Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Мясная промышленность.


Предприятия мясной промышленности последнее десятилетие работали в условиях глубокого дефицита сырья. При сокращении объема реализации скота и птицы в натуральном выражении в 1998 г. в 2 раза по сравнению с уровнем 1990 г. промышленная переработка уменьшилась в 4,4 раза. Это объясняется нежеланием сельхозпроизводителей сдавать скот и птицу на промышленную переработку в связи с задержкой расчетов за сданную продукцию. Значительная часть мясного сырья поступает на реализацию в непереработанном виде. Низкий уровень обеспеченности перерабатывающих предприятий сырьем, неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между предприятиями и поставщиками привели к снижению объемов производства мяса и мясопродуктов.

Спад производства мяса, включая субпродукты 1-й категории, происходил на протяжении 1990-1999 гг. Объемы производства в 1998 г. упали настолько сильно, что составили 20% от уровня 1990 г. В течение 1998-1999 гг. спад производства еще более усилился. Эти годы стали переломными для предприятий мясной промышленности, и только в 2000 г. наметился некоторый подъем производства. В 2000 г. производство мяса возросло на 8% по сравнению с 1999 г. Выпуск мясной продукции в 2000 г. увеличился практически во всех регионах России. Однако по сравнению с уровнем 1990 г. в 2000 г. в результате сокращения объемов производства животноводческой продукции, а также поставок ее на промпереработку произошло снижение производства мяса и мясных продуктов на 5,343 млн т.

В условиях критического дефицита сырья предприятия промышленности проводят структурную перестройку производства, направленную на увеличение выработки готовых к употреблению мясных продуктов (70% ресурсов мяса реализуется в виде колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов), меняют стратегию развития, переориентируются на востребованную на рынке продукцию, расширяют ассортимент и борются за снижение себестоимости единицы продукции для того, чтобы конкурировать с малыми производителями и держать большую долю рынка сбыта.

В сложившихся сложных условиях развития предприятий мясной отрасли доля рентабельных предприятий в 2000 г. не превысила 46%. 590 предприятий мясной промышленности в 2000 г. получили прибыль 918 млн руб. (рост в 23,5 раза по отношению к 1999 г.). С убытком работали более 54% предприятий. Задолженность предприятий перед бюджетом на 1 января 2001 г. составила 1,106 млрд руб., а кредиторская - 10,116 млрд руб., задолженность по кредитам и займам - 7,874 млрд руб.

С января по сентябрь 2001 г. наблюдался постоянный рост производства мяса, включая субпродукты 1-й категории. В сентябре объем производства мяса составил 112 000 т, что на 34,3% больше объема производства января. Производство колбасных изделий в сентябре по сравнению с январем также возросло на 28%, однако в течение этих 9 месяцев наблюдались значительные колебания в объемах производства.

Производство мясных полуфабрикатов в сентябре также возросло по сравнению с январем 2001 г. и составило 23 400 т, что на 36% больше уровня начала года. На резко увеличившемся объеме производства мяса в августе-сентябре 2001 г. сказался сезонный фактор: сельские производители стали активно продавать предприятиям скот.

Как показывает анализ данных финансовой отчетности предприятий мясной промышленности за первое полугодие 2001 г., все предприятия развиваются разными темпами. Большое влияние на развитие предприятия оказывает форма собственности. У большинства государственных предприятий износ основных фондов составляет от 60 до 70%, поэтому основной задачей для данных предприятий является поиск инвестиций для реконструкции и перевооружения производства. Кроме того, у большинства предприятий около 30-40% чистой прибыли идет на содержание социальной сферы. Решением данной проблемы могла бы стать передача большей части соцсферы в ведение местных органов власти, в результате чего высвободились бы средства для инвестиций.

В целом на многих акционерных предприятиях проблемы те же, что на государственных. Это и большой парк изношенного оборудования, составляющий 40-50%, и проблемы со сбытом продукции, вынуждающие предприятия использовать на 40-50% неденежные формы расчетов, и содержание социальной сферы, оттягивающей на себя 5-10% чистой прибыли. Многие акционерные предприятия имеют большую задолженность по кредитам перед кредитными организациями.

Проблемы у всех предприятий вне зависимости от формы собственности одинаковые. Практически все предприятия мясной промышленности работают в какой-то степени на давальческом сырье. Это не позволяет им развиваться, лишает значительной части чистой прибыли, которая могла бы пойти на развитие производства.

Анализ данных финансовой отчетности предприятий мясной промышленности показывает, что рентабельность продаж составила 2,1%, тогда как в целом по пищевой промышленности она составляет 9,3%. На падение уровня рентабельности продаж повлияло падение объемов продаж мяса (включая субпродукты 1-й категории), производство которого является одним из основных направлений деятельности мясокомбинатов. Наибольшая величина данного показателя - 7,2% - на Марьинской птицефабрике (Московская обл.), а наименьшая по мясной промышленности составляет -2,5%. Низкий уровень данного показателя отражает снижение уровня эффективности работы предприятий и означает, что со временем предприятия лишатся возможности самостоятельно финансировать свою деятельность и получать прибыль.

Оборачиваемость дебиторской задолженности отражает эффективность политики предприятия по кредитованию покупателей с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит. На мясокомбинате «Оброченский» (Мордовия) он составляет всего 5 дней, а наибольший период оборачиваемости составляет по отрасли 31 день, что несущественно отличается от нормы, составляющей 30 дней. Это вполне естественно при том условии, что 20-30% продукции производится из давальческого сырья. Чем меньше срок поступления оплаты по дебиторской задолженности со стороны покупателей, тем благоприятнее последствия для финансового состояния предприятий. По мере сокращения этого срока повышается степень использования активов, снижается уровень задолженности и повышается доходность собственного капитала.

Оборачиваемость кредиторской задолженности составляет 10 дней. Наибольший период погашения кредиторской задолженности составляет 17 дней, а наименьший по мясной промышленности составляет 4 дня на Пермском мясокомбинате (Пермская обл.). Это констатирует тот факт, что предприятия неохотно пользуются коммерческими кредитами. Если сравнить данный показатель с оборачиваемостью дебиторской задолженности, то можно сказать, что в целом на предприятиях мясной промышленности существует дефицит оборотных средств, так как срок погашения задолженности перед поставщиками и подрядчиками меньше, чем срок возврата денежных средств от покупателей, т. е. предприятия не могут своевременно отвечать по своим обязательствам.

Окончание читайте в журнале "Русский Фокус".

31.01.2002  Русский Фокус №2(39)

31.01.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов