Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Незнайку на Луне» вернули в семью.


Наследникам писателя Носова удалось выиграть дело у мультипликаторов.

Товарный знак «Незнайка на Луне», принадлежащий создателю одноименного мультфильма, компании «Ф.А.Ф. Интертейнмент», на прошлой неделе был аннулирован Роспатентом. Причина ликвидации знака проста: при его регистрации не были учтены права наследников писателя Николая Носова.

Возможно, что со временем создателям мультфильма «Незнайка на Луне» придется и вовсе отказаться от своей программы лицензирования на основе мультфильма. А идея была показательной: по примеру студии Disney предлагать разнообразным российским производителям права на размещение образа Незнайки на их продукции. Если сразу после создания мультфильма в 1997 г. «Ф.А.Ф. Интертейнмент» (или по-другому: «Фабрика анимационных фильмов») удалось заключить договоры только с двумя-тремя компаниями, то через два года количество их партнеров исчислялось уже несколькими десятками. Продукция с Незнайкой насчитывала порядка 50 видов: полиграфическая серия, игры, канцелярская продукция, одежда. Планировалась и парфюмерная линия: пены для ванн, шампуни, мыло. Размер роялти, которое выплачивалось владельцам знака фирмами-производителями, колебался от 2% до 12%. Если учитывать, что основной доход от проката мультфильма поступает в первые несколько лет, то с помощью программы лицензирования мультипликаторы рассчитывали растянуть этот процесс на десятилетия. Для внедрения опыта лицензирования была даже создана специальная структура - «Таро Интертейнмент». А в начале 2000 г. в патентном ведомстве был зарегистрирован товарный знак «Незнайка на Луне».

Между тем наследники Николая Носова, автора романа-сказки «Незнайка на Луне» посчитали, что договор, который был заключен между ними и студией «Ф.А.Ф. Интертейнмент» в апреле 1996 г., не включал пункт о лицензировании какой-либо продукции без их согласия. Внук писателя Игорь Носов сказал «Фокусу»: «Все, что оговаривалось договором, - это предоставление права написать сценарий на основе книги «Незнайка на Луне» для создания анимационного фильма. В этом документе не только нет нашего разрешения на регистрацию товарного знака «Незнайка на Луне», но и говорится, что полученные от нас права студия не может передать кому-либо еще».

«Но разрешения на регистрацию товарного знака не требовалось, - утверждает генеральный менеджер компании «Таро Интертейнмент» Стэн Поляков. - Просто потому, что само название «Незнайка на Луне» не является оригинальным». Логика «Таро Интертейнмент» такова: в названии «Незнайка на Луне» слово «незнайка» не является оригинальным изобретением Николая Носова. Персонажа Незнайку можно отыскать в книгах, изданных еще в XIX столетии. Что касается сочетания «...на Луне», то оно тоже лишено оригинальности. Стало быть, название «Незнайка на Луне» не является защищаемым объектом авторского права, в соответствии с которым в студии должны были бы спрашивать разрешения наследников писателя на регистрацию своего товарного знака. «Незнайка на Луне» - это все равно что сказать «Иванов (или Петров) на Луне», - настаивает Стэн Поляков. В такой ситуации, считают мультипликаторы, важным моментом может считаться лишь приоритет в регистрации товарного знака.

Кроме того, в «Таро Интертейнмент» убеждены: вопрос в том, что просто существует два произведения с одним и тем же названием. По словам Стэна Полякова, основная цель регистрации их товарного знака - это защита от видеопиратов. «У нас порядка 500 заявлений, арбитражей и судебных дел, которые связаны с поддельными видеокассетами. В большинстве случаев, чтобы побольнее ударить по видеопиратам, мы подавали претензии в том, что пираты нарушают не только наши авторские права, но и права на наш товарный знак», - сказал «Фокусу» глава «Таро Интертейнмент».

Однако остается любопытная деталь. Товарный знак мультипликаторов был предназначен не столько для услуг, связанных с распространением мультфильма, сколько для товаров и услуг, в отношении которых можно заключить лицензионное соглашение. Мыло, парфюмерные изделия, зубные пасты, печатная продукция, одежда, обувь, головные уборы, игры, игрушки, разнообразные продукты - все это, по замыслу «Таро Интертейнмент», может маркироваться «Незнайкой на Луне». Реклама, консультации в области финансов и банковского дела, операции с недвижимостью, воспитание, реализация товаров - и эти услуги включены в охранную зону товарного знака. Можно ли назвать «Незнайкой на Луне» табак, пиво и другие алкогольные напитки? В «Таро Интертейнмент» не сомневаются: можно! У мультипликаторов и на этот счет, видимо, свои соображения имеются…

Между тем с наследниками авторских прав, по словам внука Николая Носова, мультипликаторы ограничились устной договоренностью о том, что в течение некоторого времени, когда исключительно для рекламной поддержки мультфильма будут выпускаться товары под маркой «Незнайка на Луне», они (наследники) не будут претендовать на получение вознаграждения. А несколько позже родственникам писателя предложили продать «больше прав» на «Незнайку».

«Мы всегда видели в «Ф.А.Ф.» партнеров только для создания мультфильмов - на основе авторских договоров мы тогда сами работали с большим числом издателей и пытались договориться с производителями какой-либо продукции об использовании Незнайки как персонажа», - говорит Игорь Носов. В итоге выходило, что компаниям, производящим «товары народного потребления», практически одновременно предлагали купить права на марку «Незнайка» и наследники Носова, и создатели мультфильма. Два года назад представители «Таро Интертейнмент» публично утверждали, что они работают по лицензионным схемам. Сегодня, как сказал «Фокусу» Стэн Поляков, компания заключает «авторские договоры, дающие права использовать изображения из мультфильма».

Одной из самых крупных компаний, с которой удалось договориться «Таро Интертейнмент», стала немецкая Stollwerсk, которая выразила желание выпускать шоколад с изображением Незнайки. Но одновременно переговоры с другим производителем шоколада - фабрикой «Красный Октябрь» - вели наследники Носова. Мало того что конфеты «Незнайка» уже были известны с советских пор, именно у «Красного Октября» с 1991 г. был свой собственный зарегистрированный товарный знак «Незнайка» для кондитерских изделий. Сегодня Stollwerсk продукцию с изображением Незнайки не выпускает, а наследников Носова и кондитерскую фабрику «Красный Октябрь» связывает авторский договор, согласно которому скоро появится новая серия кондитерской продукции, маркированная изображениями персонажей сказки Носова.

К началу 2002 г. у наследников писателя были все авторские права на книги о Незнайке, а у «Ф.А.Ф. Интертейнмент» - не только права на мультфильм, но и товарный знак «Незнайка на Луне». Именно право на товарный знак, согласно закону «О товарных знаках», дает возможность заниматься лицензированием. Наследники Николая Носова обратились в Роспатент с требованием аннулировать регистрацию товарного знака мультипликаторов. Эксперты патентного ведомства сначала на заседании Апелляционной, а затем и Высшей патентной палаты решили: «Товарный знак «Незнайка на Луне» воспроизводит название известного на территории России произведения без согласия наследников автора. Знак должен быть аннулирован».

Сегодня, после вердикта Роспатента, наследники писателя намерены идти дальше. С двумя из партнеров «Ф.А.Ф» (издательством «Эгмонт Россия» и «Время АВ») Носовы уже встретились в суде. Что касается других производителей «незнаек», получивших добро от мультипликаторов, то наследники Носова готовят документы для новых процессов. При этом Носовы успевают не только доказывать свои права в Роспатенте, но и заключать договоры с производителями. Так, совсем недавно компания «Нижфарм» объявила о начале производства серии детской косметики под маркой «Незнайка».

17.04.2002 
ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА
Русский Фокус №12

17.04.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2018, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов