Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Как направить финансовые потоки в фармбизнес или инвестиционная активность российского рынка медикаментов.


Низкая инвестиционная активность на фармрынке обусловлена не только далекой от совершенства общероссийской политической и экономической ситуацией. Национальные особенности инвестиционного климата влияют на все отрасли российской экономики, но при этом финансовые вложения в фармацевтическую отрасль одни из самых скудных. Налицо парадоксальная ситуация, когда потенциально рентабельный рынок медикаментов находится вне зоны инвестицион-ных приоритетов, то есть существуют заведомо более привлекательные российские товарные рынки, нежели фармацевтический, куда в настоящее время и на-правлены финансовые ресурсы инвесторов.
Чтобы понять почему инвестиционные потоки направлены в другие отрасли, а фарма-цевтический сектор непривлекателен для финансовых вложений, и почему не выгодно вкладывать инвестиционные ресурсы в лекарственные средства, в отличие, например, от казалось бы малоперспективного агропрома, необходимо проанализировать предпочтения инвесторов разных типов и конкретизировать те особенности фармрынка, которые, судя по всему и отпугивают инвесторов, либо не позволяют последним воспользоваться благоприятными возможностями, действительно имеющих место на рынке медикаментов.
Для начала следует отметить, что инвестиционная среда не является однородной. По крайней мере, существует не менее трех категорий или типов инвесторов: стратегические, портфельные и прямые финансовые инвесторы. И у каждого типа свои цели и приоритеты. Конечно, существуют и общие для всех инвесторов условия инвестицион-ной привлекательности. Однако на их фоне четко обозначены критерии предпочтений, характерные для каждой категории инвесторов. То есть существуют свои собственные представления и понятия о привлекательности объектов для вложения средств. Непо-нимание этих очевидных положений приводит к тому, что инвестиционно перспектив-ный объект, ориентируется не на "своего" инвестора.
Естественно, он его не находит, а те категории инвесторов, на которых он рассчитывает, предпочитают совершенно иные точки приложения своих ресурсов. В итоге, появляется очередной миф фармрынка в виде деклараций об отсутствии интереса к заведомо прибыльным проектам по лекарст-венному обеспечению. Хотя, по сути, это свидетельство неадекватного позиционирова-ния своего инвестиционного потенциала.
Каковы же предпочтения у разных категорий инвесторов? В принципе, каждый из них предпочитает существовать в своей нише и то, что будет значимым для стратегического инвестора, совсем не нужно портфельному. В свою очередь у портфельного инвесто-ра свои мотивы для финансовых вложений, не затрагивающие интересов венчурного инвестора, который также как и остальные, руководствуется собственными представ-лениями и имеет свои критерии для прямого финансирования подходящих для него объектов. Предпочтения стратегических инвесторов направлены, прежде всего, на зрелый бизнес и значимым стимулом для них станет предоставление возможности размес-тить или сформировать всю цепочку создания стоимости или хотя бы ее центральное звено.
Главное для них - это доминировать в своем рыночном диапазоне всеми воз-можными для этого допустимыми способами. Портфельное инвестирование это факти-чески, либо игра на фондовом рынке, исключительно с целью достижения краткосроч-ных коммерческих успехов от конъюнктурной реализации акций, либо долгосрочное вложение финансов для получения гарантированных дивидендов. В любом случае, инвестиционная стратегия портфельных акционеров не претендует на завоевание конку-рентных преимуществ, захват рыночных долей или контрольного пакета. Приоритетным и более важным для них является устойчивость, благополучие и процветание бизнеса, то есть его зрелая стадия или средний уровень развития. Для прямых финансовых инвесторов привлекательными являются как раз начальные стадии развития бизнеса, еще не обеспеченные на ранних этапах своего становления должной динамикой своего роста. То есть, если цель стратегического инвестора - сокращение издержек и ликвида-ция потенциальных конкурентов для большей рентабельности бизнеса, то цель венчурного капитала - это рост стоимости бизнеса, в основном, для его последующей перепродажи с большей выгодой. Поэтому для прямого рискового финансирования определяющим инвестиционным приоритетом является работоспособный бизнес с вразумительной стратегией развития, предсказуемым потенциалом и квалифицированными управленческими кадрами. Также очень важно соблюдение корпоративной этики, прозрачности коммерческих операций и наличие возможности выхода из конкретного бизнеса без финансовых и иных потерь.
Таким образом, если инвестиционная среда жестко структурирована по категориям в зависимости от своих приоритетов, то и фармрынок, как объект приложения инвестиционного потенциала, также не является однородным. У составляющих его элементов разная инвестиционная привлекательность. Если что и объединяет индустриальный и товаропроводящий сегменты рынка, то это, прежде всего степень зрелости их бизнеса. Подавляющее большинство российских фармкомпаний, за небольшим исключением, находятся в диапазоне между начальным этапом развития бизнеса и следующей за ним стадией расширения и формирования (накопления либо восстановления) его стоимо-сти.
Каковы же инвестиционные характеристики лекарственного рынка, и насколько его отдельные сегменты будут значимыми для финансовых вложений. Так, по ассортиментной структуре российский фармрынок позиционирован как дженериковый. Их доля в общем объеме отечественных и импортных лекарственных средств доходит до 90%. Оригинальные импортные препараты для большинства населения недоступны по цене, а российские - практически не производятся в связи с отсутствием ресурсов, позволяющей создавать новые конкурентные препараты, сопоставимые по технологической уникальности с научными разработками ведущих мировых фармкомпаний.
В данном контексте имеется в виду не разработка оригинального медикамента как такового, а выпуск новых лекарственных средств в массовом, товарном количестве. Впрочем, если в тех редких единичных случаях они когда-нибудь и будут выпускаться, то дешевыми они смогут стать только при государственных дотациях. Во-первых, очень велики за-траты на освоение нового препарата ( в среднем - 500 млн долл. у зарубежных произво-дителей), а во-вторых все современные медикаменты, даже в рамках программы им-портозамещения на ведущих отечественных фармпредприятиях, выпускаются из им-портных субстанций, поскольку российских либо нет, либо они в несколько раз дороже аналогичной продукции на мировом рынке. Это нормально - во многих странах мира предпочитают дешевые копии современных медикаментов, сопоставимые по качеству с оригинальными аналогами. Но все дело в том, что 70% российского рынка как раз представлены препаратами, давно не используемыми в мировой практике - малоэффективными, морально устаревшими и не всегда качественными, но зато дешевыми и привычными для многих поколений людей. В связи с этим выпуск старых препаратов не всегда обусловлен ограничением платежеспособного спроса населения или дефицитом финансовых ресурсов производителя, необходимых для обновления ассортимента вы-пускаемой продукции. Популярные традиционные препараты - самые продаваемые, а технология их изготовления не требует больших материальных и интеллектуальных за-трат или использования недоступного сырья. Благодаря этим факторам, жесткая конкуренция среди российских заводов становится неизбежной. При этом, низкая цена этих медикаментов и соответственно незначительный уровень маржи от реализации, не по-зволяют в должном объеме направлять оборотные средства на, во всех отношениях, более перспективные направления, связанные с выпуском новых препаратов, и если не оригинальных, то хотя бы их эффективных дженериков. Естественно, что данная ры-ночная ниша совместными усилиями иностранных производителей и российских дист-рибьюторов была успешно заполнена импортной продукцией.
Причем иностранные по-ставщики предпочитают не миссионерскую деятельность, а прямые экспортные по-ставки из-за рубежа, хотя и заявляют о своих намерениях перенести или разместить производство медикаментов в России. Реально их декларации ограничиваются только монтажом фасовочно-упаковочных производств, то есть фактически зарубежные фарм-компании подстраиваются под перманентные изменения российского налогового и та-моженного законодательства, выбирая каждый раз наиболее выгодные способы освое-ния рынка. Их можно понять, поскольку инвестиции - это не благотворительность, а способ извлечения прибыли с использованием из всех вариантов наиболее прибыльно-го и экономически целесообразного. Чего ради создавать всю стоимость в непредска-зуемой стране, при наличии отработанных традиционных схем поставок медикаментов с уже построенных современных заводов в благополучных государствах. Но самое главное, это наличие гарантированного сбыта, то есть достаточного объема продаж, чтобы полностью загрузить производственные мощности построенного завода для эко-номического оправдания вложенных средств. Однако емкость российского лекарствен-ного рынка из-за относительно низких доходов населения относительно невелика, и по потреблению медикаментов на душу населения в стоимостном выражении в пять раз меньше даже по сравнению со странами Восточной Европы, в фарминдустрию которых инвесторы и вкладывают сейчас серьезные деньги. Именно емкость фармрынка, а не количество потенциальных потребителей подогревает инвестиционный интерес. В этом как раз и заключается вся проблема - завод может выпускать гораздо больше, чем нуж-но для внутреннего потребления, а переориентировать часть продукции для реализации в третьих странах, заведомо убыточно из-за высокой себестоимости производства в ус-ловиях России. Существуют гораздо более привлекательные рынки для развертывания производства в рамках международного разделения труда, и к тому же глубже интегри-рованные в мировую экономику, нежели российский. Причем во всем мире и так на-блюдается излишек производственных фармпредприятий. Именно поэтому домини-рующей формой иностранной интервенции является импорт и в крайнем случае, если выгоднее, в том числе и в плане снижения себестоимости, завозить не готовые упаков-ки лекарственных средств, а полуфабрикаты, то фасовка и упаковка последних, что по большому счету и выдается за инвестиции грандов мировой фарминдустрии.
На данном этапе, в силу своей слабости российская индустрия медикаментов не может конкурировать с оригинальной продукцией международных производителей. Поэтому восстановление рыночных позиций национальной фарминдустрии должно происходить в том числе и путем прямой импортозамещающей конкуренции, вытесняя дешевые дженерики из ближнего зарубежья, а также из ряда восточноевропейских и развиваю-щихся стран. Это вполне достижимо, хотя и сопряжено со значительными тратами на модернизацию производства и его соответствие международным стандартам GMP ("надлежащей производственной практики").
Кроме того, дополнительных затрат вре-мени и финансов потребует обучение персонала; замена ассортимента, не отвечающего требованиям потребителей; выстраивание системы маркетинга и налаживание эффек-тивной сбытовой технологии. Если строить современный фармзавод "с нуля", то в за-висимости от ассортимента выпускаемой продукции и размеров возводимого предпри-ятия, возврата вложенных средств реально ожидать не ранее чем через 7-10 лет. Инвестиционная характеристика фармрынка была бы неполной без учета присущей ему специфики. Пренебрежение национальными особенностями потребительской психоло-гии и менталитета, может отразиться на качестве бизнеса и не оправдать запланиро-ванных инвестиционных ожиданий. Так, для более доступных по предсказуемости и уровню профессионального снобизма областей бизнеса, нежели фармацевтический, например для рынка пива или шоколада, вполне достаточно общепринятых маркетин-говых ходов и инструментов, чтобы сделать данный бизнес весьма прибыльным и не-хлопотным. Имеется в виду, что пиво и шоколад в сознании потребителей прочно ассо-циируется с получением удовольствия и эффективное позиционирование этих продук-тов за счет широкомасштабных рекламных кампаний однозначно будет способствовать увеличению потребления. В то время как лекарство всегда сопряжено с болезнью, от которой хочется дистанцироваться, и в подобной ситуации продвигаемый медикамент становится только узнаваемым и в лучшем случае вытеснит или отберет часть рыноч-ной доли своего конкурентного аналога или синонима. Рассчитывать при этом на рост потребления, то есть на увеличение объема продаж можно только в надежде на катего-рию мнительных граждан, либо на повальное ухудшение здоровья, обусловленное дан-ным конкретным заболеванием. Кроме того, низкая медицинская культура в России, характерное пренебрежение к собственному здоровью и отсутствие традиций здорово-го образа жизни вкупе с прочими подобными факторами как объективного характера, так и субъективного свойства, в итоге никак не способствуют увеличению емкости ле-карственного рынка.
Еще одним общим для всех сегментов фармотрасли фактором, с которым столкнется едва ли не каждый тип инвестора, является является чрезмерная чувствительность властных структур, да и населения в целом, к происходящим на нем событиям, зачастую даже рядового характера. То, что в сфере оборота любого другого товара, за исключением, быть может, водки или купли-продажи земли, осталось бы совершенно незамеченным, на рынке медикаментов становится предметом политических игр, неуместного популизма и демагогии. Оказаться в силу вышеизложенного на всеобщем обозрении - это уютно далеко не для всякого инвестора. Также, для потенциаль-ных инвесторов, сложность и запутанность рынка медикаментов - это весьма значимый мотив в смысле предпочтения фармбизнеса другим, возможно менее рентабельным, но зато более простым в профессиональном аспекте отраслям экономики. Многочислен-ные нюансы этого бизнеса требуют как собственных недюжинных познаний, так и практического опыта работы в данной сфере и далеко не каждый инвестор, если он не является участником рынка медикаментов, обладает соответствующей квалификацией, позволяющей ему адекватно сориентироваться и принять правильное решение.
Можно понадеяться на консультантов и экспертов, но лишь одного их субъективизма при мар-кетинговом обосновании целесообразности вложения финансовых ресурсов в тот или иной фармпроект, может оказаться вполне достаточно для совершения опрометчивых шагов и выбора неправильной инвестиционной стратегии. В этом плане, конечно го-раздо спокойнее направить материальные средства в пивную или шоколадную про-мышленность, зная наперед, что в магазинах не будет бесплатных госпоставок конфет или пива с их последующим льготным распределением. Не будет упреков в том, что твоя продукция морально устарела и существует принципиально новое пиво или шоколад. Как раз наоборот - больше ценится приверженность вековым традициям, чего не скажешь про интенсивно обновляемый рынок лекарственных средств. А в розничной реализации, поскольку твоя продукция не является социально значимой и жизненно важной, тебе не навязывают обязательный ассортимент, причем с регламентированным ценообразованием - все регулируется рынком, то есть платежеспособным спросом и конкуренцией. То есть, сложный и трудоемкий в техническом, психологическом и ин-теллектуальном аспектах фармрынок, сверх меры заорганизованный и политизирован-ный, а вдобавок ко всему еще и " непрозрачный", лакомым куском для инвесторов не является.
Тем не менее, из этого не следует, что инвестиции в фармбизнес не направляются, что в частности подтверждается бурным ростом коммерческих аптечных учреждений в том же розничном сегменте рынка лекарств. Кроме того, значительные средства вклады-ваются в развитие аптечных сетей, в том числе и зарубежными венчурными фондами, финансирующими к примеру создание сети выездной фармацевтической торговли (московский эксперимент с передвижными автоаптеками). Но как правило, это прерогатива внутренних инвесторов из числа крупных дистрибьюторов, которые либо активно развивают собственную аптечную сеть с наличием централизованного управления еди-ными товарно-финансовыми потоками, либо плотно работают с аптеками на местах, по принципу технологической взаимосвязи, формально сохраняя их юридическую само-стоятельность. Удерживать аптеки около себя и координировать их деятельность в нужном для себя русле, дистрибьютору позволяют разнообразные программы под-держки розничного звена, укрепляющие партнерские взаимоотношения за счет безвоз-мездного финансирования и прочих факторов неценовой конкуренции, распростра-няющиеся только на примкнувшие к оптовику аптечные структуры. Однако, скорее всего, это не стратегическое инвестирование, а вынужденная мера, позволяющая дистрибьютору обезопасить свой бизнес и оставить за собой гарантированный рынок сбыта. Или же это стремление максимизировать свою прибыль, путем значительного сокра-щения издержек обращения, что возможно в случае присутствия одного номинального владельца на всех этапах создания стоимости. В принципе, в нормальной экономике наибольшая эффективность достигается не с помощью распыления ресурсов, а наобо-рот, за счет их концентрации на отдельных видах бизнеса, то есть при предоставлении специализированных услуг. Возможно российский рынок тоже придет к подобному ци-вилизованному распределению ролей.
Но на данном этапе его развития, к одному из немногих значимых способов повышения эффективности фармбизнеса, относится адекватная консолидация индустриального и товаропроводящего сегмента рынка, что по силам, правда, пока лишь финансово-промышленным группам или ведущим дистрибь-юторским фармкомпаниям. Вероятно, что на сегодняшний день такая консолидация является реальным внутренним ресурсом для оздоровления лекарственного рынка. Другое дело, насколько это все рентабельно, чтобы заставить инвесторов безболезнен-но отвлечь значительные средства из оборота и ринуться выстраивать вертикально ин-тегрированные структуры с замкнутым циклом производства и реализации медикаментов.
Если вернуться к инвестиционной ситуации на отдельных рыночных сегментах, то сре-ди оптовых фармкомпаний можно проследить волну слияний и поглощений. В опреде-ленной степени динамика концентрации дистрибьюторов это отражение внутренних инвестиционных процессов в товаропроводящей сети. Хотя инвестиций со стороны, в последние 2-3 года, в отличие от предыдущих 5-8 лет, практически не отмечено, что недвусмысленно указывает на бесперспективность такого рода финансовых вложений в данное время на данном рыночном сегменте. Действительно, дистрибьюторский рынок уже сформирован, основные игроки уже поделили основные аптеки или доли своего торгового присутствия в каждой из них. То же самое относится к больницам и прочим лечебно-профилактическим учреждениям. Остаются еще малоосвоенные региональные рынки, особенно с труднодоступными территориями, низкой плотностью населения и незначительным уровнем дохода, но и они постепенно попадают в зону интересов как местных, так и национальных дистрибьюторов. Иными словами, вторгаться на готовый устоявшийся рынок, создавая оптовую компанию "с нуля" уже поздно - дорого и опрометчиво. Окупаемость подобного высокозатратного проекта может быть сведена на нет, не менее высокими коммерческими рисками при его реализации. Более перспек-тивным вариантом является покупка действующей и эффективно работающей, а еще лучше процветающей фармкомпании. Но прецедентов продажи такого бизнеса еще не было, и далеко не в последнюю очередь из-за нежелания владельцев расставаться со статусом первых лиц респектабельного бизнеса на рынке, а также со своей влиятельно-стью и главное - значимостью. Да и стоимость такой компании не позволит быстро вернуть затраченные на ее покупку средства, в связи с относительно небольшими мар-жинальными дивидендами дистрибьюторов. Если ориентироваться на крепкую сред-нюю компанию, то в этом диапазоне велика роль конкуренции со стороны аналогичных оптовых структур, но главное - цена вхождения на рынок такова, что инвестор условно становится десятым или пятнадцатым в данной отрасли. А если он вложит те же деньги например в агробизнес, где барьер входа на рынок низкий, то и окажется на первом месте со всеми благоприятными для него вытекающими последствиями.
Инвестиционное пространство фарминдустрии еще менее привлекательно, нежели та-ковое у товаропроводящей сети фармрынка - сколько-нибудь значимых инвестиций в отрасли не отмечено. Отдельными незначительными объемами внешних ресурсов, к тому же направленными в основном на расфасовку, можно пренебречь. Причем по ана-логии с предыдущим рыночным сегментом, на благополучное производство инвестора не пустят. Там и без них, в основном за счет внутренних или кредитных ресурсов, вполне успешно решают собственные инвестиционные проблемы и производят то, что покупают. А те места, где продают, то что производят, уже не притягивают самих инве-сторов, поскольку плачевное состояние многих заводов не позволяет им выпускать со-временные высокоэффективные медикаменты. Одно дело приобрести отлаженное и эффективное производство и совсем другое - доводить до ума никчемный завод с ворохом социальных проблем, долгами и неконкурентоспособным товаром. Возводить новые заводы иностранные инвесторы не спешат, а отечественные еще не так сильны в финансовом отношении как западные, и при прочих равных условиях стараются вкла-дывать деньги в более ликвидные на сегодняшний день отрасли экономики, где им спокойнее, надежнее и выгоднее. У дистрибьюторов хватает забот и в своем секторе, да и не настолько они еще окрепли, чтобы позволить себе отвлечь средства на достаточно длительный срок и с неясными перспективами по их возврату, хотя именно они, как никто другой, лучше знают о всех потребностях рынка, равно как и специфику работы на нем.
С другой стороны, при сложившейся расстановке сил, нуждается ли вообще фарминду-стрия в инвестиционных проектах, требующих серьезных денежных вливаний? Может быть, финансовые вложения необходимы только госсектору рынка, да и то - исключительно для производства собственных современных субстанций, чтобы замкнуть производственный цикл хотя бы стратегических медикаментов внутри страны. А всех остальных было бы целесообразнее поддерживать с позиций экономического прагматизма. По сути, российские фармпроизводители по большей части нуждаются в техноло-гической реструктуризации и модернизации производства, то есть в первую очередь в современном оборудовании, которое они могут арендовать или получить по лизинговым схемам, благо прецеденты уже имеются. А дефицит последующего оборотного ка-питала вполне уместно удовлетворить за счет кредитования, но при условии разумного снижения ставки рефинансирования, что и станет вполне реальным и главное ощутимым вкладом государства в поддержку отечественного производителя. По большому счету нет особой необходимости в привлечении финансовых ресурсов и для всеобщего массового копирования российской фарминдустрией западных дженериков. Этим уже успешно занимаются ведущие российские заводы, и нет особого смысла составлять им конкуренцию, осложняя их и без того непростое существование. Хотя бы потому, что выпуск современных лекарственных средств предусматривает наличие дорогостоящих технологического оборудования и субстанций, от чего естественно производимый ме-дикамент дешевым не становится. Иными словами, особого ценового преимущества, не говоря уже о значительном стоимостном перевесе при выпуске российскими заводами современных дженериков, перед прочими синонимами, произведенными в других странах, не может быть по определению. Однако неустойчивость российской экономи-ки не позволяет, в отличие от развитых стран, недооценивать важность реального про-изводства, поскольку зависимость от импорта при форс-мажорной девальвации рубля может обернуться крахом всего фармрынка. Поэтому, пусть те кто внедряет импорто-замещающие технологии и продолжает насыщать внутренний рынок современными эффективными медикаментами. Не следует только зацикливаться на производстве дже-нериковой продукции. Тем более, что дженериковые лидеры никогда не смогут рассчи-тывать на финансовые потоки, на которые по праву может претендовать "лидер техно-логических мнений".
Повальный перевод всех заводов на выпуск GMP-соответствующей продукции, если в обозримом будущем это все-таки случится, несо-мненно, поспособствует воспроизведению хорошо себя зарекомендовавших лекарст-венных средств. Однако мировое лидерство достигается технологическим прорывом, который впоследствии станет уже рутинной процедурой по изготовлению дженериков, причем разными странами, но по единому стандарту, установленному компанией-производителем. Массовый выпуск даже нескольких препаратов нового типа может принципиально изменить приоритеты размещения инвестиционных ресурсов, или, во всяком случае, помочь преодолеть настороженное отношение инвесторов к фармрынку, инициировав каскадный процесс их финансовой активности. В противном случае рос-сийские производители будут обречены довольствоваться статусом территории, вос-производящей дженериковую продукцию ведущих мировых производителей, что ко-нечно стратегически верным решением не является. На современном этапе, скопиро-вать технологии и наладить фасовку и выпуск медикаментов реально практически в любой стране мира. Но разрабатывать новые технологические решения и создавать оригинальные препараты по силам только лидерам. И более чем опрометчиво не вос-пользоваться существующим потенциалом отечественных разработок, поскольку, чем быстрее они будут востребованы предназначенным для этого венчурным инвестицион-ным капиталом, тем значимее покажется эта отрасль для других категорий инвесторов.
Итак, может ли фармрынок рассчитывать на финансовые вложения? И для каких кате-горий инвесторов он станет потенциальным полем деятельности? По всей вероятности, та стадия развития бизнеса, на которой пребывает в настоящее время рынок лекарств, корысти или явной выгоды для инвесторов не представляет. Вкладываться, например, в товаропроводящую сеть для венчурного капитала уже нецелесообразно, а для стратеги-ческих и портфельных инвесторов пока еще не обеспечен тот потенциал роста и прочие благоприятные возможности, которые могли бы их заинтересовать. Для них же, по той же самой причине не является значимым на сегодняшний день и фарминдустрия. Для краткосрочных спекулятивных операций существуют акции более ликвидных предприятий, нежели фармацевтические. Не проводятся и заранее спланированные акции по недружественному поглощению с целью перепродажи, в отличие от экспортно-ориентированных компаний. То есть, от взятого за бесценок предприятия, потом без потерь и не избавишься, предлагая его в последующем стратегическому инвестору. Справедливости ради следует отметить, что при определенных условиях стратегиче-ские инвестиции в фарминдустрию происходят. К таковым условиям, прежде всего, от-носится наличие крепких связей на высоком государственном уровне. Действительно неразумно, по возможности, не воспользоваться своим лоббистским потенциалом или протекцией "нужных" высших чиновников. Однако подобные единичные случаи дале-ко не рядовое явление и скорее относятся к разряду казуистики, так как для большин-ства инвесторов, не относящихся к категории избранных, похожее покровительство не-доступно. В итоге, если фармпромышленность и может на что-то рассчитывать в плане финансовых ресурсов, так это преимущественно на рисковый капитал. Именно фар-миндустрия, являясь в силу ряда обстоятельств бизнес-аутсайдером, находится за не-значительным исключением на раннем, начальном этапе развития бизнеса и потому расположена в зоне интересов венчурного инвестирования. Однако существует целый ряд сдерживающих факторов, препятствующих широкомасштабному распространению прямых финансовых инвестиций. Отсутствуют продуманные и четко прописанные "правила игры" для участников лекарственного рынка, что выражается в основательной зависимости фармотрасли от абсолютно субъективных и порой малозначащих обстоя-тельств. Зато в избытке непоследовательная и зачастую непредсказуемая политика ад-министративного регулирования рынка медикаментов, начиная от порядка оформления ввоза лекарственных средств и принципов составления льготного перечня препаратов, до введения НДС без отлаженных механизмов компенсационного лекарственного страхования, что неприемлемо ни для одной цивилизованной страны. Принципиально важным для венчурного инвестирования в плане демпфирования повышенных коммер-ческих рисков является устранение "ассиметричности" информации, столь характерной для фармрынка, как впрочем и для всей экономике в целом. Без четкого представления об истинном финансовом положении компании, ее кредитной истории, распределении акционерного капитала или долях владельцев, арбитражных исках и всего остального, что составляет сведения о хозяйственной деятельности предполагаемого партнера, ни один из цивилизованных и здравомыслящих инвесторов не станет рисковать своим ка-питалом, пусть даже и рисковым.
Следует отметить, что проблема "ассиметричности" информации не ограничивается рамками только ее недоступности. Нельзя игнорировать факта неправильной интерпре-тации показателей финансово-хозяйственной деятельности в привычных для мировых рынков и национальной экономике схемах, даже в случаях своевременного предостав-ления конфиденциальной бизнес-информации тем или иным фармпроизводителем. Это особенно актуально для зарубежных венчурных инвесторов, зачастую неверно истолко-вывающих российские реалии, как не соответствующие западному стереотипу ведения бизнеса. В свою очередь, это предусматривает создание справочной службы по обмену информацией о деловой репутации игроков фармрынка в виде аналога "кредитного бюро", как это принято на всех развитых рынках. Параллельно необходимо предусмот-реть ведение планомерной PR-деятельности по разъяснению особенностей националь-ного фармацевтического рынка, в том числе и с помощью установления ранговой ие-рархии участников лекарственного рынка. Подобные маркетинговые мероприятия мо-гут стать одним из наиболее приемлемых вариантов информационного пространства как для инвесторов, так и для производителей. Инвестиционные компании при выборе объекта для вложения средств ориентируются на показатели внутренних отраслевых рейтингов, либо обмениваются или получают информацию об устойчивости своих це-левых клиентов и их инвестиционном потенциале через кредитное бюро. В свою оче-редь фармпроизводители, из числа заинтересованных в получении инвестиций, моти-вированы на объективное определение своего рейтингового статуса, достоверную оценку результативности, заслуженное признание достоинств и на повышение собст-венного имиджа. В итоге, инвестиционная привлекательность данного рыночного сег-мента повышается, несмотря на присутствие ненадежных и/или недобросовестных иг-роков, к сожалению еще присутствующих среди производителей фармпродукции. В дальнейшем, по мере финансовой реструктуризации и обеспечения более высокого уровня стоимости конкретного фармпредприятия за счет грамотного приложения фи-нансовых ресурсов венчурного капитала, будет подготовлен переход к более зрелой стадии развития бизнеса, которая станет привлекательной и для других категорий ин-весторов.


Пашутин Сергей Борисович, докт. биол.наук
20.03.2002 

20.03.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов