Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Круглый стол с шестью углами


или
Что такое брэнд и является ли им "Шесть Семерок"?

Единственное в своем роде российское объединение – пул «Шесть Семерок» в очередной раз подвело годовые итоги. По мнению представителей сетей, входящих в пул, от подобного альянса каждый получил только выгоду. В основе этой выгоды лежит сильный брэнд «777-777+», который участникам пула удалось создать и раскрутить всего лишь за два года.

На специальной выездной сессии представители торговых сетей СТАРИК ХОТТАБЫЧ, СПОРТМАСТЕР, АРБАТ ПРЕСТИЖ, КУДА.RU, М.ВИДЕО, МВО и СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ обменялись мнениями о нынешнем состоянии объединение «Шесть семерок», а также поделились соображениями, какие реальные выгоды получил каждый из участников в рамках пула.

Итак, по мнению собравшихся, результаты двухлетней работы Объединения «ШЕСТЬ СЕМЕРОК», в которое входят крупнейшие российские торговые сети СТАРИК ХОТТАБЫЧ, СПОРТМАСТЕР, АРБАТ ПРЕСТИЖ, КУДА.RU, М.ВИДЕО, МВО и СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ, не прошли незамеченными для покупателей и деловой общественности. Лучшим показателем такого положения дел стало получение премии «Брэнд Года/EFFIE 2003»  в номинации «Новый товар/услуга».

Во время встречи были озвучены данные исследований, которые проводились компанией Magram в сентябре-октябре 2003 года в отношении брэнда. Так, в частности, брэнд «Шесть Семерок» ассоциируется с формулой «Легко дозвониться, легко найти, выгодно купить». На сегодняшний день в России нет аналогов подобного объединения. Можно с уверенностью говорить, что благодаря успешной двухлетней работе сформировалась прямая ассоциация между услугами, которые оказывают компании в рамках Объединения «Шесть Семерок» и брэндом «777-777+».

Знание целевой аудиторией торговой марки «777-777+» достигло 75%. Количество владельцев Единой Дисконтной Карты на сегодняшний день превысило 800 тыс. человек. За четыре месяца существования проекта о дисконтной Карте «Шесть Семерок» узнали 47% опрошенных.  Представители целевой аудитории независимо от наличия/отсутствия опыта использования единой карты объединения, оценивают ее позитивно.

В настоящее время ведется подготовительная работа к внедрению единого бонусного проекта Объединения. Также мы намерены запустить проект льготного потребительского кредитования для совершения покупок во всех магазинах компаний, входящих в Объединение «Шесть Семерок».

Рекламный бюджет Объединения в 2003 году составил более $1,5 млн, такой же объем средств планируется вложить в рекламную кампанию будущего года.

                                                                        ***

О Пуле «ШЕСТЬ СЕМЕРОК»

Объединение "ШЕСТЬ СЕМЕРОК" образовано в апреле 2001 года. Инициаторами создания Пула были Старик Хоттабыч, Спортмастер, Арбат Престиж, М.Видео и Седьмой Континент. Осенью 2001 года к проекту присоединилась компания МВО, в апреле 2002 года – Куда.ru. Название "ШЕСТЬ СЕМЕРОК" соответствует телефонному номеру, в котором отличаются только последние цифры.

Основная задача объединения - увеличение доли рынка всех участников за счет объединения покупательских потоков. Благодаря маркетинговой активности Пула достигается обмен целевыми аудиториями – лояльный потребитель одного из участников объединения склонен покупать товары в магазинах других членов Пула.

Пул "ШЕСТЬ СЕМЕРОК" покрывает практически все сегменты потребительского рынка: продукты питания (СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ), товары для спорта и отдыха (СПОРТМАСТЕР), видео и аудио техника (М.ВИДЕО), товары для ремонта дома и офиса (СТАРИК ХОТТАБЫЧ), парфюмерия и косметика (АРБАТ ПРЕСТИЖ), шины, диски, сервис (МВО) и туристические услуги (КУДА.RU).

Каждая из компаний, входящих в пул, является лидером в своем сегменте рынка. Все участники используют сетевой принцип организации продаж товаров и услуг, ориентированы на предложение качественных товаров и сервиса и не конкурируют друг с другом.

На сегодняшний день общее количество магазинов Пула составляет более 250, из них 100 открыты в 2003 году. Количество розничных проектов, планируемых к запуску в 2004 году в Москве 78, в крупнейших городах России - 63. Совокупный оборот компаний Объединения за 2003 год превысил 1,6 миллиарда долларов США.

Свое развитие участники Пула видят не только в увеличении количества магазинов, но и в повышении маркетинговой активности, увеличении привлекательности брэнда «Шесть семерок». Основными инструментами маркетинговой кампании Пула являются справочная служба «777-777+», каталог «777-777+», а с июня 2003 года Единая Дисконтная Карта. Мы планируем развивать уникальные возможности нашего Объединения, превращая их в реальные  рекламные и маркетинговые продукты, отвечающие самым смелым пожеланиям потребителей.

 

Каждый из участников встречи выступил с докладом, которые в той или иной степени затрагивали вопросы брэндостроительства «777-777+».

 

Волобуев Игорь Николаевич, заместитель Исполнительного Директора компании «МВО»

«Лояльность потребителей - задача, которую поставило перед собой и решает уже на протяжении 2-х лет Объединение «Шесть Семерок». «Брэнд «777-777+» как часть потребительской культуры»

В настоящее время в Объединение «Шесть Семерок» входят семь компаний, каждая из которых является лидером на своем сегменте рынка. Совокупный годовой доход компаний Пула составляет порядка 1,6 миллиарда долларов США.

Сильный брэнд  - дополнительное конкурентное преимущество, и ключ к созданию сильного брэнда лежит в создании выигрышных маркетинговых стратегий.

Шесть семерок» - взаимосвязанная совокупность поддерживающих друг друга сильных брэндов, что создает эффект синергии.

Сильные брэнды вызывают доверие, привлекая больше клиентов.

Показатель эффективности сильного брэнда – рост числа лояльных клиентов

Оценка имиджа брэнда «777-777+»:

Основные активы брэнда:

  • Осведомленность о брэнде
  • Лояльность к брэнду
  • Ассоциации с брэндом

Портрет клиента «Шесть семерок»:

Социо-демографические характеристики

  • Возраст: от 25 до 45 лет
  • Доход  на члена семьи - 300 у. е. в месяц и более
  • Образование: среднее и высшее

           

Психо-демографические характеристики:

  • Отличающиеся рациональным подходом к жизни, ставящие на первое место качество и надежность товара;

Осведомленность:

  • Спонтанное знание брэнда «Шесть семерок» - 31% представителей целевой аудитории
  • Спонтанное знание рекламы брэнда «Шесть семерок» - 21% представителей целевой аудитории

Уровень знания объединения «Шесть Семерок» и его рекламы. Источники информации:

  • Общий уровень знания объединения (утвердительный ответ на прямой вопрос о знании) «Шесть Семерок» более, чем вдвое превосходит спонтанный уровень знания и составляет 75% от числа опрошенных
  • Аналогично, общий уровень знания рекламы объединения «Шесть Семерок» более, чем вдвое превосходит спонтанный уровень знания и составляет 77% от числа респондентов, знающих торговое объединение под таким названием (или 55% в целом по выборке).
  • Среди наиболее запомнившихся элементов рекламы фигурируют телефон, состав участников объединения, информация о дисконтной карте.

Лояльность:

  • Все участники объединения «Шесть Семерок» занимают лидирующие позиции на рынках соответствующих товарных категорий.
  • Среднестатистический представитель целевой аудитории регулярно совершает покупки в 2-3 магазинах объединения (в среднем 2,6 магазина

Уровень лояльности к брэнду существенно влияет на маркетинговые расходы – значительно дешевле удерживать «старых» клиентов, чем привлекать «новых» клиентов.

Единая Дисконтная карта

  • Доля владельцев дисконтных карт (любых) среди представителей целевой аудитории, знакомых с объединением  «Шесть Семерок», составляет 54%.
  • О существовании единой дисконтной карты объединения осведомлены 47% представителей целевой аудитории, знакомых с названием «Шесть Семерок».
  • Карты объединения «Шесть Семерок» имеются в наличии у 18% владельцев дисконтных карт. При этом, дисконтная карта хотя бы одного из участников объединения имеется в наличии у 70% владельцев дисконтных карт.

Проект «Единая Дисконтная Карта» - как система построения лояльности клиентов к брэнду «Шесть семерок»:

  • ЕДК - маркетинговая программа, направленная на удержание лояльных клиентов и перемещение их в категорию приверженцев брэнда «Шесть семерок»
  • Начало проекта – июнь 2003 года
  • . Количество владельцев ЕДК до конца 2003 года – около 1 млн.
  • Большинство представителей целевой аудитории (77%) независимо от наличия/отсутствия опыта использования единой карты объединения, оценивают ее позитивно (не ниже 4 баллов по 5-балльной шкале).

Ассоциации с брэндом «Шесть Семерок»

  • Доброжелательные продавцы
  • Широкий ассортимент
  • Высокое качество и гарантии на товары и услуги

Достоинства и недостатки объединения

  • Основными достоинствами объединения являются большое количество магазинов (43%), легко запоминающийся контактный телефон (41%), наличие единой дисконтной карты (24%) (таким образом, наличие единой дисконтной карты является неоспоримым достоинством объединения по мнению  51% от числа опрошенных, знающих о существовании этой карты).
  • Ярко выраженных недостатков у объединения по мнению опрошенных нет.

Планы развития Объединения:

I. Direct-marketing.

Адресная рассылка по Объединенной базе данных владельцев Единой Дисконтной Карты.

II. Проведение маркетинговых программ лояльности.

Призы подарки владельцам Единой Дисконтной Карты, купоны на дополнительные скидки, праздничные концерты с розыгрышами ценных призов и пр.

В настоящее время ведется подготовительная работа к внедрению единого бонусного проекта Объединения. Также мы намерены запустить проект льготного потребительского кредитования для совершения покупок во всех магазинах компаний, входящих в Объединение «Шесть Семерок».

Иван Пасько, Генеральный Директор исследовательской компании «Magram Market Research».

«Брэнд «777-777+» глазами потребителей. Количественная и качественная оценка»

Исследование проводилось в Москве и состояло из трех этапов: первый – установочный качественный, второй - телефонный опрос  - 700 интервью, и третий - Холл-тест более подробно поднимали имиджевые характеристики брэнда. На Холл-тесте проводилось 300 интервью.

Кто же на самом деле является той целевой аудиторией, теми людьми, которые ходят в сетевые магазины? Чуть больше женщин, чем мужчин  - 56% против 44%. Распределение по возрасту достаточно равномерное, как правило, это люди, у которых есть семья и дети, около 60% это люди, которые имеют 1-го, 2-х детей. Как правило, это люди работающие и с доходом от 6 тыс. рублей на члена семьи. Вы видите очень большую цифру отказа от ответа, она на самом деле несколько выше, чем стандартная, что очень четко говорит о большей высокой доходности аудитории. То есть с ростом дохода люди, люди в большей степени отказываются от предоставления ответа на доход,  и таким образом, можно с очень большой уверенностью говорить о том, что эта группа 60%  - это как раз люди с доходом «средне +», то есть с доходом $300 на члена семьи.

69% опрошенных совершают покупки в сетевых магазинах, из них 49% - регулярно совершают покупки в 2-х или 3-х магазинах объединения «Шесть семерок». Вы видите очень большую цифру, практически 3-я часть населения, так или иначе является покупателями при чем достаточно лояльными покупателями  объединения «Шесть семерок».

Несомненно, все участники объединения являются лидерами в своих сегментах рынка, потому что проценты по покупкам составляют: 48% - «Старик Хоттабыч», 50% - «Арбат Престиж», 51% -«Спортмастер», 37% - «М. Видео», 8% у «МВО» и 45% - «Седьмой Континент». Понятно, что не так часто совершаются покупки туристических путевок – 4% «Куда.ru». Это количество людей, которые регулярно совершают покупки в данных сетях.   

Целевая аудитория «Шести семерок» достаточно равномерно покрывает всю ту аудиторию, которую мы опрашивали. Это в равной степени люди от 25 до 45 лет, как мужчины, так и женщины. И среднестатистический представитель целевой аудитории «Шести семерок», как я уже сказал, регулярно совершает покупки в 2-3-х магазинах объединения.

Здесь уже прозвучали цифры по уровню знания брэнда «Шесть семерок», я заострю внимание на том, почему эти цифры достаточно важны. По сути дела, когда мы начинали, 1,5 - 2 года назад, достаточно сложно было говорить не то чтобы об уровне знания, а вообще о понимании  - что такое «Шесть семерок». В лучшем случае, люди предполагали, что это номер телефона. И причем, такое предположение выдвигалось на фокус-группах – достаточно тонком инструменте, который позволяет понять, как люди относятся к тому или иному явлению более детально. Теперь можно сказать абсолютно точно, что первый этап продвижения марки выполняется достаточно успешно, то есть установления определенного уровня знания. 

Попрошу очень аккуратно отнестись к этой цифре, и в своих материалах, и рекомендую использовать скорее общий уровень знаний марки. Потому что, объединения «Шесть семерок» – это очень необычная услуга и сервис, и достаточно сложно сформулировать адекватный вопрос, на который люди могут спонтанно ответить. И вероятна такая ситуация, что часть целевой аудитории не до конца понимает вопрос – «Какие сети Вы знаете?» Не до конца понимают, что «Шесть семерок» – это объединение сетей. Хотя они знают, что такое «Шесть семерок». Когда им задавали прямой вопрос – «Знакомо ли Вам такое объединение?», цифра резко росла – до 75%. Наш опыт показывает, что на самом деле прирост составляет примерно 20% от спонтанного до уровня по подсказке. Это можно скорректировать, как спонтанное знание, с этой точки зрения. Но я бы рекомендовал Вам использовать цифру 75%  - общий уровень знания марки.

Откуда, как правило, узнают объединение «Шесть семерок»? Из рекламы, при чем, в большей степени из рекламы в метро, из каталога объединения, из рекламы по почте и из рекламы на улицах. Уровень знания рекламы «Шести семерок» - 21%, они входят во вторую группу по знанию рекламы, уступая таким явным лидерам, как «Спортмастер», «Седьмой Континент», «Старик Хоттабыч», «Эльдорадо», «Арбат Престиж». Опять та же достаточно похожая ситуация – знание рекламы по подсказке составляет 77%. Это то самое общее знание, которое больше отражает реальную ситуацию, опять же в силу новизны продукции.

Где именно видели рекламу?  В метро, в каталогах по почте, на щитах на улицах Москвы.

Реклама достаточно хорошо оценивается целевой аудиторией: около половины представителей отзывается о ней, как о «скорее понравившейся» или «очень понравившейся». Реклама очень хорошо выполняет свою информационную функцию. Люди запоминают телефон, цифры на конце телефона, то есть те самые цифры, которые очень разделяют основных участников объединения. Запоминают участники объединения и дисконтная карта.

С чем ассоциируется объединение «Шесть семерок»? Во-первых, с объединением торговых компаний – 36%. Это очень существенный факт, потому что 1,5 – 2 года назад потребители, с трудом ассоциировали «Шесть семерок» с объединением торговых компаний, для них это был просто удобный телефон, который сейчас переместился на вторую позицию, 30% считают, что «Шесть семерок» - удобный телефон, 12% - единый каталог. Магазины, входящие в объединение, отличаются доброжелательными продавцами - 36%, очень широким ассортиментом – 33%. Это две основные характеристики, которые целевая аудитория приписывает участникам объединения, при чем хочу отметить, что это не только покупатели, но и покупатели в сетях–конкурентах. Люди очень четко знают, какие компании являются участниками объединения. 64% называют «Старик Хоттабыч», 64% называют «Спортмастер», 62% называют «Седьмой континент», 57% - «Арбат Престиж», 48% - «М. Видео», 21% - «МВО» и 14% - «Куда.ru».

Существенный момент по поводу того, что в объединение очень аккуратно подбираются участники. У нас одной из задач было понять, что же люди хотят видеть в объединении дополнительно, какие сети, продающие товары должны быть представлены в объединении «Шесть семерок»? Исследования показали, что «медицина», «товары для детей», «книги» – первые товарные позиции, которые покупатели хотели бы видеть среди товарных категорий объединения «Шесть семерок».

В качестве основных достоинств, называют большое количество магазинов, легко запоминающийся телефон и наличие Единой Дисконтной Карты. Практически не было названо недостатков: всего лишь 7% покупателей не довольны уровнем цен. Чуть меньше 90% участников исследования затруднились назвать какие-либо существенные недостатки объединения.

Немного о Единой Дисконтной Карте, т. к. это один из трех основных достоинств объединения в глазах потребителей. Более половины покупателей - 54%, являются владельцами Дисконтных карт. 30% карт у покупателей в сети "Арбат Престиж", 30% - у "М-Видео", 25% - у "Седьмого Континента", 21% - у "Старика Хоттабыча", 19% - у "Спортмастера", и у 18% есть карта "Шесть семерок". О наличии карты знает практически половина из тех, кто знает вообще об объединении "Шесть семерок". И еще 25% пользовались единой картой за последние полгода. В 60% этих случаях, это были магазины "Седьмой континент", в 47% - магазины "Спортмастер", в 44% - магазины "Арбат престиж", в 42% - магазины "Старик Хоттабыч", и в 62% - магазины "М. Видео". Более 70% владельцев целевой аудитории (не только владельцы дисконтных карт, а вообще все люди, которые о ней слышали) в ходе нашего исследования, очень позитивно оценивают наличие дисконтной карты.

Пару слов об имидже, который сейчас существует в сознании потребителей в отношении объединения «Шесть семерок». На эмоциональном уровне имидж объединения «Шесть семерок» в значительной степени повторяет профиль идеального магазина. Для целевой аудитории «Шесть семерок» представляется стабильной, профессиональной и современной организацией. На рациональном уровне в значительной степени этот чарт также повторяет идеальный магазин,  по всем пикам, и по всем спадам.

В данный момент имидж компаний в достаточной степени привлекателен для потребителей, и значим для них. С точки зрения рациональных характеристик, «Шесть семерок» обладают следующим имиджем: компания, предлагающая широкий ассортимент, в которой работает вежливый персонал. Также наличие единой справочной службы и удобного телефона.

Михаил Жигунов, начальник отдела маркетинга компании «Спортмастер».

«Брэнд как гарантия стабильности бизнеса»

Я представлю основные критерии оценки брэнда «Спортмастер», которую мы используем в своей деятельности, на примере компании «Спортмастер» и на примере брэнда «Шесть семерок». Какие преимущества компания получает от владения сильным брэндом в плане стабильности бизнеса и устойчивости перспектив развития на рынке.

Для начала, хотелось бы вкратце рассказать, что мы вкладываем в понятие стабильности бизнеса, и какими именно моментами брэнд помогает этой стабильности достигать. Стабильность бизнеса подразумевает под собой возможность сохранения увеличения доли рынка и получения нормы прибыли, достаточной для функционирования и развития компании в долгосрочной перспективе. Исходя из этих позиций, брэнд обеспечивает рост стабильности бизнеса за счет следующих факторов.

Первый фактор – это лояльность клиентов. Под лояльностью клиентов подразумевается любовь клиента к компании, готовность совершать повторные покупки, готовность рекомендовать друзьям, стабильные ассоциации с брэндом в категории, то есть этот фактор увеличивает количество покупателей, которые будут делать покупки у нас не только сегодня, но и в долгосрочной перспективе.

Стабильный сильный брэнд также обеспечивает лояльность не только клиентов, но и персонала компании. Этот фактор является немаловажным, потому что все компании, которые входят в объединение «Шесть семерок», уже достигли достаточно крупного размера, и поэтому факт привлечения и удержания лучшего персонала играет очень большую роль для обеспечения долгосрочной стабильности бизнеса.

Немаловажный фактор, который может обеспечить сильный брэнд, – это конкурентная защищенность. Брэнд позволяет гарантировать большие конкурентные преимущества, и позволяет обеспечивать большую стабильность бизнеса в долгосрочной перспективе. Еще один серьезный фактор сильного брэнда – это имидж компании в бизнес сообществе. В условиях российского бизнеса этот фактор играет большую роль, и сильный брэнд очень помогает во взаимодействии с государственными структурами и с финансовыми организациями, и существенно помогает компании добиваться своих целей на рынке. Брэнд как совокупность всех вышеперечисленных факторов позволяет добиваться большей финансовой устойчивости бизнеса, позволяет повышать капитализацию брэнда, капитализацию компании.

 Как мы измеряем лояльность? Лояльность покупателей – это готовность совершать покупки в будущем, стабильные ассоциации с брэндом и долгосрочная привязанность потребителей к данному брэнду, к данной компании, к данной услуге. Существует много методов, мы исходим из следующих позиций. Если взять всю целевую группу, которая на сегодняшний день составляет у «Спортмастера» по Москве 50%, то из нее определенное количество осведомлено о брэнде «Спортмастер». Наведенная известность составляет 94% и превысила известность всех брэндов спортивного ритэйла, в том числе марки Adidas. Из посетителей не все являются покупателями – доля соотношения достаточно велика. Но это не столь критично.

Активные покупатели – те, кто совершает как минимум две покупки в «Спортмастере» в год.  Они составляют более половины от всех покупателей нашей торговой сети. Лояльные покупатели, которые покупают сейчас, высказывают хорошее отношение к компании и декларируют намерение совершать покупки в будущем, ходить в «Спортмастер» как только у них возникает потребность в товарах данной категории. На сегодняшний день, каждый пятый представитель целевой группы лоялен к компании «Спортмастер». По итогам последнего исследования – 21%.

Мы считаем этот процент достаточно весомым, это отражается в динамичном развитии компании и открытии компанией большого количества магазинов, к тому же лояльность покупателей постоянно повышается. Сильный брэнд позволяет расширять целевую группу, поднимая общую планку всех этих показателей.

Немного о целевой группе. Мы ориентируемся на массовый сегмент, некоторое превышение женщин, возраст 25-45 лет, с пиком 32-33 года, доход средний и выше, по стилю жизни –новаторы и консерваторы, но всех их объединяет одно – они социально активные, оптимистично настроенные, уверенные в себе, они являются брэндоориентированными, для них важен фактор моды, фактор качества, удобства, интерес к спортивному стилю жизни. Это не обязательно занятия спортом, фитнессом, важен интерес. Как видно, это соответствует общему профилю потребителей «Шести семерок», и как я надеюсь, общему профилю каждого из участников пула.

Как уже я говорил, лояльность персонала немаловажный фактор, и компания «Спортмастер» может показать некоторые успехи в этой области. Уровень текучести персонала компании достаточно низок, это можно приписать к тому, что компания обладает достаточно сильным брэндом.

Воздействие сильного брэнда на формирование позитивного имиджа компании в бизнес сообществе с партнерами, с поставщиками, с государственными органами хорошо видно на примере нашей компании. Сильный брэнд действительно позволяет активнее продвигать интересы своей компании в этих сферах. Я могу проиллюстрировать на примере поставщиков. В 1992 году, когда компания развивалась, у нее был единственный поставщик Kettler, построив взаимоотношения на высоком уровне, компания привлекла ведущих поставщиков в категории спортивных товаров. В 1998 году компания обладала уже достаточно сильным брэндом к нам пришли сильные всемирно известные брэнды. Товарно-ассортиментный портфель растет постоянно, многие поставщики хотят с нами работать, уже поставщики бегают за нами. Среди последних удачных сделок – это брэнд O’ Neel. Лучшие поставщики, которые предлагают лучшие условия по работе со своим товаром повышают привлекательность компании для потребителя. В связи с расширением товарного ассортимента мы можем предложить конкурентоспособные цены.

Также сильный брэнд является мощным барьером для входа в отрасль. Очевидно, что «Спортмастер» является бесспорным лидером в категории спортивного ритэйла.

Как известно, для брэнда очень важно стать брэндом №1 в своей категории. Один из путей – создание новой категории, таким образом, поставив свой брэнд пионером в этой категории –бесспорным лидером. Именно такой путь и проходит «Шесть семерок».

Что касается финансовой стороны, то сильный брэнд означает экономию на операционных маркетинговых издержках, и как один из путей экономии на маркетинговых издержках  - это синергетический эффект коммуникаций пула «Шесть семерок».

Надежда Завершинская, Начальник отдела рекламы компании «МВО».

«Брэнд как гарантия стабильности бизнеса»

Брэнд – торговая марка, выстроенная в головах наших покупателей. Уже на протяжении трех лет мы проводим исследования нашей аудитории, 85% наших клиентов - это постоянные покупатели. Для нас увеличение даже на 5% лояльных покупателей дает львиную долю дохода и придает достаточную стабильность бизнесу.

Что же дает сильный брэнд компании? 1998 год – кризис, потрясение для всех компаний, а компания «МВО» прошла этот кризис достойно: не был уволен ни один сотрудник, не потерян ни один центр. Сохранить бизнес помог сильный брэнд «МВО». Брэнд – это некий страховой полис от временных неудач, он помогает делать отстройку от конкурентов, держать наших партнеров в тонусе в отношении с нами и привлекать достойных партнеров.

Используя синергетический эффект «Шести Семерок» на базе Единой Дисконтной Карты, мы в компании «МВО» ввели накопительную дисконтную систему. Начали замену своих дисконтных карт на карты «Шесть Семерок». Мы видим, что к нам приходят клиенты с картами с 1998 года. То есть с 1998 года мы приобрели и сохранили лояльность наших клиентов. Поэтому сейчас мы можем говорить, что компания «МВО» - это брэнд на российском рынке. На основе пересечений нашей аудитории и аудитории «Шесть семерок», мы посмотрели кто же наш клиент и где он предпочитает совершать покупки.

Из 100% владельцев карт «Шесть семерок» 80% клиенты «МВО», а дальше перетекающий эффект: клиенты «Старика Хоттабыча» приходят к нам на уровне 2%, «Спортмастера» - 3%, «М.Видео» - более 2%, «Седьмого континента» -14%.

Олег Давидович, Начальник отдела рекламы компании «М.Видео».

«Формирование конкурентных преимуществ на уровне восприятия брэнда»

На данный момент «М.Видео»: 31 магазин + интернет магазин, торговая площадь приближается к 45 000 м?, ассортимент 10 000 наименований, полный пакет сервисных услуг. Торговые сети «М.Видео» представлены в 7 городах, в этом году добавились 2 города – Санкт-Петербург, Челябинск.

Что касается наград, мы №1 в своей категории, в этом году мы победили в номинации «Брэнд года»  - признаны лучшей торговой сетью России. В 2002 году у нас было серебро. Не все люди, заходящие в магазины «М.видео» совершают покупки, но для нас это соотношение  важно. По оценкам TJI мы самые посещаемые магазины, и у нас самый высокий процент покупки.

Как же мы собираемся отстраивать наш брэнд? Мы провели очень тщательные исследования, я привожу вам пирамиду лояльности, и естественно чем выше поднимается брэнд по этой пирамиде, тем он сильнее. У нас лучше ситуация чем на рынке и  по торговым сетям, но существуют потери. В этом году мы привлекли силы рекламного агентства  McCann-Erickson и ожидаем повышение узнаваемости торговой марки, увеличение стоимости брэнда.

Какой же портрет брэнда мы хотим создать?

Безусловно, это доступные цены на качественный товар. Ключевая ассоциация – увлеченность техникой, вызывает доверие. Брэнд «М.Видео» должен быть для меня, он должен быть надежным и увлекать. Позиция брэнда на сегодняшний момент - крупная сеть магазинов бытовой электроники с высокими ценами. Но представление «высокие цены» относится не к «М.Видео», а к торговым сетям вообще. Амбиции брэнда – мы хотим стать лучшим местом для покупки бытовой техники и электроники. Концептуальная аудитория та же – это строители комфортной жизни, и основное желание – я хочу приобретать технику в правильном месте. Идею брэнда, к сожалению, на данный момент не могу рассказать, но уже в начале будущего года вы увидите, как именно мы собираемся поработать на «верхнем этаже пирамиды».

Сергей Бакир, компания «Арбат Престиж».

«Формирование конкурентных преимуществ на уровне восприятия брэнда»

В 2003 году мы укрепили свои позиции, и увеличили количество новых магазинов. Сейчас сеть состоит из 14 магазинов только в Москве. В 2003 году мы открыли 5 новых магазинов, один из которых, по оценкам зарубежных специалистов  - самый крупный в Европе, его площадь  - 5 000 м?.

Что касается конкурентных преимуществ, каждая компания из «Шести Семерок» обладает продающими моментами. Это то, что интересует покупателей, что сулит им выгоду. Чем больше у компаний этих моментов, тем больше компания отличается от конкурентов на рынке.

Формат нашей сети магазинов выделяет нас не только в России, но и за рубежом. Минимальная торговая площадь наших магазинов составляет 1000 м?.

Затем, концентрация магазинов в одном мегаполисе. Общая площадь всех магазинов составляет 40 000 м?. На следующий год мы также планируем развивать нашу торговую сеть.

Оборот компании в этом году составил $150 000 000. Выручка, которая приходится на 1м?, составляет $3000-3500. Понятно, что другим игрокам еще очень далеко до этих показателей.

Посещаемость нашей сети в ноябре уже достигла 1 000 000 человек при том, что ноябрь – это не сезон, например, как декабрь.

В ассортименте у нас порядка 35 000 наименований товаров, которые поставляют 200 компаний

Начиная с этого года, мы начали новую политику – планируем, чтобы клиентами компании «Арбат престиж» стали все слои населения.

В результате, маркетинговая активность компании «Арбат Престиж» уже достигла рекордного роста товарооборота. И миллион наших постоянных клиентов имеют карточки «Арбат престиж», они являются постоянными членами клуба «Арбат престиж». Чем лояльных клиентов будет больше, тем наш брэнд будет ценнее. С ними ведется постоянная коммуникационная работа: дисконтные карты, подарки, поздравления с Днем рожденья, мы выпустили журнал «Арбат престиж» для наших VIP клиентов. Сейчас готовится 3-й номер журнала.

Если рассматривать парфюмерно-косметический рынок России, то по данным агентства «Старая крепость», на Москву приходится около 70% и доля «Арбат Престиж» на этом рынке составляет 30% с учетом нецивилизованных рынков, а без их учета наша доля доходит до 80%.

В общем, тенденции «Арбат престиж» положительные.

Мы планируем провести переориентацию покупателей на цивилизованные формы торговли, намерены увеличить число наших постоянных клиентов до 3 000 000 человек. Товарооборот компании в 2004 году мы планируем в пределах $300 000 000. Количество магазинов будем увеличивать.

Татьяна Казакова, Директор по маркетингу компании «Старик Хоттабыч».

«Перспективы развития сильного брэнда. Выход в регионы»

Год образования компании 1992 год, брэнд «Старик Хоттабыч» был выведен в 1994 году. На сегодняшний день количество персонала составляет 2500 человек. Планируемый оборот 150 000 000 eur. Торговые площади достигают 45 000 м?, количество магазинов на конец 2003 года: 19 в Москве и 11 магазинов в регионах.

К 2007 году мы планируем открыть 100 магазинов, причем пропорция Москвы и регионов будет иной, нежели на данный момент, то есть 70 магазинов в регионах и 30 магазинов в Москве. Для того чтобы брэнд «Старик Хоттабыч» стал сильным брэндом в регионах, каким он является в Москве, мы должны хорошо понимать каковы наши сильные стороны, что мы должны донести до регионов, когда придем туда с нашими магазинами. Для начала, хочу подтвердить успешность нашего брэнда в Москве с помощью результатов наших исследований.  Уровень осведомленности покупателей «Старик Хоттабыч»  - 96%. Рынок строительных материалов переполнен рынками, которые являются нашими конкурентами. На втором месте нашим конкурентом является «Каширский двор». На данный момент в Москве нет конкурентной сети для нас, но есть отдельные магазины.

Хотя покупатели знают «Старик Хоттабыч», очень многие предпочитают покупать на рынке, и для нас это большое поле для работы. Сравнивая имидж нашей компании, и «Каширского двора», мы видим, что основное представление потребителей о наших магазинах: магазин с большим выбором товаров и магазин с высокими ценами. Причем для людей, которые совершали у нас покупку, последний фактор минимален. Для тех кто у нас не был или не совершал покупку, значимость фактора цены растет. Магазины воспринимаются как красивые с квалифицированным обслуживанием. После проведения рекламной кампании этого года представление о наших магазинах смещается в положительную сторону. Восприятие рынка сети «Каширский двор»: большой ассортимент товаров. Здесь также происходит разделение, на аудиторию потребителей, которые совершали там покупки и на тех, кто не совершал. Люди считают, что там приемлемые цены, но часть этих людей все равно не совершают покупки в этой сети. На самом деле цены в «Каширском дворе» далеко не низкие.

Нас воспринимают, как магазин с большим выбором товаров, но до сих пор думают, что на рынке больше и лучше. Но нас воспринимают, как помощника. Следствие этого была проведена рекламная кампания «Мудрый совет».

У нас четко определена территория брэнда и существует эффективная программа маркетинговых коммуникаций  с покупателями. Здесь работает наша синергия от объединения в пуле «Шесть семерок». Чаще всего реклама пула и наша реклама не разделяются.

Концепция магазинов уникальна. На данный момент мы не видим аналога формату в разных категориях  даже в Европе.

2003 год для нас явился знаковым. На российский рынок вышли крупные западные сети формата do it yourself (DIY). Это толчок для нас: мы должны определить свои конкурентные преимущества и сформировать в головах потребителей преимущества брэнда «Старик Хоттабыч».

Мы не магазины DIY, и мы не хотим ими быть. По целевой аудитории, мы не пересекаемся с магазинами DIY, только в незначительном нижнем ценовом сегменте.

Мы работаем в среднем и высшем ценовых сегментах, что соответствует целевой аудитории других компаний объединения «Шесть семерок». Мы позиционируем себя как магазин дизайнов, для тех, кто хочет купить красоту, идеи для дома. Мы формируем моду на товар.

Планы на будущее: мы хотим создать общенациональный брэнд, который бы воспринимался одинаково и в Москве, и Красноярске. Также мы планируем и дальше работать над коммуникационной составляющей, которая повышает лояльность наших покупателей к брэнду. В этом направлении мы будем очень тесно работать с объединением «Шесть семерок».

Игорь Корепанов, Зам. Председателя Совета директоров компании тур-агентств холдинг «Куда.ru».

«Брэнд, как фактор увеличения капитализации компании»

Хочу немного рассказать о стоимости брэндов, которыми мы сейчас обладаем как компания «тур-альянс холдинг», так и компании, входящие в «Шесть семерок».

Инвестиционные критерии являются языком в разговоре с инвесторами по принятию решений вложений в развитие брэнда. Мы пришли к выводу, что у любого сильного брэнда есть и слабые стороны: устойчивость брэнда, капиталоемкость брэнда и т. д. Необходим мониторинг и управление несколькими брэндами. Мы вывели некую формулу брэндов-доноров, и брэндов-акцепторов на примере компании «Тур Альянс Холдинг», которая владеет несколькими брэндами. От вложения большой части средств в брэнд «Куда.ru» выигрывает не только он, но и брэнды других подразделений, в частности туроператорский брэнд «Туральянс».

Для оценки стоимости брэнда необходимы оценочные процедуры, пока еще не востребованные на российском рынке. Стоимость брэнда равна стоимости чистых текущих доходов, которые брэнд принесет в будущем. Также нам необходима информация по маркетинговым исследованиям, коэффициент дисконтирования, коэффициент морального устаревания брэнда, ставка рефинансирования. Применяя все эти подходы, мы пытаемся получить большую выгоду от развития «Куда.ru» для группы компаний. При этом все компании присутствующие здесь делают значительные инвестиции в развитие брэнда, и, как я уже сказал, руководствуются подходом увеличения стоимости бизнеса самих компаний. Я думаю, владельцы всех присутствующих компаний могут это подтвердить. Ну и мы сами оцениваем брэнд «Куда.ru» как удачный маркетинговый ход, который позволяет повысить, в том числе и стоимость брэнда «Куда.ru».

Ирина Телицына, Директор по связям с общественностью компании «Седьмой континент».

«Брэнд – отстройка от конкурентов»

Брэнд помогает отстраиваться от конкурентов. Особенности брэнда в ритэйле: широкий ассортимент, высокое качество товаров, высокий уровень обслуживания, приемлемый уровень цен, грамотное оформление торгового пространства. Таким образом, брэнд розничной сети - это продукт корпоративного взаимодействия компании. Уровень знания брэнда  «Седьмой континент» - 79,5% по данным исследования 2003 года Comcon, отстройка от конкурентов происходит на уровне идеи «совершать покупки в магазинах «Седьмой Континент» приятно и престижно». Тоже можно сказать и о магазинах объединения «Шесть семерок». Роль объединения для нашего брэнда: формируется особый тип покупателя, который ориентирован на брэнды, соответствующие его стилю жизни. Это отличает нас всех от конкурентов нашего сегмента. «Седьмой континент» - это первый брэнд в продовольственном ритэйле.

В 1998 году была пересмотрена ценовая политика, магазины стали появляться в спальных районах, произошло расширение целевой аудитории. Результатом этого, стало разделение сети в 2003 году на три формата для более четкой сегментации целевой аудитории, что нам позволило отстроится от конкурентов во всех сегментах той целевой аудитории, которую мы сейчас осваиваем.

В сети есть три формата:  магазины «Семь шагов», «Универсам» и «Пять звезд».

Характеристика формата «Семь шагов»: расположены в глубине спальных районов, целевая аудитория – жители локальной зоны обслуживания, и тип потребительского поведения  - ежедневная покупка, ассортимент более 10000 наименований, акцент сделан на продукты повседневного спроса, площадь до 800 м?.

Характеристика «Универсамов»: удобное расположение, близость к метро и транспортным развязкам, целевая аудитория – люди, предпочитающие покупать товар гарантированного качества и достойной репутации, люди не меняющие своих привычек в потреблении продуктов питания, тип потребления- комплексная покупка, ассортимент более 20 000 наименований, акцент сделан на широту ассортимента продуктов и сопутствующих товаров, площадь от 800 до 2500 м?.

Характеристика формата «Пять звезд»: расположение в элитных районах, целевая аудитория – люди восприимчивые к ценности товара, к категориям престижности, комфортности покупки, тип потребительского поведения – люди, которые ассоциируют продукты, которые они покупают с уровнем жизни, ассортимент около 20 000 наименований, акцент сделан на здоровых, свежих  и элитных продуктах, площадь до 2000 м?.

Опыт показал, что все форматы востребованы.

С февраля 2004 года у нас стартует телевизионная рекламная кампания, которая направлена на укрепление позиционирования каждого из форматов в умах потребителей. Также разработаны специальные маркетинговые шаги для каждого из форматов на 2004 год. И мы надеемся, что у нас произойдет серьезное увеличение товарооборота каждого формата за счет роста лояльности покупателей, которая возникнет благодаря более адресному предложению.

 

Комментарий Михаила Дымшица, генерального директора компании "Дымшиц и партнеры":

Входящие в сеть магазины безусловно  достойные лидеры московского рынка и окрестностей. Но "Шесть семерок" - пустая трата денег.

Я не знаю, как можно задать вопрос, чтобы получить даже не для магазина, а некой надуманной конструкции, спонтанное знание в 31%. Такой результат может быть только следствием безмерной любви к клиенту и фальсификации данных.

Конечно, вопрос "Знаете ли Вы это?" после нескольких "подводящих" позволяет получит любую цифру.

Также не может быть подсказанное знание в списке у них в 75%, это только если отдельно показывать и не спрашивать "Может быть, Вы видели такую картинку?".

Как измеряется "спонтанное знание рекламы" и "общее знание рекламы" я тоже, извините, не знаю. Можно измерять "атрибуцию рекламы" (когда картинку со снятыми логотипами и респондент называет рекламодателя). По идее, при их размещении, щиты с рекламой должны узнавать в целом по любой выборке процентов 80-85%, в противном случае все это было пустой тратой денег.

Данные MMI показывают, что покупатели «Старика Хоттабыча» гораздо реже покупали в «М-Видео», чем в «Мире» или «Партии». Данные, приведенные Надеждой Завершинской, демонстрируют, что объединение практически ничего не дает её участникам: пересечение на уровне 2-3% с другими магазинами со сходным циклом покупки ниже даже

возможного случайного пересечения (возможно, оно даже выше случайного, за счет влияния социально-демографических совпадений покупателей, но это никак не связано с "Шестью семерками").

Ассоциации с брендом "Шесть семерок" являются малозначимыми при выборке магазина, есть куда более значимые критерии, по которым выбирается магазин.

Следует учитывать, что на вывесках магазина нет лейбла "Шесть семерок" и покупатель не может использовать этот критерий при выборе.

Конечно, Иван Пасько, называя фокус-группы "тонким инструментом", лукавит, это очень грубая процедура, позволяющая навязать участникам любое возможное мнение.

Конечно, цифры, приводимые маркетологами сетей умиляют: спонтанное знание 74% у Спортмастера, осведомленность 96% у Старика Хоттабыча... Подсказанное знание по MMI у них ниже.... В очень кривоватом мире живут люди.

Комментарий Эдуарда Бутаева, директора по развитию компании «Авикон текнолоджи»

«Даешь девять граммов покупательской пользы и всем повезет от объединения магазинных сетей».

Когда читаешь этот материал о синергетическом эффекте марки «шесть семерок», почему-то вспоминается миниатюра Аркадия Райкина о рассказе директора советского колхоза, который побывал на Западе. «Да с урожайностью у нас хуже и по мясу, конечно, отстаем… Но кода я рассказал капиталистам про наши планы вот тут-то они и приуныли».

Давайте спрячем литавры, в кругу маркетологов и рекламистов «пиарится среди своих» не принято, и разберемся по порядку. И так объединение магазинных сетей это традиционный ход в европейском маркетинге. Такое объединение обязательно имеет единую дисконтную карту. Тут мы Америку не открываем, и слава богу. Следующее преимущество для покупателей. Объединение сетей строится так, чтобы покупатель, чисто физически, тратил меньше времени на покупки, чем до объединения. Это пока для нас еще в будущем. Третье: при объединении магазинных сетей потенциальный покупатель получает больше информации об имеющихся товарах, информация становиться доступнее. И в этой области мы движемся в верном направлении.

 А вот чтобы объединение сетей стало брендом одной рекламы мало. Сети реально должны работать по одним стандартам обслуживания. Нет, нет не на бумаге в жизни. Пока все 6 сетей очень разняться друг с другом. Два раза я столкнулся с тем, что в магазине «Старик Хоттабыч» продавец, к которому я приставал с вопросами о выбираемом мной товаре, всем своим видом показывал мне, что я его отрываю от сладких мечтаний, а до финального звонка осталось всего 40 минут. И в моем сознании разделилось отношение к этим магазинам и магазинам «Седьмой континент». Так, что, по моему мнению, о брэнде «шесть семерок» говорить рано.

Вместе с тем говорю еще раз: с точки стратегического маркетинга - объединение «шесть семерок» это нормальный европейский сценарий развития магазинных сетей.

Из выступления коллег, работающих в объединившихся магазинных сетях я услышал, что они хорошо представляют как развивать бренд своей магазинной сети. Без сомнения «Старик Хоттабыч», «Спортмастер», «Арбат Престиж» сами по себе это брэды. Вот «шесть семерок» - это еще не бренд. Из выступлений главных маркетологов сетей я даже не понял, что (какой образ) они хотят прожечь в мозгу покупателей относительно словосочетания «шесть семерок». Да покупатель знает «777777+» это объединение магазинов разного профиля и что оно ему гарантирует кроме скидок? Вопрос.

Любой не только я назовет вам 5 положительных отличий сети магазинов «Седьмой континент» и сети магазинов «Копейка». Вот, если 4 из этих достоинств, для всех сетей магазинов будут одинаковыми, то за год полтора рекламисты так «пропитают» мозги покупателей, что эти достоинства гарантирует одно название «777777+», что это сочетание знаков станет брендом. Если сравнивать каждую магазинную сеть с армией, то пока наступая под едином флагом, каждая армия наступает по своему стратегическому плану.

Хотя коллеги явно перестарались с представлением своих достижений и планов на 2004 год, это все-таки статья про маркетинг 21 века. Не 20 как обычно в России, а 21, и не их, а нашего, своего.

·  Этот маркетинг стоит на других законах сегментирования и планирования долговременных отношений с покупателем. Этого вопроса чуть, чуть коснулась Ирина Телецина.

·  Развивая его надо «проходить»  небогатые российские регионы об этом вскользь сказал Михаил Жигунов.

·   Он требует совсем других отношений покупатель продавец, об этом тоже очень коротко рассказывали Татьяна Казакова, Сергей Бакир.

Каждый из этих вопросов маркетинга 21 века достоин отдельной подробной статьи.

 

30.12.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов