Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Свободное плавание" Игоря Маркитантова

Бизнес-ланч с "Ведомостями"

Исполнительность, честолюбие, стремление сделать карьеру — эти качества, воспитанные советской армией и флотом, впоследствии помогли многим военнослужащим превратиться в успешных предпринимателей. Один из них — бывший морской офицер Игорь Маркитантов, основатель шоколадной компании "Ландринъ" и еще 15 фирм.

Холдинг Craftrise Markitantov group включает 16 компаний, которые занимаются перевозками, логистикой, строительством, пищевым производством и научно-техническими разработками. Оборот группы в 2001 г. — $25 млн.

С Игорем Маркитантовым, владельцем холдинга Craftrise Markitantov group, мы долго не могли договориться о встрече. То он за границей, то одно за другим проводит совещания, то разъезжает по российским городам и весям. В итоге мы встречаемся в кафе аэропорта Пулково. Маркитантов летит в Португалию — на переговоры, а затем в Италию — на совет директоров компании-партнера. "Такой уж меня ритм жизни, даже в ресторан пойти некогда", — сетует он.

Школьник Игорь Маркитантов выбрал ту же профессию, что и его отец — военно-морской офицер. Закончил Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского, попал служить на ракетный крейсер. Но через четыре года его ракетный крейсер сдали в утиль, и молодой офицер снова оказался в родном городе, теперь — в военно-морском НИИ. "Меня всегда привлекала научная работа, — говорит он, — но там уже работы никакой не было. Офицеры сидели в огромном институте без дела. Дела начинались вечером — китель оставался на стуле, а человек шел зарабатывать деньги".

Маркитантов продавал шоколадные яйца фирмы Ferrero — знаменитые во всем мире, только не в СССР, киндер-сюрпризы. Товароведы советских магазинов вообще не понимали, что им предлагают: "Яйца, хорошо, сколько стоит десяток? " Узнав, что речь идет о шоколаде, они начинали пересчитывать цену на килограмм — цифра, разумеется, зашкаливала — и они гнали продавца. "До сих пор помню такую необъятную тетю и этот ее крик: "Вон! " — рассказывает Маркитантов. Он сравнивает свои первые шаги в бизнесе с игрой в казаков-разбойников: "Ощущение свежести и безнаказанности неповторимое. Получилось — хорошо, не получилось — тоже жизнь не перевернется".

Но западные менеджеры делились с начинающими агентами своими торговыми хитростями, и продажи пошли.

Офицеры-предприниматели, видимо, вообще неплохо развернулись по всей стране, и в 1991 г. вышел указ, который запрещал военнослужащим заниматься коммерческой деятельностью. Капитан-лейтенант Маркитантов написал заявление об отставке: "Я и так собирался уйти из флота, а этот указ ускорил события. Вот тогда с отцом у нас были небольшие трения, он надеялся, что я пойду по его стопам — займусь военной наукой. Да и к бизнесу тогда было отношение подозрительное".

Однако до конфликта с отцом не дошло — именно он помог сыну принять окончательное решение. Маркитантов вспоминает, как стоял на Невском, у касс "Аэрофлота", терзаемый сомнениями: бросать флот, лететь в Москву, где ему предлагали работу, — не лететь. .. Отец сказал: "Поезжай, не мучайся".

Время стерло противоречия между бизнесом и наукой. Теперь отец Маркитантова руководит одной из компаний, входящих в холдинг. Фирма занимается научными исследованиями и недавно закончила разработку нового снаряжения для подводного плавания — стандартного веса и размера, которое, по словам Маркитантова, позволяет находиться под водой восемь часов. Существующее в настоящий момент оборудование дает возможность погружаться только на четыре часа.

Вся карьера Маркитантова — наемного менеджера была связана с Ferrero. К 1998 г. он дорос до позиции директора по продажам в России. Однако Маркитантов думал о создании собственного бизнеса. "Я же карьерист, как любой офицер, — объясняет он. — А расти внутри семейной компании Ferrero дальше было некуда. Менять компанию, рассылать резюме, претендовать на более высокую должность? В этом случае все равно остаешься клерком. А мне хотелось все самому. Имя состоялось, меня многие знали, и я понимал, что финансы к своему бизнесу я подтяну".

В 1998 г. Маркитантов ушел в "свободное плавание". Он привлек около $5 млн банковских кредитов, которые потратил в основном на строительство. Была создана компания "Уткина заводь", получившая имя по названию петербургской окраины. Здесь на площади 6 га началось строительство складских и офисных помещений. Сейчас в числе арендаторов компании — McDonalds, Danon, Parmalat, Wrigley. Маркитантов объясняет, что инвестиции в недвижимость были самым верным способом снизить риск. Если бы деньги вернуть не удалось, бизнесмен готов был передать землю и строения инвесторам и остаться в своей бывшей компании управляющим. Во время кризиса, заложив недвижимость, компания смогла выжить.

Создав собственный бизнес, Маркитантов не захотел расставаться с Ferrero. Итальянцы, по словам предпринимателя, пообещали своему бывшему топ-менеджеру право эксклюзивной дистрибьюции по Северо-Западному региону. В июле 1998 г. он закупил большую партию шоколадных яиц. Естественно, к 17 августа продать ее не успел. А компания Ferrero, говорит Маркитантов, стала продавать свою продукцию другим оптовикам, причем вдвое дешевле, чем до кризиса. В сентябре у начинающего бизнесмена оказалось на $1 млн никому не нужных дорогих "киндер-сюрпризов", а вокруг — куча конкурентов с той же продукцией. И покупатели, не желающие покупать никакого шоколада — ни дорогого, ни дешевого.

В свое время флотские начальники в характеристике Маркитантова написали, что он самолюбив. Разозлившись на своих бывших работодателей, он решил придумать собственный киндер-сюрприз. Так появились "Петрушка", "Подружка" и "Чудики" — шоколадные яйца, в которых сидят Винни-Пух, Пятачок, Чудо-Юдо и другие игрушки.

Первая тестовая партия "Петрушки" с персонажами из "Ну, погоди! " была выпущена в 1999 г. "Петрушка" апеллирует к ностальгическим чувствам родителей, ведь ее герои — персонажи советских мультфильмов (Маркитантов подписал договор с "Союзмультфильмом"). Сам же предприниматель больше любит две другие серии шоколада — они дают полный простор фантазии. Кстати, название "Чудики" родилось во время одной из фокус-групп, когда какая-то девочка, взглянув на смешных существ, воскликнула: "Ой, чудики какие! ".

Шоколадные яйца производят в Италии, а игрушки расписывают в Китае. Мой собеседник говорит, что в раскрашивании миниатюрных игрушек заменить китайцев не может никто: "Мы пробовали нашим матрешечникам такие заказы делать, студентам художественной академии им. Мухиной — не получается у них, навык не тот. А китайцы этому с детства обучены, они вставляют сразу несколько кисточек между пальцами и расписывают игрушку буквально за секунды".

Сейчас завод по производству шоколадных яиц строится в "Уткиной заводи". Акционеры этого проекта — ЕБРР и итальянская компания Sweet. Планируется, что к 2003 г. предприятие будет производить 60 млн шоколадных яиц в год.

На долю шоколадного бизнеса в Craftrise Markitantov group приходится 15 — 20%. Этим направлением в холдинге занимается компания с историческим названием "Ландринъ". "В дореволюционной России кондитера Ландрина знали и почитали больше, чем водочника Смирнова", — уверяет Маркитантов.

Можно догадаться, почему Ландрин близок Маркитантову. В основу всего его бизнеса легла идея — причем родившаяся случайно. Когда Ландрин, поставщик Елисеева, забыл завернуть леденцы в фантики, товар у него не приняли. С горя тот отправился к Смольному институту, где смолянки с удовольствием раскупили весь забракованный Елисеевым товар и пригласили приходить еще. Ландрин начал торговать вразнос, потом открыл лавку, потом завод — он, кстати, существует до сих пор под названием "Азарт".

"Шоколадные яйца — это не шоколад и не игрушка, это фэшн-бизнес, здесь продается идея", — объясняет Маркитантов. Сейчас "яичный" бизнес обрастает сопутствующими направлениями. Маркитантов подписал агентские договоры с "Союзмультфильмом" и Украинской киностудией анимационных фильмов. Теперь компания "Ландринъ" может подписывать от их имени лицензионные соглашения на использование персонажей, а также защищать авторские права мультипликаторов.

Недавно "Ландринъ" стал продавать игрушки другим производителям детских товаров. Первой миниатюрные фигурки Винни-Пуха приобрела компания "Быстров", чтобы вкладывать их в коробки с быстрорастворимыми кашами.

Маркитантов собирается спонсировать телевизионный показ мультфильмов: "Телевизионным каналам не приходится платить за прокат мультфильмов, а "Ландринъ" получит промоушн своих коллекций".

А еще Маркитантов хочет снимать свои мультфильмы. "Я просто брежу тем, чтобы создать такой мультсериал из короткометражек, — думаю, это будут приключения Чудиков", — говорит он.

Хотя Маркитантов давно снял флотский китель, он, кажется, живет по законам офицерской чести. "Я был одним из немногих, кто рассчитался после кризиса с банком, — говорит он. — Причем это был Промстройбанк России. Он обанкротился, но люди, которые там работали, никуда не делись. Они теперь работают в других банках и помнят, что я вернул долг сполна. Поэтому у меня с кредитами проблем нет".

Тогда же, сразу после кризиса, к Маркитантову пришел его старый приятель по военному училищу. Его пельменная компания переживала плохие времена, потому что владельцы половины пакета акций забрали свои деньги из бизнеса. И Маркитантов согласился стать акционером этого предприятия. Сегодня пельменное предприятие "Балтия", по словам Маркитантова, "довольно рентабельно". Надо сказать, Маркитантов хранит секреты бизнеса, наверное, так же, как привык хранить военные тайны. Он почти никогда не называет конкретных показателей, говоря только, что тот или иной бизнес радует его своей рентабельностью.
22.03.02 
Дина Вишня
Ведомости

22.03.2002



http://www.renkprom.ru/ vileda professional Тряпка для мытья полов.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2018, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов