Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Субъект, измученный "Нарзаном".


Фирма из Карачаево-Черкессии оспаривает регистрацию наименования места происхождения минеральной воды "Нарзан"

С 1995 года минеральная вода "Нарзан" охраняется в России как наименование места происхождения. Согласно регистрации, только две компании из Кисловодска - ОАО "Нарзан" и ТОО "Кавказские минеральные воды" - имеют право использовать обозначение "Нарзан". Но именно эту регистрацию уже не первый год пытаются аннулировать компании из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Настаивая на том, что знаменитое название давно стало видовым понятием, эти компании хотят разливать свой "Нарзан".

Последняя встреча оппонентов состоялась на прошлой неделе – в Роспатенте. Компания "Эффект" из Карачаево-Черкесии обратилась в Апелляционную палату этого ведомства, надеясь аннулировать регистрацию наименования места происхождения товара "Нарзан". Их целью было доказать, что до 1995 г. (до момента регистрации) "Нарзан" был известен вовсе не только в связи с одной-единственной местностью - городом Кисловодском.

"Нарзан" - переиначенное на русский лад название "нарт-сане" (что означает "напиток нартов") - действительно известен очень давно. Как известно и то, что больше ста лет разливает в бутылки эту воду Кисловодский нарзанный завод. "Но в тексте официальной публикации, определяющей объем прав, в качестве товара указана минеральная вода, которая как товар может быть реализована потребителями в различных формах: розлитой в бутылки, помещенной в цистерны и другие емкости", - утверждает Борис Лобач, представляющий интересы карачаево-черкесской компании "Эффект".

По мнению Лобача, есть масса подтверждений использования обозначения "Нарзан" в лечебной и курортной практике в виде минеральных ванн и орошений: "вода для таких целей никогда, по понятным причинам, расфасовываться в бутылки не будет".

Ссылаясь на "Большие советские энциклопедии", изданные в еще 50-е гг., документы Минпищепрома, Минторга, Минздрава СССР и пр., представители компании "Эффект" утверждали, что надо говорить о таком понятии, как "нарзаны" - нарзан Кисловодский, Пятигорские нарзаны, Крымский нарзан, Тебердинский нарзан и т. д.

Действительно, в "Большой советской энциклопедии" от 1995 г. написано: "Пятигорск является одним из старейших курортов, добываемые на его территории минеральные воды: теплый нарзан, холодный нарзан - применяются для питьевого лечения". Оговаривает энциклопедия и существование ессентукских нарзанов: "Ессентуки - город союзного подчинения, сезон - круглый год; для ванн используется вода ессентукских нарзанов".

Кроме этого, согласно данным Торгово-промышленной палаты Крыма, "до декабря 1995 г. промышленный розлив минеральной воды "Крымский нарзан" производил Сакский завод минеральных вод". Есть в энциклопедии, изданной в 1983 г., упоминание и о "Сочинском нарзане", использовался который для ванн и питьевого лечения.

Любопытно, что регистрация патентного ведомства оговаривает особые свойства товара "Нарзан" лишь в весьма общем виде: "минеральная вода - прозрачная, без цвета, без запаха, со вкусом родниковой воды". Иначе говоря, указываются характеристики, присущие большинству подземных вод, добываемых из скважин. Между тем даже на территории Кисловодска добываются несколько видов минеральной воды "Нарзан", которые используются в лечебной, курортной и диетической практике. И состав их несколько отличается от состава того "Нарзана", который получил охранную защиту в Роспатенте. Различаются по своему составу и все другие "нарзаны", добываемые в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Как утверждает заместитель гендиректора компании "Эффект" Ханафий Шунгаров, "для народов Северного Кавказа понятия "нарзанные источники" и "нарзаны" - более привычны и чаще употребляются, чем "источники минеральных вод".

Собираясь оспаривать регистрацию наименования "Нарзан", представители "Эффекта" заручились поддержкой Карачаево-Черкесского территориального управления МАПа: "Претензии какого-либо хозяйствующего субъекта на исключительные права на именование "Нарзан" и противодействие аналогичным субъектам на его использование имеют признаки нарушения антимонопольного и патентного законодательства и должны быть устранены в установленном порядке". Приведенные выше доводы, по мнению представителей компании "Эффект", говорят о том, что обозначение "Нарзан" задолго до спорной регистрации превратилось в видовое понятие товара - минеральных вод различных составов - в силу его широкого применения в качестве составной части наименования этих вод, добываемых и реализуемых в различных географических регионах, преимущественно в курортных зонах.

Что касается контраргументов нынешних владельцев регистрации наименования места происхождения товара "Нарзан", то их представители убеждены: сегодня "отсутствуют прямые доказательства того, что так называемые "нарзаны" из других географических объектов (будь то Пятигорск или Ессентуки) поступали в торговую сеть или реализовывались иным путем. Кроме того, сейчас "трудно сделать вывод о том, что иные "нарзаны" стали известны широкому кругу людей лишь на основании того, что люди получали лечение в санаториях и что у потребителей этих "нарзанов" сложилось впечатление о НАРЗАНЕ как о видовом понятии, относящемся к любой минеральной воде", убеждена Ольга Салмина, директор юридической фирмы "Авента", представляющая интересы ОАО "Нарзан".

Апелляционная палата Роспатента, рассмотрев возражения ООО "Эффект", регистрацию наименования "Нарзан" оставила в силе. Мотивировочное решение будет готово в течение двух месяцев. Между тем компании из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии сегодня не только оспаривают регистрацию наименования "Нарзан", но и сами выпускают свою минеральную воду - "Нарзан Тебердинский", "Нарзан серноводский" или "Нартсане". Просто потому, что такая продукция экономически выгодна. Действительно, "Нарзан Тебердинский" купят гораздо охотнее, чем "Воду минеральную, карачаево-черкесскую". В большинстве случаев владельцы регистрации наименования "Нарзан" добиваются через суды запрета использовать одноименное обозначение. Стороны признают, что этот спор для них принципиален, поэтому следует ожидать следующих инстанций - Высшей патентной палаты и Арбитражного суда.


Татьяна Самойлова
14.01.2002  Русский Фокус

14.01.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов