Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

От винта

Головокружительная карьера Льва Хасиса: с авиазавода – в розничную сеть

Уже почти год, как первым лицом торгового дома «Перекресток» стал Лев Хасис. После его утверждения на посту председателя совета директоров начались активные преобразования. Главные достижения компании за это время – продажа 7,7% акций инвестиционному фонду Templeton и ускорение темпов развития сети.

О Льве Хасисе на розничном рынке заговорили лишь два года назад, когда он купил крупный пакет акций ЦУМа. На самом деле бизнесмен активно интересовался столичным ритейлом с 1999 года – именно тогда он переехал из Самары в Москву и вошел в совет директоров «Перекрестка». В деловых кругах Хасис был известен и раньше благодаря своей бурной деятельности в родном городе. Там он неоднократно проявлял себя как менеджер, способный решать проблемы любой степени сложности.

 

Первым делом – самолеты

Выпускник Самарского авиационного института Лев Хасис предполагал, что профильное образование окажется невостребованным, поэтому решил заняться торговлей. Фирма «Самарский торговый дом» возникла на волне кооперативного движения и быстро набрала вес. Обслуживалась она в АвтоВАЗбанке, поэтому звонок его президента Петра Нахмановича в марте 1993 года не удивил молодого предпринимателя.

У банка тогда возникли серьезные проблемы – глава самарского филиала, все его замы и бухгалтеры написали заявления об увольнении. Команда почти в полном составе переходила в конкурирующее учреждение. В центральном офисе запаниковали – филиал мог лишиться всех клиентов. «Нахманович сказал, что знает только одного человека в Самаре, который в состоянии помочь ему в этой ситуации, – вспоминает Хасис. – Надо было возглавить филиал и не допустить глобальных убытков. Я принял предложение – было интересно попробовать себя в кризисной ситуации. На следующий день я уже контролировал деятельность филиала. За два года моего руководства бизнес вырос, мы открыли еще четыре отделения в области». Параллельно Хасис начал изучать банковское дело в теории – поступил в Финансовую академию.

Антикризисное управление захватило амбициозного и предприимчивого бизнесмена. Во всяком случае, в 1994 году он принял предложение стать арбитражным управляющим на заводе «Авиакор». Производитель самолетов находился в патовой ситуации. После прекращения бюджетного финансирования спрос на авиатехнику в стране упал. Завод же по инерции продолжал работать, закупать комплектующие, брать кредиты на производство, кредиты на погашение кредитов и т.д. В итоге к середине 1994-го сумма долгов превысила $80 млн, зарплата сотрудникам не выплачивалась в течение 13 месяцев. Банки подали на «Авиакор» в суд, и на заводе было введено внешнее управление. «Передо мной была поставлена задача не банкротить предприятие, а восстановить его платежеспособность. Что и было сделано, – говорит Хасис. – В 1996 году суд прекратил дело о банкротстве «Авиакора». Чтобы вывести предприятие из кризиса, мы искали новые каналы сбыта. В стране не было свободных денежных средств для кредитования тех, кому нужны самолеты, поэтому пришлось придумывать различные схемы реализации – по бартеру, на экспорт».

Под управлением Хасиса завод действительно освоил новые рынки. На «Авиакоре» начали ремонтировать ранее выпущенную технику (раньше этим занимались исключительно ремонтные заводы). Совместно с АНТК им. А.Н. Туполева была доработана VIP-версия Ту-154 для перевозки высокопоставленных чиновников и других VIP-пассажиров. Предприятие начало участвовать в программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 – благодаря энергии и связям Хасиса завод включили в межгосударственное соглашение по созданию этого самолета. (Правда, первое неудачное испытание отбросило программу назад, и судьба Ан-70 до сих пор не определена.) Началась подготовка производства небольших пассажирских самолетов Ан-140 – для местных авиалиний. Сейчас эта машина выпускается серийно на Украине и по лицензии в Иране. Когда в 1999 году Хасис уходил с «Авиакора», Ан-140 находился, по его словам, в стадии 11-месячной готовности.

Чем больше создавалось новых программ, тем больше денег требовалось «Авиакору» на развитие. «Нужны были десятки, сотни миллионов долларов. Я в то время никаких ФПГ не представлял, но отчетливо понимал, что только они могут поднять завод. Моя задача состояла в том, чтобы привлечь внимание крупного бизнеса к «Авиакору», и я сделал все от меня зависящее», – вспоминает предприниматель.

Он нашел для «Авиакора» стратегического инвестора в лице «Сибирского алюминия», который изъявил желание вложить в программу развития завода не менее $40 млн. Предполагалось, что Хасис займет должность вице-президента «Сибала» и будет курировать всю авиационную программу компании (не только деятельность «Авиакора», но и производство специальных сплавов и полуфабрикатов для авиационной промышленности). Однако корпоративная культура «Сибала» не предусматривала необходимой предпринимателю свободы действий, и он мирно расстался с его главой Олегом Дерипаской, так и не вступив в должность. Сейчас на «Авикоре» сменился четвертый директор, и дела на предприятии идут далеко не блестяще.

Управляя заводом, Лев Хасис одновременно осуществил в Самаре еще один крупный проект – создал филиал Альфа-банка. С хозяином «Альфы» Михаилом Фридманом он был знаком лично – авиапредприятие было клиентом банка, они активно сотрудничали в рамках программы экспорта самолетов в счет государственных долгов (банк осуществлял предэкспортное финансирование). В 1996 году, когда Фридман попросил помочь ему открыть самарский филиал, Хасис стал по совместительству вице-президентом Альфа-банка. В начале 1999 года, покинув «Авиакор» и закончив работы по открытию банковского филиала, он решил переехать в Москву – к тому времени Хасис женился на дочери известного адвоката Михаила Барщевского, а она перебираться в Самару не хотела.

 

Акула ритейла

Сферу московских интересов предпринимателя определил приятельский совет Фридмана – приглядеться к розничной торговле, которую, по мнению олигарха, ожидало бурное развитие. Тогда же, в 1999 году, Лев Хасис стал членом совета директоров «Перекрестка» и начал скупать акции ЦУМа. «Это был частный проект, я собрал пул инвесторов, и мы выкупили контрольный пакет универмага, – вспоминает он. – Мы решили сделать из него нечто большее, чем просто центральный универмаг».

Ему удалось договориться с правительством Москвы о проекте расширения ЦУМа, в плане значилось строительство второго здания универмага в центре города. Была разработана и концепция преобразования ЦУМа в department store. После появления новых инвесторов прибыль ЦУМа увеличилась вдвое, выросли и котировки акций. Но в 2002 году Хасис и его партнеры продали контрольный пакет ЦУМа компании Mercury, специализирующейся на торговле товарами класса люкс.

По словам Хасиса, он не готовил ЦУМ к продаже. Решение возникло спонтанно после предложения Mercury. Впрочем, он не исключает, что интерес у потенциальных инвесторов мог возникнуть и в результате бурной деятельности, развернутой новой командой управленцев. «У меня нет сомнений в том, что Mercury реализует все намеченное. Просто такие проекты делаются постепенно, и в ближайшие месяцы вряд ли будут заметны серьезные изменения, может быть к концу года это станет яснее, – говорит предприниматель. – Мы, правда, предполагали создать более демократичный department store, а Mercury будет делать «люксовый» магазин – такова специфика их бизнеса». До июня этого года Хасис по просьбе владельцев Mercury останется на посту председателя совета директоров ЦУМа. Однако после сделки с Mercury он стал уделять больше внимания «Перекрестку».

В течение последнего года компания вела себя гораздо активнее, чем раньше. Отчасти это обусловлено ростом рыночной конкуренции. Отчасти – появлением Хасиса в кресле председателя совета директоров. «Перекресток» приступил к осуществлению анонсированных еще два года назад планов региональной экспансии. Открылся первый магазин сети в Питере. «В планах на этот год открытие еще двух магазинов в северной столице, – говорит заместитель генерального директора ТД «Перекресток» Андрей Рыбаков. – Средний чек там примерно на 25% дешевле, чем в аналогичном супермаркете в Москве, поэтому мы откорректировали цены, ассортимент, а также делегировали филиалу больше полномочий». На базе питерского магазина компания хочет отработать систему взаимоотношений с центральным офисом: в течение года «Перекресток» собирается открыть Приволжский и Южный филиалы. Летом начнет работать первый гипермаркет в Самаре. Завершить формирование региональной сети компания планирует к 2007 году. По мнению Алексея Мауергауза, председателя совета директоров сети «Патэрсон», появление иностранного акционера в лице инвестиционного фонда Templeton может позволить «Перекрестку» развиваться другими темпами.

После продажи акций иностранцам (за 7,7% было получено чуть меньше $20 млн) «Перекресток» объявил о планах по подготовке к IPO через два-три года. По словам гендиректора сети Александра Косьяненко, до 2007 года компания планирует достичь оборота $900 млн. Параллельно меняется политика в отношении недвижимости. До кризиса все помещения были собственностью «Перекрестка», затем компания начала брать магазины в аренду. Сейчас сеть вновь увеличивает количество объектов, находящихся в собственности. Например, выкуплено помещение в ТЦ «Квадро» на пересечении Рублевского шоссе и Кутузовского проспекта, площади на Рязанском проспекте и в Химках. Летом начнет работать второй московский гипермаркет «Перекресток». В планах компании на 2003 год открытие в Москве десяти «магазинов у дома» (небольшие торговые помещения, минимальный ассортимент), восьми супермаркетов и гипермаркета в Химках.

В мае подписан и договор об эксклюзивном партнерстве со службой доставки «Служба 77» – ранее заявлялось о ее покупке, но планы были пересмотрены. В результате «Служба 77» нашла другого стратегического инвестора, а с «Перекрестком» заключила договор о реализации продуктов сети. Сделка совершена при непосредственном контроле Льва Хасиса.

 

Вблизи Кремля

«Перекресток» в ноябре прошлого года объявил о покупке акций ГУМа. На недавнем собрании акционеров в совет директоров компании вошли топ-менеджеры «Перекрестка» – Лев Хасис, Александр Косьяненко, Андрей Рыбаков. Впрочем, аналитики склонны считать, что ГУМ (как и ЦУМ) скорее личный проект Льва Хасиса.

Сам предприниматель объясняет покупку ГУМа так: «Сначала мы предполагали за счет синергии увеличить возможности обоих ритейлеров, но потом отказались от этой идеи. Все-таки активы слишком разные. Поэтому «Перекресток» вышел из состава акционеров ГУМа. Сейчас пакет акций принадлежит компаниям, связанным с «Альфа-групп».

Пока сложно говорить о том, какие изменения в ГУМе связаны с реализацией планов прежней команды, а какие – с появлением столь успешного менеджера, как Хасис. «Все происходящее в универмаге сейчас – и открытие кинотеатра, и расширение торговых площадей – начиналось при нашем непосредственном участии, – отмечает предприниматель. – Тактика уже ясна – снижать издержки, не допускать падения прибыли в связи с усилением конкуренции. Со стратегией мы пока не определились до конца, есть некоторые идеи, и они прорабатываются».

В то же время аналитик Brunswick UBS Warburg Владимир Савов считает, что пока приход Хасиса не внес ничего нового в политику развития ГУМа, выработанную прежним руководством. «Единственное изменение – решение не выплачивать в этом году дивиденды из-за реконструкции магазина. Это несколько странно, поскольку реконструкция шла и раньше, но дивиденды стабильно выплачивались», – отмечает Савов.

Вероятно, о результатах непосредственной деятельности в ГУМе Льва Хасиса можно будет говорить не ранее, чем года через два-три. Пока же остается констатировать, что, несмотря на высокие посты в крупнейших торговых предприятиях города, Хасис остается «темной лошадкой» для большинства конкурентов и аналитиков.

«Перекрестки» Москвы

Год

Оборот, млн $

Количество магазинов

2000

156

28

2001

252

38

2002

330

46

 


Ирина Телицына
22.05.2003  журнал Компания

22.05.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов