Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Голубой экран "замылился"

Эфир канала "Россия" уже наполовину заполнен сериалами. Дальше "мыла" будет только больше

Сериалы оккупировали телеэфир. Это уже не импортные "Рабыня Изаура" с "Санта-Барбарой", а отечественные "бригады" и "азазели": только за прошлый год российские кинокомпании отсняли порядка 800 сериало-часов общей стоимостью более $50 млн. Несмотря на высокие затраты, телевизионное "мыловарение" способно приносить большую прибыль. Для зрителя это означает: сериалов на экране будет появляться все больше и больше.


Сегодня производство телесериалов - одна из развитых и высокодоходных отраслей кинобизнеса во всем мире. Снять сериал стоит недорого (по сравнению с "большим" кино), а спрос со стороны телеканалов постоянно растет. Для ТВ самое дорогое - эфирное время. А сериал длиной в 150-200 серий обеспечивает бесперебойный эфир на весь телесезон, с сентября по июнь. Телеканал "Россия" сейчас крутит целых десять сериалов в течение дня, начиная с трех часов дня и заканчивая тремя часами ночи (и это без учета утренних повторов).

Зрителям сериалы нравятся: они лидируют в рейтингах. Соответственно, затраты на их покупку каналы окупают быстро. Наиболее успешные сериалы окупаются уже после первого показа, хотя стандартные условия приобретения прав на показ телесериала, как правило, подразумевают два показа в течение двух лет (при этом повтор в течение суток считается техническим повтором, а не вторым показом). Например, затраты на десятисерийный "Зал ожидания", снятый в 1997 г. Дмитрием Астраханом, составили $500 000, а его премьерный показ на ОРТ собрал более $2 млн рекламных денег. На повторном показе осенью 1999 г. ОРТ заработал еще около $600 000. И это при том, что сериал крутили в первый посткризисный год, когда возможности рекламодателей резко снизились.

Лидерами по сбору рекламных денег долгое время были импортные, преимущественно латиноамериканские, сериалы. "Мыло" отечественного производства было неконкурентоспособно - собственно, до кризиса у нас сериалы только пробовали снимать. Зато после августа-98 все изменилось.

Ментомания

Кризис 1998 г. изменил расклад сил. До него телеканалы хоть и говорили о желании иметь качественное кино не ниже уровня советских "многосериек", оплачивать такие проекты не желали или не могли. Стоимость одной серии (продолжительностью 70-80 мин.) многосерийного костюмированного телефильма с натурными съемками могла потянуть на несколько сотен тысяч долларов. Тогда за такие деньги можно было купить более 10 серий среднего качества импортного "мыла". Разумеется, и рекламы можно было собрать в 10 раз больше. Например, одна минута рекламы, размещенной в "Санта-Барбаре", приносила РТР более $7000. Тогда как канал платил компании 20th Century Fox за право показа на территории России $14 000 за серию. Выгода очевидна.

Точку в конкуренции западного и отечественного сериала поставил кризис. Платить $10 000-15 000 за серию заграничного "мыла" телеканалы были не в состоянии. Над каналами нависла реальная угроза лишиться качественного продукта, а значит, и аудитории, в самом рейтинговом и дорогом эфирном времени - прайм-тайме. Первый антикризисный ход, который сделал ОРТ, - переделал старые советские многосерийные телефильмы "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов" в формат сериалов по 52 минуты и запустил их в прайм-тайм (прежде их показывали днем). РТР также поставил в вечернем эфире недорогие отечественные новинки - "Простые истины", "В зеркале Венеры" и другие. Через некоторое время оказалось, что отечественный продукт собирает не меньшую, а в некоторых случаях даже большую аудиторию, чем заграничный. А телесериал "Улицы разбитых фонарей", показанный ОРТ в январе-апреле 1999 г., с рейтингом 20 пунктов собирал почти 50% телеаудитории канала. Этот факт окончательно убедил отечественные телеканалы в необходимости создания собственных сериалов. Телевизионщики заболели "ментоманией".

Кто варит "мыло"

В первой половине 90-х в России появилось немало новых компаний, ориентированных на кинопроизводство. В 1994 г. Игорь Толстунов (см. интервью с ним на стр. 24) основал компанию "Профит", специализирующуюся на производстве фильмов и сериалов, а через год она вошла в структуру "Медиа-Моста" и стала называться "НТВ-Профит". Она сняла такие сериалы, как "День рождения Буржуя", "Ключи от смерти", "Монах", а также полнометражные художественные фильмы "Приходи на меня посмотреть", "Восток - Запад", "Вор", "Ворошиловский стрелок" и др. Позже в структуре "Медиа-Моста" появились еще две киношные компании - "НТВ-Кино" и "Киномост". В 1992 г. на базе творческого объединения "Экран" образовалась студия "Сериал", на счету которой известные сериалы "Петербургские тайны", "На углу у Патриарших" и др.

Однако ни по количеству сериало-часов, ни по количеству сериалов новые производящие компании не могли удовлетворить потребности телерынка. А потому сами каналы стали залезать с головой в производство фильмов.

Начиная с 1999 г. почти одновременно сразу два федеральных канала, ОРТ и РТР, запустили в производство собственные сериалы. ОРТ родил продолжение советского телефильма о знатоках - "Следствие ведут знатоки. 10 лет спустя", а также "Азазель" по роману Бориса Акунина, "Спецназ" и "Убойную силу". На РТР появился проект "Русский телевизионный роман". В рамках проекта были созданы "Воровка", "Бригада", "Маросейка, 12", "Каменская" и другие.

Непосредственно съемками сериалов ОРТ и РТР не занимаются, а размещают заказы производящим студиям. Но в числе продюсеров заказываемых сериалов как правило выступают первые лица каналов. "Убойную силу" снимала питерская студия "Момент", а одним из продюсеров значился гендиректор ОРТ Константин Эрнст. Продюсировал он и "Азазель", который снимала московская "ТРИТЭ", студия Никиты Михалкова. Похожая история - на РТР: "Бригаду" снимал продюсерский центр "Аватар фильм" (это была первая сериальная работа компании), а продюсировал в числе прочих теперь уже бывший гендиректор РТР Александр Акопов. В феврале 2002 г. он покинул канал, чтобы "сосредоточиться на реализации нового телевизионного проекта". Этим новым проектом стала его новая компания по производству фильмов А.Media Group.

Действительно собственное производство - от сценария до монтажа - пока наладил только канал REN TV. В структуре телеканала в 2000 г. появилась производящая компания "REN-Фильм". Как говорят на канале, заняться собственным производством заставили "чутье продюсера (генерального директора REN TV Дмитрия Лесневского), творческий интерес и потребности кинорынка в такой продукции". На сегодняшний день компанией отснято порядка 25 сериалов общей продолжительностью около 200 часов. Некоторые из них после премьеры на REN TV перекочевали и в эфир федеральных телеканалов.

Каналы СТС и ТНТ с этого телесезона тоже стали выделять на сериалы больше денег. На СТС появилась новая рубрика "Русские сериалы в 20:00". В рамках проекта будут идти отечественные сериалы и "только премьерные показы", снятые специально для СТС: "Любительница частного сыска Даша Васильева", "Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант", "Кавалеры Морской Звезды", "Спецназ по-русски" и др. ТНТ на прошлой неделе начал показ сразу двух "реалити-сериалов" (нового для нашего телевидения сериального формата, объединяющего в себе элементы сериала и реалити-шоу) - "Саша+Маша" и "Родня". "В отличие от многих других каналов, мы пытаемся найти элементы полезности в развлекательном телевидении, - говорит Роман Петренко, генеральный директор ТНТ. - Наша интерпретация полезности читается так: показывать зрителю непридуманное - то есть то, что тебя окружает каждый день. В то время как все делают художественные сериалы, мы делаем сериалы реальные".


Игорь Толстунов: "В России производится 1000 часов сериалов, а нужно в десять раз больше"


Отечественные телесериалы вытесняют заграничные "мыльные оперы". О преимуществах и недостатках российского рынка телесериалов в интервью "Фокусу" рассказал гендиректор компании "Профит" и заместитель гендиректора СТС Игорь Толстунов.



- Критики спорят до сих пор о том, снимали ли в СССР сериалы. А вы как думаете?

- Существовавшее тогда Творческое объединение "Экран" производило в год огромное количество телевизионных фильмов, порядка двухсот часов. Частью - то, что мы называем многосерийными телефильмами. Они так и именовались везде: и в документах, и в программах, и среди народа - многосерийный телевизионный художественный фильм. Это фильмы, которые предназначались для показа только по телевизору: известные всем "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя", "ТАСС уполномочен заявить" и многие другие. В 70-80-е "Экран" производил очень много таких фильмов. Понятно, что Гостелерадио имело легкий доступ ко всем художественным игровым фильмам, которые производились киностудиями страны в количестве примерно 150 в год, плюс "документалки", неигровые фильмы и т. д. Но сериалы эти были особенно любимы зрителями. Это мы упомянули только самые-самые, а ведь были и не такие известные, но тем не менее прошедшие по ТВ и запомнившиеся зрителям, например "Долгая дорога в дюнах". Поэтому на мой взгляд то, что мы сейчас называем "мини-сериал", существовало на нашем телевидении давно.

- Давайте определимся с понятиями. Что такое "сериал", а что - "многосерийный телевизионный фильм"?

- Сериал - это общепринятое обозначение любого многосерийного телефильма. И киношники употреблять его избегают. Этот термин, по их мнению, с душком. Подразумевается, что сериал - это нечто не вполне профессиональное, нечто длинное, нечто не для интеллигентных людей и т. д. При этом насколько я знаю, термин "сериал" в чистом виде не используется. Мы пользуемся несколько иными понятиями: есть "мини-сериал", есть "драма-сериес", "теленовелла-телероман" и есть "мыльная опера". Вот как раз "мыльную оперу" и называют "сериалом". Лучший пример - "Санта-Барбара", у которой количество серий уже перевалило за 2000. "Мини-сериал" - до 10-15 серий, "телероман" - 50 и более серий. "Мыльная опера" отличается от "телеромана" тем, что у нее нет финала. "Мыло" пишется и снимается таким образом, чтобы, если будет зрительский успех, оно могло вообще никогда не заканчиваться.

- Имеет ли значение продолжительность серий?

- Есть два базовых формата для сериалов - 52 минуты и 26. Это связано с особенностями размещения рекламы на канале во время трансляции сериала. Есть и другая особенность: в "мини-сериале", как правило, серия - 52 минуты, а в "мыльной опере" - 26 минут.

- А в современной России какая история у сериальной продукции?

- Первым российским сериалом, показанным в эфире большого канала был, наверное, "Зал ожидания" на ОРТ.

- А как же всенародно любимые "Менты", они же в эфире появились первыми?

- Фактически, да. Но "Менты" появились на ТНТ, когда этот канал только создавал сеть вещания, поэтому посмотреть его могло ограниченное количество зрителей.

- Зачем нужны сериалы на телевидении?

- Все очень просто: это выгодно. Зритель предпочитает следить за жизнью любимых персонажей, и чем дольше этот процесс продолжается, тем лучше всем - и каналу, и зрителю.

- А какой мотив у зрителей сериалов, на ваш взгляд?

- Смотреть сериал по телевизору или пойти в кинотеатр и там посмотреть фильм - разные вещи. Это какую же нужно иметь мотивацию, чтобы поднять с кресел свои телеса, одеться, выехать в кинотеатр, купить билет... Это целая история для нормального человека, событие в жизни, которое надо планировать. А с телевизионным кино все намного проще: пришел домой, обул тапочки, сидишь, пьешь чай или пиво и смотришь. Никуда тащиться вечером не надо. Для зрителя гораздо комфортней один раз "въехать" в какую-то историю и из нее не вылезать. Если это история комфортная.

- И много таких "историй" производится в России?

- Сама индустрия развивается стремительно, но не может пока обеспечить запросы рынка. Например, только Warner Bros. производит 34 разнообразных сериала, совокупный бюджет которых более $2 млрд. У нас же в этом году в производстве находится примерно 1000 часов сериальной продукции. Это очень мало.

- Сколько же должно быть сериало-часов, чтобы не только удовлетворить нужды наших телеканалов, но и обеспечить возможность выбора продукции, его, если так можно сказать, конкуренцию на внутреннем рынке?

- Возьмем начало этого телесезона. На "Первом канале" идут два сериала, на "России" - шесть, на НТВ - четыре. Не менее двух сериалов хотели бы иметь СТС, ТВЦ, REN TV. Итого: 18 сериалов для шести основных телеканалов. Умножаем это на 300 дней в году (исключая два летних месяца) и получаем, что необходимо 5400 часов сериальной продукции в год. А чтобы была конкуренция и возможность выбора, в идеале нужно в два раза больше. Мы же имеем сейчас всего около 1000 часов новых сериалов. Не забывайте при этом, что часть из них - неудачные и будут пылиться на полках.

- И как каналы борются с этим дефицитом?

- Компенсируют повторами удачных сериалов прошлых лет, независимо от того, на каком канале прошла премьера. Так, например, "Первый канал" и "Россия" повторяют то, что показали в качестве премьер на REN TV, СТС или ТВЦ. И наоборот.

- В таком случае о конкуренции среди каналов говорить не стоит?

- Ротация продукта действительно большая. Но конкуренция есть. Каналы борются даже за старые, но удачные сериалы. Другое дело, что есть сериалы, которые заслужили такую "прогулку" по каналам, и они вошли в некую обойму любимых зрителем. Они с хорошими показателями идут на разных каналах. Например, "Агент национальной безопасности", "Убойная сила", "Next" и другие. А есть такие сериалы, что на втором же показе "дохнут", но первый показ прошли и в принципе сделали свое дело. Есть и такие, для которых и премьерный показ оказался провальным, их мы не имеем в виду. Качественные остаются в библиотеке. Их сейчас достаточное количество. Пример тому - пакет фильмов, произведенных киношными структурами Гусинского, которые недавно приобрела компания "Гамма-фильм". С учетом недавно произведенных это порядка 700-800 часов.

- Иными словами, индустрия сериалов у нас уже не в зачаточном состоянии. А бразильское "мыло", демонстрировавшееся на ЦТ конца 80-х начала 90-х, дало толчок для развития?

- Тогда, в середине 90-х, когда возникло и стало динамично развиваться НТВ и когда создались производящие компании - "НТВ-Профит", а потом "Кино-мост" и "НТВ-Кино", их деятельность во многом была "заточена" на производстве сериалов.

- Но тогда каналы не очень-то стремились вкладывать деньги в отечественный сериальный продукт?

- Каналам было боязно переходить на новые сериалы. Всем были понятны и любимы "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя", но не надо забывать, что они создавались в другую эпоху. Бюджеты этих телефильмов были близки к бюджету художественного фильма. Я сам был директором картины "ТАСС уполномочен заявить", и у нас бюджет часовой серии был 200 000 руб., а бюджет художественного фильма составлял порядка 400 000. Не такая большая разница. Сегодня производство сериалов - это вопрос экономической эффективности: можно вложить и миллион долларов в производство одной серии, только кто же этот миллион вернет?

- Сейчас ситуация изменилась и каналы хотят отечественное "мыло". Но ведь производить дороже, чем закупать готовые иностранные сериалы?

- Это так. Производство качественного сериала каналу обходится в $80 000 - 100 000 за серию. Можно, конечно, снять и дешевле, но какое качество получит канал на выходе? Что же касается спроса на отечественный продукт, то его породили не каналы, а сами зрители. Фильмы с хорошим сюжетом и качественным воплощением всегда будут пользоваться спросом. Хотя если и заграничный товар хорош и отвечает требованиям зрителей, они его с удовольствием будут смотреть.


Беседовал Валентин Анохин
24.09.2003  Русский Фокус

24.09.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов