Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Полезный телевизор

За год с небольшим Роману Петренко удалось превратить заглохший было проект ТНТ в динамично развивающийся. Успехом канал обязан уникальному продукту и стратегии "захватывания ниш в голове у зрителя"

Телеканал-утопленник ТНТ, не набиравший в самые лучшие времена больше 3% зрительской аудитории, неожиданно стал подавать признаки жизни. Да еще какие: пришедшему в июле прошлого года на должность гендиректора Роману Петренко при минимальных бюджетах удалось поднять рейтинг канала более чем в два раза. И тем самым даже раньше намеченного им самим срока - конец 2003 года - вывести ТНТ на пятое место по стране. За период с января 2002-го по сентябрь 2003-го аудитория ТНТ выросла больше, чем у остальных российских телеканалов, - аж на 56% (см. графики). К концу года Петренко планирует покорить Москву - уже подписано с "Мостелекомом" соглашение о подключении полумиллиона абонентов (а полмиллиона абонентов - это полтора миллиона телезрителей) - и даже получить небольшую прибыль.

По его мнению, успехом проект ТНТ обязан общей идее. В свое время, будучи директором по маркетингу кормов для животных в компании Mars, Петренко накормил отечественных кошечек и собачек "вкусными и полезными" кормами - сегодня он потчует их хозяев "полезным телевидением". О том, что генеральный директор ТНТ считает полезным для своего зрителя, и о перспективах другого, так называемого развлекательного, телевидения мы с ним и беседуем.

Роман Петренко

- "ТНТ помогает" - звучит несколько провокационно. Кто, по-вашему, нуждается в помощи?

- Хороший вопрос. В помощи прежде всего нуждается телеканал, потому что нам нужно расти. А для того, чтобы расти, была выбрана стратегия "широкого" канала, в котором разноплановые программы объединены некой позиционирующей идеей. Эта идея состояла в том, что, оставаясь по сути развлекательным каналом, мы предлагаем нашему зрителю "полезное телевидение".

Сегодня такая характеристика, как развлекательное телевидение, применима почти ко всем каналам. Поэтому задача была - отыскать уникальную характеристику брэнда ТНТ. К примеру, вы сейчас сняли часы. Сегодня часы невозможно позиционировать по фактору точности, потому что точность хода - это атрибут любых часов. Поэтому производители часов вынуждены по-новому позиционировать свои изделия, и это позиционирование часто имеет очень мало общего с главной функцией часов - показывать точное время. Так же и с телевидением. Сегодня многие телеканалы стали развлекательными. Построить концепцию на факторах, одинаковых для всех каналов, невозможно. Поэтому ТНТ - развлекательное телевидение, которое при этом не пытается себя позиционировать как развлекательное. Если у вас есть выбор между несколькими развлекательными каналами, но только один обещает вам, что вы проведете время с пользой, какой канал вы выберете? Мы думаем, что полезный.

Однако идея "полезного телевидения" требует осторожного обращения. Телевидение - это прежде всего способ проведения досуга. Мы недавно проводили фокус-группы и обнаружили, что люди противопоставляют интересность полезности. Когда им говорят "полезный", они говорят: наверное, это скучно, неинтересно, назидательно. Из-за этого наша польза подана с большой долей юмора.

Как и обещал Петренко, ТНТ стал пятым

- Конкретизируйте, пожалуйста, что понимается под пользой.

- Мы очень широко трактуем пользу - от вполне конкретной пользы познания в программе "Завтрак с Discovery" до утилитарной пользы в программе "Москва: инструкция по применению". Полезна даже самая скандальная программа российского телевидения "Окна", которую мы позиционируем так: "Не делай своих ошибок, учись на чужих". А лозунг реалити-шоу "Дом" "Заодно ты узнаешь, как построить дом". Кстати, многие участники проекта признаются, что такой дом они, конечно, сами не осилят, но какую-то дачку уже смогут построить.

- Насколько я знаю, сроки строительства у вас растянулись, поскольку участники не смогли двигаться к цели с заданной скоростью...

- Да, но это только к лучшему, так как у нас появился повод продлить высокорейтинговую программу еще на тридцать дней.

Вообще, концепция "полезного ТВ" дает нам неиссякаемый источник идей. Чтобы ее развить, вскоре стартует несколько новых программ. Одна из них - передача с психологом "Доктор Курпатов", призванная дать нашим соотечественникам представление о психической культуре. Как говорит Курпатов, страх - это не болезнь, но если человек, выходя из дому, боится, что ему упадет кирпич на голову, - это уже патология. То есть ТНТ будет помогать нам бороться с нашими фобиями, разбирая серьезные случаи - истории гостей - в эфире. Вторая программа будет называться "Школа ремонта". Еще появится "Любовь: инструкция по применению" в исполнении Анфисы Чеховой, которая будет давать советы, как же правильно любить и быть любимым.

- А что касается реалити-шоу "Голод", которое вы собираетесь запускать в ближайшее время, какая полезность там?

- Лозунг этого реалити-шоу "Наши без денег за границей". Двенадцать неординарных участников вывезут за границу и разместят в просторном доме. Чтобы заработать на пропитание, разные пары участников регулярно будут покидать апартаменты и отправляться на заработки в чужую страну, не зная ее языка. И мы думаем, что наши предприимчивые участники голодными не останутся.

Теперь посмотрите на Россию: огромная часть населения живет за чертой бедности. На примере молодых энергичных людей - участников шоу, которые будут специально поставлены в сложную ситуацию, мы хотим показать, что достаточно приложить усилия и проявить смекалку - и можно заработать.

- А почему же вы делаете проект за границей, а не у нас, где сорок процентов живут за чертой бедности?

- Ради сохранения чистоты идеи. В России эти люди через неделю станут самыми популярными телегероями, и им достаточно будет просто выйти из дому, чтобы начать зарабатывать деньги. А за границей их никто не будет знать, и это позволяет устроить им достаточно суровые испытания в чужой стране.

- Что за страна?

- Этого мы пока не говорим. Даже участники не будут знать, куда их вывозят. Перед программой им просто скажут, что они могут взять все то, что должно им помочь заработать деньги.

- С концепцией все более или менее ясно. А чего, по-вашему, вообще ждет российский телезритель, включая телевизор?

- Не только в России, но и во всем мире сидение перед телевизором, по всем опросам, - главный способ проведения досуга. Удивительно, но в России, несмотря на меньшее количество альтернативных форм досуга, среднее время просмотра на взрослого человека меньше, чем в Америке. Но оно увеличивается: если раньше досуг проводили, глядя в окно, теперь смотрят в телевизор.

- Если главное - проведение досуга, то в мире и у нас должно лидировать развлекательное телевидение...

- Так и есть. По моим подсчетам, процентов восемьдесят "человеко-часов" приходится на развлекательные программы, двадцать процентов тратится на остальное. Например, на новости, хотя сейчас даже они больше двигаются в сторону жанра инфортейнмент (от англ. information - информация и entertainment - развлечение. - "Эксперт").

- Получается, по-вашему, что новости - это штука бесполезная, раз их у вас нет?

Факторы успеха телеканала ТНТ:
- простая и четкая маркетинговая схема
- использование стратегии зонтичного брэнда
- соотнесение конкурентной ситуации на рынке и собственных возможностей
- стратегия "занимания ниш"
- поиск новых путей развития и партнеров, в частности в кинопоказе
- попытка делать "уникальный", то есть не похожий на других, продукт

- Новости, безусловно, полезный жанр, но очень дорогой. Кроме того, поляна новостей уже занята, она не выдержит еще одного игрока.

- То есть вы не хотите связываться с новостями потому, что это дорого, а не потому, что не хотите лезть в политику?

- Абсолютно. Наша стратегия - не делать новостей - исключительно экономическая. Новости - самый дорогой жанр. Как только ты назвал себя новостями, ты обязан быть везде, где могут случиться события. Это делает новостные программы очень затратными. У ТНТ есть информационная программа, но нет классических новостей.

- К вопросу о маркетинге: почему работа ТНТ построена как зонтичный брэнд? Вам не кажется, что это несколько распыляет зрительское внимание, что зритель не воспринимает ТНТ как единый брэнд? Я перед беседой с вами проводила свой мини-опрос, и основное слово в адрес вашего канала, уж извините, было "винегрет"...

- Я думаю, винегрет - это просто другое название широкого канала. Если подумать, какие каналы не представляют собой винегрета, - это канал "Культура", и тот в какой-то степени тоже культурный винегрет, MTV, "Муз-ТВ" - то есть узкоспециализированные каналы. Все остальные - винегрет: с утра они показывают мультики, по вечерам - политические новости. Другое дело, что многие каналы не могут найти связующую идею, которая объединит элементы этого винегрета..

А зонтичный принцип - маркетинговый термин, который в той или иной степени применим к любому телевизионному каналу. Любая программа, особенно долго живущая, - это брэнд. Когда большой брэнд телеканала объединяет в себе много других брэндов-программ, - это и есть зонтик.

- Нет, что такое зонтичный принцип, я понимаю. Я спрашиваю, эффективен ли он для телеканала. Объясню свою мысль на примере. У меня в подъезде висит реклама "Канала ТНТ-комедия". Я думаю: ага, ТНТ запустил еще один канал - канал комедий. И что, мне на него надо подписываться? Не возникает ли у зрителя в голове путаница?

- Возможно, возникает, особенно у тех, кто не так часто ТНТ смотрит. Но вообще все просто. "Канал ТНТ-комедия" - это кинофильмы, которые выходят в одно и то же время. Но, возможно, вы правы: может возникнуть путаница с названием "канал комедий".

- Кстати, о комедиях. Почему вы выбрали именно этот жанр для кинопоказа?

- Я верю в строительство брэнда путем захватывания определенных ниш. Что значит захват ниш? Захватить нишу нельзя на рынке, ее можно захватить в голове у зрителя. В данном случае ТНТ пытается захватить нишу комедий в десять часов вечера. Наша задача - сделать так, чтобы каждый раз, когда у зрителя возникало желание хорошо провести время, у него в голове первым всплывало название ТНТ: я хочу комедию, я знаю, где ее найти. В противном случае, пока зритель дощелкает до нашего канала, по пути он может застрять на десятке других.

Есть другие жанры - например, action и adventure, но им владеть нельзя. Он слишком широкий. Шестьдесят процентов всех фильмов, которые идут на телеканалах, - это action и adventure. Кроме того, у большинства каналов уже сформированы солидные полки кинопоказа (имеется в виду набор фильмов, на трансляцию которых каналом приобретены права. -"Эксперт") в этих жанрах. Поэтому ТНТ мог претендовать только на позицию "плохое кино в стиле action". Драма - это для нас непривлекательная территория, не созвучная веселому наполнению развлекательного канала. Остается комедия - самый узкий из всех киношных жанров. А если он самый узкий, это означает, что данной нишей проще всего владеть. Он узок по наличию в эфире, но широк по зрительскому интересу. Комедии стабильно собирают достаточно высокие показатели, и мы видим, что не ошиблись.

Вообще, кино у нас достаточно длительное время было слабым местом, потому что мы недооценили то время, которое потребуется, чтобы накопить полку приличных фильмов. Но мы к этому идем.

За год рейтинг ТНТ вырос в два раза

Каждую программу мы оцениваем так: если она дает долю аудитории ниже, чем аудитория канала, значит, тащит его вниз. Если выше - она тянет нас вверх. Поэтому все программы, которые не дают долю аудитории, равную или большую доли всего канала, нужно закрывать.

- И много уже закрыли?

- Прежде чем ТНТ появился в том виде, в каком он сейчас есть, были закрыты все программы. А уже в "новое" время был закрыт австралийский сериал "Наша секретная жизнь". Мы его пробовали в шесть вечера, потом в два. Сериал выглядел хорошо, было вообще непонятно, почему его никто не смотрит. Мы томили его еще два месяца - с сериалами нужно очень долго терпеть. Если веришь в какую-то программу, ей нужно дать достаточно много времени, пока зритель найдет ее в сетке. Но он так и не всплыл. Возможно, причина в том, что ниша молодежного иностранного сериала ужу занята СТС. А из программ, по-моему, мы ничего не закрывали. Как, неужели ничего не закрыли?.. (Смеется.) Ну может быть, что-нибудь закроем.

- У вас сейчас вот "Окна" пошли вниз. Может, их?

- Они стали пониже, но тем не менее дают рейтинг в два раза больше, чем доля аудитории канала. Причины падения - конкурентная ситуация: примечательно, что программа провалилась в первые две недели, после того как стартовал новый сезон на других каналах, сейчас же аудитория возвращается. Программа проживет еще года два.

- Есть другая версия: это произошло, потому что мордобоя там стало меньше.

- Да, мы осознанно снизили уровень скандальности, ввели программу в рамки приличия, чтобы ее можно было показывать в прайм-тайм. Мы не можем быть слишком жесткими, ведь у шестидесяти-семидесяти процентов семей один телевизор. Это означает, что, если бабушка со своим внуком наткнулась на какой-то момент, который ее смутил, то наш канал станут избегать при семейном просмотре. Этого мы не хотим.

Анализ показывает: такие программы, как "Окна", смотрят в основном в одиночку. А есть программы и временные слоты (эфирные отрезки времени. - "Эксперт"), которые люди смотрят всей семьей. Поэтому все программы с провокационным содержанием убраны из сетки выходных дней, поскольку в выходные людям свойственно смотреть телевизор семьей.

- А какие программы быстрее всего "всплывают"?

- Вся наша сетка построена по принципу линейного программирования: дается большой объем одной и той же программы, выстроенной в линейке, то есть каждый день в одно и то же время. Это как раз и помогает всем программам быстро всплывать. Про программу, выстроенную в линейку, можно за месяц понять, поднимается она или нет.

Тяжелее с еженедельными программами: зрителю требуется гораздо больше времени, чтобы найти их в сетке. Например, сейчас мы запустили два комедийных сериала, которые выходят раз в неделю по выходным. Но человек посмотрел одну серию и может забыть прийти на другую.

- Вы будете долю кинопоказа увеличивать?

- Мы недавно заключили несколько крупных сделок с Warner Brothers, с Paramount...

- Это вместе с НТВ?

- Да, Paramount в альянсе с НТВ. И сейчас мы начали работать по мелким компаниям, у каждой из которых можно найти два-три фильма.

- По нашим или по зарубежным?

- По зарубежным. Вся наша комедия работает неплохо, поэтому мы ее покупаем по мере высвобождения от других каналов. А с иностранными комедиями стратегия такова. В широком разножанровом показе в России можно конкурировать только с фильмами категории А (то есть с блокбастерами). Но из-за острой конкуренции цена на эту категорию фильмов поднялась за последние два года раз в пять. На наш взгляд, это нерационально дорого, поэтому мы не покупаем самые свежие блокбастеры.

Наша стратегия другая. Есть команда толковых ребят, которые хорошо знают кино. Их задача - отделять зерна от плевел, перерабатывать большое количество материала в надежде найти то, что подойдет нам. Например, некоторые фильмы, купленные совсем задешево и сделанные малоизвестными студиями, дают рейтинги, сопоставимые с рейтингами фильмов первой категории.

- Это кино восьмидесятых-девяностых или современное?

- Это как новые, так и старые фильмы. Вообще, привлекательность ниши специализированного кинопоказа в том, что мы можем копать гораздо глубже, чем те, кто исповедует стратегию широкого кинопоказа. Из-за специализации на нашем канале могут срабатывать комедии семидесятых: зритель приходит сюда именно за комедией, и он готов смотреть смешной фильм, даже если это картина не первой свежести.

- Я не случайно вас спрашиваю о том, хотите ли вы увеличивать долю кинопоказа, потому что по всему миру происходит обратное: кинопоказ сокращается, а растет количество игровых программ, в первую очередь игр на деньги. Как вы полагаете, с чем это связано, что влияет на такое развитие телевидения?

- В мире нет стран с таким богатым кинопоказом на бесплатном телевидении, как в России. Почему? У зрителя в тех же Штатах есть выбор: можно взять кассету, DVD, заказать pay-per-view (любая программа в любое удобное время. - "Эксперт"), есть подписные каналы вроде ???HBO, показывающие хорошие фильмы. Поэтому для эфирных каналов кинопоказ гораздо менее привлекателен - эта ниша уже занята. И эфирные каналы сокращают показ кино, которое и без ТВ можно посмотреть в любое время. У нас в отсутствие кабельных каналов, при дороговизне кассет и DVD по отношению к средней зарплате телевидение - основной источник кинопоказа.

Поскольку все каналы конкурируют за блокбастеры, а фильмы класса B и C никому не нужны, я предвижу два варианта развития событий. Первый: цена поднимется до такого уровня, когда телеканалу, чтобы достичь рейтинга, который дают голливудские блокбастеры, будет проще произвести свое мегашоу. И мы, кстати, уже к этому присматриваемся. Какого черта платить такие деньги, когда собственное производство дает больший рейтинг, чем любой лицензионный продукт? Кино становится слишком дорогим, чтобы строить на нем долгосрочную стратегию.

Второй сценарий - будут активнее развиваться кабельные и спутниковые платные каналы, такие как "НТВ-Плюс". Ведущие киностудии продают новые фильмы в hold-back period, то есть сначала предоставляют киноправа, потом - права показа на платном ТВ, и до каналов фильм добирается через два-три года, когда интерес к нему уже не так велик. В России пока все свежие фильмы поступали на телевидение где-то через год после премьер в кинотеатрах, но с развитием платного ТВ этот срок будет увеличиваться.

- У ваших PR-сотрудников висит табличка с надписью "Если тебя тошнит от собственного проекта, значит, он уже достиг совершенства". Телеканал ТНТ скоро достигнет совершенства?

- Выступая недавно перед советом директоров, я говорил, что у канала когда-то должна наступить стадия насыщения. Когда уже не надо вкладываться в рост, а нужно удерживаться на достигнутом уровне и максимизировать свою прибыль. Пока ТНТ достаточно живо реагирует на все усилия, которые мы предпринимаем. И точка насыщения еще далеко.

- И вас тоже еще не тошнит?

- Нет, сейчас самый интересный этап, когда мы начинаем видеть плоды наших усилий.


Анастасия Дедюхина
30.10.2003  Журнал Эксперт

30.10.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов