе и наружной рекламе (агентство сделало пять вариаций на тему улыбки). Росчерк, похожий на улыбку, попал и на логотип «Аэрофлота». Ролики размещаются на самых массовых каналах («Первый», РТР, СТС, REN TV) в расчете на целевую аудиторию от 18 до 55 лет («ядро» определено в 25–45 лет). Наружная реклама – в городах-миллионниках. Реклама в прессе – в «серьезных» журналах («Деньги», «Эксперт», «Власть», «Итоги») и развлекательных (Men’s Health, GEO, «Вокруг света», «Афиша Мир»).
Примет ли идею рынок, определят дальнейшие исследования; но создатели готовы играть с улыбкой несколько лет – агентство уже знает, как развивать идею. Конечно, послание, которое компания адресует широкой аудитории, сложно назвать конкретным. Но ведь главной задачей как раз и было – «сделать что-то неконкретное», поэтому авторы уверены, что это не является недостатком.
«Мы не хотим, чтобы потребитель заучил наизусть позиционирование,– говорит Илья Слуцкий.– Нас устроит, если люди просто запомнят, что „Аэрофлот” им улыбается и делает так, чтобы им хотелось улыбнуться в ответ. Мы после мозгового штурма ехали на машине по городу и находили улыбки везде – от облаков до провисших проводов. И нам это нравилось, хотя задачи искать сюжеты уже не было. Если ты с такой точки зрения смотришь на мир, он действительно тебе улыбается. Эта идея проста. И в этом ее величие».
PRO & CONTRA
ИГОРЬ ЛУТЦ, креативный директор BBDO Moscow Сегментирование: 8 баллов Решение работать на повышение прибыльности бизнеса, когда нет возможности расширять его объем, кажется вполне обоснованным. Исходя из описанной ситуации, логично сфокусироваться на высокодоходный бизнес-сегмент. Позиционирование: 7 баллов Нововведения вполне вписываются в рамки выбранной стратегии. Как клиент «Аэрофлота», могу сказать: на меня эти предложения воздействуют. Для меня бизнес-класс «Аэрофлота» гораздо привлекательнее, чем, например, у «Люфтганзы». Креативная идея: 3 балла Странно, насколько логично и аргументированно выстраивается бизнес-стратегия, и насколько неконкретно – коммуникационная: сделать «великую рекламу без конкретики». Я удивляюсь, как вообще удалось договориться, что это такое. Если задача сформулирована в самых общих чертах, это ставит агентство в некомфортную для работы ситуацию. Рекламное агентство вынуждено не просто решать поставленные задачи, а еще и угадывать настроения клиента. В такой ситуации очень много субъективного: других критериев, кроме «нравится – не нравится», просто нет. Медиастратегия: 3 балла Мужчины и женщины от 18 до 55 лет. О какой-либо стратегии в данном случае говорить сложно. Такие предложения производятся тоннами. Воплощение: 5 баллов Каков вопрос (вернее, бриф) – таков и ответ. Желаешь «чисто имиджевую рекламу» – получи улыбку через весь биллборд. Не могу сказать, что я в восторге от данной работы, но и большой аллергии она не вызывает. Хотя не думаю, что ради этого стоило беспокоить зарубежных коллег.
ДМИТРИЙ ШИРШОВ, директор по маркетингу компании «Вена» Сегментирование: 5 баллов Социально-демографическая сегментация не очень глубока. И совершенно не прослеживается сегментация по потребительской психологии и поведению. Поэтому оптимизм по поводу конкурентного преимущества «Аэрофлота» выглядят необоснованными. Позиционирование: 3 балла Учитывая многовековое наследие советского сервиса, формирование имиджа лучшей по сервису авиакомпании займет годы упорной и последовательной работы. Без рациональной аргументации, которая убеждала бы в том, что компания становится другой, летать «Аэрофлотом» эта целевая аудитория не будет (если, конечно, у нее будет выбор). Ценовое позиционирование для «Аэрофлота» – нижний мейнстрим. С этим компании лучше бы смириться. Креативная идея: 6 баллов Принимая во внимание отсутствие позиционирования и рациональной аргументации, креативная идея «улыбки» неплоха: она хорошо соединяет позитивное настроение и «Аэрофлот». Медиастратегия: 3 балла Очень стандартно, дорого и не очень эффективно. Достаточно для того, чтобы о компании знали, но недостаточно для достижения задач компании. Репутацию трудно построить, вколачивая GRP в целевую аудиторию. Стоило продумать интегрированную и мультимедийную программу, включить PR, интернет. Организовать спецмероприятия и прямую рассылку. В общем, стоило бы поискать нестандартные подходы. Воплощение: 7 баллов Неплохой продакшн. А вот связь с «Аэрофлотом» строится слабо, несмотря на крупный план фирменной бирки.
АННА ПАРРА, содиректор Lowe Adventa Сегментирование: 7 баллов Качественная работа и здравые размышления. Только придется помнить, что бизнесмены и богатая аудитория – люди требовательные и имеют возможность сравнивать разные брэнды и авиакомпании. И придется очень постараться, чтобы соответствовать их ожиданиям. Позиционирование: 7 баллов По всей видимости, у «Аэрофлота» действительно много ограничений в работе, и все они влияют на выбор стратегии. Найти свою особенность, вероятно, было непросто, и так же непросто оправдать и воплотить ее в жизнь – слишком многое придется поменять, чтобы не было разрыва между стратегией и реальностью. Позиционирование выглядит логичным выводом из всех приведенных размышлений, хотя в большей степени отражает точку зрения брэнда, а не потребителя. Креативная идея: 8 баллов Большому брэнду – большая идея, без революций и здоровой скандальности, но с желанием сделать людям приятное. От этого становится теплее и милее. Видимо, отсутствие конкретики все же помогло: идея гостеприимства в предыдущей кампании в сочетании с реальным обслуживанием на борту оставляла ощущение издевательства над пассажирами. Медиастратегия: 7 баллов Прекрасное и соответствующее задачам решение: быть на виду и использовать все большое: телеканалы, наружную рекламу, множество журналов. Воплощение: 7 баллов Все элементы этой кампании соответствуют друг другу, используемые способы вполне оправданы, и результат качественный. Только очень бы хотелось чего-то менее предсказуемого – может, это в будущем?
«Десяток замечательных улыбок можно свести на нет невнимательностью персонала» Михаил Шишханов, президент АКБ БИН:
– Хотелось бы оценить лаконичность креатива и в то же время глубину, свойственную придуманному компанией совместно с рекламным агентством решению. Безусловно, «Аэрофлот» делает серьезные шаги по изменению своего имиджа, или, как принято сейчас говорить, репозиционированию. Эта тема всегда была для меня привлекательной, а следить за процессом репозиционирования крупнейшего российского авиаперелетчика вдвойне интересно и любопытно.
Задача перед авиакомпанией стоит очень сложная. С одной стороны, ей сейчас нужно закрепить и развить свои успехи на массовом российском рынке, а с другой, приобрести новых клиентов, так называемых заказчиков бизнес-класса. А вот уже в этом сегменте простого репозиционирования абсолютно не достаточно. Нужны дополнительные, хорошо продуманные идеи собственного развития и движения вперед и действия по их реализации.
Для компании мало сказать аудитории «я стал другим». Надо действительно кардинально измениться и убедиться в том, что потребитель оценил эту перемену. И изменения эти должны коснуться всех стадий работы авиакомпании: от продавца билетов до стюардесс. К тому же немало внимания придется уделить вопросу качественного сервиса в аэропорту, там, где это возможно, так как эта часть перелета также традиционно ассоциируется у потребителя с авиаперевозчиком, услугами которого пользуется конкретный пассажир.
И здесь уже мало одних образов, пусть и формирующих требуемый имидж. В дополнение, если не в основу к новому имиджу, должны произойти изменения в технологиях всех сервисных бизнес-процессов. А там, где это необходимо, и создание совершенно новых коммуникаций со своими клиентами. И эта часть проекта под названием «изменение имиджа компании» самая важная. Как правило, нововведения в технологиях сервиса необходимо проводить до изменений в имидже. Как ложка дегтя портит бочку меда, так и десяток замечательных улыбок можно в один момент свести на нет невнимательностью персонала. В таком случае на фоне очень жесткой конкуренции заставить клиента сделать повторный выбор не помогут ни креативная реклама, ни новый имидж.