Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Александр Косьяненко, гендиректор Торгового дома "Перекресток"

"Наш недостаток - хотим зарабатывать".

Ни о ком на нашем розничном рынке не ходит столько забавных слухов, как о гендиректоре Торгового дома "Перекресток" Александре Косьяненко. Говорят, например, будто бы он не раз побеждал в общероссийских соревнованиях по бодибилдингу. Слухами окружена и компания, которой Косьяненко управляет с ее основания. Рассказывают, что "Перекресток" хотят купить крупные западные ритейлоры, интересующиеся российским рынком, к примеру французская Casino. Гендиректор "Перекрестка" говорит, что попал в бизнес, случайно познакомившись с Михаилом Ходорковским, затем — с Михаилом Фридманом. "Случайно" в середине 90-х молодой альфовской торговой компании удалось получить и кредит в $42 млн, предоставленный консорциумом европейских банков во главе с ЕБРР сроком на семь лет. И благодаря этому быстрее всех выстроить крупнейшую на сегодня в России по объему продаж сеть современных магазинов — "Перекресток".

— По информации "Ведомостей", французская сеть магазинов Casino, которая планирует в будущем году выйти на российский рынок, намерена начать его освоение с покупки "Перекрестка". Это правда?

— С представителями Сasino мы встречались в 1998 г. Они что-то про нас выясняли, но прямо и откровенно предложения о покупке они не делали. С тех пор, и я в этом готов поклясться даже на Священном Писании, у нас никакого общения с представителями Casino не было вообще.

— Но разговоры о том, что "Перекресток" ищет компанию, которая бы его купила, ходят постоянно...

— Это слухи, которые ничем не подтверждены. Мы работаем, выполняем свои планы. Любой бизнес может быть продан. Если какой-либо бизнесмен вам говорит: я сижу, торгую яблоками или помидорами и никогда свою контору не продам, то этот бизнесмен — плохой. Вопрос в цене. Глупо отказываться от продажи компании, если кто-либо предлагает за нее огромные деньги. Вот газета "Ведомости". Кто-то может прийти и купить ее. Вот только цена должна устроить владельцев, логично? Но при этом я не думаю, что владельцы "Ведомостей" специально бегают и ищут на свою газету покупателя. Вот и "Перекресток" специально покупателя не ищет.

— За какую сумму, вы считаете, имеет смысл продать "Перекресток"?

— Это сложный вопрос. Если покупатель придет, обсудим.

— Вам не помешает наличие долга перед ЕБРР?

— Мы заключили с ЕБРР договор о реструктуризации долга, пролонгировав нашу задолженность до девяти лет. В 1996 г. компанию "Торговый дом "Перекресток" для реализации программы строительства сети супермаркетов прокредитовал на $42 млн на семь лет (под залог 25,8% акций Альфа-банка) консорциум европейских банков во главе с ЕБРР, включая Austria, Rabobank, FMO. Долг "Перекрестка" перед ЕБРР сейчас $31,6 млн. Срок возврата кредита составлял семь лет (LIBOR плюс 5% ).

— Вообще, могут западные ритейлоры всерьез заинтересоваться покупкой каких-либо российских розничных сетей? Ведь западные магазины в основном организованы по стандартам, которым наши далеко не всегда отвечают.

— Ответ на этот вопрос мне тоже интересен. Ведь большинство российских сетей не технологичны по западным меркам. За исключением, может, магазинов "Рамстор". К примеру, классический супермаркет, как правило, сделан в прямоугольной форме. Так удобнее наладить процесс обслуживания покупателей, доставку продукции, расставить в зале оборудование, выложить товары и т. п. А если, скажем, магазин построен в форме буквы "г ", то затраты на его содержание увеличиваются. Я говорю здесь о внешней стороне магазина. Не о начинке.

— Каково ваше отношение к приходу на наш рынок иностранных ритейлоров? Раньше вы были отрицательно настроены относительно присутствия на нем иностранцев.

— Мы с вами возмущаемся солнышком, когда оно встает? Приход в Россию западных ритейлоров — неизбежный факт, который надо принимать во внимание и делать соответствующие выводы.

— К нам собирается и французская компания под названием Carrefour, что в переводе означает "Перекресток". Не будет ли между вами конфликта из-за названия?

— Конечно нет. Маленькая элитная группка россиян, знающая французский язык, о чем-то может догадаться. Но у большинства потребителей ассоциаций не возникнет. Думаю, что представителям Carrefour абсолютно не важно, есть ли вообще в России сеть под названием "Перекресток". Полагаю, что они даже не знают о нашем существовании. Придите в Carrefour и спросите: знаете ли вы, что у нас в России есть сеть "Перекресток"? Они ответят: какой? Они, полагаю, будут ужасно удивлены.

— Как вы относитесь к деятельности в Москве немецкой компании Metro? Многие российские ритейлоры усматривают в ее деятельности элементы недобросовестной конкуренции.

— Была у нас одна специфическая ситуация, связанная с Metro. Некоторые поставщики предоставили Metro значительно лучшие, чем нам, условия. Для нас это было очень странное событие, поскольку мы долгое время предоставляли им большие объемы продаж. А Metro, еще ничего не реализовав из их продукции, только что-то обещая, получило с их стороны преференции. Поэтому мы заключили следующее соглашение с "Седьмым континентом" и "Копейкой". Если кто-то из нас получает информацию, что какие-либо поставщики предоставляют условия (не только Metro, но и другим ритейлорам) более выгодные, чем нам, то мы предпринимаем совместные меры. Там, где поставщики ведут себя, на наш взгляд, недобросовестно, необходимо что-либо предпринимать.

— У вас был серьезный конфликт с "Вимм-Билль-Данном". Как у вас сейчас складываются отношения с этой компанией?

— Мы друзья. Да и в конфликте не было ничего особенного. Короткий период времени мы с "Вимм-Билль-Данном" не работали. А потом обе стороны поняли, что были несколько неправы.

— Торговые компании с западным капиталом, например "Рамэнка", Metro, предъявляют к поставщикам жесткие требования. Гарантируя реализацию в течение короткого срока больших объемов продукции, иностранные ритейлоры требуют поставлять им товары чуть ли не по себестоимости. А вы как поступаете?

— Мы со всеми стараемся иметь нормальные отношения. Но у нас есть одно требование. Поскольку мы крупнейшая в России по объему продаж розничная компания, то требуем, чтобы условия поставок соответствовали нашему положению на рынке. Если данного вида продукции мы продаем больше, чем конкуренты, то и условия поставок для нас должны быть лучше, чем для конкурентов.

— Выходит, сегодня вам поставщики предоставляют условия не хуже, чем иностранцам. Почему же цены в ваших магазинах выше, чем в Metro?

— Торговец волен устанавливать любые цены, что зависит далеко не только от условий поставок. Бывает, например, что какой-либо торговец решает в течение нескольких лет быть убыточным. Как, например, IKEA в России. Один из недостатков нашей компании — мы хотим зарабатывать деньги.

— С какой наценкой вы продаете товары? Раньше вы говорили, что некоторые товары в "Перекрестках", к примеру вино, продаются со 100 — 150% -ной наценкой.

— От 15% до 40%. Это в среднем.

— "Перекрестки" могли бы быть и подешевле.

— Когда вы идете и покупаете мясо в неизвестном месте, то можете купить его дешевле, но вы рискуете. Мясо по более низкой, чем в современном магазине, цене вы получаете в качестве вознаграждения за ваш риск. Но мясо может отказаться некачественным. Мы же очень много усилий затрачиваем на проверку качества продукции. У нас в отличие от конкурентов есть своя система санитарного контроля.

— Она везде есть, во всех современных российских розничных компаниях.

— Где? А я вот говорю, что, кроме как у нас, ни у кого нет. Другие розничные компании перекладывают санитарный контроль на поставщиков.

— Какова в магазинах "Перекресток" средняя сумма счета?

— Втрое меньше, чем на Западе. И, наверное, раза в два выше, чем где-нибудь в Тверской области.

— Можете уточнить?

— Продажи розничной сети в целом тайной не являются. Но дело в том, что в торговле одной из важнейших коммерческих тайн является объем продаж конкретного магазина.

— Почему?

— Представьте, я раздумываю об открытии магазина в каком-то районе и должен рассчитать эффективность своих инвестиций. А рядом стоит магазин конкурента. Если я узнаю его объем продаж, то смогу вести свою политику так, чтобы его обойти.

— Скоро у вас появится еще один конкурент — компания "Гиперцентр", руководитель которой Михаил Безелянский, бывший топ-менеджер "Альфа-групп", до 2000 г. курировал работу торгового дома "Перекресток". .. Раньше вы не одобряли проект, объясняя, что Безелянский взял на вооружение идею, родившуюся в "Альфа-групп".

— Безелянский в позапрошлом году ушел и от нас, и со всех постов, которые занимал в "Альфе" (Безелянский в том числе был председателем совета директоров компании "Перекресток"). На привлеченные деньги он стал реализовывать идею создания общероссийской сети гипермаркетов. Эта идея родилась в недрах "Альфы" и изначально обсуждалась всеми нами. Но эта идея и не Безелянского, и не наша. Она родилась несколько десятков лет назад и не является частной. С Безелянским у нас отличные отношения, более близкие, чем с другими конкурентами.

— Вы будете покупать агрохозяйства? Открывать собственное производство продуктов?

— Не исключаю, что это нам вскоре предстоит. Уже в этом году мы начнем строить цех по производству кулинарных изделий.

— "Перекресток" считается кузницей кадров для розницы. Говорят, у вас большая текучка персонала.

— Не совсем так. К примеру, директор одного из наших супермаркетов возглавил магазин Metro на проспекте Мира. Директор по маркетингу "БиНа" возглавлял в Торговом доме "Перекресток" отдел маркетинга. Нынешний коммерческий директор сети магазинов "Продмак" Николай Морозов — тоже наш бывший менеджер. Но от нас никто не ушел просто потому, что ему предложили лучшее место в какой-либо другой компании. Всегда были какие-то проблемы.

— Вы намерены делать особую ставку на развитие гипермаркетов?

— С крупными форматами — либо большими супермаркетами, либо гипермаркетами — мы хотим идти в регионы. В октябре мы откроем свой первый магазин в Питере. В будущем году — в Краснодаре, собираемся работать в Нижнем Новгороде и Ярославле.

— А что происходит с магазинами-дискаунтерами "Мини-перекресток"? Говорят, вы решили свернуть эту сеть?

— Два года назад мы приняли решение эту сеть больше не развивать.

— Почему? Ведь дискаунтеры — небольшие магазины, где цены на 10 — 15% ниже рыночных, — считаются выгодными объектами. Реальной альтернативой мелкооптовым рынкам...

— Нельзя говорить, что супермаркет — это хорошо, а дискаунтер — плохо, или наоборот. Дискаунтеры — более сложный бизнес, чем супермаркеты и гипермаркеты. В настоящем дискаунтере должны быть убийственно низкие цены. А для этого надо выстроить огромную сеть, за которой должна стоять совершенная логистика. Мы к развитию дискаунтеров еще не готовы. Зато чувствуем, как надо делать супермаркеты и гипермаркеты, считаем, что в России есть рынок именно для такой торговли.

— Но "Пятерочка" — самая крупная по числу магазинов российская сеть, состоящая именно из дискаунтеров, — ведь успешно работает.

— На тему успеха, зарабатывания денег той или иной компанией мы можем говорить только тогда, когда посмотрим открытую общественности ее бухгалтерскую отчетность. Я бухгалтерскую отчетность многих дискаунтерных сетей не видел. Говорить о том, успешны они или нет, я не могу. И вы тоже не можете.

О СЕБЕ.

— Нет ли у вас планов заняться политикой? Подобно создателю и бывшему председателю совета директоров компании "Седьмой континент" Владимиру Груздеву, который теперь депутат Мосгордумы.

— Политика мне сильно не нравится.

— Расскажите о себе.

— У меня честная трудовая биография. Закончил Московский институт стали и сплавов в 1986 г., затем три года отработал в Центральном научно-исследовательском институте материаловедения. Познакомился с Ходорковским. И с 1989 г. начал работать в структурах МЕНАТЕПа, занимался в том числе операциями с недвижимостью.

— Как вы попали в "Альфа-групп"?

— Познакомился с Фридманом.

— А говорят, вы были рэкетиром.

— Комсомольцем был, рэкетиром не был. Так говорят, наверное, потому, что я долго занимался карате. Ради внутреннего совершенства.

— Сейчас вы спортом занимаетесь?

— Да, горнолыжным.

О КОМПАНИИ.

Компания "Торговый дом "Перекресток", входящая в "Альфа-групп", создана в 1995 г. и сегодня является по объему продаж крупнейшей розничной структурой в России. Прошлогодние продажи "Перекрестка" составили $252 млн. 35% оборота компании приходится на собственный распределительный центр (РЦ), в строительство которого было вложено порядка $10 млн. Чистая прибыль торгового дома составила в прошлом году 0,5 млрд руб. ($16 млн). Акционерный капитал "Перекрестка" составляет около $30 млн. В сеть "Перекресток" сегодня входит 31 супермаркет, восемь магазинов формата дискаунтера — "Мини-перекресток" и один гипермаркет, открывшийся на днях в Москве, в новом торговом центре "Золотой Вавилон". В сеть "Перекресток" с момента создания было вложено $100 млн. К 2003 г. сеть планирует выйти на оборот в $310 млн.

22.05.2002 
Юлия Полякова
Ведомости

22.05.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов