Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати
Свой Бизнес

«Прежде чем делить рынок, мы его создаем»

За 13 лет компания «Стек», созданная Сергеем Лысаковым, осуществила более 200 проектов в сфере информационных технологий, самый известный из которых – поисковый портал Rambler

«Нам часто приходилось быть первыми»

В 1991 году сотрудник микробиологического института Сергей Лысаков и четверо его коллег основали компанию «Стек», специализирующуюся на коммуникационных и информационных услугах. Первым проектом стала компьютерная сеть в научном городке Пущино. Ее подключили к сети Курчатовского института атомной энергии в Москве и вышли в Интернет. Так появился первый в России IP-канал, включенный в глобальную Сеть. К тому времени советская система, опекающая науку, развалилась. Из-за рубежа перестали присылать научные журналы, и для ученых доступ к информации был ограничен. Многие из них уже знали, что такое дистанционное образование, спутниковая связь, но об Интернете не имели ни малейшего представления.

– Мы были уверены, что этот информационный канал просто необходим, и стали первыми, кто ввез в Россию модемы ZyXEL, которые увеличивали скорость передачи данных, – говорит Лысаков.

– Это был рискованный проект?

– Да, и не только потому, что рынка IT-технологий в то время еще не существовало. В то время модемы импортировать было запрещено, поэтому два первых устройства мы доставили из-за рубежа под видом факсов, каждый из них стоил по $1000. При помощи этих модемов и был открыт канал Москва – Пущино.

Вообще, нам часто приходилось быть первыми, предлагать абсолютно новые услуги для рынка, но мы были уверены, что наш продукт будет вос-требован. Пример тому – и ситуация с поисковой системой Rambler. Впервые мы заговорили о ней в 1994 году, а воплотили идею в жизнь в 1996-м. Тогда в российском Интернете «висело» всего несколько десятков сайтов, но это не мешало появлению поисковых систем. Правда, многие из них просуществовали недолго и быстро закрылись.

– По какой причине?

– Причина мне напоминает закон больших чисел: в определенный момент система переходит критический рубеж, и тогда она либо становится самодостаточной, либо погибает. Мы этот рубеж миновали. Rambler окупился за полтора года. Но я бы не сказал, что мы сильно рисковали, когда его разрабатывали. Нам этот проект был просто очень интересен: хотелось создать такой продукт, который помогал бы работать с массой информации. При этом процесс ее поиска должен быть комфортным. До этого я и мой партнер Дмитрий Крюков долгое время работали с огромной базой данных штаммов микроорганизмов, каждый из которых имел 10 тыс. различных признаков. Кстати, название для нашего поисковика придумал Крюков. В переводе с английского Rambler – это странник, а поисковик действительно странствует по Сети. Мне-то, честно говоря, это название не очень нравится, я его перевожу как «бродяга». Крюков нашел название и для нашего нового поисковика – Turtle, черепаха. Не без иронии, если учесть, что этот поисковик заметно опережает подобные машины по скорости работы. У Крюкова, кстати, в кабинете целая коллекция черепах, одна из них – живая, живет в аквариуме.

«Это очень гибкий бизнес»

– На чем основан успех IT-проектов и можно ли его просчитать?

– Прогнозировать успех для таких проектов очень сложно. Чтобы все просчитать заранее, нужно иметь большие средства. Какой проект окажется выигрышным, а какой, скорее всего, прогорит, нам подсказывает интуиция. Важно оказаться в нужном месте и в нужное время. Считаю, что наша компания преуспела именно потому, что придерживалась этого принципа.

Но в целом IT-бизнес очень гибок, и сама его специфика страхует нас от провалов. Наш бизнес основан на личном интересе к продукту, который мы выпускаем, и уже потом мы продумываем, как лучше использовать его в коммерческих целях. Естественно, мы проводим маркетинговые исследования, но зачастую формулируем концепцию продукта в процессе его разработки и при выводе на рынок. Чтобы все это упорядочить, мы, конечно же, используем классические методы бизнес-планирования. Но мы не принимаем их как догму. Принципы управления проектами могут быть разными, а их выбор зависит от конкретной ситуации. Когда мы выводили Rambler на рынок, мы консультировались с достаточно известными компаниями. Но, выслушав их мнение, собственную стратегию разработали самостоятельно. Консультанты нужны, чтобы ускорить процесс принятия решений. Так что для нас разработка IT-проектов – процесс очень гибкий. Например, в 2002 году мы запустили поисковую машину Turtle, но во время переезда офиса компании в Hi-Tec House проект был ненадолго закрыт. За это время мы смогли его модифицировать, улучшив качество поиска и модернизировав аппаратную его часть, а на днях собираемся запустить Turtle заново. Мы и Hi-Tec House создавали с таким прицелом, чтобы оставались резервы для развития и можно было со временем по просьбе арендаторов провести его upgrade, с расчетом, что здание будет актуальным на протяжении как минимум пяти лет.

Именно поэтому мы на первом этапе предпочитаем заключать не детальные коммерческие договоры с нашими партнерами, а только рамочные соглашения о сотрудничестве. В них мы не пишем «проложить кабель» или «сделать сеть», а определяем конечную, общую цель. Это дает заказчику право самостоятельно работать, и такие творческие проекты получаются более полноценными.

«Не делю людей на клиентов и конкурентов»

– Правда ли, что в Hi-Tec House вы собирались создать что-то наподобие научного городка, собрав IT-компании?

– Да, была такая мысль. Мы мечтали, что компаниям так будет легче обмениваться между собой различными идеями. Но все получилось по-другому. Сейчас уже все площади Hi-Tec House сданы в аренду самым разным фирмам, например производителю одежды Selа, холдингу «Северсталь». Компания РТКомм, которая обеспечивает доступ в Интернет, является нашим партнером по дата-центру. В итоге получилось даже лучше, чем мы ожидали, ведь идея технопарка для коммерческого проекта не подходит.

– Иначе под одной крышей собрались бы конкуренты?

– Да, это так. Но я не делю людей на клиентов и конкурентов, все они для меня партнеры. Прежде чем делить рынок, надо его создать.

Нам всегда было интересно идти впереди других: открыть первый информационный канал, первую поисковую систему, первую систему рейтингов интернет-ресурсов Rambler TOP 100, теперь – первое офисное здание с дата-центром, Hi-Tec House. Пока это новинка – и для нашей компании, и для рынка коммерческой недвижимости, и для IT-сферы в России. Но скоро спрос на эту услугу увеличится, наберет свою критическую массу и, таким образом, сформирует рынок.

И еще мы в самом начале своего пути сформулировали кредо – развиваться за счет собственных ресурсов. Поэтому опять-таки для нас всегда было интереснее привлекать не инвесторов, а партнеров.

– А кого вы берете в партнеры?

– Тех, кто идет с тобой в одном направлении. Это можно сказать про Вадима Мохова, председателя совета директоров строительной компании «Статус», вместе с которым мы создали Hi-Tec House. С Моховым мы учились в одном институте, МАИ. Это хорошая школа, где формируется особое мировоззрение.

– На чем оно основано?

– Сложно описать, но в общих словах – это желание созидать, воплощать в жизнь какую-то идею. В отличие от других московских компаний, мы не такие «ершистые», не такие агрессивные. Для нас важно не просто зарабатывать деньги, а знать, во имя чего работаем и что создаем. Важно сделать что-то полезное и интересное.

Тот же Hi-Tec House начался с того, что нам досталось недостроенное здание в районе метро «Войковская», которое раньше принадлежало одному НИИ и простаивало уже десять лет. Мы могли поступить с ним по-разному: продать или сдать в аренду. Но в итоге решили создать новый проект, совмещающий коммерческую недвижимость и современный дата-центр.

«У нас все у руля, я, скорее, штурман»

– Какие свои проекты вы относите к неприбыльным?

– Например, научную сеть серверов, которую мы начали разрабатывать еще в начале 1990-х годов. На тот момент мы были заинтересованы в том, чтобы как можно качественнее представить информацию для ученых. В результате появилась бесплатная сеть, которая включала в себя десятки тысяч документов. Задумывая проект, мы отдавали себе отчет, что он и не будет рентабельным.

Была у нас также попытка запустить в свое время на Rambler раздел науки. От этого проекта мы ничего не получили, а продолжать его уже не смогли.

Всего же за время существования «Стека» мы разработали более 200 проектов, точного числа даже не знаю.

– В свободное время вы участвуете в джип-триалах. Чтобы восполнить недостаток острых ощущений?

– Нет, в нашей работе адреналина достаточно. А триалы я не считаю чем-то экзотическим. Я вырос в семье геологов, мы пересекли на машине весь Кавказ. В соревнованиях я стал участвовать вместе с сыном четыре года назад, когда ему было еще 19. Он меня за руль не пускает, я – только штурман.

– А в своей компании вы штурман или рулевой?

– У нас здесь все у руля. Я, скорее, штурман.

Что такое Hi-Tec House

В офисном центре Hi-Tec House все хозяйственные и коммуникационные процессы автоматизированы по последнему слову техники. Сердце Hi-Tec House – центр обработки данных (дата-центр) на 100 серверных стоек. Здание оснащено изолированными линиями связи, а также автоматической системой, контролирующей системы кондиционирования, пожаротушения, бесперебойного электроснабжения.

Hi-Tec House соединен оптоволоконным кабелем с международным центром коммутации ММТС-10, который позволяет передавать информацию со скоростью 1 Ггб в секунду. Компании, арендовавшие здесь офис, экономят деньги и время; не прибегая к сервису сторонних компаний и не выходя из офиса, они могут получить практически любую IT-услугу. Кроме того, услугами Hi-Tec House могут воспользоваться не арендаторы данного здания. Разместить свои серверы в его дата-центре может любой офис, расположенный в Москве.

Проект Hi-Tec House группа компаний «Стек» осуществила в 2003 году совместно с риэлторской компанией «Статус».


Елена Ткаченко
12.11.2004  Журнал "Свой бизнес"

12.11.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2018, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов